МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»
(ЯрГУ)
УТВЕРЖДАЮ Директор Университетского колледжа _____________ М.П. Семенцова «____» __________20___ г. |
Рабочая программа учебной практики
09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
___________________________________________________
Техник по информационным системам ______________________________________________
Ярославль 2015
Цели учебной практики
Целью учебной практики является закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся и приобретение ими первичных практических навыков и компетенций при создании и эксплуатации информационных систем, автоматизирующих задачи организационного управления коммерческих компаний и бюджетных учреждений и использовании совокупности методов и средств разработки информационных систем и бизнес-приложений; реализация проектных спецификаций и архитектуры бизнес- приложения; регламенты модификаций, оптимизаций и развития информационных систем.
Задачи учебной практики
Задачей учебной практики является овладение первичными практическими навыками и компетенциями при создании и эксплуатации информационных систем, автоматизирующих задачи организационного управления коммерческих компаний и бюджетных учреждений и использовании совокупности методов и средств разработки информационных систем и бизнес-приложений; реализация проектных спецификаций и архитектуры бизнес- приложения; регламенты модификаций, оптимизаций и развития информационных систем.
.
Место учебной практики в структуре ОПОП
Учебная практика является составляющей профессионального модуля:
- ПМ.03 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (МДК.03.01 Оператор электронно-вычислительных машин).
Учебная практика базируется на освоении:
- учебных дисциплин математического и общего естественнонаучного цикла: Элементы высшей математики, Элементы математической логики, Дискретная математика;
- общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла: Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем, Операционные системы, Устройство и функционирование информационной системы, Основы алгоритмизации и программирования;
- профессиональных модулей: Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (МДК.03.01 Оператор электронно-вычислительных машин.
Учебная практика представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. Учебная практика является основой для изучения профессиональных модулей: ПМ.01 Эксплуатация и модификация информационных систем (МДК.01.01. Эксплуатация информационной системы, МДК.01.02. Методы и средства проектирования информационных систем); ПМ.02 Участие в разработке информационных систем (МДК.02.01. Информационные технологии и платформы разработки информационных систем).
Формы проведения учебной практики
Аудиторная, лабораторная.
Место и время проведения учебной практики
Место проведения: Университетский колледж.
Время проведения: 18.04.2016 – 25.06.2016.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики
Процесс прохождения практики направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС СПО по специальности:
а) общие (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
б) профессиональных (ПК):
ПК 1.1. Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы.
ПК 1.2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля
при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.
ПК 1.3. Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения.
ПК 1.4. Участвовать в экспериментальном тестировании информационной системы на этапе опытной эксплуатации, фиксировать выявленные ошибки кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы.
ПК 1.5. Разрабатывать фрагменты документации по эксплуатации информационной системы.
ПК 1.6. Участвовать в оценке качества и экономической эффективности информационной системы.
ПК 1.7. Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ.
ПК 1.9. Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией.
ПК 1.10. Обеспечивать организацию доступа пользователей информационной системы в рамках своей компетенции.
ПК 2.1. Участвовать в разработке технического задания.
ПК 2.2. Программировать в соответствии с требованиями технического задания.
ПК 2.3. Применять методики тестирования разрабатываемых приложений.
ПК 2.4. Формировать отчетную документацию по результатам работ.
ПК 2.5. Оформлять программную документацию в соответствии с принятыми стандартами.
ПК 2.6. Использовать критерии оценки качества и надежности функционирования информационной системы.
Во время прохождения учебной практики работа организуется по группам из 2-х человек. Каждый день практики группа выполняет задание согласно плану и по окончании выполненной работы подводятся итоги совместно с руководителем практики.
В результате прохождения учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки и умения:
- использовать изученные прикладные программные средства для работы с текстом, электронными таблицами, базами данных;
- использовать изученные прикладные программные средства для создания мультимедийных презентаций, графических объектов;
- создавать информационные гипертекстовые объекты;
- применять математические методы для решения профессиональных задач;
- использовать приемы и методы математического синтеза и анализа в различных профессиональных ситуациях;
- формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения;
- использовать методы математической статистики и дискретной математики для решения практических задач;
- с помощью программных средств организовывать управление ресурсами вычислительных систем;
- осуществлять поддержку функционирования информационных систем;
- учитывать особенности работы в конкретной операционной системе, организовывать поддержку приложений других операционных систем;
- пользоваться инструментальными средствами операционной системы;
- выделять жизненные циклы проектирования информационной системы;
- использовать методы и критерии оценивания предметной области и методы определения стратегии развития бизнес-процессов организации;
- использовать и рассчитывать показатели и критерии оценивания информационной системы, осуществлять необходимые измерения;
- использовать языки программирования, строить логически правильные и эффективные программы;
- управлять конфликтами и стрессами в процессе профессиональной деятельности;
- организовывать работу подчиненных;
- мотивировать исполнителей на повышение качества труда;
- принимать эффективные решения;
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
7. Структура и содержание учебной практики
Общая трудоемкость учебной практики составляет 360 часов.
Наименование разделов и тем | Коли-чество часов | Виды работ | Формы текущего контроля |
Установочная конференция | Знакомство с графиком прохождения практики, с оформлением отчетной документации. Инструктаж по технике безопасности. | зачет | |
I. Блок практических занятий по формированию компетенций по видам деятельности, составляющим основу функциональной и общей профессиональной грамотности – 18 часов | |||
Раздел 1. Документоведение | зачет | ||
Информационно-справочная документация в организации | Составление и оформление информационно-справочной документации: заявление, докладная записка, объяснительная записка, служебная записка. | ||
Документация по личному составу | Составление и оформление документов по личному составу: автобиография, резюме. | ||
Раздел 2. Практика по документационному обеспечению управления | зачет | ||
Организация приема поступающей корреспонденции, ее первичная обработка и доставка | Проверка правильности упаковки, вскрытие конвертов, фиксация факта получения письма, составление актов о повреждении, определение пункта назначения документа. | ||
Регистрация входящих, исходящих и внутренних документов | Осуществление регистрации входящих, исходящих и внутренних документов. Заполнение РКК (регистрационно-контрольные карточки). Работа с картотеками. | ||
Система контроля исполнения документов | Заполнение РКК, проведение операций по контролю. Составление справок о состоянии контроля. | ||
Порядок подготовки документов к отправке | Проверка правильности оформления документов, их сортировка, фальцевание, адресование, маркирование. Отправка документов по факсу или электронной почте. | ||
Подготовка и сдача дел в архив | Нумерация листов дела. Составление внутренней описи, заверительной надписи. Переплет или подшивка дела. Оформление обложки дела. | ||
II. Блок профессиональной направленности – ПК.03 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Оператор электронно-вычислительных машин) (часа) | |||
Раздел 1. Основы работы по эксплуатация и модификация информационных систем | хх | ||
Тема 1.1 Подготовка к работе вычислительной техники и периферийных устройств | Собрать данные для анализа использования и функционирования основных моделей устройства согласно варианту. Перечислить требования к составу и содержанию работ по подключению устройства согласно варианту. Сформулировать правила по техники безопасности при работе с ПК и периферийными устройствами. Составить отчетную документации по результатам работы. (ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.9, ПК 2.4) | ||
Тема 1.2 Осуществление поддержки, своевременной модернизации и смены программного обеспечения | Произвести инсталляцию и настройку операционной системы согласно заданию. Составить отчетную документации по результатам работы. (ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.7, ПК 1.9, ПК 2.4) | ||
Тема 1.3 Работа с текстовыми информационными системами | Используя текстовый процессор MS Word, создать различные документы в соответствии с заданием. (ПК 1.1, ПК 1.2, ПК1.5, ПК 2.4, ПК 2.5) | ||
Тема 1.4 Работа с электронными таблицами, обработка текстовой и числовой информации в них | Используя программу MS Excel, создать таблицу, произвести расчеты. Составить отчетную документации по результатам работы. (ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК1.5, ПК2.4) | ||
Тема 1.5 Работа с прикладными программами компьютерной графики | Создать растровое графическое изображение в редакторе Gimp. Создать векторное графическое изображение в редакторе Inkscape. Составить отчетную документации по результатам работы. (ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.4) | ||
Тема 1.6 Работа с системами компьютерной математики | Выполнить в системе компьютерной математики Scilab: - работы с переменными, основными операциями и функциями; - работы с массивами и матрицами и решению задач линейной алгебры; - работы по построению двумерных графиков в декартовой системе координат. Составить отчетную документации по результатам работы. (ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.4, ПК 2.4) | ||
Тема 1.7 Использование в работе мультимедийных возможностей компьютера | Создать мультимедийную презентацию «Мое портфолио» в программе Power Point. (ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.4) | ||
Тема 1.8 Работа в вычислительных (компьютерных сетях) | Произвести поиск профессиональной информации, используя ресурсы сети Internet. Создать сайт-визитку организации, компании. Составить отчетную документации по результатам работы. (ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.10, ПК 2.4) | ||
Тема 1.9 Разработка регламентной документации | Создание руководства пользователя к программе согласно варианту. (ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.5, ПК 2.4) | ||
Раздел 2. Основы работы по участию в разработке фрагментов информационных систем | |||
Тема 2.1 Работа с базами данных | Создать СУБД Ms Acsess базу данных согласно варианту. Используя инструменты СУБД создать: - запросы к базе данных; - отчеты; Выполнить проектирование и создание элементов интерфейса для работы с базой данных. Составить отчетную документации по результатам работы. (ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.10, ПК 2.3, ПК 2.4) | ||
Тема 2.2 Работа в среде программирования Lazarus по созданию простых приложений на языке Object Pascal | Ознакомиться с системой программирования Lazarus. Объекты (компоненты) и их свойства Создание приложений согласно заданиям в системе программирования Lazarus, сохранение и компиляция. Составить отчетную документации по результатам работы. (ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.7, ПК 1.10, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4) | ||
Подготовка документации по практики | оформление отчета | ||
Итоговая конференция по практике | сдача отчетов | Зачет |
К видам работ могут быть отнесены: инструктажи, выполнение учебно-производственных заданий, сбор, обработка и систематизация фактического и литературного материала, наблюдения, измерения и другие виды работ