Проявление агрессии в детском возрасте является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Задачей психолога должны стать психикоррекционная работа с лицами, которые более агрессивны по сравнению с другими. Но, как определить это «более» или «менее»? Ответ на этот вопрос невозможен без достаточно точного определения понятий «агрессии» и «агрессивности».
Необходимость такого определения обосновывается тем, что термин «агрессия» чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном «очищении» от целого ряда отдельных смыслов.
Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренд, Ар-дри); как стремление к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Мал-лер, Дуб, Доллард).
Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций,
в основном в области субъектно-субъективных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерноераз-витие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта социально опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой, сам акт агрессии может не принимать социально опасные и'неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.
|
Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый — мотивациониая агрессия как самоценность, второй — инструментальная как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия, как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с
большой вероятностью прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки. А. Басе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия «агрессия* и «враждебность» и определил последнюю как «... реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
|
1. физическая агрессия — использование физической силы
против другого лица;
2. косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;
3. раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);
4. негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;
5. обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
6. подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;
7. вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);
8."чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет»-.
|
Вопросник «Басса-Дарки»
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим (да-нет).
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю (да-нет).
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь (да-нет).
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню (да-нет).
5. Я не всегда получаю то, что мне положено (да-нет).
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной (да-нет).
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать (да-нет).
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести (да-нет).
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека (да-нет).
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами (да-нет).
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам (да-«ет).
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его (да-нет).
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами (да-нет).
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал (да-нет).
15. Я часто бываю несогласен с людьми (да-нет).
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь (да-нет).
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему (да-нет).
18. Когда я раздражен, я хлопаю дверями (да-нет). •
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется (да-нет).
20. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор (да-нет).
21. Меня огорчает моя судьба (да-нет).
22. Я думаю, что многие люди не любят меня (да-нет).
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной (да-нет).
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины (да-нет).
25. Тот, кто оскорбляет меня1 и мою семью, напрашивается на драку (да-нет).
26. Я не способен на грубые шутки (да-нет).
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются (да-нет).
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались (да-нет).
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится (да-нет).
30. Многие люди завидуют мне (да-нет).
31. Я требую, чтобы люди уважали меня (да-нет).
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей (да-нет).
33. Люди, которые изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу» (да-нет).
34. Я никогда не бываю мрачен от злости (да-нет).
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь (да-нет).
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания (да-нет).
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть (да-нет).
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются (да-нет).
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям (да-нет).
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены (да-нет).
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня (да-нет).
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь (да-нет).
43. Иногда люди раздражают меня одним свои присутствием (да-нет).
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел
; (да-нет).
45. Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам» (да-нет).
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что яо нем думаю (да-нет),
г 47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею (да-нет). 48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь (да-нет).
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева (да-нет).
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться (да-нет).
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать (да-нет).
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня (да-нет).
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ (да-нет).
54. Неудачи огорчают меня (да-нет).
55. Я дерусь не реже и не чаще других (да-нет).
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее (да-нет).
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать.драку (да-нет).
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо (да-нет).
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю (да-нет).
60. Я ругаюсь только со злости (да-нет).
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть (да-нет).
62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее (да-нет).
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу (да-нет).
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся (да-нет).
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить (да-нет).
66. Я не умею поставить человека на место, даже если оп того заслуживает (да-нет).
67. Я часто думаю, что жил неправильно (да-нет).
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки (да-нет).
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей (да-нет).
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня (да-нет).
гээ
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение (да-нет).
72. В последнее время я стал занудой (да-нет).
73. В споре я часто повышаю голос (да-нет).
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям (да-нет).
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить (да-нет).
При составлении опросника авторы пользовались следующими принципами:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения на ответ на вопрос.
Ответ оценивается по восьми шкалам следующим образом:
1. Физическая агрессия:
«да» = 1, «нет» = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68 «нет» = 1, «да» = 0: 9,17
2. Косвенная агрессия:
«да» = 1, «нет» =*0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 «нет» = 1, «да» = 0: 26, 49
3. Раздражение:
«да» = 1, «нет» = 0: 3,19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 «нет» = 1, «да» = 0: 11, 35, 69
4. Негативизм:
«да» = 1, «нет» = 0:4, 12,20,28 «нет» = 1, «да» * 0: 36
5. Обида:
«да» = 1, «нет» = 0: 5,13, 21, 29, 37, 44, 51, 58
6. Подозрительность:
«да» = 1, «нет» = 0: 6,14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 «нет» = 1, «да» = 0: 33, 66, 74, 75
7. Вербальная агрессия:
«да» = U «нет» - 0: 7,15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 «нет» = 1, «да» = 0: 33, 66, 74, 75
8. Чувство вины:
«да» = 1, «нет» = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67
Индекс враждебности включает в себя 5 иб шкалу, а индекс агрессивности (прямой и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности — 6,5 — 7± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
5.4. Проективная методика Рене Жиля •«Межличностные отношения ребенка»
Для исследования сферы межличностных отношении ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими
людьми.
Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.
Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.
Простота и схематичность, отличающие методику Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого — ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.
Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных.
1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитарному взрослому и пр.о
2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, осторожность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения. Все авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к матери и отцу как семейной чете, отношение к братьям и сестрам, отношение к бабушке и дедушке, отношение к другу, отношение к учителю, любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность. Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.
Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки.
ключ