Выносимых на государственный экзамен
Фотожурналистика
Цели и задачи дисциплины
Главная задача курса «Фотожурналистика» заключается в том, чтобы ввести студентов-журналистов в сферу научного знания о фотожурналистике как предстоящей области их будущей практической деятельности.
Соединение теории с практикой позволит будущему специалисту освоить жанры изучаемого предмета, изучить опыт мастеров фотожурналистики и в предстоящей деятельности профессионально выполнять редакционные задания, аналитически подходить к поиску и выбору сюжетов съемок, разработке тем, соблюдать этические нормы, правильно ориентироваться в обстановке, уметь выделять основное при разработке темы, мотивировать свой выбор.
В ходе изучения курса фотожурналист расширит кругозор, углубит и разовьет способности исследователя, психолога, научится постигать характер субъекта съемки, чтобы полнее раскрывать его внутренний мир через собственные восприятие и оценки.
Теоретико-практическая методология преподавания дисциплины будет содействовать выполнению задач курса, к моменту завершения которого студенты смогут изучить исторический путь развития фотожурналистики, основные направления творчества наиболее известных отечественных и зарубежных фотожурналистов, разбираться в многообразии жанров фотожурналистики.
Практические занятия, посещение фотовыставок и редакционных коллективов будут способствовать практической адаптации журналиста в редакционном коллективе, поскольку соединение теории и практики ускорит этот процесс. Одной из форм обучения предполагается организация и проведение мастер-классов известных фотожурналистов Беларуси, России, стран ближнего зарубежья.
|
Учебно-методические материалы по дисциплине
Основная литература
1. Березин, В.М. Фотожурналистика: Учеб. пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 159 с.
2. Борев, В.Ю. Фотография в структуре массовой коммуникации. – Вильнюс: Минтис, 1986.
3. Ворон, Н.И. Жанры советской фотожурналистики. – М.: Высш.школа, 1991. – 65 с.
4. Головко, Б.Н. Фотожурналистика: метод.курс.автор.излож. – М.: Акад.изд-во МЭГУ, 1993. – 180 с.
5. Демин, В. Певцы народного праздника. О творческой работе фотожурналиста на массовых народных праздниках. – Вильнюс, 1982.
6. Кляйнс, В. Фотография и журналистика. – Рига, 1998. – 30 с.
7. Куновский, Г.Н. Фотографируем без ошибок. – Мн.: Полымя, 1986.
8. Куновский, Г.Н. В объективе – дети. Съемка в разных условиях. Как готовиться к съемке. – Мн.: Полымя, 1986.
9. Ладутько, В.Н. Основы фотожурналистики. Основные понятия. Жанры и образность фотографии. – Мн., 2000.
10. Малышев, В.А. Искусство видеть. – М.: Молодая гвардия, 1985.
11. Фотография в прессе: вопросы истории, теории и практики. – Уральский следопыт, 1989.
12. Фотография в прессе: проблемы теории и фотожурналистика. Основы фотографии. – М.: Искусство, 1989.
13. Фотожурналист и время. – М.: Плакат, 1975.
14. Шимолин, В.И. Основы фотожурналистики: Учебно-методический комплекс. – Мн.: БГУ, 2009 – 263 с.
Дополнительная литература
1. Коваленко, Г.А. В объективе – жизнь. – М., Искусство, 1987.
2. Кораблев, Д.В. Фотокомпозиция и визуальное восприятие. – СПб., 2009 – 192 с.
3. Курский, А.Д. Иллюстрированное обучение фотосъемке. – М.: Высшая школа, 1991.
4. Лаврентьев, А.Н. Ракурсы Родченко. – М.: Искусство, 1992.
|
5. Михалкович, В.И. Поэтика фотографии. – М.: Искусство, 1984.
6. Морозов, С.А. Творческая фотография. – М.: Планета, 1989.
7. Призвание – спорт. – М.: Планета, 1988.
8. Сто работ фотожурналистов. – М.: Известия, 1987.
9. Устинов, А.В. С «лейкой» и блокнотом. – М.: Искусство, 1985.
10. Фотография: Энциклопедический словарь. – Мн.: 1992. – 339 с.
11. Фрост, Л. Творческая фотография: идеи, сюжеты, техники съемки. – М.: АртРодник, 2003. – 160 с.
12. Шандрин, В.С. Фотографирование спорта. – М.: Искусство, 1981.
Содержание дисциплины
Фотожурналистика как составная часть журналистики. Предмет, структура и задачи курса. Структура основных понятий курса.
Фотожурналистика как сфера массово-информационной деятельности. Возникновение фотожурналистики. Массово-информационная природа фотожурналистики.
Жанры фотожурналистики. Информационные жанры.Публицистические жанры. Художественно-публицистические жанры. Фотозаметка. Фотозарисовка. Фотокорреспонденция. Фоторепортаж. Фотопортрет. Фотоочерк. Фотоиллюстрация.
Функции фотожурналистики. Идеологические аспекты фотожурналистики. Культуроформирующие, рекламно-справочные функции. Непосредственно-организаторские принципы.
Социальная позиция фотожурналиста. Формирование социальной позиции. Основные принципы деятельности фотожурналиста. Система оценочных категорий творчества. Проблема принципиальности – авторское «я». Политическая культура журналиста.
Свобода печати и деятельность журналиста. Факторы свободы самовыражения. Экономические условия творчества. Юридическая сторона свободы творчества фотожурналиста. Историко-географические аспекты фотожурналистики.
|
Фотожурналистика в системе социальных институтов. Социальные аспекты демократической фотожурналистики. Государственная политика в области СМИ. Закон о СМИ.
Фотожурналистика в информационном пространстве Беларуси. Массово-информационные средства фотожурналистики. Специализированные фотоиздания. Действенность, результативность и факторы.
Фотожурналистика как область творческой деятельности. Имя в фотожурналистике. Виды фотожурналистской деятельности. Формы реализации информационной политики издания. Методологические основы творчества фотожурналиста.
Действенность и эффективность фотожурналистики. Новые информационные технологии и электронная кодировка изображения.Традиционная и цифровая фотография. Адекватность оценки. Визуальная грамотность. Результативность фотожурналистики и ее формы. Творческие факторы эффективности в работе фотожурналиста.
Фотожурналист как субъект деятельности СМИ. Профессиональные организации фотожурналистов. Гражданская позиция и моральная ответственность фотожурналиста. Авторское право в фотожурналистике.
Основы журналистики
Цели и задачи дисциплины
Цель курса «Основы журналистики» – овладение студентами такими определяющими понятиями, как сущность, принципы, функции, исторические типы журналистики; знакомство с содержанием и этическими нормами, проблемами эффективности и действенности журналистской работы.
Задача курса – ознакомить студентов с журналистикой как целостным предметом, делая акцент на принципиальных вопросах журналистской науки, таких как: сущность массово-информационной деятельности и ее функции; свобода и ответственность журналиста; правовые и этические основы журналистики; эффективность и действенность ее выступлений.
Журналистика как предмет изучения:
· журналистика как особый социальный институт, система различных учреждений. Это – газетные, журнальные книжные редакции, издательства, теле- и радиоорганизации, информационные агентства, пресс-центры и т.д., а также обслуживающие их технические службы (типографии, службы связи и распространения и т.п.);
· журналистика как система видов деятельности, необходимых для нормального функционирования этого социального института. Это прежде всего творческая деятельность по сбору и обработке информации, созданию произведений для газет, журналов, радио и телевидения. А также деятельность по созданию СМИ, по разработке и реализации информационной политики и т.д.;
· журналистика как совокупность профессий, важных для обеспечения всех областей ее деятельности. Корреспондент, обозреватель, редактор. В современной журналистике все большую роль играют специалисты по менеджменту, маркетингу, рекламе, инженерному обеспечению;
· журналистика как система произведений;
· журналистика как комплекс каналов передачи массовой информации;
· журналистика как совокупность учебных дисциплин и как особая отрасль науки.