Двигательная активность – самый эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления. Поэтому введение организационных занятий подвижными играми, правильное распределение их в режиме дня оказывают благотворное влияние на функционирование всех систем организма, и прежде всего на центральную нервную систему.
Не стоит пренебрежительно и скептически относиться к так называемым малым формам физического воспитания – гимнастики до занятий, физкультминутками на уроках, подвижным играм на переменах. Нельзя не учитывать, что с началом систематического обучения двигательная активность детей снижается на 50%, а необходимую для нормального роста и развития двигательную активность ребенок просто недополучает.
Мы рассмотрели общие закономерности изменения успеваемости в течение учебного дня, недели, года. Однако любой учитель хорошо знает, что дети одного и того же возраста значительно отличаются друг от друга не только по своим способностям, темпу усвоения знаний, но и по работоспособности, по утомляемости при одной и той же нагрузке. Кто-то из детей с трудом высиживает урок, кто-то может интенсивно работать весь день, а кто-то уже с первого урока не может сосредоточиться. С чем же связаны индивидуальные особенности успеваемости? Уровень успеваемости условно разделяют на высокий, средний и низкий.
Примерно половины детей имеет до уроков средний уровень работоспособности, обеспечивающий работу на уроке, хорошее усвоение материала. Около 30% детей имеет высокую работоспособность и примерно 20% школьников имеет низкий уровень работоспособности. Вот этот исходный уровень оказывает большое влияние не развитие утомления. Дети с высоким и средним уровнем работоспособности утомляются только при интенсивной и длительной работе, а дети с низким уровнем работоспособности могут быстро утомляться, даже при малоинтенсивной и непродолжительной работе(9).
Для того чтобы учитывать динамику успеваемости в процессе учебных занятий, интересно знать, какие существуют типы индивидуальной дневной динамики работоспособности.
По динамике изменений в течение дня можно выделить:
? ровный, или устойчивый, тип работоспособности, но работоспособность при этом может быть и на высоком, и на среднем, и на низком уровне;
? исходный высокий уровень сохраняется до середины дня и резко снижается в конце дня;
? исходный уровень снижается к середине дня и остается таким до конца дня;
? непрерывное снижение уровня работоспособности от начала к концу дня;
? при низком или среднем исходном уровне работоспособность улучшается только к концу дня;
? при низком или среднем исходном уровне работоспособность повышается к середине дня и сохраняется до конца дня;
? при низком или среднем исходном уровне работоспособность повышается в течение дня;
? улучшение работоспособности в первой половине дня и ухудшение во второй;
? ухудшение работоспособности в первой половине дня и улучшение во второй.
Рисунок 3. Типы динамики работоспособности
|
|



Рисунок 4. Типы и уровни работоспособности (по С.М. Громбаху)
Динамика работоспособности может быть различной и в течение дня, и в течение урока. Я уже говорила о том, что сохранение высокого уровня успешности и на благоприятную динамику оказывают влияние различные факторы, но в качестве первого и, пожалуй, основного для школьников состояние здоровья, имея в виду комплексную характеристику, учитывая физическое и психическое развитие ученика, его функциональное состояние, наличие или отсутствие хронических заболеваний, степень сопротивляемости организма воздействию неблагоприятных факторов, факторов внешней среды. Дети ослабленные, часто болеющие, с отклонениями психоневрологического статуса, отличаются низким уровнем успеваемости и неблагоприятной динамикой. Чаще всего у них отмечаются неблагоприятные изменения работоспособности, такие, как типы III, IV в течение дня. Среди этих детей чаще встречаются ослабевающий и неровный типы работоспособности на уроке. Но и у здорового, хорошо успевающего ученика может быть резко снижена работоспособность после болезни(1).
Большую долю в устойчивость успеваемости вносят особенности высшей нервной деятельности. Дети с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы (сангвиники) обычно имеют повышенную активность: они энергичны, легко и быстро включаются в работу, на уроке внимательно слушают, тянут руку (готовы и хотят отвечать), легко переключаются на новое дело, на новую работу и новый вид деятельности и могут достаточно долго работать, не утомляясь. Дети с сильным, неуравновешенным инертным типом нервной системы (холерики) отличаются тем, что реактивность у них преобладает над активностью: они нетерпеливы, несдержанны, труднее перестраиваются и переключаются на новый вид деятельности; однако если такой ребенок заинтересован, то он может работать долго и упорно, но уж если «не нравится» – отключается мгновенно, и как правило успеваемость у этих учеников очень неустойчива.
Дети с сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы (флегматики) медленно сосредоточивают свое внимание, трудно и долго включаются в работу; правда, включившись, могут работать, долго и упорно, но не могут быстро перестроиться: им трудно переключить свое внимание.
Дети со слабым типом нервной системы малоактивны: их не видно и не слышно ни на уроке, ни на перемене; они не тянут руку, очень робки, медлительны, малейшее затруднение отвлекает их; они не умеют работать не отвлекаясь, быстро утомляются, и, естественно, динамика работоспособности у них неблагоприятного типа (1).
В каждом классе есть дети, которых можно отнести к определенной группе, но у одних эти особенности проявляются достаточно четко, и сделать это довольно просто, а у других можно найти черты разных типов. Неудивительно, ведь любое разделение на типы, группы, любое выделение каких-то общих качеств, закономерностей условно, и поэтому можно говорить лишь о преобладании черт какого-то одного типа, но и это не исключает наличие черт прямо противоположных.
Таблица 1. Типы нервной системы
Типы нервной системы | Сильные | Слабые | |||
Безудержный | Живой | Инертный | |||
Особенности нервных процессов | Сила. Уравновешенность Подвижность | Сильный. Неуравновешенный Подвижный | Сильный. Неуравновешенный Подвижный | Сильный. Неуравновешенный Инертный | Слабый Неуравновешенный Подвижный или инертный |
Темпераменты | Холерик | Сангвиник | Флегматик | Меланхолик |
В свою очередь есть соотношение между темпераментами и показателями психических реакций ребенка (быстротой и силой).
Таблица 2. Соотношение между темпераментами и показателями психических реакций
Темпераменты | Реакции | |
Быстрота | Сила | |
Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик | Быстрый Быстрый Медленный Медленный | Чрезмерный Умеренный Сильный Слабый |
Индивидуальные особенности успеваемости зависят не только от состояния здоровья, особенностей нервной деятельности, но и от того, начнем ли мы с первых дней учить ребенка учиться. От совокупности многих факторов будет зависеть успешность обучения не только в первом классе, но, пожалуй, и на протяжении всех лет учебы ребенка в школе.
Хотелось бы обратить внимание еще на один аспект этой проблемы. Характеризуя ученика, учителя нередко употребляют термины «способный ученик», «неспособный ученик», имея в виду не какие-либо специальные способности (музыкальные, художественные, математические), а, скорее, совокупность типа высшей нервной деятельности, внимания, памяти, воображения, особенностей мышления, мотивационно-волевой сферы личности. Сочетаясь и проявляясь в разной степени у каждого отдельного ребенка, эти свойства и создают то особое свойство, которое и принято называть обучаемостью.
Низкий уровень способностей (вернее, успеваемости) иногда компенсируется высокой работоспособностью. Хорошо ли это? В определенной степени – да. Но посмотрим на эту проблему внимательнее. Представим себе, что ребенок с низкими способностями имеет высокий уровень мотивации (поддерживаемый и поощряемый родителями и учителями), что это ученик, не отлынивающий от учебы, стремящийся, во что бы ни стало выполнить все задания качественно, т.е. ученик прилежный, трудолюбивый. В тоже время и учитель, и родители требуют от него новых успехов, не замечая, какой ценой это достигается. Чаще всего в таких случаях резкое снижение успеваемости бывает неожиданным для всех, даже для самого ребенка, а причина проста: растет темп работы, ее объем, интенсивность, и то, с чем удавалось справиться в начале года (на максимуме усилий и времени), становится не по силам. Но если на него «нажимают» со всех сторон, а он старается изо всех сил, это, скорее всего, приведет к утомлению и переутомлению, может вызвать серьезные нарушения состояния здоровья.
Я акцентирую на этом внимание потому, что трудолюбие и прилежание ученика имеют самую высокую ценность в глазах учителя, при этом не следует забывать, что достижение «любой ценой» оборачивается чаще всего против ребенка и «ценой здоровья». Чтобы этого не произошло, не следует злоупотреблять прилежанием ученика, не следует требовать от него сделать еще больше или еще лучше ценой чрезмерных усилий, так как прилежание и трудолюбие могут обеспечить эффективность обучения только в сочетании с определенным состоянием здоровья, уровнем обучаемости, мотивации и другими факторами.