Перечень вопросов
К комплексному государственному экзамену
Творческий отчет за период учебы
На комплексном государственом экзамене студент должен иметь при себе папку со своими творческими материалами за период обучения в институте: публикации (в том числе фотопубликации), аудио- и видеоматериалы, распечатки интернет-страниц, образцы дизайнерско-оформительской, редакторской работы и др. (ксерокопии материалов должны быть заверены).
Творческий отчет студент должен предоставить на кафедру не позднее чем за неделю до государственного экзамена (оформление титульного листа отчета см. в Приложении 1).
Аудио- и видеоматериалы представляются на компакт-диске, к которому прилагается распечатка сценария. Студент должен быть готов осуществить презентацию данных аудио- и видеоматериалов с использованием мультимедийной техники.
Студент делает краткое сообщение о своей профессионально-творческой деятельности: материалы каких жанров и по какой тематике подготовил, где проходил практику, какие профессиональные функции выполнял, какие умения и навыки получил, как учеба в институте поспособствовала развитию профессиональных качеств в процессе творческой журналистской деятельности.
Членами государственной экзаменационной комиссии студенту могут быть заданы вопросы в связи с его профессионально-творческой деятельностью за период обучения в институте.
Фотожурналистика
1. Становление отечественной социальной фотографии.
2. Новаторские приемы в фотожурналистике 1920-30-х годов.
3. Фотожурналистика в годы Великой Отечественной войны.
4. Жанр фоторепортажа и фотоочерка в журналистике 1950-1980-х годов.
|
5. Традиции и новаторство в отечественной фотожурналистике 1990-х годов.
6. Жанровые особенности фотоиллюстрации в современных СМИ.
7. Фотожурналистика и авторское право.
8. Идеологические аспекты фотожурналистики.
9. Профессиональные организации фотожурналистов Беларуси.
10. Перспективы развития фотожурналистики в современной белорусской печати.
11. Методологические основы деятельности фотожурналиста.
12. Свобода печати и деятельность фотожурналиста. Творческие факторы эффективности работы фотожурналиста.
13. Фотожурналистика: предмет, принципы, функции.
14. Новые информационные технологии в работе фотокорреспондента.
15. Разнообразие жанров фотожурналистики.
16. Этические нормы в работе фотокорреспондента. Кодекс профессиональной этики журналистов.
17. Особенности и функции фотографической информации.
18. Иллюстрирование тематических разделов и рубрик.
19. Публикация художественной, прикладной и рекламной фотографии в СМИ.
20. Использование современных технологий в подготовке фотоматериала.
21. Фотоснимок в коммуникативном процессе.
22. Фотомонтаж и фотоколлаж в современных СМИ.
23. Цветная фотография и специфика ее использования в СМИ.
24. Традиционная и цифровая фотография в современной репортерской практике.
25. Принципы работы фотокорреспондента в печатных и электронных СМИ.
26. Фотожурналистика в районной прессе.
27. Специфика работы фотокорреспондента в различных СМИ.
28. Белорусская и российская фотожурналистика: выбор темы, ее разработка и воплощение.
29. Новые имена в белорусской фотожурналистике: характеристика творчества молодых фоторепортеров.
|
30. Основные принципы фотожурналистики и их реализация в современных печатных СМИ Беларуси.
Основы журналистики
1. Государственная информационная политика Республики Беларусь.
2. Журналистика как «четвертая власть». Функции журналистики.
3. Классификация современных СМИ.
4. Проблемы социальной ответственности современной прессы.
5. Журналистика в системе социальных институтов общества.
6. Этапы развития отечественного телевидения и радиовещания.
7. Особенности современной публицистики.
8. Проблематика печатных СМИ.
9. Информационные агентства в системе белорусских СМИ.
10. Структура газетного номера.
11. Популярность издания. Продвижение газеты на рынке СМИ.
12. Особенности редакционной деятельности журналиста и организация работы редакционного коллектива.
13. Региональные СМИ: цели, задачи, функции.
14. Правовые и этические нормы работы журналиста.
15. Социологические методы в журналистике. Исследование аудитории.
16. Эффективность и действенность журналистских выступлений.
17. Рейтинг издания или программы как средство их совершенствования.
18. Авторское право в журналистике.
19. Законодательное регулирование системы СМИ Республики Беларусь.
20. Перспективы и тенденции развития журналистики в XXI веке.
21. Общественное мнение и СМИ. Методы манипулирования общественным мнением.
22. Пресс-центры и пресс-службы: задачи, функции.
23. Проявление массовой культуры в современной журналистике.
24. Реклама в прессе, на радио и телевидении.
|
25. Гласность и ее обеспечение в журналистике.
26. Деловые издания: особенности работы журналиста.
27. Исторические типы журналистики.
28. Инфраструктура журналистики.
29. Отраслевые и корпоративные издания.
30. Молодежные издания Беларуси: функции, проблематика, стиль.
Теория и методика журналистского творчества
1. Журналистика как род творческой деятельности.
2. Профессиональные особенности личности журналиста.
3. Политическая культура журналиста.
4. Методы журналистского познания реальности.
5. Журналистское произведение: тема, замысел, идея.
6. Композиционное построение журналистского произведения.
7. Факт и аргументация в публицистике.
8. Методы работы с источниками информации.
9. Современная система жанров журналистики.
10. Информационные жанры современной публицистики.
11. Интервью: жанр и метод.
12. Телевизионное интервью: виды, формы, стиль общения.
13. Репортаж: особенности жанра.
14. Аналитические жанры журналистики.
15. Статья: специфика и виды.
16. Комментарий и обозрение как жанры аналитической публицистики.
17. Корреспонденция, ее виды и жанровые особенности.
18. Методы проведения журналистского расследования.
19. Ток-шоу как жанр тележурналистики.
20. Художественно-публицистические жанры журналистики.
21. Современный очерк: проблемы жанра.
22. Роль автора в современной публицистике.
23. Журналист в эфире: профессиональные требования.
24. Изобразительно-выразительные средства телерадиовещания.
25. Редактор как организатор творческого процесса.
26. Репортер: особенности профессии.
27. Специализация работы журналиста в отечественных СМИ.
28. Практика зарубежного телерадиовещания.
29. Специфика журналистского текста.
30. Стилистические особенности публицистических произведений.