Лекция 2. Географическая культура и мышление. Методы географических исследований. Теории и концепции в географии




Географическая культура и мышление. Географическая культура и мышление включает в себя четыре основных компонента:

1) географическую картину мира;

2) географическое мышление;

3) методы географических исследований;

4) язык географии.

Географическое мышление – мышление, привязанное к территории, комплексное, не замыкающееся в рамках одного элемента (компонента) природной среды. Оно содержит такие свойства как территориальность, комплексность, конкретность и глобальность (Э.Б. Алаев).

Основные черты географического мышления следующие:

1)Обязательное изучение географии объектов, признание, что их развитие и функционирование определяется положением в пространстве.

2) Максимальная степень синтеза в подходе к географической реальности (от геологии до хозяйства; экологии и идеологии).

3) Уникальность, своеобразие и индивидуальность каждого географического объекта. Для географического мышления характерна постоянная эволюция. Оно содержит ряд подходов:

1. Территориальный;

2. Комплексный;

3. Исторический;

4. Типологический;

5. Системный;

6. Проблемный (глобальный, страновой, региональный);

7. Экологический.

Каждый из названных подходов применяется в зависимости от направления исследований и специализации географической дисциплины (физическая география, география населения, социально - экономическая география, политическая география, геоэкология).

Методы географических исследований. Понятие метода включает путь исследований, способ, прием достижения цели. В науке существуют следующие группы методов:

1) Эмпирические (наблюдения). К ним относятся: экспедиционный (стационарный, полустационарный, маршрутный); наблюдения (натурные и экспериментальные).

2. Теоретические (обобщения) имеют сложную структуру, сопоставимую с логическими методами – дедукцией и индукцией. Внутри теоретических методов выделяются: статистический, математический и моделирование.

В географии разработаны различные классификации методов исследований. В соответствии с историческим подходом выделяют две большие группы методов: традиционные и современные. Современные делятся на новые и новейшие. К традиционным методам относят:

1. Описание (выполняется по определенному плану).

2. Картографический (составление и сравнительный анализ карт различных по масштабам и тематике).

3. Сравнительно–географический, ПРИМЕНЯЕТСЯ ПРИ СРАВНЕНИИ ХАРАКТЕРИСТИК ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ РАЗЛИЧНЫХ РАНГОВ.

К современным методам относят: количественные (картометрия, баллы, балансы, математико-статистические): математические (логика математики, теория матриц и другие), а также - моделирование с помощью материальных, мысленных, графических и математических моделей.

К числу новейших методов относятся аэрокосмические (дистанционные) – наблюдения с летательных аппаратов визуальные, фото, телесъемка. И их анализ. Результатом использования этих методов явилось формирование новой научной дисциплины - космического землеведения, которое помогает решать ряд проблем, связанных с оценкой негативного воздействия человека на ландшафты, позволяет прогнозировать развитие процессов естественного и антропогенного характера.

Геоинформационный метод также относится к числу новейших и включает геоинформационное картографирование, создание геоинформационных систем (ГИС), позволяющих в пространстве и динамике исследовать процессы антропогенных воздействий, естественные явления и обеспечивающих возможности их прогнозирования.

Язык географии. Язык географии - элемент географической культуры – система знаков, использующихся для выражения умозаключений, понятий, законов и теорий науки.

Выделяют следующие виды географического языка: вербальный (словесный) и искусственный. К вискусственным видам географического языка относятся: матрицы, карты, графики, фотоснимки, диаграммы, индексы и блок – схемы.

С помощью географического языка в географии раскрываются пять групп важнейших понятий: общегеографические; физико-географические; ресурсоведческие; понятия географии населения; социально- экономические и политические; рекреационно-медицинские и картографические.

Уровни научного знания, законы и закономерности. Структура географического знания представляет собой взаимоотношение эмпирического, теоретического и методологического видов знания.

Формирование понятий – следующий этап и уровень исследований, являющийся не эмпирическим, а теоретическим. На основе эмпирических и теоретических положений формируются учения и концепции.

Учением в науке признается совокупность теоретических положений о явлениях действительности. Концепция – это система взглядов на понимание явлений, процессов и объектов. Законом считается основополагающее положение, которое является общепризнанным и не подвергается сомнению. Понятие близкое по содержанию к закону – закономерность. Закономерность – проявление или следствие закона, подтвержденное научными фактами.

Важнейшие законы и закономерности в географии следующие:

1. Периодический закон зональности о закономерной смене природных зон от экватора к полюсам А.А. Григорьева – В.Б.Будыко.

2. Закон направленно - ритмического изменения географической оболочки.

3. Закон метахронности развития географической оболочки (анализирует такие ее свойства как устойчивость, иерархическая соподчиненность, территориальную дифференциацию).

4. Закон эргодичности (характеризует временные состояния природы прошлых эпох, которые имеют пространственные аналоги в современной природе).

Общенаучные теории и учения в географии. Главными общенаучными теориями и учениями, которые широко используются учеными – географами разных направлений можно считать следующие.

1. Теория географического детерминизма. Раскрывает важную роль географической среды, природных условий и ресурсов в развитии стран и жизни человека и человеческого общества. Наряду с ней существуют и развиваются теории географического нигилизма и поссибилизма.

2. Теория районной планировки. Детально рассматривается роль каждого территориального объекта на более крупных территориях, особенности их взаимодействий и планирование размещения крупных промышленных, сельскохозяйственных и других объектов на тех или иных территориях в процессе их освоения и развития.

3.Теория географического прогнозирования (географический прогноз). Разрабатывает все виды географических прогнозов (от глобального уровня до локального уровня). Составляются прогнозы на различные периоды времени (от кратковременных на несколько лет до более продолжительных на десятки и сотни лет).

4. Эволюционное учение. Получило широкое распространение в России. История объектов, изучаемых географией, неразрывно связана с их эволюцией. Конкретное выражение этот подход нашел в формировании палеогеографии, науки, изучающей природные условия прошлых эр и периодов.

5. Учение о биосфере и ноосфере. Данное учение – обширная натуральная область знаний, включающая целый ряд научных направлений естественно - научного и общественного профиля, изучающих биосферу как общепланетарную оболочку, где существует или существовала жизнь. Ноосфера рассматривается учеными как высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением цивилизованного человечества (В.И.Вернадский, В.Н.Сукачев и др.).

6. Учение о природопользовании. В нем рассматривается общественно-производственная деятельность человека и общества по обеспечению настоящего и будущего поколений людей разнообразными природными ресурсами и окружающей средой определенного качества. Как сфера научного знания природопользование включает в себя такое направление как экономика природопользования (Н.Ф.Реймерс, Я.Г.Машбиц и др.).

7. Учение о Мировом океане. В основе учения – океанология. Это наука о природных процессах в Мировом океане, которая рассматривает его как целостный, планетарный природный объект. Она тесно связана с физической географией Мирового океана (Ю.М.Шокальский и др.).

Изучить каждое из них более подробно рекомендуется самостоятельно по учебным пособиям библиографического списка и Интернет-ресурсам.

Общегеографические теории, учения и концепции. Перечень теорий, учений и концепций собственно географической науки достаточно объемен. Приведем лишь основные. По их содержанию рекомендуется сделать доклады на лабораторных занятиях.

1. Теория регионального развития (региональной экономики и политики). Ключевое понятие этой теории – регион. В основе теории лежит разработка процессов регионального синтеза. В рамках теории сформировались такие направления как регионоведение, региональная экономика, региональная политика и школа «региональной науки».

2. Теория географических оценок (здоровье людей, антропоэкологическая оценка, ПД К, ПДВ, ПДУ, поэлементная и интегральная). В содержании теории разработаны стадии оценок. Таких стадий четыре: выявление основных источников воздействия на окружающую среду; выявление основных форм (видов) воздействия на природу; выявление последствий воздействия; характеристика последствий (в том числе их влияние на организм и здоровье человека).

Эта теория включает четыре составляющих (выявление источников воздействий, выявление характера воздействий, выявление последствий, определение путей улучшения ситуации).

3. Теория географического риска рассматривает природные опасные явления и катастрофы, обусловленные деятельностью эндогенных (землетрясения, извержения вулканов) факторов. Изучаются явления, возникающие под влиянием экзогенных факторов (наводнения, ливни, ураганы, заморозки) и живых организмов (например, колорадского жука). Характеризуются последствия этих явлений, разрабатываются способы их прогнозирования, при возможности снижения негативных воздействий на человека и техногенные объекты. Теория рассматривает также техногенные и социальные катастрофы, связанные с войнами, голодом, эпидемиями, техногенными авариями, В рамках теории изучаются синергетические катастрофы, под которыми понимают многоступенчатые катастрофы, при которых одно природное явление порождает другое, а затем и техногенные аварии.

4. Учение о географической среде рассматривает ее как часть географической оболочки, которая тем или иным способом, в той или иной мере освоена человеком, вовлечена в общественное производство и составляет материальную основу существования общества (Э.Б.Алаев и др.).

5. Учение о географических системах. Понятие «геосистема» было введено В.Б.Сочавой в 1963 году. Под геосистемами он понимал природные образования (конкретную территорию или акваторию), на которой отдельные компоненты природы находятся в тесной взаимосвязи друг и другом, окружающей природной средой и человеческим обществом.

6. Учение о географических поясах и зонах (более подробно рассматривается во второй и третьей лекциях).

7.Учение о географическом районировании (понятия о географическом районе, районирование, районообразование). В рамках учения разработаны виды районирования (физико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, рекреационное и ряд других).

8. Учение о геоинформационных системах (геоинформационные системы, геоинформационное картографирование.). Подробно изучается на специальной дисциплине.

9. Концепция геотехнических систем (в ней формулируется определение понятия «геотехнические системы», характеризуются их виды, рассматриваются последствия воздействия на природную среду и способы, смягчающие или предотвращающие эти воздействия). Концепцию развивали в разные годы ученые А.Н. СССР и России. Модели разных типов геосистем представлены на рис. 2.1 (по В.С.Преображенскому).

Рисунок 2.1 Модели разных типов геосистем

10. Концепция поляризованного ландшафта. В нем сосуществуют три относительно обособленных сетевых пространства или три «мира»: 1) повседневно-утилитарный; 2) дикая и полудикая природа; 3) пространство для рекреации. На основе анализа взаимного расположения и взаимодействий этих «миров» Б.Б.Родоман разработал схему поляризованного ландшафта

11. Концепция устойчивости и изменчивости природных систем.

12. Концепции ресурсных циклов (И.В.Комар).

13. Концепция территориальных рекреационных систем (ТРС).

Физико-географические теории и учения. Определяются четырьмя направлениями в географии (физическая география общая география, ландшафтоведение, палеогеография). По Г.Н. Максимову современная физико-географическая картина мира определяется содержанием четырех теорий:

а) теория целостности ландшафтов или радиальных связей;

б) теория пространственной дифференциации ландшафтов;

в) теория горизонтальных взаимодействий в ландшафтах;

г) теория изучения развивающихся объектов.

На основе этих теорий разработаны основополагающие учения физической географии:

1. Учение о географической оболочке (ландшафтной сфере, геосфере).

2. Учение о ландшафте.

3. Учение о фациях.

Более подробно названные учения рассматриваются в курсах «учение об атмосфере», «геология», «четвертичная геология», «учение о гидросфере», «ландшафтоведение», «геохимия», «геофизика», природопользование, а также в следующих лекциях по географии.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: