МИНОБРНАУКИ
ФГБОУ ВПО
Вологодский государственный университет
(ВоГУ)
В.П. Уханов
ГЕОГРАФИЯ
Курс лекций
Направление: 05.03.06 –Экология и природопользование
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Факультет экологии
Кафедра геоэкологии и инженерной геологии
Вологда
СОДЕРЖАНИЕ
Рабочая программа по курсу географии направления бакалавриата
05.03.06 «Экология и природопользование»................................................3
Лекция 1. Предмет и объекты географии. Система географических наук............................................................................................................................16
Лекция 2. Географическая культура и мышление. Методы географических исследований. Теории и концепции в географии…….20
Лекция 3. Географическая оболочка. Закономерности строения…………………………………………………………………………….26
Лекция 4. Качественные особенности географической оболочки. Дифференциация на природные комплексы. Концепции развития географической оболочки…………………..……………………………………32
Лекция 5. Природно-ресурсный потенциал мира и регионов…………………………………………………………………………….38
Лекция 6. Социально-экономическая география: предмет, объекты, направления исследований…………………………………….………………..45
Лекция 7. Географическая картина мира: единство в многообразии………………………………………………………………………50
Лекция 8. География и мировое хозяйство. Географические центры мирового хозяйства………………………………………………………………59
Лекция 9. Важнейшие направления и перспективы развития современной географии …………………………………………………………69
Контрольные вопросы по географии………………………………………..75
Тесты для проверки знаний по географии………………………………….76
Библиографический список………………………………………………….82
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ГЕОГРАФИИ НАПРАВЛЕНИЯ БАКАЛАВРИАТА 05.03.06 «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения учебной дисциплины «География» является наличие у выпускников направления профессиональных знаний и навыков по теоретической и практической географии и обладание способностями их использовать в области экологии и природопользования ).
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина относится к базовой части цикла математических и естественно - научных дисциплин ООП ВПО и изучается во втором семестре.
Для освоения данной дисциплины как последующей необходимо изучение следующих дисциплин и частей ООП: школьных курсов географии, биологии, истории и дисциплин, изучаемых на 1-ом курсе ВУЗа (история Отечества, почвоведение, общая экология, биология, химия, геология). В результате изучения данных курсов студент должен:
- знать закономерности развития и функционирования географической оболочки и ее компонентов (горных пород, вод, почв, растительности и животного мира), их химического состава и свойств;
- уметь читать и анализировать общегеографические и тематические географические карты и географические статистические материалы;
- владеть навыками подготовки докладов и рефератов по географической тематике.
Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо при изучении следующих дисциплин и практик: учение об атмосфере, учение о гидросфере, ландшафтоведение, основы природопользования география населения, а также практик по почвоведению, геологии, гидрологии и геоботанике.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ/ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
· географических наук; методы географических исследований и основные концепции физической и социально-экономической географии; географические законы и закономерности; современные проблемы географии и перспективы содержание и объекты исследований физико-географических и социально-экономических географических наук (ПК-3, 5);
уметь:
· готовить доклады и рефераты по важнейшим направлениям географии, анализировать статистические, картографические и текстовые материалы атласов и справочников, выявлять социально-экономические и экологические проблемы регионов мира и РФ (ПК-5, 3)
владеть/быть в состоянии продемонстрировать:
· навыками составления по картографическим и статистическим материалам характеристики природных зон мира и РФ, природно-ресурсного потенциала регионов мира, экономических районов РФ и Вологодской области, показывать по карте объекты, перечень которых приведен в словаре терминов, понятий и названий (ПК-5).
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ(108 часа), в том числе в семестрах:
Семестр № | Трудоемкость | РПР, курсовая работа, курсовой проект | Форма промежуточной аттестации | ||||
Всего | Аудиторная | СРС | Экз. | ||||
ЗЕТ | час. | час. | час. | час. | |||
36, в т.ч.: лекций – 18; Лаборатор-ных работ - 18 | - | экзамен |
Взаимосвязь тем в дисциплине отражает матрица межтематических связей. Элементы матрицы характеризуют последовательность изучения тем и факт принадлежности темы в соответствии с ее содержанием к опирающейся и опорной.
Распределение результатов обучения и компетенций по семестрам, темам учебной дисциплины с указанием видов учебной деятельности и их содержания, образовательных технологий, последовательности учебных недель, трудоемкости, форм текущего контроля и промежуточных аттестаций представлено в соответствующей таблице.
Матрица межтематических связей в дисциплине
№ п/п, наименование раздела / темы опорной | № п/п, наименование раздела / темы опирающейся | ||||||
1.Предмет, объекты и методы географии | 2Географическая культура, методы, теории и концепции в географии. История географии | 3.Закономерности строения и особенности географической оболочки | 4.Природно-ресурсный потенциал мира и регионов | 5.Предмет и объекты общественной географии | 6.Географическая картина мира и мировое хозяйство | 7.Перспективы развития современной географии | |
1.Предмет, объекты и методы географии | + | + | + | + | + | + | |
2.Географическая культура, методы, теории и концепции в географии. История географии | + | + | + | ||||
3.Закономерности строения и особенности географической оболочки | + | + | + | ||||
4.Природно-ресурсный потенциал мира и регионов | + | + | |||||
5.Предмет и объекты социально-экономической (общественной) географии | + | + | |||||
6.Географическая картина мира и мировое хозяйство | + | ||||||
7.Перспективы развития и основные направления исследований современной географии |
№ п/п | Результаты обучения | Семестр, раздел / тема. Виды учебной деятельности. Краткое содержание | Образова-тельные технологии | Неделя | Трудоем-кость, час | Форма текущего контроля | |||||||
2 семестр | |||||||||||||
Раздел /тема 1: Предмет, объекты и методы географии | |||||||||||||
Иметь представление о предмете, объектах и методах географии Знать классификации географических наук | Лекция 1: Предмет географии, географическая оболочка как объект географии, классификация географических наук | аудиоматериал | |||||||||||
СРС:Изучение материала лекции 1 | 2,5 | ||||||||||||
Раздел /тема 2: Географическая культура, методы, теории и концепции в географии. История географии | |||||||||||||
Знать особенности важнейших этапов развития географической науки, содержание методов, теорий и концепций | Лекция 2: Географическая культура и мышление. Методы географических исследований. Теории и концепции в географии | Аудиоматериал, картографический материал | |||||||||||
СРС:Изучение материала лекции 2 | 2,5 | ||||||||||||
Уметь характеризовать особенности основных этапов развития географической науки | Лабораторное занятие 1:География древнего мира, античной эпохи, средневековья, эпохи капитализма. Советская и Российская географическая наука | Картографический материал | доклады | ||||||||||
СРС:Подготовка к лабораторному занятию, изучение положения географических объектов на карте по перечню, приведенному в словаре географических названий | |||||||||||||
Раздел /тема 3: Закономерности строения и особенности географической оболочки | |||||||||||||
Знать закономерности строения географической оболочки | Лекция 3:Закономерности строения географической оболочки | Схемы и картографический материал | |||||||||||
СРС:Изучение материала лекции 3 | 2,5 | ||||||||||||
Уметь составлять характеристику природных зон России по картографическим и текстовым материалам | Лабораторное занятие 2:Зонально-азональная структура – закономерность строения географической оболочки. | Картографический материал | Проверка выполнения заданий | ||||||||||
СРС:Подготовка к лабораторному занятию, изучение положения географических объектов на карте по перечню, приведенному в словаре географических названий | |||||||||||||
Знать качественные особенности географической оболочки и таксономические единицы физико-географического районирования | Лекция 4:Качественные особенности географической оболочки, дифференциация на природные комплексы и концепции развития | Схемы физико-географического районирования | |||||||||||
СРС: Изучение материала лекции 4 | 2,5 | проверка выполненных заданий | |||||||||||
Раздел / тема 4: Природно-ресурсный потенциал мира и регионов | |||||||||||||
Знать особенности распределения природно-ресурсного потенциала мира по видам ресурсов | Лекция 5:Природно-ресурсный потенциал мира и регионов | Аудиоматериал, диаграммы | |||||||||||
СРС:Изучение материала лекции 5 | 2,5 | ||||||||||||
Уметь характеризовать природно-ресурсный потенциал регионов мира и РФ по видам ресурсов | Лабораторное занятие 3:Характеристика природно - ресурсного потенциала мира, регионов и РФ СРС: Подготовка к лабораторному занятию № 5: изучение положения географических объектов на карте по перечню, приведенному в словаре географических названий | Картографический и статистический материал | 7,5 | проверка выполненных заданий | |||||||||
Раздел /тема 5: Предмет и объекты социально-экономической (общественной) географии | |||||||||||||
Знать предмет, объекты и важнейшие концепции социально- экономической географии. Уметь характеризовать основные направления и теории социально-экономической географии | Лекция 6:Социально-экономическая география: предмет, объекты, основные теории и учения | текст, схемы, диаграммы, мультимедиама-териал | |||||||||||
СРС:Изучение материала лекции 6 | 2,5 | ||||||||||||
Раздел /тема 6: Географическая картина мира и мировое хозяйство | |||||||||||||
Знать особенности экономики географических центров мирового хозяйства | Лекции 7-8:Географическая картина мира и мировое хозяйство. Географические центры мирового хозяйства | текст, картографичес-кий материал | |||||||||||
СРС:Изучение материалов лекции | 2.5 | ||||||||||||
Уметь составлять комплексные характеристики регионов мира и РФ по картографическим и статистическим материалам. Владеть навыками комплексной социально экономической характеристики регионов мира и РФ | Лабораторное занятие 4:Характеристика крупнейших регионов мира по уровням социально-экономического развития | Картографичес-кий и статистический материал | |||||||||||
СРС:Подготовка к лабораторному занятию 4 | |||||||||||||
Раздел /тема 7: Перспективы развития и основные направления исследований современной географии | |||||||||||||
Знать важнейшие направления и перспективы развития социально-экономической и физической географии | Лекция 9:Важнейшие направления и перспективы развития современной географии | текст | |||||||||||
СРС:Изучение материалов лекции 8 | 2.5 | ||||||||||||
ИТОГО | Общий объем дисциплины | ||||||||||||
в том числе: | Аудиторная нагрузка | 36. | |||||||||||
СРС | |||||||||||||
Подготовка к промежуточной аттестации, аттестация | экзамен | ||||||||||||
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ
Разделы / темы, перечень контрольных вопросов для проведения текущего контроля и / или промежуточной аттестации
№ п/п | Раздел / тема, контрольные вопросы | |
1. | Раздел / тема 1: Предмет, объекты и методы географии | |
1.1. Понятие о предмете географии. 1.2.Объекты географии..1.3.Классификация географических наук. 1.4.Классификация методов географии. Теории и концепции в географии | ||
2. | Раздел / тема 2: Географическая культура, методы, теории и концепции в географии. История географии | |
2.1. Основные этапы развития географических знаний. 2.2.Значение Великих географических открытий для развития географии. 2.3. Дифференциация географии в 19в. 2.4.Важнейшие теоретические и практические достижения советской и Российской географии. 2.5. Назвать важнейшие принципы географической культуры. 2.6. Раскрыть содержание современных методов географической науки. 2.7. Назвать важнейшие физико-географические теории и концепции. 2.8. Назвать важнейшие экономико-географические теории и концепции. | ||
3. | Раздел/ тема 3: Закономерности строения и качественные особенности географической оболочки | |
3.1. Назвать закономерности строения географической оболочки. 3.2. Назвать важнейшие качественные особенности географической оболочки. 3.3. Дать определения важнейших таксономических единиц физико-географического районирования (географический пояс, физико-географическая страна, природная зона, природная область, ландшафтный район). | ||
4. | Раздел/ тема 4: Природно - ресурсный потенциал мира и регионов | |
4.1.Определение понятия «природные ресурсы». 4.2. Классификации природных ресурсов. 4.3. Роль и место отдельных стран и регионов по запасам различных видов природных ресурсов. 4.4. Роль и место России в природно-ресурсном потенциале мира. | ||
5. | Раздел/тема 5: Предмет и объекты социально- экономической (общественной) географии | |
5.1.Назвать и раскрыть понятие предмета общественной географии. 5.2. Дать характеристику важнейших объектов социально-экономической географии. 5.3.Классификация географических социально-экономических наук.5.4 Раскрыть содержание важнейших теорий и концепций общественной географии. | ||
6. | Раздел/ тема 6: Географическая картина мира и мировое хозяйство | |
6. 1. Географические центры мировой экономики. 6.2. Понятие и особенности мирового хозяйства. 6.3. Особенности международного географического разделения труда. 6.4. Интеграционные процессы в современном мире. 6.5. Содержание характеристики крупнейших регионов мира и стран по уровням социально-экономического развития. | ||
7. | Раздел/ тема 7: Важнейшие направления и перспективы развития современной географии | |
7.1. Назвать направления исследований физико – географических наук. 7.2. Охарактеризовать основные направления исследований социально- экономических наук. 7.3. Роль и значение географии при изучении экологических дисциплин. | ||