Т.Д. Жукова
Вебинар «Трансформация школьных библиотек в цифровую эпоху»
в рамках онлайн-конференции «Библиотека в цифровую эпоху»
Уважаемые коллеги, дорогие участники вебинара!
С радостью приветствую вас сегодня и поздравляю с долгожданным улучшением ситуации в преодолении пандемии.
1 июня многие из вас были участниками нашего большого веб-семинара «"Читающая школа" – защита права российских школьников на детскую книгу и чтение».
При выполнении этой главной задачи мы понимаем, что российские школьные библиотеки, как и все библиотеки мира, живут в эпоху перемен.
И сегодня мы намечаем точки трансформации школьных библиотек в цифровую эпоху. Поскольку много спикеров будут говорить об инновационных технологиях, цифровых информационных средствах, я остановлюсь в своем выступлении на мировоззренческим контексте.
И тезисно.
Первое. Ученые называют наше время временем технологической сингулярности – чрезвычайно быстрого технологического прогресса. Но сингулярные изменения не изменят главного: традиционные, или электронные, или библиотеки иного, неизвестного нам еще вида всегда будут нужны человечеству как его память, его знания, душа и дух, находки и даже потери, ошибки и взлеты разума. И всегда будут нужны люди, собирающие, хранящие, библиографирующие это богатство.
Сегодня особенно ярко прослеживаются две линии, два направления в гуманитарной, в частности, библиотечной жизни страны: первый подход – технологический (еще его называют вычислительным), и второй – мировоззренческий.
Библиотеки наряду с другими гуманитарными институтами как раз всегда принадлежали ко второму направлению. И сегодня нам надо осознавать свою особую, важную мировоззренческую роль в развитии библиотек, надо понять процесс, вектор движения: не только как, при помощи каких средств мы развиваемся, а куда мы идем.
|
Замечу сразу, что обе линии очень важны, и их тандем должен быть икрепким, и взаимообогащающим.
Для человечества очень важно, чтобы не было перекоса и средства не замещали цель.
Здесь надо отметить, что в ЮНЕСКО в конце 1990-х годов через проекты «Информация для всех» и «Образование для всех» была обоснована новая парадигма развития человеческого общества. По мнению многих специалистов, основой будущего развития человечества станут общества знаний, а институции информационного общества будут выполнять в основном функции инструментария, орудия четвертой информационной революции, на пороге которой мы сегодня стоим.
И в этом плане Интернет – инструмент построения такого общества. Ученые называют создание Всемирной паутины самым преобразующим технологическим событием после покорения огня. Например, Николь Стэнгер называет Интернет «Новым домом разума».
Эволюция интеллекта завершила виток: мысль, родившаяся из движения электронных импульсов головного мозга, став звуком, затем знаком на бумаге, вернулась в свое изначально электронное состояние – в виде искусственного компьютерного кода.
И мир стоит на пороге четвертой информационной революции — перехода от автоматизированной обработки информации к компьютерному представлению и непосредственному обмену знанием в киберпространстве на основе создаваемых метабаз. И главный смысл этого процесса — создать условия для возникновения Коллективного Разума.
|
Сбывается ноосферный прогноз Владимира Ивановича Вернадского: развивается Интернет – как интеллектуальная оболочка вокруг Земли, которая должна содействовать преодолению цифрового разрыва, ставя человека в центр всех глобальных задач. Но главное – человеку предоставляются новые средства и многие функции человека передаются машине, чтобы он сам сосредоточил свое внимание на творчестве и саморазвитии, т.е. его «достраивают» для того, чтобы, совершенствуя себя, он продолжил глобальный культурный процесс: развиваясь сам — развивал мир!
Необходимо отметить, что устойчивое развитие мира будет опираться не на внешние ресурсы, как это было раньше, а на внутренние ресурсы человека. Главным становится усиление качества и глубины мышления. А это наше профессиональное поле деятельности — помочь человеку совершенствоваться, чтобы вписаться в стремительно возрастающую сложность мира. Библиотека может стать в этих процессах и творческой лабораторией, и мощным когнитивным ресурсом. Для этого необходимо активизировать процессы трансформации наших библиотек, а главное — развитие и рост сознания библиотекарей.
Трансформация — это, прежде всего, изменения позитивные, прогрессивные, эволюционные и имеющие системный, долгосрочный эффект.
Хочу акцентировать ваше внимание на этой составляющей деятельности школьного библиотекаря – быть информационным лидером в школе, а значит – первым чувствовать вызовы 21 века.
И педагоги-библиотекари взаимодействуют, прежде всего, с человеческим разумом, усиливая процесс обучения.
|
Именно поэтому за рубежом в практику работы библиотек, обслуживающих детей и юношество, активно включаются последние достижения современных нейробиологов.
И как говорит известный нейролингвист и нейробиолог Татьяна Владимировна Черниговская, большой друг нашей Ассоциации: «Мир, в который попал ребенок, нечеловекомерен. Многие устройства уже сейчас действуют со скоростями, в которых люди не живут. Поэтому, – отмечает она, – безответственно не готовить наших детей к такому миру».
Следующий тезис.
Давайте посмотрим, как идут процессы трансформации школьных библиотек у наших зарубежных коллег.
Перед вами иностранные книги-бестселлеры педагогов-библиотекарей Америки и Канады.
Следующий тезис.
А наши библиотеки сейчас имеют название ИБЦ, хотя это сужение понятия школьной библиотеки.
И наши библиотеки сегодня на пути великого перехода. В мире идет образовательный взрыв! И на этот слайд мы вынесли цитату Владимира Михайловича Спиваковского, автора книги «Образовательный взрыв».