Лекция 8. География и Мировое хозяйство. Географические центры мирового хозяйства




Понятие о Мировом хозяйстве. Мировое хозяйство — это сложное междисциплинарное понятие.

Во-первых, это историческая категория, поскольку становление мирового хозяйства — результат тысячелетней эволюции производи­тельных сил. Вот почему можно выделить длительный этап своего рода предистории мирового хозяйства, а затем этапы его воз­никновения (XVI), сформирования (конец XIX века) и, наконец, уже в XX веке этапы его преимущественного развития «вширь» (первая половина) и «вглубь» (вторая половина).

Во-вторых, это политико-экономическая категория, поскольку по­нятие о мировом хозяйстве тесно связано с понятием об обществен­ном разделении труда, интернационализации хозяйственной жизни, международной экономической интеграции. Не случайно о мировом хозяйстве много писали такие видные экономисты как академики Е. С. Варга, Н. Н. Иноземцев, Е. М. Примаков, А. П. Милейковский, О, Т, Богомолов.

Наконец, в-третьих, это и географическая категория, которая включает изучение мирового хозяйства, по крайней мере, на трех уровнях:

1) общая география мирового хозяйства;

2) география его отраслей;

3) география крупных регионов и субрегионов.

Следующий уровень отдельных стран. Он относится к страноведению.

К сожалению, в бывшем СССР и в России география мирового хо­зяйства получила значительно меньшее развитие, чем, например, география населения или география промышленности. Конечно, были работы И. Н. Баранского, И. А, Витвера, М, С. Резина, Л. И. Васи­левского, М. Б, Вольфа, В, М, Гохмана, некоторых других известных географов, но этого все же явно недостаточно. Едва ли не главная причина такого отставания заключается в методологическом аспекте данной проблемы.

Дело в том, что в течение всего послевоенного периода обществен­ные науки в СССР, включая экономическую и социальную географию, исходили из подразделения единого мирового хозяйства на две подсисте­мы: мировое социалистическое хозяйство и мировое капиталистическое хозяйство. Считалось, что первое из них включает хозяйства 15 соци­алистических стран, в второе — хозяйства всех капиталистических и развивающихся стран. Соответственно этому выделялись и два типа международного географического разделения труда, два мировых рын­ка, два типа экономической интеграции.

Видимо, для своего времени это подразделение было в общем пра­вильным. Но дело не только в подобной констатации, но и в опреде­лении характера взаимодействия между обоими типами мировой эко­номики. Здесь были две различные точки зрения. Одну из них можно назвать крайней, экстремальной. Она прямо вытекала из известной работы И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», где автор сделал вывод о том, что после второй мировой вой­ны и образования мировой социалистической системы единое некогда мировое хозяйство окончательно распалось на две части — социали­стическую и капиталистическую, — которые находятся в антагонисти­ческом противоречии друг с другом.

Справедливости ради нужно сказать, что этой точки зрения в 60—80-х годах придерживались очень немногие. Большинство же ис­ходило из более гибкой концепции: мировое хозяйство неоднородно, оно действительно состоит из двух подсистем, развивающихся по раз­ным законам, но это своего рода единство противоположностей, и между обеими системами нет разрыва, а существует определенное взаимодействие. Но все же говорить в полный голос о наличии едино­го мирового хозяйства, почти никто не смел, ибо это означало призыв к так называемой конвергенции, то есть смешению закономерностей социализма и капитализма, А это считалось грубейшей идеологиче­ской ошибкой.

Вот почему подавляющее большинство исследований, как геогра­фов, так и экономистов, было посвящено мировому социалистическому хозяйству, международному социалистическому разделению труда, социалистической экономической интеграции. Были работы и по "ми­ровому капиталистическому хозяйству, включая отдельные его круп­ные регионы. Но по мировому хозяйству в целом, если не считать двух-трех переводных книг, серьезных работ почти не было.

Перелом во взглядах на мировое хозяйство наступил лишь во вто­рой половине 80-х годов — в связи с новым политическим мышлени­ем, осознанием приоритета общечеловеческих ценностей, глобальных проблем человечества, в связи с постепенным отходом от политики конфронтации и балансирования на грани войны. Пожалуй, наибо­лее полно эти новые воззрения отразились в известном выступлении М. С. Горбачева в ООН 7 декабря 1988 года, содержавшем принципи­ально новые положения о едином мировом хозяйстве, вне которого не может нормально развиваться ни одно государство, на каком бы эко­номическом уровне оно не находилось.

С тех пор прошло несколько десятков лет. появились первые работы по географии мирового хозяйства — напри­мер, серия из четырех выпусков, подготовленная в НИИ школ России специально для учителей географии. И в дальнейшем нужно исходить из того, что тематика мирового хозяйства в курсе экономической и социальной географии мира фактически является центральной.

Вопрос 2. Понятие о международном географическом разделении труда (МГРТ). Это понятие привлекало и привлекает внимание многих географов — Н. Н. Баранского, И. А. Витвера, Н. Н. Колосовского, Ю. Г. Саушкина, Й. М. Маегойза, П. М. Алампиева, Б. Н. Семевского, Э. Б. Алаева и других. Но основоположником его по праву можно считать Н.-Н. Ба­ранского.

Во-первых, Н. Н. Баранский дал определение сущности географи­ческого (территориального) разделения труда, как пространственной формы общественного разделения труда, Во-вторых, он подразделил его на межрайонное и международное. В-третьих, он расширил пред­ставление о двух главных факторах, лежащих в основе географиче­ского разделения труда — природном и социально-экономическом. В-четвертых, он конкретно проследил исторический процесс развития международного географического разделения труда. В-пятых, он опре­делил основные последствия географического разделения труда — по­вышение производительности труда, формирование и специализацию экономических районов. В-шестых, он четко охарактеризовал значе­ние данного понятия, назвав его основным понятием экономической географии. В-седьмых, он в принципиальном плане соотнес понятие о международном географическом разделении труда с понятием о миро­вом хозяйстве, назвав его движущей силой, «душой» мирового хозяй­ства.

Н. Н. Баранский специально подчеркивал, что та или иная страна может производить рожь и лен или рис и хлопок. Но это свидетельст­вует лишь о разнообразии их продукции, а не об участии в междуна­родном географическом разделении труда. МГРТ возникает только тогда, когда разные страны работают друг для друга, когда результат труда перевозится из одной страны в другую. Внешнее выражение такой работы заключается в росте мировой торговли, числа и мощности грузопотоков.

Далее, Н. Н. Баранский сформулировал следующую общую пред­посылку географического разделения труда: оно может осуществляться лишь в том случае, если цена товара на месте его продажи будет превышать его цену на месте производства, суммированную с транс­портными расходами на его перевозку. Это правило он выразил в ви­де формулы , где Сv—цена товара на месте продажи, Сp цена товара на месте производства, а t — транспортные издержки.

В свою очередь И. А. Витвер писал о трех условиях, необходимых для формирования международного географического разделения труда. Во-первых, страна-производитель должна обладать теми или иными преимуществами в развитии данной отрасли перед другими странами! Во-вторых, вне страны-производителя должны существовать страны, где возникает спрос на се продукцию по более высокой цене. В-треть­их, расход на перевозку продукции от места производства до места потребления не должен «съедать» разницу между ценой производства и продажной ценой.

Ю. Г. Саушкин в своей монографии посвятил проблемам территориального разделения труда целую главу. Здесь он писал о значении и системе разделения труда, о роли транспорта, концентра­ции производства и т. д. Он также выделил шесть типов территори­ального разделения труда и шесть уровней (масштабов), начиная с всемирного.

Очень важно также подчеркнуть, что международное географиче­ские разделений труда всегда приводит к тому, что между местом про­изводства и местом потребления возникает территориальный разрыв. Поэтому снижение транспортных издержек выступает в качестве важ­ного фактора его развития.

Географическая «модель» мирового хозяйства. По мере развития и усложнения мирового хозяйства изменялась и его географическая «модель». Из одноцентрового (европоцентрическо­го) оно сначала превратилось в двухцентровое (Европа, США), а за­тем в полицентрическое. С известной долей условности в настоящее время в составе мирового хозяйства можно выделить 10 главных цен­тров (рис.8.1). Естественно, что наибольшей экономической мощью обладают два самых старых центра — европейский (28% ми­рового ВВП) и американский (26%). Затем идут два центра «среднего поколения» — Япония (10%) и СНГ, впрочем, доля последнего в на­ши дни по понятным причинам имеет тенденцию к снижению. В 20 14году ВВП стран СНГ составил 1275 млрд. долларов (21,5% от ВВП США), в том числе России — 775 млрд. (13%), Украины — 240 млрд. (4%), Кыргызстана и Туркменистана — по 8 млрд. (0,13%). По расчетам экономиста В. Кудрова 775 млрд. означают, что доля России в совокупном ВВП мира равна только 3,4% (10-е место). А.Б. Болотин определяет эту долю в 2,5%. Остальные центры, воз­никшие уже после второй мировой войны, пока еще сравнительно не­велики, но в большинстве своем быстро набирают силу.

Можно сказать, что упомянутые центры образуют основу геогра­фической «модели» мирового хозяйства. Но наряду с ними в его тер­риториальной структуре возможно выделение и других крупных блоков.

Один из них — страны «большой семерки», на долю которых при­ходится 1/2 всего мирового ВНП и промышленного производства, 1/4 сельскохозяйственной продукции. Объем производства в этих странах показан в таблице 8.1.

Другой блок — страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Хотя в определении границ этого региона существует немало разно­чтений, вес же обычно в его состав включают США, Канаду, Япо­нию, Китай, Россию, страны Юго-Восточной Азии, Латинской Амери­ки, Австралию. В таком составе на регион приходится около половины мирового промышленного производства, и в том числе выпускается порядка 70% автомобилей, судов, телевизоров, синтетических воло­кон, 60% пластмасс, 50% алюминия и стали. При этом роль и миро­вой экономике стран и территорий, расположенных по периметру Ти­хого океана, имеет тенденцию к росту. В первую очередь это относит­ся к Китаю, который выделяется на мировом фоне самыми высокими темпами роста производства: в 80-е годы они составляли в среднем 9% в год, а в 2000 – 2008 годах 11 —13%. Благодаря этому согласно некоторым оценкам по общему объему производства Китай выдвинул­ся уже на второе место в мире. Б. Н. Зимин даже счел воз­можным назвать его «локомотивом» мировой экономики. Тем не менее, имеющиеся расчеты доли Китая в мировом ВНП чрезвычайно противоречивы и колеблются от 1,5—2% до 6% и даже 10%. Можно добавить, что по китайским прогнозам Восточная Азия по суммарно­му объему ВНП в 2011 году догонит США и Канаду, а в 2016 —За­падную Европу.

 

Таблица 8.1. Объем производства в странах «большой семерки»

(в сравнении с США)

Страны Общий объем На душу населения
ВНП промыш­ленность сельское хо­зяйство ВНП промышленность сельское хо­зяйство
США            
Япония            
ФРГ            
Франция            
Великобритания            
Италия            
Канада            

Симптоматично и то, что половина всех главных центров мирового хозяйства теперь находится в развивающихся странах. Это результат осуществления в 50—90-е годы двух типов рыночной стратегии раз­вития стран Азии, Африки и Латинской Америки — импортозамещаю­щей и экспортной ориентации. В ходе реализации обеих этих страте­гий промышленный потенциал развивающихся стран в целом значи­тельно возрос. Соответственно, их доля в мировом промышленном производстве увеличилась до 14% к началу 90-х годов; к концу века она должна возрасти примерно до 18%.

Региональная экономическая интеграция (РЭИ). Международная экономическая интеграция — одно из ярких прояв­лений интернационализации хозяйственной жизни в эпоху НТР. Она может приобретать разные формы, достигать различных уровней зре­лости. Но уже невозможно отрицать, что с половины XX века именно региональная; экономическая интеграция стала преобладающей тенден­цией развития мирохозяйственных связей, и в наше время здание миро­вого хозяйства все более складывается из крупных интегрированных экономических блоков. Главные из них сформировались в пределах эко­номически развитых стран Запада — в Европе и в Северной Америке.

Сначала, еще в 50-х годах, интеграционные процессы проявились в Западной Европе. Помимо начавшейся в то время НТР, они стиму­лировались узостью внутренних рынков большинства отдельных стран, постепенной потерей колониальных рынков при одновременном увеличении зависимости от внешней торговли. Так в 50-х годах в За­падной Европе возникли две первые интеграционные группировки — ЕЭС и ЕАСТ, Но их дальнейшее развитие проходило по-разному.

Договор о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) был подписан в Риме в 1957 году, а вступил в силу в 1958 го­ду. Первоначально в него вошли б стран — ФРГ, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург. В 1973 году к ним присоедини­лись Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 году Греция и в 1986 году Испания и Португалия. Сейчас в ЕЭС входит 31 государство Европы, в том числе бывшие социалистические страны (Венгрия, Болгария, Польша, Словакия и др.) а также государства Балтии (бывшие республики СССР). За сравнительно короткое время ЕЭС (или «Общий рынок») добился впечатляющих успехов. По раз­мерам промышленного производства оно примерно сравнялось с США. «Зеленая Европа» стала обеспечивать себя большинством продуктов питания, наращивать экспорт продовольствия. Да и вообще по экспор­ту товаров и услуг Сообщество опередило все другие страны и регио­ны. То же относилось к резервам золота и валюты.

Европейская Ассоциация Свободной Торговли (ЕАСТ) возникла в 1959 году. Идея ее образования принадлежала Великобритании, кото­рая выступила с инициативой создания в противовес ЕЭС еще одной зоны свободной торговли, включавшей те западноевропейские государства, которые не вошли в ЕЭС. Первоначально в составе ЕАСТ оказалась Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия. Швеция и Швейцария, позднее в нее вошли также Исландия и Фин­ляндия. Однако в 1973 году эту организацию покинули Великобрита­ния и Дания, а в 1986 году Португалия. Это не могло не привести к ослаблению ЕАСТ, хотя оставшиеся в ее составе страны продолжали развивать торговые связи в рамках организации. Следует заметить, что в отличие от ЕЭС в ЕАСТ сохраняются суверенные права госу­дарств-членов и отсутствуют какие-либо наднациональные институты. В 1986 году страны ЕЭС сделали новый важный шаг на пути к дальнейшей экономической и политической консолидации. Они приня­ли Единый европейский акт, который не только подтвердил основные положения Римского договора 1957 года о создании «Общего рынка», но и наметил пути перехода к единомурынку 12 стран. Конкретно была поставлена задача достижения к 1993 году «единого простран­ства» без внутренних границ для свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и населения. Затем этот акт был ратифицирован парламентами всех 12 стран, хотя в парламенте Великобритании его прохождение встретило немалые трудности. Европейское экономиче­ское сообщество постепенно трансформировалось в Европейское сооб­щество (ЕС) с эффективно действующими наднациональными струк­турами законодательной и исполнительной власти, включая Европарламент, комиссию европейских сообществ (КЕС). С декабря 1991 года Сообщество стало называться Европейским Союзом.

Тогда же в голландском городе Маастрихте «Европа двенадцати» приняла еще два исключительно важных для ее будущего докумен­та — договоры о политическоми валютно-финансовом союзах. Глав­ный аспект политического союза — проведение общей внешней полити­ки и совместное обеспечение безопасности. В соответствии со вторым договором с 1 января 1998 года во всех странах Союза введена еди­ная валюта — евро и создан единый Центральный банк.

Все это означало возникновение своего рода «Соединенных Шта­тов Европы» с населением около 600 млн. человек. Сделаны соответствую­щие расчеты, показывающие, что такое объединение дает немалый экономический эффект — от устранения торговых и произ­водственных барьеров до более полного использования экономического потенциала. В перспективе в послекризисный период предполагается сокращение численности безработных на 2—5 млн. человек и снижение розничных цен в сред­нем на 6%. В настоящее время в связи с присоединением к ЕЭС ряда стран Восточной Европы интеграционная группировка насчитыает 31 страну и несмотря на недавние кризисы развивается довольно стабильно.

Вторая крупная интеграционная группировка западного мира сформировалась в Северной Америке: в 1989 году вошло в силу межгосударственное соглашение США и Канады о создания зоны свободной (беспошлинной) торговли, и в Америке появился еще ОДИН «Общий рынок» с населением около 300 млн. человек. Такое объединение выглядит вполне естественным. Ведь в США направляется 75—80% канадского экспорта или 20% ВНП Канады. Для США канадский рынок также самый крупный за рубежом, на нем реализуется 20—25% всего экспорта США. На США приходится 2/3 всех прямых частных зарубежных инвестиций Канады, прямые инвестиции США в Канаду также весьма велики.

В конце 1992 года к этой зоне свободной торговли присоединилась Мексика. Интерес ее в подобном альянсе вполне понятен. Ведь в США сбывается 2/3 мексиканского торгового экспорта и в том числе американский рынок поглощает 4/5 ввозимых из Мексики готовых изделий. На США же приходится 2/3 мексиканского импорта, а в целом Мексика является третьим торговым партнером США после Канады и Японии. Естественно, что доля Мексики во внешней торгов­ле США значительно меньше и составляет 6—8%. Да и весь ВНП Мексики не превышает 3% от ВНП Соединенных Штатов, причем из расчета на душу населения он в десять раз меньше. Тем не менее, два обстоятельства привлекают американский капитал в Мексику: во-пер­вых, стоимость рабочей силы там, в шесть раз ниже и, во-вторых, эко­логические стандарты не столь высоки.

Новая интеграционная группировка трех стран получила название НАФТА — Североамериканское соглашение о свободной торговле. Она объединяет около 370 млн. человек, превосходя в этом отношении ЕЭС, а по годовому объему производства (8 трлн. долларов), по крайней мере, не уступает ей. В соответствии с соглашением об интеграции предус­матриваются меры по либерализации движении товаров, услуг и ка­питалов через границы, разделяющие три страны. На протяжении ближайших десяти лет почти все торговые и инвестиционные барьеры должны быть ликвидированы. Однако в отличие от ЕЭС стра­ны НАФТА не предполагают создание единой валюты, координацию внешней политики и политики безопасности.

Наряду с этими интеграционными группировками в странах Запа­да существует ряд международных экономических организаций. Крупнейшая из них — Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Она была образована в 1961 году в составе США, Канады и большинства стран Западной Европы. Позднее в нее всту­пили Япония, Финляндия, Австралия и Новая Зеландия.

Немало различного рода интеграционных группировок и «общих рынков» возникло в последние десятилетия и в развивающихся стра­нах. В большинстве своем это обычные региональные экономические группировки, которым до интеграции европейского и американского типа еще очень далеко. Однако в 80—90-х годах некоторые из них стали приобретать более явственные интеграционные черты.

В первую очередь это относится, пожалуй, к Ассоциации госу­дарств Юго-Восточной Азии /АСЕАН/ в составе Индонезии, Малай­зии, Сингапура, Таиланда, Филиппин и Брунея. Хотя внутрирегио­нальная торговля между ними — особенно в сравнении с ЕЭС — совсем невелика, они имеют уже некоторые наднациональные органы. К то­му же в 1991 году страны АСЕАН заявили о создании в течение бли­жайших пятнадцати лет своей зоны свободной торговли. За это время внутренний рынок шести стран расширился с 325 до 500 млн. потребителей.

Другой пример подобного рода — Латиноамериканская ассоциация интеграции /ЛААИ/, созданная в 1980—81 годах в составе одиннад­цати стран Южной Америки. Эта ассоциация также ставит своей целью создание общего рынка, она имеет уже и некоторые наднацио­нальные органы. В составе ЛААИ оформились две субрегиональные группировки: Андских стран и Лаплатских стран. Добавим, что три этапа развития интеграции намечает также Лига арабских стран, в которую входят 22 государства.

В 1989 году по инициативе Австралии в Азиатско-Тихоокеанском регионе было создано еще одно крупное региональное объединение в составе 12 стран под названием Азиатско-Тихоокеанский экономиче­ский совет /АТЭС/. Географическая особенность этого объединения заключается в том, что в него входят страны, разбро­санные на огромных пространствах и объединяемые лишь наличием выхода к Тихому океану. С экономической точки зрения главная осо­бенность АТЭС в том, что в него входят как крупнейшие страны За­пада (США, Япония, Канада, Австралия), так и члены АСЕАН, Ре­спублика Корея и Мексика.

Остается добавить, что с 1949 по 1991 год на мировой экономиче­ской арене видную роль играла интеграционная группировка десяти социалистических стран — Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Она содействовала ускорению экономического и научно-тех­нического прогресса дружественных стран, развитию их производи­тельных сил. При активном участии Совета были созданы десятки «новостроек интеграции», оказавших большое воздействие на терри­ториальную структуру хозяйства. И, тем не менее, в новой политиче­ской и экономической обстановке, сложившейся на грани 90-х годов, СЭВ фактически изжил себя и был упразднен. Однако подобная «об­вальная» дезинтеграция имела и свои отрицательные последствия, вызвав разрыв экономических связей, налаживавшихся в течение со­рока лет. Поэтому в начале 90-х годов Россия и другие страны СНГ ведут поиски возобновления подобных связей и налаживания новых. В основном они строятся на двухсторонней основе. Однако в самом начале 1993 года четыре республики Средней Азии и Казахстан со­здали новое содружество государств Центральной Азии с перспекти­вой формирования своего регионального рынка. А в сентябре 1993 го­да в Москве был подписан договор об экономическом союзе, в кото­рый вошли все государства, входившие ранее в СССР. Согласно этому договору должно произойти поэтапное формирование единого эконо­мического пространства стран СНГ, отношения в котором будут стро­иться на принципах рыночной экономики. Предполагается свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, согласова­ние денежно-кредитной и другой политики. В создании такого единого пространства заинтересованы как Россия (достаточно сказать, что около половины производственных мощностей бывшего советского машиностро­ения оказалось в странах Ближнего зарубежья), так и остальные стра­ны СНГ. Они по-прежнему зависят от российских поставок энергоно­сителей. В настоящее время активными участниками этих договоров являются Россия, Казахстан и Беларусь. Между ними заключен таможенный союз о беспошлинной торговле товарами. Из ряда таких соглашений заявила о своем выходе Украина.

Рисунок 8.1.- Географическая модель мирового хозяйства.

Помимо охарактеризованных интеграционных объединений в последнее десятилетие сформировался союз стран БРИКС (Белоруссия, Россия, Индия, Китай), Евразийский Союз (Белоруссия, Россия, Казахстан). В эти союзы входят страны, объединенные общими торговыми интересами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: