вить их (сирот) во всякое время приказу». Ребенок-сирота пе редавался с целью, чтобы «научился науке или промыслу, или ремеслу1, и доставлен был ему способ учиться добрым граждя нином».
Особую активность в благотворительной деятельности по устройству детей-сирот проявила супруга Павла I Мария Федо ровна, которая слыла «министром благотворительности», так как особенно заботилась о вдовах, сиротах, слепых и глухоне мых. Она была назначена начальником Воспитательного обще ства благородных девиц, а позже воспитательных домон. По ее предложению, детей из воспитательных домов отдавали на воспитание в «государственные деревни» крестьянам «доб рого поведения» до 11 лет для мальчиков и до 15 лет для дево чек. За воспитанием этих детишек в крестьянских семьях был установлен надзор, который осуществлялся подобранными Марией Федоровной инспекторами. Александр I предоставил особому попечению императрицы также все женские учебные заведения. При содействии Марии Федоровны были открыты педагогические классы при воспитательных домах и пепин i. ерские классы в женских институтах, которые готовили учи тельниц и гувернанток.
После смерти императрицы было учреждено Ведомство уч реждений Императрицы Марии, которое ведало не только при зрением бедных и сирот, но и институтами благородных девиц, женскими училищами, гимназиями, школами для глухих и слепых, детскими приютами и сиротскими институтами.
Еще в конце 30-х годов X I X в. б ы л и созданы Московский и Гатчинский сиротские институты. В Московском институте воспитывались только девочки, которые готовились быть до машними воспитательницами и наставницами, а в Гатчин ском — только мальчики, которые готовились к работе домаш ними учителями, а позднее — правоведами и канцелярскими служащими. В разное время инспекторами Гатчинского сирот
|
В этой связи следует подчеркнуть особую роль придворного И.И. Бец кого, по инициативе которого были открыты не только воспитательные дома, но и строго сословные учебные заведения, как Смольный инсти тут благородных девиц, Сухопутный кадетский корпус. Он ратовал зя воспитание «новых отцов и матерей», дети, которых унаследовали бы особенность справедливо управлять государством, «свободно и прилеж но заниматься промышленностью, торговлей, ремеслом». Он считал важным давать образование девочкам, так как, по его мнению, образо ванная мать лучше воспитает своих детей (См.: Васильева Ю.В. Лекции по социальной педагогике. — М., 1 9 9 7).
ского института работали такие замечательные русские педагоги, как Е.О. Гугель и К.Д. Ушинский.
В те же годы создаются первые частные детские приюты. Первый был создан в 1837 г. по инициативе горнозаводчика
A. Демидова в Петербурге. В нем воспитывались не только
приходящие (на время работы родителей) дети, но и сироты.
Известным в то время был и приют п р и н ц а П. Г. Ольденбург-ского в Петербурге. В нем имелись мужское и женское отделения. Мальчики получали образование в объеме начальной школы тех лет, обучались какому-либо ремеслу и направлялись в реальные училища, а девочки обучались по программе гимназии и педагогического класса. В приюте были музыкальная и рисовальная школы, часовая, слесарно-механическая, белошвейная мастерские и т.п.
Нельзя не заметить, что на протяжении более 50 лет X I X в. жизнь в этих и других приютах строилась в соответствии с «Положением о детском приюте», которое было написано князем
|
B. Ф. Одоевским — известным писателем, автором таких кни
жек для детей, как «Городок в табакерке», «Книжки дедушки
Еремея», пособия «Руководство для гувернанток» и др.
В пореформенной России X I X в. призрение сирот и бедных детей осуществлялось не только Ведомством учреждений Императрицы Марии, но и земскими органами, одной из задач которых было также привлечение внимания русского общества к проблемам сиротства. Следует подчеркнуть, что земства сыграли большую роль в развитии народного просвещения в целом, помощи сиротам в частности. В период развития земств с 1861 по 1891 г. число сиротских и воспитательных домов в губерниях, где они действовали, увеличилось почти в 2 раза.
Одновременно в те же годы активно развивались и благотворительные формы заботы об обездоленных детях, детях-сиротах. Ею занимались не только различные общества, такие, как Дамское попечительское общество, Попечительство о народной трезвости, Общество об испорченных детях и т.п., но и частные лица. Многое делалось и приходскими благотворительными организациями, которые создавали богадельни для прес т а р е л ы х и содержали п р и ю т ы д л я детей, где они получали п и -тание, уход и школьное обучение, приобретали ремесленные навыки.
Во второй половине XIX в. широкое распространение получили городские и сельские ясли-приюты, были приюты даже для детей арестантов. Особенным успехом ясли-приюты поль-
|
зовались на селе в страдную пору. Иногда общины выделяли 10 копеек на питание ребенка, а крестьяне сами приносили в приюты продукты.
В начале XX в. на развитии обучения и воспитания в России сказалось влияние демократического и революционного движений. Стали больше обращать внимание на детей рабочих и крестьян в целом. Открываются народные рабочие классы на окраинах, народные университеты, бесплатные народные библиотеки, детские сады для детей бедноты, воскресные школы и учительские курсы. Большую помощь оказали в этом благородном деле такие общественные организации, как Всенародный союз учителей, Московский и Петербургский комитеты грамотности, Московское и Петербургское общества попечения больных и бедных детей. Широкой известностью в те годы пользовались Пречистенские рабочие курсы, Университет А. Шанявского в Москве.
В те же годы создаются детские летние колонии, инициатором которых была Е.Н. Орлова, создавшая еще в 1887 г. в своем имении первую такую форму занятости детей. В 1908 г. Е.С. Петуховой впервые организуются вспомогательные классы для умственно отсталых детей и классы для педагогически запущенных детей при Ольгинско-Пятницком городском училище в Москве. Еще в 70-х годах X I X в. возникли детские отряды «Атаман-разбойник», «Юные рыцари» и другие, члены которых занимались физическим закаливанием, учились спасать утопающих на воде, оказывать первую медицинскую помощь, устраивали различные игры. В 1909 г. в Царском селе О.И. Пантюховым организуется первое скаутское звено, вскоре разросшееся в отряд. Число таких отрядов через несколько лет увеличилось настолько, что в 1914 г. было организовано «Российское общество содействия мальчикам-разведчикам», в 1915 и 1916 гг. были проведены съезды, а в 1917 г. — «летний лагерь» скаутов со всей России. Скаутские отряды действовали в Москве, Петрограде, Киеве, Астрахани, Воронеже, Архангельске, Кисловодске, Анапе и других городах. [11, 15]
В начале XX в. широкое распространение получили идеи свободного воспитания, поборниками которых были, в частности, К.Н. Венцель и С Т. Шацкий. К.Н. Венцель создал нового типа учебно-воспитательные учреждения — «Дом свободного ребенка», «Общество друзей естественного воспитания», «Родительский клуб», «Музей образцовых детских игрушек», в которых весь учебно-воспитательный процесс планировался таким образом, чтобы, по его словам, создать ребенку условия
для развития дремлющих в нем творческих сил на основе самоуправления, интереса и любознательности. В «Доме свободного ребенка» не было учебных планов и учебников, ребенок должен сам искать знания, сам из добытых знаний составлять «книгу своих знаний». В 1905 г. К.Н. Венцель поднимает вопрос о создании в России Великой хартии для защиты детей. В годы гражданской войны он выступает за создание Интернационала учащихся и разрабатывает Декларацию прав ребенка. С Т. Ш а ц к и й вместе с А. У. З е л е н к о создал общество «Сетле-мент» («Культурный поселок»), а позднее — общество «Детский труд и отдых». Оно представляло собой своего рода детскую республику, в состав которой входили детский сад, экспериментальная начальная школа, ремесленные мастерские, клуб для подростков. Последние стали прообразом Домов и Дворцов пионеров в советское время. В 1911 г. вместе с женой СТ. Шацкий создает летнюю детскую колонию «Бодрая жизнь», основными принципами деятельности которой были самообслуживание и самоуправление, работа в саду и на огороде, на кухне и в мастерских, игры и культурные развлечения, единство посильного труда и эстетического воспитания. В 1912 г. колония преобразовалась в Опытную станцию, в которой действовали уже 2 детские колонии, детский сад, школа, детская библиотека для педагогов и взрослых.
В деятельности этих и других энтузиастов социально-педагогической деятельности нашли отражение человеколюбивые традиции и устремления передовых слоев населения России. Однако масштабы этой деятельности, к сожалению, не соответствовали потребностям общества и народных масс в просвещении, обучении и воспитании в России в начале XX в [15].
В советский период педагогическая деятельность принимает вид единой общегосударственной системы, охватывающей все слои населения. В стране были решены такие социально-педагогические задачи, как ликвидация неграмотности и бес-призорничества, создание новой по содержанию системы образования, которая была доступна на бесплатной основе каждому члену общества, введение всеобщего среднего образования. Среди них следует выделить движение за ликвидацию неграмотности и беспризорничества, развитие всеобщего образования населения.
Еще в декабре 1919 г. началось движение за ликвидацию неграмотности не только детей, но и взрослых. За 3 года основам грамоты было обучено 7 млн взрослых, в последующие го-
ды была решена задача всеобщего образования и введена система обязательного полного среднего образования для каждого члена общества.
Борьба с беспризорничеством началась в первые же годы Советской власти. Все приюты и сиротские дома были преобразованы в государственные учреждения, которыми ведал Наркомат просвещения. В январе 1919 г. был создан под председательством А.В. Луначарского Государственный совет защиты детей, при активном участии которого часть беспризорных была эвакуирована из городов в южные хлебородные районы уже в годы Гражданской войны, была организована система общественного питания беспризорных и т.д. Позднее была создана Деткомиссия ВЦИК во главе с Ф.Э. Дзержинским, которая занималась координацией работы всех ведомств по ликвидации беспризорности. Была поставлена цель — определить всех беспризорных детей в детские дома, подготовить их к самостоятельной жизни. В 20-30-е годы, кроме приютов и детских домов, открываются трудовые колонии, детские коммуны, детские городки, пионерские дома, фабрично-заводская система ученичества и т.п. Особой оценки заслуживает деятельность Советского государства по оказанию помощи сиротам и обездоленным детям в годы Великой Отечественной войны.
В этой связи большой интерес представляют идеи и опыт педагогической деятельности С.Т. Ш а ц к о г о, В. Н. Сороки-Росин-ского и А.С Макаренко. Эти выдающиеся педагоги преследовали цель воспитания нового человека, честного и инициативного труженика, образованного и высокоморального коллективиста. Их идеи и практика были рассчитаны на то, чтобы оторвать детей от неблагоприятной среды и создать условия для развития у них положительных моральных качеств и способностей, адекватных целям создавшегося социалистического общества.
СТ. Шацкий продолжал трудиться над разработкой идеи влияния окружающей среды на формирование личности ребенка, с одной стороны, влияния ребенка на окружающую среду, с другой стороны. На своей Опытной станции, которая в советское время получила статус Государственной первой опытной станции Наркомпроса, он отрабатывал систему трудового и эстетического воспитания, содержание и принципы трудового обучения, связи школы с окружающей средой и т.д. На основе этих разработок создавались программы для других опытных станций и опытно-показательных школ.
В.Н. Сорока-Росинский в 1918—1925 гг. в о з г л а в л я л ш к о л у для трудновоспитуемых им. Ф.М. Достоевского в Петрограде, художественное описание которой дано бывшими ее воспитанниками Г. Белых и Л. Пантелеевым в книге «Республика ШКИД». Исходным принципом деятельности этой школы было отношение к трудновоспитуемому, как к формирующейся личности, а главными средствами — коллективный и четко организованный труд, который никогда не п р и м е н я л с я к а к н а -казание, а также детское самоуправление. В.Н. Сорока-Росин-ский сформулировал в качестве основного принципа новой педагогики коллектива не наказание, а «добровольчество».
А.С. Макаренко в 1920—1928 гг. возглавлял колонию для несовершеннолетних преступников, а позднее трудовую колонию им. Ф.Э. Дзержинского. В основу своей работы и работы коллектива педагогов и воспитанников он положил принципы равенства прав и обязанностей обеих сторон, четкой организации труда, учета общественного мнения в лице совета командиров и общего собрания воспитанников. Опыт работы в колонии и трудовой коммуне А. С. Макаренко описал в к н и г а х «П е -дагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Марш 30-х годов», «Методика организации воспитательного процесса» и др. В них он изложил свое понимание коммунистического воспитания его содержания и метода; его теория коллективистской педагогики пронизана уважением к человеку. «Как можно больше уважения к человеку, больше требования к нему», — призывал он педагогов и родителей. Главными принципами этой педагогики он считал организацию коллектива, труд, соревнование, поощрение и наказание, систему перспективных линий. Для А.С. Макаренко воспитанник должен из «объекта воспитания» стать «субъектом воспитания». [15]
Большое место в системе общественного воспитания в советском обществе занимала также работа по организации молодежи, развитию теории и практики детских и юношеских организаций, прежде всего пионерии и комсомола, школу которых прошли миллионы людей.
Вместе с тем нельзя не отметить, что развитие системы воспитания и обучения детей и молодежи в советский период происходило в условиях жесткого партийно-государственного регулирования всех сторон жизни общества, приоритета общественного над личным и моноидеологического господства. Эти и другие моменты сужали гуманистическое и демократическое содержание господствовавшей в советский период системы
обучения и воспитания, сдерживали развитие индивидуального начала, в известной степени даже деформировали такие позитивные в целом идеи, как гармоничное и всестороннее развитие личности, принципы социально-политической активности и коллективной солидарности, требования морального кодекса «человек человеку друг, товарищ и брат». Многое в содержании педагогики того времени носило конкретно-исторический характер и нуждалось в уточнении, обновлении и переработке, замене новыми подходами, формами и средствами.
В 90-е годы в России возникают новые социально-экономические, политические и социокультурные условия, среди которых выделяются демократизация и плюрализм, редуцирование роли государства в обществе, углубление экономических и социальных различий, переосмысление прав, обязанностей и смысла жизни человека, акцент на потребностях и интересах индивида и семьи. В российском обществе ведется разработка новых социально-идеологических ориентиров, в соответствии с которыми создается новая система обучения и воспитания, культурно-просветительной деятельности в стране.
В современных условиях потребность в социально-педагогической теории и практике не исчезла, а, напротив, усилилась, потому что, с одной стороны, усиливается роль социальных факторов в жизни общества и отдельных людей, а с другой — не уменьшается, а увеличивается число детей и взрослых, которые нуждаются в социальной защите вообще, в оказании социально-педагогической помощи в особенности. В российском обществе развиваются процессы распада семьи, растет число обездоленных, а также не получающих необходимую обучающе-воспитательную помощь детей.
Все это требует активизации работы всего общества, специалистов в области воспитания и обучения по разработке социально-педагогической теории и практики применительно к современному этапу развития общества.
Контрольные вопросы и задания
1.Выделите основные тенденции и этапы развития социально-педагогической мысли и практики в истории общества за рубежом.
2.Как развивалась социально-педагогическая практика в России IX—XVIII вв.?
3.Каковы основные формы и направления социально-педагогической деятельности в России в X I X в.?
4.В чем состоит вклад К.Д. Ушинского, П. Ф. Лесгафта, П.Ф. Кап-терева, К.Н. Венцеля в развитие социальной педагогики?
5.Как развивалась социально-педагогическая теория и практика в России в XX в.? Проанализируйте основные социально-педагогические идеи В.Н. Сороки-Росинского, С Т. Шацкого, А.С. Макаренко.
Литература
1.Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. — Свердловск, 1988.
2. Куликов В.П. Педагогическая антропология. — Свердловск, 1988.
3. Кавашкина ОД. Семейное воспитание в России (развитие идей от Древней Руси до начала XX века) // Семья в России. — 1994. — №2. — С. 69-79.
4. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. — М., 1993.
5.Актуальные проблемы социального воспитания/Под ред. Т.Ф. Яр-киной, В.Г. Бочаровой, В.Е. Львова. — М. — Запорожье, 1990.
6. Бим-Бад Б.М., Салимова К.И. и др. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. — Ч. I: С древнейших времен до Великой французской революции. — М., 1988.
7. Бим-Бад Б.М., Салимова К.И. и др. Очерки истории школы и педагогики за рубежом: 1917—1989. — М., 1982.
8. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. — М.,1994.
9.Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства X V I — X V I I в.в. — М.,1985.
10. Антология педагогической мысли России XVIII в. — М., 1985.
11. Антология педагогической мысли России первой половины
X I X в. — М., 1989.
12. Антология педагогической мысли России второй половины
XI в. — начала XX в. — М., 1990.
13.Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: с древнейших времен до конца XVII в. — М., 1978.
14.Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: XVIII — первая половина X I X в. — М.,1978.
15. Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. — М., 1996.
16. Васильева Ю.В. Лекции по социальной педагогике. — М., 1997.
В наши дни сложились все необходимые предпосылки, чтобы из всей системы педагогического знания и деятельно сти выделилась такая относительно самостоятельная об ласть педагогической теории и практики, как социальная педагогика.
Следует заметить, что у определенной части теоретиков пе дагогики сохраняется достаточно стойкое неприятие термина «социальная педагогика». Аргумент таков: вся педагогическая теория и практика порождена социальными потребностями и направлена на их реализацию, она была и остается целенаправ ленным средством социализации человека, она насквозь соци альна, а потому называть какую-либо часть педагогической те ории и практики социальной педагогикой некорректно.
В основе подобного аргумента лежит вольное или невольное смешение понятий «общественное» и «социальное», которые и языковой практике русского я з ы к а часто употребляются к а к си н о н и м ы. Действительно, ц е л и, с о д е р ж а н и е и средства обучения и воспитания человека обусловлены обществом в целом, всей сово купностью экономических, политических, духовных процессов, а т а к ж е с о ц и а л ь н ы х интересов. Однако социальные интересы с о -ставляют лишь часть общественных отношений, результатом их реализации является приобретение или восстановление человеком социального положения, статуса, функционирования.
К тому же словосочетание «социальная педагогика» находится в ряду таких названий относительно самостоятельных областей педагогической теории и практики, как «дошкольная педагогика», «школьная педагогика», «военная педагогика», «лечебная педагогика» и т.п., которые также носят тавтологический характер и в которых лексические определения указывают на специфику объекта, предмета, методов и средств педагогического исследования и деятельности.
В словосочетании «социальная педагогика» прилагательное «социальная» выступает в качестве определяющего слова,
подчеркивающего специфику содержания этого не нового направления в педагогической деятельности.
Представляется, что, пока не будет найдено более точное название, вполне целесообразно пользоваться определением «социальная педагогика», поскольку родовой термин «педагогика», с одной стороны, обозначает единство различных образующих его содержание направлений, включая «социальную педагогику», а с другой — в сознании общества связывается, как правило, с обучением и воспитанием детей. Название «социальная педагогика» указывает на то, что объектом ее является человек не только в детстве, но и на всем протяжении его жизни, а содержанием ее является оказание обучающе-воспитательной помощи в процессе определенных сторон его социализации.
Как известно, американский психолог Т. Парсонс предложил термин «социализация» для обозначения того процесса, который проходит человек на протяжении всей жизни, приобретения знаний об обществе и самом себе, развития социальных навыков и умений, интернализации всей его культуры. В связи с этим объективно складывающийся процесс обусловлен потребностью общества в своем воспроизводстве и постоянном совершенствовании. Человек, в отличие от животного, рождается не готовым для жизни в обществе, и он должен, если хочет себя реализовать как индивид, пройти процесс очеловечивания, составными частями которого являются усвоение социального опыта, традиций, приобретение и в необходимых случаях обновление (компенсация) социальной роли и социального статуса.
Социализация как по содержанию, так и по средствам представляет собой сложный процесс взаимодействия человека с различными факторами, начиная с природы и кончая самим собой. Ее осуществляют общество в целом и государство в особенности, они призваны постоянно в различных формах и на различных уровнях заниматься регулированием этого взаимодействия. При этом в любых случаях присутствует педагогическая деятельность как организованный целенаправленный процесс включения образовательно-воспитательными способами различных поколений, слоев населения, индивидов в систему социальных ценностей и социальных ролей. Любое общество и государство стремятся сформировать определенный тип человека, который в наибольшей степени соответствует определенным социальным идеалам, и заинтересо-
ваны в том, чтобы его члены прошли, например, поло-ролевую (овладение ролями мужчины или женщины), профессиональную (компетентное участие в различных сферах общественной жизни), политическую (становление законопослушных граждан) и иные виды социализации. В то же время каждый человек стремится к самоопределению, самоутверждению и самореализации как индивида. Эти задачи и цели невозможно осуществить без обучения и воспитания вообще, без социального обучения и воспитания, или социальной педагогики, в частности.
Социальная педагогика — это теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого являются приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий). Это проявляется по отношению к обществу, различным слоям и группам населения и индивидам, в зависимости от соответствующего уровня и вида социальной адаптации, социального функционирования. Социальная педагогика изучает влияние социальной реальности на цели и задачи человека на протяжении всей его жизни, педагогические последствия этого влияния для человека и общества. Социальная политика разрабатывает и воплощает соответствующие обучающе-воспитательные системы, программы, методы и средства осуществления поставленных целей и задач социализации с учетом потребности индивида в социальном самоопределении, самоутверждении и самореализации. Ее задачей также является оказание помощи отдельным людям И группам населения, имеющим особые социальные нужды, в реабилитации имеющегося или потерянного социального статуса, социальной роли.
Объектом социально-педагогической теории и практики является человек как член социума в единстве его индивидуальных и общественных характеристик, предметом — педагогические аспекты его социального становления и развития, приобретения социального статуса, социального функционирования, а также поддержание достигнутых и восстановление утраченных социальных характеристик.
Будучи органической частью педагогики как теории и практики социализации человека на протяжении всего его возрастного существования, социальная педагогика имеет особое значение, когда речь идет о формировании социально
ориентированного и активного человека, гражданина. Но ее цели и задачи, содержание и средства различаются в зависимости от возраста человека, сферы его деятельности, обстоятельств его жизни, его физического, умственного и физического состояния, положения общества, в котором он живет. Он представляет собой достаточно сложную систему, включающую социально-педагогические системы разного уровня и форм.
В частности, вполне логично различать, но не противопоставлять, уровни социальной педагогики в зависимости от масштабов его деятельности. Правомерно говорить о социеталь-ном, социально-средовом и индивидуальном уровнях социальной педагогики.
Объектом социально-педагогической теории и практики является на социетальном уровне общество как относительно устойчивая общность людей, а организатором и проводником педагогических действий выступает государство, различные политические и общественные организации и движения, заинтересованные в социализации членов общества в определенном направлении. Типичным способом и средством осуществления воспитания в таком случае выступает идеология как система ценностных ориентации, которые пронизывают все культурно-просветительные и образовательные акции в обществе. Идеологическая работа как система внесения в сознание членов общества определенным образом ориентированных ценностей — это проявление социально-педагогической теории и практики в масштабе общества. Она была и будет существовать в различных формах и с разным содержанием: открытой или закамуфлированной, тоталитарной или демократической, светской или религиозной и т.п.
Объектом социально-педагогической теории и практики во втором смысле выступают социальная сфера общества, микросреда, коллективы людей и т.д. Типичные средства реализации: культурно-просветительная, физкультурно-оздоровительная, социально-воспитательная работа и т.п.
Объектом социальной педагогики в третьем смысле является отдельный человек на различных стадиях и уровнях социализации, в отношении которого применяются различные социально-педагогические приемы и средства в соответствии со стабильно-уровневым состоянием его развития.
В каждом из названных уровней социальной педагогики в зависимости от масштаба объекта особое место занимают про-
блемы образовательно-воспитательной работы с индивидами и группами индивидов, социализация которых нарушена, и они нуждаются в педагогической помощи. Приобретенные в ходе их фомирования социальные качества становятся препятствием для нормальной жизнедеятельности как самих индивидов, так и окружающих людей. Такие индивиды находятся главным образом на попечении особого типа учреждений так называемой системы социальной работы, включающей социальное обеспечение и социальное обслуживание людей, которые нуждаются в социальной помощи, поддержке и защите.
В этой связи иногда ставится вопрос о соотношении социальной работы и социальной педагогики, который имеет и теоретическое, и практическое значение: от того, как он решается, в существенной степени зависят содержание и методы деятельности специалистов.
Постановка этого вопроса вполне естественна на этапе, когда происходит становление статуса как социальной педагогики, так и социальной работы. Необходимо выявить общие и особенные моменты между ними, поскольку объекты работы совпадают.
Альтернативное противопоставление социальной педагогики и социальной работы, как и механическое соединение их по формуле «социальная педагогика включает в себя социальную работу» или «социальная педагогика является лишь частью социальной работы» является отнюдь не всегда плодотворным подходом. В таком случае «социальная работа» трактуется только как деятельность, основное предназначение которой — гарантировать человеку социальную поддержку и предоставление услуг в трудной жизненной ситуации, помочь решить ему проблемы.
Выход лежит на путях диалектического решения вопроса. Необходимым условием такого решения должно быть эксплицирование полного содержания понятий «социальная педагогика» и «социальная работа» и структурирование их по определенным критериям. Но подобная задача требует времени для накопления теоретического материала и должна решаться коллективно с учетом практики путем «встречного движения» на основе анализа происходящих процессов, изучаемых социальной педагогикой и теорией социальной работы, а не путем навязывания своей точки зрения.