Цели и задачи дисциплины
Курс «Теория и методика журналистского творчества» расширяет представления о журналистике как о профессиональной деятельности, сложившиеся в ходе освоения курса «Введение в специальность»; причем в данном случае акцент делается на творческую составляющую профессии, на выработке умения претворять теоретические знания в практические навыки работы с текстом.
Главная цель, которую необходимо достичь в ходе изучения дисциплины, состоит в расширении и систематизации знаний студентов о слагаемых журналистского творчества. Она реализуется посредством решения конкретных задач:
· формирование представлений о журналистском произведении как особом виде текста, а также о структуре творческого акта журналиста;
· изучение системы методов журналистского творчества;
· систематизация представлений о профессионально-этических правилах и нормах, регулирующих поведение журналиста;
· практическое освоение жанровых разновидностей журналистского текста (работа над материалами разных жанров).
Учебно-методические материалы по дисциплине
1. Воробьев, В.П., Дмитриев, Е.И. Информационное поле Беларуси: социально-политический анализ. – Мн., 2003.
2. Ворошилов, В.В. Журналистика. – СПб., 2004.
3. Дубовик, В.И. Основы журналистики. – Мн., 2005.
4. Дубовiк, С.В. Сацыяльны патэнцыял беларускай перыёдыкi. – Мн., 2000.
5. Комментарий к закону Республики Беларусь «О средствах массовой информации» / сост. А.Л. Бастунец. – СПб.: 2011.
6. Кузнецов, Г.В. Телевизионная журналистика. – М., 2002.
7. Кузнецов, Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. – М., 2002.
8. Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2004.
|
9. Муратов, С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. – М., 2003.
10. Олешко, В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2003.
11. Орлова, Т.Д. Теория и методика журналистского творчества. – Мн., 2005.
12. Основные понятия теории журналистики / Под ред. Я.Н. Засурского. – М., 1993.
13. Основы творческой деятельности журналиста / Редактор-сост. Корконосенко С.Г. – СПб., 2000.
14. Правовые аспекты онлайн журналистики в Беларуси / сост. А.Л. Бастунец. – СПб.: 2011. – 152 с.
15. Соколов, А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. – СПб., 1996.
16. Стральцоў, Б.В. Асноўныя творчыя метады ў журналістыцы. – Мн., 2000.
17. Стральцоў, Б.В. Метад і жанр. Асновы творчага майстэрства журналіста. – Мн., 2002.
18. Телерадиоэфир: история и современность. Под ред. Я. Н.Засурского. – М., 2005.
19. Цвик, В.Л. Телевизионная журналистика. История. Теория. Практика. – М., 2004.
20. Шерель, А.А. Радиожурналистика. – М., 2000.
Дополнительная литература:
1. Ильченко, С.Н. Интервью в журналистском творчестве. – СПб., 2003.
2. Калмыков, А.А., Коханова, Л.А. Интернет-журналистика. – М., 2005.
3. Ким, М.Н. Технология создания журналистского произведения. – СПб., 2002.
4. Кузнецов, Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. – М., 2003.
5. Шеин, В.Н. Информационные и аналитические жанры радиожурналистики. – Мн., 2003.
6. Шишкин, Н.Э. Газетный заголовок. – М., 2004.
7. Шостак, М.И. Интервью: метод и жанр. – М., 1997.
Содержание дисциплины
Журналистика как область творческой деятельности. Виды журналистской деятельности и формирование информационной политики: авторская, редакторская, организаторская. Формы реализации информационной политики. Проблемно-тематическая линия СМИ – рубрики, подборки, кампании. Позитивно-утверждающая направленность. Критическая направленность. Типы и методологические основы творчества: научное, художественное, публицистическое.
|
Журналист: особенности личности, призвание, образование. Формы и методы познавательного процесса журналиста.
Номер газет, радио- и телепередача как конечный продукт журналистики. Структура газетного номера. Заголовок, рубрики. Иллюстрации.
Журналист как источник и проводник информации. Человек в современном информационном мире. Роль журналиста в коммуникационных связях.
Объективное и субъективное в творчестве. Факт и аргументация в публицистике. Методы подготовки журналистского произведения: факт, замысел, тема. Роль автора в журналистском произведении.
Система жанров современной публицистики. Эволюция жанров. Жанр или текст: традиции и тенденции. Эссеизация современной журналистики.
Новость и ее жанровые разновидности. Оперативно-новостные тексты в практике СМИ. Интервью: жанр и метод. Практика ведения интервью. Специфика работы журналистов информационных жанров.
Аналитические жанры журналистики. Место факта в аналитических журналистских произведениях. Исследовательские тексты в практике СМИ. Нетрадиционные аналитические жанры.
Журналистика и публицистика. Особенности современной публицистики. Роль публицистики как особого вида познания. Стилистические и композиционные характеристики публицистических текстов.
Тематическая специализация и специфика работы журналиста. Журналистские профессии. Мотивы тематической специализации журналиста. Особенности работы в отраслевых и общественно-политических изданиях, в издательствах и электронных СМИ.
|
Современная телевизионная индустрия. Специфика современного телевидения и творческая индивидуальность журналиста. Современные компьютерные технологии в редакции и издательстве. Интернет в системе СМИ.
Журналист и аудитория. Двустороння природа массовой коммуникации. Методы и средства социологического исследования аудитории. Работа с письмами читателей.
Читательская аудитория. Регулярная, нерегулярная, общая аудитория. Отличия между общей и регулярной аудиторией. Формирование отношений аудитории к информационному источнику. Мотивы выбора издания регулярной аудиторией.
Эффективность и действенность работы журналиста. Критерии оценки труда журналиста. Анализ творчества известных журналистов Беларуси.
Приложение1
Образец оформления титульного листа творческого отчета
Институт парламентаризма и предпринимательства
Кафедра журналистики и филологии
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
студента V курса СЭФ
специальности «Журналистика
(по направлениям)»
Иванова Ивана Ивановича
Вид практики | Руководитель | Оценка |
I курс (учебно-ознакомительная практика) | ||
II курс (производственная практика) | ||
III курс (производственная практика) | ||
IV курс (производственная практика) | ||
V курс (преддипломная практика) |
Минск 2012