Разделы / темы, перечень контрольных вопросов для проведения текущего контроля и / или промежуточной аттестации




МИНОБРНАУКИ

ФГБОУ ВПО

Вологодский государственный университет

(ВоГУ)

 

В.П. Уханов

 

 

ГЕОГРАФИЯ

Курс лекций

Направление: 05.03.06 –Экология и природопользование

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Факультет экологии

Кафедра геоэкологии и инженерной геологии

 

 

Вологда

СОДЕРЖАНИЕ

 

Рабочая программа по курсу географии направления бакалавриата

05.03.06 «Экология и природопользование»................................................3

 

Лекция 1. Предмет и объекты географии. Система географических наук............................................................................................................................16

 

Лекция 2. Географическая культура и мышление. Методы географических исследований. Теории и концепции в географии…….20

 

Лекция 3. Географическая оболочка. Закономерности строения…………………………………………………………………………….26

 

Лекция 4. Качественные особенности географической оболочки. Дифференциация на природные комплексы. Концепции развития географической оболочки…………………..……………………………………32

 

Лекция 5. Природно-ресурсный потенциал мира и регионов…………………………………………………………………………….38

 

Лекция 6. Социально-экономическая география: предмет, объекты, направления исследований…………………………………….………………..45

 

Лекция 7. Географическая картина мира: единство в многообразии………………………………………………………………………50

 

Лекция 8. География и мировое хозяйство. Географические центры мирового хозяйства………………………………………………………………59

 

Лекция 9. Важнейшие направления и перспективы развития современной географии …………………………………………………………69

 

Контрольные вопросы по географии………………………………………..75

 

Тесты для проверки знаний по географии………………………………….76

 

Библиографический список………………………………………………….82

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ГЕОГРАФИИ НАПРАВЛЕНИЯ БАКАЛАВРИАТА 05.03.06 «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целями освоения учебной дисциплины «География» является наличие у выпускников направления профессиональных знаний и навыков по теоретической и практической географии и обладание способностями их использовать в области экологии и природопользования ).

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к ­­­­­­­­­­­­­­базовой части цикла математических и естественно - научных дисциплин ООП ВПО и изучается во втором семестре.

Для освоения данной дисциплины как последующей необходимо изучение следующих дисциплин и частей ООП: школьных курсов географии, биологии, истории и дисциплин, изучаемых на 1-ом курсе ВУЗа (история Отечества, почвоведение, общая экология, биология, химия, геология). В результате изучения данных курсов студент должен:

- знать закономерности развития и функционирования географической оболочки и ее компонентов (горных пород, вод, почв, растительности и животного мира), их химического состава и свойств;

- уметь читать и анализировать общегеографические и тематические географические карты и географические статистические материалы;

- владеть навыками подготовки докладов и рефератов по географической тематике.

Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо при изучении следующих дисциплин и практик: учение об атмосфере, учение о гидросфере, ландшафтоведение, основы природопользования география населения, а также практик по почвоведению, геологии, гидрологии и геоботанике.

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ/ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

· географических наук; методы географических исследований и основные концепции физической и социально-экономической географии; географические законы и закономерности; современные проблемы географии и перспективы содержание и объекты исследований физико-географических и социально-экономических географических наук (ПК-3, 5);

уметь:

· готовить доклады и рефераты по важнейшим направлениям географии, анализировать статистические, картографические и текстовые материалы атласов и справочников, выявлять социально-экономические и экологические проблемы регионов мира и РФ (ПК-5, 3)

владеть/быть в состоянии продемонстрировать:

· навыками составления по картографическим и статистическим материалам характеристики природных зон мира и РФ, природно-ресурсного потенциала регионов мира, экономических районов РФ и Вологодской области, показывать по карте объекты, перечень которых приведен в словаре терминов, понятий и названий (ПК-5).

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ(108 часа), в том числе в семестрах:

 

Семестр № Трудоемкость РПР, курсовая работа, курсовой проект Форма промежуточной аттестации
Всего Аудиторная СРС Экз.
ЗЕТ час. час. час. час.
      36, в т.ч.: лекций – 18; Лаборатор-ных работ - 18     - экзамен

Взаимосвязь тем в дисциплине отражает матрица межтематических связей. Элементы матрицы характеризуют последовательность изучения тем и факт принадлежности темы в соответствии с ее содержанием к опирающейся и опорной.

Распределение результатов обучения и компетенций по семестрам, темам учебной дисциплины с указанием видов учебной деятельности и их содержания, образовательных технологий, последовательности учебных недель, трудоемкости, форм текущего контроля и промежуточных аттестаций представлено в соответствующей таблице.

 

Матрица межтематических связей в дисциплине

№ п/п, наименование раздела / темы опорной № п/п, наименование раздела / темы опирающейся
1.Предмет, объекты и методы географии 2Географическая культура, методы, теории и концепции в географии. История географии 3.Закономерности строения и особенности географической оболочки 4.Природно-ресурсный потенциал мира и регионов 5.Предмет и объекты общественной географии 6.Географическая картина мира и мировое хозяйство 7.Перспективы развития современной географии
1.Предмет, объекты и методы географии   + + + + + +
2.Географическая культура, методы, теории и концепции в географии. История географии     +   + +  
3.Закономерности строения и особенности географической оболочки       +   + +
4.Природно-ресурсный потенциал мира и регионов           + +
5.Предмет и объекты социально-экономической (общественной) географии           + +
6.Географическая картина мира и мировое хозяйство             +
7.Перспективы развития и основные направления исследований современной географии              

№ п/п Результаты обучения Семестр, раздел / тема. Виды учебной деятельности. Краткое содержание Образова-тельные технологии Неделя Трудоем-кость, час Форма текущего контроля
             
2 семестр
  Раздел /тема 1: Предмет, объекты и методы географии
Иметь представление о предмете, объектах и методах географии Знать классификации географических наук Лекция 1: Предмет географии, географическая оболочка как объект географии, классификация географических наук аудиоматериал      
СРС:Изучение материала лекции 1     2,5  
  Раздел /тема 2: Географическая культура, методы, теории и концепции в географии. История географии
Знать особенности важнейших этапов развития географической науки, содержание методов, теорий и концепций Лекция 2: Географическая культура и мышление. Методы географических исследований. Теории и концепции в географии Аудиоматериал, картографический материал      
СРС:Изучение материала лекции 2         2,5  
Уметь характеризовать особенности основных этапов развития географической науки Лабораторное занятие 1:География древнего мира, античной эпохи, средневековья, эпохи капитализма. Советская и Российская географическая наука Картографический материал     доклады
СРС:Подготовка к лабораторному занятию, изучение положения географических объектов на карте по перечню, приведенному в словаре географических названий        
  Раздел /тема 3: Закономерности строения и особенности географической оболочки
Знать закономерности строения географической оболочки Лекция 3:Закономерности строения географической оболочки Схемы и картографический материал      
СРС:Изучение материала лекции 3     2,5  
Уметь составлять характеристику природных зон России по картографическим и текстовым материалам Лабораторное занятие 2:Зонально-азональная структура – закономерность строения географической оболочки. Картографический материал     Проверка выполнения заданий
СРС:Подготовка к лабораторному занятию, изучение положения географических объектов на карте по перечню, приведенному в словаре географических названий        
Знать качественные особенности географической оболочки и таксономические единицы физико-географического районирования Лекция 4:Качественные особенности географической оболочки, дифференциация на природные комплексы и концепции развития Схемы физико-географического районирования      
СРС: Изучение материала лекции 4     2,5 проверка выполненных заданий
      Раздел / тема 4: Природно-ресурсный потенциал мира и регионов
Знать особенности распределения природно-ресурсного потенциала мира по видам ресурсов Лекция 5:Природно-ресурсный потенциал мира и регионов Аудиоматериал, диаграммы          
СРС:Изучение материала лекции 5             2,5    
Уметь характеризовать природно-ресурсный потенциал регионов мира и РФ по видам ресурсов Лабораторное занятие 3:Характеристика природно - ресурсного потенциала мира, регионов и РФ СРС: Подготовка к лабораторному занятию № 5: изучение положения географических объектов на карте по перечню, приведенному в словаре географических названий Картографический и статистический материал     7,5   проверка выполненных заданий
Раздел /тема 5: Предмет и объекты социально-экономической (общественной) географии
Знать предмет, объекты и важнейшие концепции социально- экономической географии. Уметь характеризовать основные направления и теории социально-экономической географии Лекция 6:Социально-экономическая география: предмет, объекты, основные теории и учения текст, схемы, диаграммы, мультимедиама-териал        
СРС:Изучение материала лекции 6     2,5  
    Раздел /тема 6: Географическая картина мира и мировое хозяйство
Знать особенности экономики географических центров мирового хозяйства Лекции 7-8:Географическая картина мира и мировое хозяйство. Географические центры мирового хозяйства текст, картографичес-кий материал      
СРС:Изучение материалов лекции     2.5  
Уметь составлять комплексные характеристики регионов мира и РФ по картографическим и статистическим материалам. Владеть навыками комплексной социально экономической характеристики регионов мира и РФ Лабораторное занятие 4:Характеристика крупнейших регионов мира по уровням социально-экономического развития Картографичес-кий и статистический материал      
СРС:Подготовка к лабораторному занятию 4        
  Раздел /тема 7: Перспективы развития и основные направления исследований современной географии
Знать важнейшие направления и перспективы развития социально-экономической и физической географии Лекция 9:Важнейшие направления и перспективы развития современной географии текст      
СРС:Изучение материалов лекции 8     2.5  
ИТОГО Общий объем дисциплины    
в том числе: Аудиторная нагрузка 36.  
СРС    
  Подготовка к промежуточной аттестации, аттестация   экзамен
                           

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ

Разделы / темы, перечень контрольных вопросов для проведения текущего контроля и / или промежуточной аттестации

№ п/п Раздел / тема, контрольные вопросы
   
1. Раздел / тема 1: Предмет, объекты и методы географии
1.1. Понятие о предмете географии. 1.2.Объекты географии..1.3.Классификация географических наук. 1.4.Классификация методов географии. Теории и концепции в географии
2. Раздел / тема 2: Географическая культура, методы, теории и концепции в географии. История географии
2.1. Основные этапы развития географических знаний. 2.2.Значение Великих географических открытий для развития географии. 2.3. Дифференциация географии в 19в. 2.4.Важнейшие теоретические и практические достижения советской и Российской географии. 2.5. Назвать важнейшие принципы географической культуры. 2.6. Раскрыть содержание современных методов географической науки. 2.7. Назвать важнейшие физико-географические теории и концепции. 2.8. Назвать важнейшие экономико-географические теории и концепции.
3. Раздел/ тема 3: Закономерности строения и качественные особенности географической оболочки
3.1. Назвать закономерности строения географической оболочки. 3.2. Назвать важнейшие качественные особенности географической оболочки. 3.3. Дать определения важнейших таксономических единиц физико-географического районирования (географический пояс, физико-географическая страна, природная зона, природная область, ландшафтный район).
4. Раздел/ тема 4: Природно - ресурсный потенциал мира и регионов
4.1.Определение понятия «природные ресурсы». 4.2. Классификации природных ресурсов. 4.3. Роль и место отдельных стран и регионов по запасам различных видов природных ресурсов. 4.4. Роль и место России в природно-ресурсном потенциале мира.
5. Раздел/тема 5: Предмет и объекты социально- экономической (общественной) географии
5.1.Назвать и раскрыть понятие предмета общественной географии. 5.2. Дать характеристику важнейших объектов социально-экономической географии. 5.3.Классификация географических социально-экономических наук.5.4 Раскрыть содержание важнейших теорий и концепций общественной географии.
6. Раздел/ тема 6: Географическая картина мира и мировое хозяйство
6. 1. Географические центры мировой экономики. 6.2. Понятие и особенности мирового хозяйства. 6.3. Особенности международного географического разделения труда. 6.4. Интеграционные процессы в современном мире. 6.5. Содержание характеристики крупнейших регионов мира и стран по уровням социально-экономического развития.
7. Раздел/ тема 7: Важнейшие направления и перспективы развития современной географии
7.1. Назвать направления исследований физико – географических наук. 7.2. Охарактеризовать основные направления исследований социально- экономических наук. 7.3. Роль и значение географии при изучении экологических дисциплин.
     


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: