Нами были проведены экспериментальные исследования, направленные на изучение устойчивости и внимания, переключение и концентрация внимания, тест Айзенка, а также влияние факторов времени. Исследования проводились в школе №14 п. Чекунда за период с сентября 2007 по февраль 2008 годов, так же охвачен 2006/2007 учебный год. В эксперименте участвовали ученики 6–7 классов. В каждом классе по 9 человек.
3.1 Влияние факторов времени
Мы использовали способ, разработанный Ворониной Галиной Анатольевной, кандидата педагогических наук, и апробированных нами в процессе педагогической работы. Нами были исследованы учащиеся 6 класса 2005–2006 учебного года, и этот же класс, но уже семиклассники 2006–2007 учебного года на фактор влияние временем. Получились результаты по месяцам, брался средний балл каждого ученика: в 2005–2006 уч. г. успеваемость выглядела так, она отражается на рис. 3, видно, что самые успешные месяцы – это сентябрь, октябрь и январь. Самые неуспешные февраль и апрель.
Рисунок 5. Динамика успеваемости в 6 классе за 2005/2006 год
Рисунок 6 Динамика успеваемости 7 кл 2006/2007 уч. г. (влияние фактора времени)
3.2 Методика 13. Тест Айзенка
Задачи словесного субтеста теста Айзенка на проверку уровня развития лингвистического мышления
6 класс | количество решенных задач | Процент |
Бондаренко Андрей | ||
Бондаренко Паша | ||
Горбачева Маша | ||
Жосан Олеся | ||
Потапов Паша | ||
Радионов Саша | ||
Радионова Валя | ||
Арсенов Денис | ||
Журавлев Андрей |
Результат данного теста показал: 5 чел. – 100%, и это ребята ЗПР, 1 чел. – 105%, 2 чел. 140%, 1 чел. – 150.
Методика 14. Числовой субтест теста Айзенка
7 класс | количество решенных задач, процент (в цвете) |
Андрианова Таня | |
Арбузова Юля | |
Гудина Даша | |
Дикарева Марина | |
Иванов Ваня | |
Плотникова Вика | |
Худякова Таня | |
Черепанов Вова | |
Чугайнова Настя |
150% | ||||||||||||||||||||
145% | ||||||||||||||||||||
140% | ||||||||||||||||||||
135% | ||||||||||||||||||||
130% | ||||||||||||||||||||
125% | ||||||||||||||||||||
120% | ||||||||||||||||||||
115% | ||||||||||||||||||||
110% | ||||||||||||||||||||
Результат эксперимента показал: 1 чел. – 110%, 2 чел. – 115%, 1 чел. – 120%, 1 чел. – 125%, 1 чел. – 130%, 1 чел. – 135%, 1 чел. – 145%, 1 чел. – 150%.
3.4 Методика распределения и устойчивости внимания с помощью 25-значных одноцветных цифровых таблиц
Она позволяет оперативно и достаточно быстро в условиях, обеспечивающих повышенный интерес учащихся к содержанию выполняемых заданий, оценивать такие показатели внимания, как его распределение и устойчивость одновременно.
Результат данной методики показал (табл. 3):
Таблица 3
6 класс | время в/сек | задания | индекс |
Арсенов Денис | 48.6 | ||
Бондаренко Андрей | 60,0 | ||
Бондаренко Паша | 60,4 | ||
Горбачева Маша | 36,6 | ||
Жосан Олеся | 72,0 | ||
Журавлев Андрей | 51.9 | ||
Потапов Паша | 64,2 | ||
Радионов Саша | 75,9 | ||
Радионова Валя | 52,8 |
Вывод
Выявление мной абсолютной и относительной успеваемости показало, что учебную деятельность и ее результаты можно предсказывать, поскольку существует довольно устойчивые не только общие, но и индивидуальные циклы. У каждого класса, отдельного учебного предмета и отдельного учащегося обнаруживается своя, присущая только ему динамика успешности. Эта динамика повторяется из года в год даже при общем изменении абсолютной успеваемости.
Дети, испытывающие трудности обучения, требуют особого внимания учителя. Естественно, они осложняют работу в классе, замедляют общий темп работы, нуждаются в индивидуальном подходе. Знание причин трудностей освоения навыка, своевременная медико-педагогическая коррекция помогут оградить ученика от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье, а это главная задача учителя.
Поставив перед собой гипотезу «причины неуспеваемости школьников и пути её преодоления и предупреждения», изучив и исследовав эту тему, мы считаем, что гипотеза не полностью подтвердилась на практике. Ряд задач и вопросов остались без ответа, и требуют дальнейших исследований. Для того чтобы доказать гипотезу, которая предложена изначально, нами было сделано следующее:
1. полностью раскрыт объем и содержание понятий «мотивация ученика» и «успешность учения» по крайней мере, на уровне их рабочих определений.
2. в ходе экспериментального исследования для доказательства гипотезы была использована система фактов, (таблицы, графики, диаграммы и т.д.), которая полностью покрывает объем и содержание понятий «мотивация учения» и «успешность учения».
3. все полученные факты достоверны, которые имеют место быть. При проводимых исследованиях в классах присутствовали классные руководители: Р.В. Скрипник (учитель русского языка и литературы) классный руководитель 6 класса, И.Н. Велькин (учитель иностранного языка и ОБЖ) классный руководитель 7 класса.
Главное, что было выявлено – это интерес к учебному предмету положительно влияет на успеваемость учащихся. А это значит, что каждый учитель должен прежде всего заинтересовать ученика своим предметом, а уже потом развивать у ученика навыки и умения. Развив эти качества у школьника, будут появляться качественные знания. Не последнюю роль играет доброжелательность и внимание учителя к ученику. Ведь если быть внимательным к своим ученикам, отмечаются изменения в их поведение, появляется старание к успешности. Нужно обязательно держать в поле зрения каждого ребенка, ведь ребенок не должен быть вялым, плаксивым, замкнутым, склонным к уединению или, наоборот, беспокойным, агрессивным, не дающим ни минуты покоя, ни себе, ни окружающим. Особенно важно вовремя заметить резкое изменение поведения. Эти изменения, особенно «вдруг» возникшие, требуют пристального внимания и учителя, и родителей.
Однако не следует торопиться с выводами. Нужны наблюдения, беседы с родителями, пробовать различные варианты заданий, опроса, изменение темпа работы. Постараться больше узнать о каждом своем ученике и, даже если он по каким-то причинам вызывает тревогу, не делать поспешных выводов, не спешить изложить свое категоричное мнение родителям.
Хочется сказать, что отнюдь не всегда (вопреки мнению учителей) у ребенка обнаруживаются отклонения в состоянии здоровья. Чаще это просто эмоциональные перегрузки, затруднения психологической адаптации, которые требуют педагогической, а не медицинской коррекции. Главное проявлять настойчивость, толерантность и доброжелательность по отношению к «трудному ребенку».
Исследования показали, что у школьников, имеющих затруднения в успеваемости, может не быть снижения интеллектуального развития и, если вовремя установить характер и причины этих затруднений, провести весь комплекс необходимой медико-педагогической коррекции (как например, с детьми, имеющими нарушения фонетико-фонематического восприятия), можно предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить адаптацию ребенка в школе.
Практика показывает, что неуспехи в учебе могут привести к чувству неполноценности, а оно в свою очередь формирует отрицательное отношение к учебе. Вот эту цепь неуспехов, неверия в себя и необходимо разорвать.
Использованная литература
1. Безруких М.М., Ефимова С.П. «Знаете ли вы своего ученика?» – М.: Просвещение, 1991
2. Божович Л.Н., Благонадежина Л.В. «Изучение мотивации детей и подростков» – М.: Педагогика, 1972
3. Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи» – М.: Педагогика, 1988
4. Бадмаева С.А. «Психологическая коррекция отклоняющего поведения» – М.: Педагогика, 1993
5. Венгер А.Л. «Готов ли ребенок к школе?» – М.: Просвещение, 1994
6. Венгер А.Л., Цукерман А.Г. «Психологическое обследование младших школьников» – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004
7. Выготский Л.В. «Собрание сочинений Т. 3» – М.: Просвещение, 1983
8. Директор школы (журнал) – №9/2005
9. Занков Л.В. «Обучение и развитие». – М.: Педагогика, 1992
10. Начальная школа (журналы) за 2003–2006
11. Немов Р.С. «Психология» кн. 3 – М.: ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002