Инновации – разработка и освоение производства новых или усовершенствованных продуктов, технологий и процессов.
Различаются инновации:
- технологические – это деятельность предприятия, связанная с разработкой и освоением новых технологических процессов;
- продукт-инновация – разработка и внедрение новых или усовершенствованных продуктов;
- процесс-инновация – разработка и освоение новых или существенно улучшенных производственных методов, включающих применение нового более современного производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности.
Основными формами организации инновационной деятельности в настоящее время являются:
- научные центры и лаборатории в составе корпоративных структур. Они осуществляют НИОКР и организацию освоения и производство новой продукции и услуг;
- временные творческие научные коллективы или центры, которые создаются для решения крупных и оригинальных научно-технических проблем;
- государственные научные центры (ГНЦ) – особый тип государственных научных организаций, механизм деятельности которых призван обеспечить согласование стратегических долгосрочных приоритетов государства в развитии важнейших направлений науки и техники;
- различные формы технопарковых структур, инновационные, инновационно-технологические и бизнес-инновационные центры, инкубаторы бизнеса, технокомплексы.
Технопарки – это научно-производственные территориальные комплексы, главная задача которых состоит в формировании максимально благополучной среды для развития малых и средних наукоемких инновационных фирм-клиентов.
|
Технокомплексы – это крупные современные научно-промышленные комплексы, включающие университет или другие высшие учебные заведения, НИИ, а также жилые районы.
Основными источниками финансирования инновационной деятельности в России являются: бюджетные и внебюджетные средства.
Бюджетные средства – это средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Внебюджетные средства включают собственные средства предприятий и организаций, осуществляющих инновационную деятельность, и средства инвесторов.
Инновационные коммуникации – это деятельность, направленная на материализацию новаций.
Сущность инновационной коммуникации заключается в трех основных составляющих:
- коммуникация как сфера деятельности;
- технологический аспект коммуникации;
- реализация идей и действий предпринимателя.
Выделяют три базовые формы организации инновационного процесса:
- административно-хозяйственную;
- программно-целевую;
- инициативную.
Административно-хозяйственная форма – это наличие производственного центра – крупной или средней корпорации, объединяющей научные исследования и разработки, производство и сбыт новой продукции.
Программно-целевая форма предусматривает работу участников программ в своих организациях и согласование их деятельности из центра управления программой.
Инициативная форма состоит в финансировании деятельности и административной помощи изобретателям-одиночкам, инициативным группам, а также малым фирмам, создаваемым для разработки и освоения нововведений.
|
Тема «Производственное планирование и бизнес-план организации (предприятия)»
Планы развития предприятий различаются на основе системы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм.
Норма – максимально допустимая величина абсолютного расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т. д. на изготовление единицы продукции установленного качества.
Норматив – величина относительная, характеризующая степень использования орудий и предметов труда, их расходование на единицу площади, веса, объема и т. д.
Показатели, применяемые в планировании:
- количественные, которые выражаются абсолютными величинами (объем товарной, валовой продукции, объем реализации, численность работающих и др.);
- качественные – величины относительные. Они выражают экономическую эффективность производства, его отдельных факторов (например, рост производительности труда, снижение себестоимости, продукции и др.).
В системе показателей плана предприятий различают:
- объемные показатели – это абсолютные величины производства в целом, отдельных процессов и факторов, в нем участвующих;
- удельные показатели, которые устанавливают отношение двух или нескольких взаимосвязанных показателей.
План развития организации включает следующие разделы:
- план производства продукции (производственная программа);
- план по маркетингу;
- план научных исследований и разработок;
- план инвестиций и капитального строительства;
- план по внешнеэкономической деятельности;
|
- план материально- технического обеспечения;
- план по труду и кадрам;
- план по издержкам производства и реализации продукции;
- финансовый план;
- план охраны природы и экологических мероприятий.
Важным документом, предваряющим начало деятельности предприятия, служит предпринимательский бизнес-план, включающий разделы:
- цель и задачи предпринимательской сделки;
- обобщенное резюме;
- характеристика продуктов, товаров, услуг, предоставляемых предпринимателем потребителю;
- анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж;
- план (программа) действий и организационные меры;
- ресурсное обеспечение сделки;
- эффективность сделки.
Производственная программа (план производства и реализации продукции) – это комплексное задание по выпуску и реализации продукции определенного ассортимента и качества в натуральных и стоимостных показателях, ориентированных на достижение целей организации (предприятия).
Последовательность разработки производственной программы:
1. Определение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции.
2. Определение объема производства каждого изделия в натуральном выражении.
3. Определение объема по отдельным видам продукции исходя из производственных мощностей.
4. Расчет стоимостных показателей: товарная, реализованная, валовая и чистая продукция.
5. Составляется график отгрузки в соответствии со сроками договоров.
6. Производственная программа распределяется по основным подразделениям предприятия.
Номенклатура продукции – это перечень наименований изделий, по которым в дальнейшем будут устанавливаться задания по производству.
Ассортимент – разновидность изделий по видам, сортам, типам в разрезе номенклатуры.
Товарная продукция – стоимость продукции, работ и услуг, предназначенных к отпуску за пределы основной деятельности предприятия в планируемом периоде.
Реализованная продукция – это продукция, изготовленная, отгруженная и оплаченная потребителем, сбытовой или торгующей организацией (посредником).
Объем реализованной продукции по плану рассчитывается по формуле:
РП = ТП + Он – Ок,
где РП – объем реализованной продукции по плану; ТП – объем товарной продукции по плану; Он – остатки нереализованной продукции на начало планового периода; Ок – остатки нереализованной продукции на начало планового периода, р.
Валовая продукция – это стоимость всей продукции. Независимо от степени ее готовности.
Валовая продукция отличается от товарной продукции на величину изменения отставок незавершенного производства на начало и конец планируемого периода.
Незавершенное производство – незаконченная производством продукция в одних цехах предприятия и подлежащая дальнейшей обработке в других цехах того же предприятия.
Валовая продукция определяется:
ВП = ТП + Нн – НК,
где ВП – объем валовой продукции по плану; ТП – объем товарной продукции по плану; Нн, Нк – стоимость остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода.
Чистая продукция – стоимостный показатель, выражающий вновь созданную коллективом предприятия стоимость. Ее сумма по всем отраслям материального производства составляет производственный национальный доход. По стоимости она включает необходимый и прибавочный продукт. Необходимому продукту в основном соответствует сумма заработной платы с отчислением на социальные нужды, а прибавочному – прибыль.
Чистая продукция исчисляется путем вычитания из товарной продукции материальных затрат и суммы амортизации основных фондов.
Нормативно-чистая продукция – это чистая продукция, исчисленная на основе нормативов по всей номенклатуре (ассортименту) продукции, произведенной предприятием.
Если в ее составе учитываются и амортизационные отчисления – это условно чистая продукция.
Производственная мощность предприятия (цеха, участка) – это максимально возможный выпуск продукции в определенных номенклатуре и ассортименте при наиболее рациональном использовании наличных орудий труда, с учетом применения прогрессивной технологии, передовых методов организации производства и труда, обеспечивающих необходимое высокое качество изготовляемой продукции.
Производственная мощность измеряется готовой продукцией, выраженной в натуральных единицах, используемых в производственной программе.
Входная мощность – производственная мощность на начало года, показывающая, какими производственными возможностями располагает предприятие в начале планового периода.
Выходная мощность – производственная мощность на конец года. Определяется путем суммирования входной и вводимой мощностей за вычетом выбывающей.
Проектная мощность – производственная мощность, предусмотренная проектом строительства, реконструкции и расширения предприятия.
Среднегодовая производственная мощность определяется:
,
где – среднегодовая мощность предприятия, шт.; – входная мощность; – ввод мощности в течение года; – ликвидация (выбытие) мощностей в течение года; – количество полных месяцев с момента ввода; – количество полных месяцев с момента выбытия мощностей до конца года.
Производственная мощность может быть выражена:
,
где М – производственная мощность в натуральных единицах измерения; n – число единиц ведущего оборудования; Фр – действительный (рабочий) фонд времени работы единицы оборудования (в часах); Нтруд. – норма трудоемкости обработки изделия (в часах);
или
,
где Нпр. – прогрессивная норма производительности единицы оборудования за час работы (в натуральных единицах).
Коэффициент использования производственной мощности (Кисп.м.):
,
где Vф – объем фактически выпущенной продукции.
Прирост объема продукции за счет улучшения использования производственной мощности определяют:
,
где V – достигнутый годовой объем выпуска продукции; Кисп.м.1 – достигнутый коэффициент использования среднегодовой производственной мощности; Кисп.пр. – проектируемый прогрессивный коэффициент использования среднегодовой мощности с учетом разработанных организационно-технических мероприятий.