Хроническая неуспешность и школьная тревожность – основная сфера проявления трудностей в учёбе




В период подготовки к обучению в школе или немного позже – в начале школьного обучения – происходит изменение в отношении взрослых к успехам и неудачам ребёнка. «Хорошим» оказывается, прежде всего, тот ребёнок, который много знает, успешно учится, с лёгкостью решает задачи.

К трудностям и неудачам, почти неизбежным в начале школьного обучения, родители часто относятся резко отрицательно. Негативные оценки со стороны взрослых приводят к тому, что у ребёнка падает уверенность в себе, повышается тревожность. Это, в свою очередь, приводит к улучшению, а к ухудшению результатов, к дезорганизации деятельности, непродуктивной трате учебного времени.

Неуспех порождает тревогу, которая способствует закреплению неудач. Чем дальше, тем труднее становится разорвать этот круг, поэтому неуспешность становится «хронической». Если уровень тревоги и без того повышен, то его дополнительное повышение (волнение) ещё больше понижает результаты учёбы. Из-за этого ответственные контрольные и экзаменационные работы выполняются не лучше, а хуже повседневных заданий (2).

Нужно помнить, что первичные причины, приводящие, в конечном итоге, к неуспешности, могут быть различными. Наиболее распространённой предпосылкой служит недостаточная подготовленность ребёнка к школе, приводящая к затруднениям с первых дней обучения. Так, например, недоразвитие мелкой моторики (умения управлять тонкими движениями пальцев и кисти руки) сразу вызывает неудачи при обучении письму. Несформированность произвольного внимания приводит к трудностям в организации всей работы на уроке; ребёнок не запоминает, «пропускает мимо ушей» задания и указания учителя.

В некоторых случаях «слабым звеном», запускающим порочный круг, оказываются завышенные ожидания родителей. Нормальные, средние школьные успехи ребёнка, которого считали вундеркиндом, воспринимаются родителями как неудачи. Реальные достижения не замечаются или оцениваются недостаточно высоко. В результате начинает работать механизм, приводящий к росту тревожности и, вследствие этого, к реальной неуспеваемости. При завышенных ожиданиях родителей, озабоченных достижениями ребёнка с раннего детства, хроническая неуспешность может складываться ужу в дошкольном возрасте.

Возможен вариант, когда первоисточником хронической неуспешности является повышенная тревожность школьника, сформировавшаяся под влиянием семейных конфликтов или неправильного стиля воспитания. Вызванная этим общая неуверенность в себе, склонность панически реагировать на любые трудности переносится и на школьную жизнь.

Независимо от исходной причины, развитие по типу хронической неуспешности протекает примерно одинаково. В конечном итоге во всех случаях наблюдается сочетание низких достижений, резко повышенной тревожности, неуверенности в себе и низкой оценки окружающих.

Главное, что должны сделать взрослые (родители и учителя) в этом случае, – обеспечить ощущение успеха. Необходимо объяснить родителям и учителю, как именно надо оценивать ребёнка. Эти правила достаточно просты: ни в коем случае не сравнивать его весьма посредственные результаты с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников). Его нужно сравнивать только с самим собой и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем диктанте было пропущено три буквы, а в сегодняшнем – только две, то это надо отметить как реальный успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности и иронии оценен взрослыми.

Длительное состояние тревоги неблагоприятно сказывается на работе нервной системы. В результате со временем развивается состояние нервного истощения. При этом повышается утомляемость, падает работоспособность, нарушается внимание, ослабляется память. Все эти нарушения обратимы, но, пока они не преодолены, успехи в учёбе будут продолжаться снижаться.

Следующей причиной трудностей в учёбе является уход от деятельности. Это уход во внутренний план, в игровое фантазирование. Школьник как бы «отсутствует» на уроке, не слышит адресованных ему вопросов и указаний учителя, не выполняет заданий. Негативными последствиями ухода от деятельности являются часто встречающиеся пробелы в знаниях, трудности в полной реализации своих возможностей. Уход от деятельности – частая причина жалоб учителей и родителей.

Таким образом, уход от деятельности проявляется в сочетании следующих показателей:

1. Жалобы на пассивность ребёнка. Они могут выступать в разных формах («отсутствует на уроке», «витает в облаках», «не слушает учителя», «считает ворон», «ленится»).

2. Проявления демонстративности. Для детей с уходом от деятельности характерна мягкая, а не грубая демонстративность. Нередко школьник проявляет повышенную застенчивость, стеснительность.

3. Тревожность.

Рекомендации здесь таковы: во-первых, активное воображение школьника надо развернуть во внешней форме, направить на решение реальных творческих задач. Во-вторых, в этой реальной продуктивной творческой деятельности необходимо сразу обеспечить эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха.

Первичный поиск сферы самореализации для ученика с уходом от деятельности психолог предпринимает вместе с родителями. Здесь следует найти интересное для ребёнка дело(10).

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: