Княжна Екатерина Михайловна Долгорукова, светлейшая княгиня Юрьевская 7 глава




В два часа с четвертью он вышел, сел в карету и приказал спешно ехать обратно в Зимний дворец. И на обратном пути его сопровождали шесть казаков, ехавших рядом, седьмой сидел на козлах, а за каретой в двух санях ехали полицейские офицеры.

Проехав Инженерную улицу, карета выехала на Екатерининский канал и поехала вдоль сада Михайловского дворца. Место было совершенно пустынным, и царские орловские рысаки шли так быстро, что казаки поспевали за ними лишь скача в галоп.

Несколько полицейских агентов, расставленных по пути, наблюдали за проездом. По улице мальчуган тащил на салазках корзину. Прошел офицер, два или три солдата и молодой человек с длинными волосами, несший в руке небольшой сверток.

В то мгновение, когда императорская карета поравнялась с молодым человеком, он бросил свой сверток под ноги рысаков.

Раздался ужасный взрыв, поднялось густое облако дыма и снега, послышался звон разбиваемых стекол, а затем крики и стоны. Два казака и мальчуган, тащивший салазки, лежали на земле. Около них убитые лошади, лужи крови и осколки стекол.

Император, оставшийся целым и невредимым, бросился к раненым. Со всех сторон сбегался народ. Выскочив из своих саней, полицейские офицеры схватили преступника, пытавшегося убежать.

Полковник Дворжицкий, начальник охраны, умолял царя сесть в сани и ехать как можно скорее в Зимний дворец. Но Александр хотел увидеть анархиста, которого толпа грозила растерзать. Когда он направился к нему, кто‑то подбежал к царю с вопросом: «Вы не ранены, ваше величество?». Он ответил: «Слава Богу, я цел». Тогда убийца, подняв голову, с злобным смехом прокричал: «Не слишком ли рано вы благодарите Бога?». В то же мгновение неизвестный, стоявший опершись на перила канала, что‑то бросил в воздух. И второй ужасный взрыв поднял облако снега и дыма. Когда облако рассеялось, Александр II лежал на земле, пытаясь подняться; лицо его было окровавлено, пальто изорвано, ноги обнажены и раздроблены. Кругом валялись клочья вырванного мяса, он истекал кровью. Глаза его были открыты, но он, как кажется, ничего не видел. Его губы тихо шептали: «Помогите мне… Жив ли наследник?.. Снесите меня во дворец… Там умереть».

С большим трудом царя уложили в сани полковника Дворжицкого и умирающего отвезли в Зимний дворец.

Княгиня Юрьевская в пальто и шляпе спокойно ожидала возвращения супруга, когда вбежавший в комнату испуганный слуга пробормотал: «Княгиня, скорее, скорее… Его величеству дурно».

Не теряя ни на минуту присутствия духа, княгиня Юрьевская подбежала к шкафу, где хранились кое‑какие лекарства, которыми Александр II иногда пользовался. Передав их слуге, она быстро спустилась в кабинет императора. В это время его как раз вносили.

Казаки уложили свою тяжелую и кровоточащую ношу на кровать, поставленную посреди комнаты. С редким самообладанием княгиня принялась ухаживать за раненым. Она растирала его виски эфиром, давала ему дышать кислород и даже помогла хирургам перевязывать ноги, чтобы остановить кровотечение.

 

 

Покушение на Александра II 1 марта 1881 г. Художник Г. Броллинг. 1881 г.

 

В результате двух взрывов на месте погибли Александр Малеичев, казак лейб‑гвардии Терского эскадрона собственного Его Величества конвоя, и Григорий Максимович Захаров (14 лет), мальчик из мясной лавки. Ранено было 17 человек, из которых 8 было госпитализировано

 

 

Наследник с супругой, великие князья и княгини, прибывшие немного спустя, уступили ей первое место у постели умирающего. Император уже агонизировал, дышал лишь с перерывами, и зрачки его не реагировали уже на свет. Воспользовавшись минутным возвращением сознания, протоиерей Рождественский причастил его. Вслед за этим государь вновь впал в бессознательное состояние.

В три с половиной часа руки женщины, которую он так любил, закрыли навсегда ему глаза.

В ту же минуту в силу основных законов наследник‑цесаревич сделался императором Александром III, и ему тотчас же пришлось проявить свою самодержавную волю.

В то же время, как врачи и слуги убирали еще тело покойного, граф Лорис‑Меликов испрашивал царского решения по вопросу, не терпящему отлагательства. Он спрашивал у Александра III, должен ли он, согласно приказу, полученному им накануне, опубликовать в завтрашнем номере «Правительственного вестника» манифест, извещавший русский народ о преобразовании Государственного совета и вступлении на путь ограничения самодержавия народным представительством.

Нимало не колеблясь, Александр III ответил: «Я всегда буду уважать волю своего отца. Пусть завтра манифест будет опубликован».

Но в течение ночи министр внутренних дел получил приказ отложить печатание манифеста. Это было результатом тайного совещания собравшихся в Аничковом дворце реакционеров. Уступая страстным мольбам своих приближенных, Александр III неожиданно решил отложить исполнение отцовского завещания до тех пор, пока обстоятельства не позволили ему открыто отречься от него. Лишь пламенному красноречию его бывшего преподавателя, знаменитого обер‑прокурора Священного синода, фанатика неограниченного самодержавия Победоносцева удалось сломить сопротивление прямого и набожного Александра III.

Лорис‑Меликов, получив этот приказ, с горечью воскликнул: «Несчастный! Он уничтожил собственную подпись».

В последующие дни Победоносцев с еще большей настойчивостью подчинил своему влиянию своего августейшего ученика. В страстных речах он доказывал ему кощунственность «новых идей»; он напомнил ему, что самодержавие является одним из догматов православной веры; он убеждал его вернуться к священным идеалам Московских царей; он не уставая повторял ему: «Бегите из Петербурга, этого Богом проклятого города, поезжайте в Москву, перенесите правительство в Кремль… Но прежде всего и немедленно прогоните Лорис‑Меликова, прогоните великого князя Константина, прогоните княгиню Юрьевскую».

И когда новый самодержец, молчаливый и подавленный, мучимый угрызениями совести, на несколько часов освобождался от настойчивого давления Победоносцева, тогда со всех сторон его приближенные обращались к нему с теми же словами и с теми же заклинаниями. Так вынуждали они Александра III мало‑помалу отказаться от обещаний, данных им отцу.

В это время останки зверски убитого императора находились еще в Зимнем дворце. Император в гробу был одет в мундир Преображенского полка. Но, вопреки обычаю, у него не было ни короны на голове, ни знаков отличия на груди. Он не захотел, чтобы эти суетные предметы следовали за ним в могилу. Говоря как‑то с Екатериной Михайловной о своей смерти, он сказал: «Когда я появлюсь перед Всевышним, я не хочу иметь вида цирковой обезьяны. Не время тогда будет разыгрывать величественные комедии!».

Каждый день утром и вечером многочисленное духовенство служило вокруг гроба панихиды.

6 (18) марта, накануне погребения в Петропавловской крепости, Победоносцев присутствовал на панихиде. Вернулся он домой очень взволнованный, так как этот непреклонный человек имел нежное сердце. В тот же вечер он написал следующее письмо своей приятельнице: «Я присутствовал сегодня на службе во дворце. После того как служба окончилась, и все разошлись, из соседней комнаты вышла вдова. Она еле стояла на ногах, и ее поддерживала сестра и под руку вел Рылеев. Она опустилась на колени около гроба. Лицо усопшего покрыто газом, который нельзя подымать. Но она наклонилась, резко сорвала газ и долгими поцелуями покрыла лоб и лицо; качаясь, она вышла затем из комнаты. Мне жаль эту бедную женщину».

Вечером того же дня Екатерина Михайловна вновь пришла к гробу. Она принесла сплетенный из своих дивных волос, составлявших ее славу, венок и набожно вложила его в руки усопшего. Это было ее последним даром.

Месяц спустя обер‑прокурор Священного синода и его сторонники праздновали полную победу. Граф Лорис‑Меликов, отставленный от занимаемой должности, возвращался на Кавказ. Великий князь Константин, испив до дна чашу горечи, унижаемый оскорбительными подозрениями, удалился от двора. Политическое завещание Александра II было уничтожено. Злоба и ненависть выметали с подножия трона все следы либеральных настроений. Александр III, в сознании своих былых заблуждений и в стремлении вернуться к идеалу царей Московских, обратился к народу с манифестом, в котором утверждались незыблемость самодержавной власти и исключительная ответственность самодержца перед Богом.

Русская империя вернулась, таким образом, на старые традиционные пути, на которых она когда‑то нашла славу и благоденствие, но которые 35 лет спустя привели Россию к гибели, а Николая II к мученическому венцу.

 

Морис Палеолог

Распутин

 

Суббота, 12 сентября 1914 г.

Распутин вылечился от своей раны и вернулся в Петроград. Ему не стоило труда убедить императрицу, что его выздоровление – блестящее доказательство Божественного покровительства.

О войне он говорит в выражениях туманных, двусмысленных, апокалиптических, из чего заключают, что он ее не одобряет и предвидит великие бедствия.

 

Воскресенье, 27 сентября 1914 г.

Я завтракал в Царском Селе у графини Б., сестра которой очень близко знакома с Распутиным. Я расспросил ее о «старце».

– Часто виделся он с царем и царицей после своего возвращения в Петроград?

– Не очень часто. У меня такое впечатление, что в данный момент их величества держат его в некотором отдалении. Так, например, позавчера он был в двух шагах отсюда, у моей сестры. Он при нас телефонирует во дворец, спрашивает госпожу Вырубову, может ли он вечером видеть императрицу. Госпожа Вырубова отвечает ему, что лучше подождать несколько дней. Он, по‑видимому, был очень обижен этим ответом и тотчас покинул нас, даже не простившись. Раньше он не стал бы даже справляться, можно ли ему пойти во дворец, он отправился бы прямо туда.

– Чем вы объясняете эту внезапную перемену?

– Просто‑напросто тем обстоятельством, что императрица оторвана от своей прежней меланхолической мечтательности. С утра до вечера она занята госпиталем, шитьем белья, санитарным поездом. У нее никогда не было такого здорового вида.

– Верно ли, будто Распутин заявил царю, что эта война будет печальной для России, и что ее надо немедленно прекратить?

– Сомневаюсь… В июне, незадолго до покушения Хини Гусевой, Распутин часто повторял царю, что он должен остерегаться Франции и сблизиться с Германией; Распутин, впрочем, повторял лишь фразы, которым с большим трудом научил его старый князь Мещерский. Но после своего возвращения из Покровского он заговорил совершенно другим языком. Мне лично Распутин третьего дня заявил: «Я в восторге от этой войны, она избавила нас от двух великих бедствий: от пьянства и от немецкой дружбы. Горе царю, если он остановит борьбу раньше, чем Германия будет раздавлена».

– Браво… Но говорит ли он то же самое царю и царице? Дней пятнадцать тому назад мне сообщали о его речах совсем другого рода.

– Может быть, он и говорил их… Распутин не политик, имеющий свою систему, свою политику, которой он руководствуется при всех обстоятельствах. Это безграмотный мужик, импульсивный, ясновидящий, фантазер, полный противоречий. Но так как он очень хитер, так как чувствует, что его положение при дворе пошатнулось, меня удивило бы, если бы он открыто объявил себя противником войны.

– А на вас он имеет влияние?

– На меня? Нисколько. Физически он во мне возбуждает отвращение; у него грязные руки, ногти с трауром и всклокоченная борода. Фу! Однако, признаюсь, он меня забавляет. Он поражает своим пылом и фантазией. Даже бывает иногда остроумен. Распутин обладает даром образности и глубоким чувством тайны.

– Неужели он так красноречив?

– Да, уверяю вас, в иные дни у него очень оригинальная и поразительная манера выражаться. Он попеременно фамильярен, насмешлив, резок, весел, нелеп и поэтичен. При этом – никакой позы. Наоборот, неслыханная бесцеремонность, ошеломляющий цинизм.

– Вы чудесно описываете его.

– Скажите откровенно, не хотите ли вы с ним познакомиться?

– Конечно, нет. Он слишком компрометирует. Но я прошу вас, держите меня в курсе его поступков и жестов, потому что он меня беспокоит.

 

Понедельник, 28 сентября 1914 г.

Я рассказал Сазонову, что графиня Б. поведала мне вчера о Распутине.

Лицо его исказилось.

– Помилуйте, не говорите мне об этом человеке! Он внушает мне ужас. Распутин не только авантюрист и шарлатан. Он – воплощение дьявола, антихрист.

Вокруг имени «старца» накопилось столько легенд, что я считаю небесполезным зарегистрировать несколько подлинных фактов.

Григорий Распутин родился в 1871 г. в Покровском, жалком поселке, расположенном на границе Западной Сибири, между Тюменью и Тобольском. Отец его был простой мужик, пьяница, вор и конно‑барышник, по имени Ефим Новый. Прозвище Распутин, которым скоро наградили молодого Григория его товарищи, очень характерно для этого периода его жизни и является пророческим для позднейшего времени. Это слово, производное от «распутник», на языке крестьян означает «развратник», «сладострастник», «юбочник». Распутина не раз жестоко колотили отцы семейств, неоднократно даже наказывали публично кнутом по приказанию исправника. Наконец он нашел свой путь в Дамаск. Увещевание священника, которого он вез в Верхотурский монастырь, внезапно пробудило в Распутине мистические инстинкты. Но его могучий темперамент, пылкость чувств и необузданная смелость воображения почти тотчас же привели в непристойную секту бичующихся, или хлыстов.

Своей натурой Распутин предназначен был быть объектом «божественного наития». Подвиги во время ночных «радений» скоро сделали его популярным, Одновременно развились мистические дарования Распутина. Странствуя по деревням, он произносил евангельские проповеди, рассказывал притчи. Мало‑помалу он перешел к пророчествам, к заклинанию бесов, к колдовству. Он даже хвастал, будто совершал чудеса.

У него в это время, однако, были неприятные хлопоты с полицией. Из‑за слишком нашумевших грешков Распутину пришлось бы плохо, но духовные власти приняли его под свое покровительство.

В 1904 г. слава о благочестии Распутина и аромат его добродетелей дошли до Петербурга. Известный Иоанн Кронштадтский пожелал познакомиться с молодым сибирским пророком. Он принял Распутина в Александро‑Невской лавре. После этого первого появления своего в столице Распутин вернулся обратно в Покровское. Но с этого дня горизонт его жизни расширился. Он завязал сношения с целой шайкой попов, более или менее фанатичных, более или менее шарлатанов, беспутных, каких есть сотни среди подонков русского духовенства. В то же время его неизменным спутником стал монах, сквернослов, жестокий враг либералов и евреев, отец Иллиодор, который впоследствии взбунтовался в своем монастыре в Царицыне и наглостью реакционного фанатизма поставил в большое затруднение Синод.

Вскоре Григорий перестал довольствоваться обществом мужиков и попов. Его видели важно прогуливающимся с протоиереями и игуменами, с епископами и архимандритами, которые все, как Иоанн Кронштадтский, сходились в том, что признавали в нем «искру Божию». Между тем в Царицыне Распутин лишил невинности монахиню, из которой взялся изгнать беса. В Казани он, пьяный, вышел из публичного дома, бичуя поясом бежавшую перед ним голую девицу, что вызвало большой скандал в городе. В Тобольске он обольстил благочестивейшую супругу одного инженера, госпожу Л., и до того влюбил ее в себя, что она всем рассказывала о своей любви и хвасталась своим позором. Будто именно она познакомила его с утонченным развратом светских женщин.

Благодаря этим беспрерывно повторяющимся подвигам престиж святости Распутина возрастал с каждым днем. На улицах, когда он проходил, падали на колени, целовали ему руки, прикасались к краю его тулупа. Ему говорили: «Христос наш, Спаситель наш, молись за нас, грешных. Бог услышит тебя». Он отвечал: «Во имя Отца, и Сына, и Духа Святого благословляю вас, братцы. Верьте, скоро вернется Христос. Терпите, памятуя о его мучениях. Из любви к нему умерщвляйте плоть вашу».

В 1905 г. архимандриту Феофану, ректору Петербургской духовной академии, духовнику императрицы, пришла в голову несчастная мысль вызвать к себе Распутина. Он ввел Распутина в круг своих благочестивых клиентов, среди которых было много спиритов. Во главе последних стояла очень влиятельная группа: Николай Николаевич, в то время командующий императорской гвардией, его брат Петр, затем их жены, Анастасия и Милица, дочери черногорского короля. Григорию достаточно было появиться, чтобы поразить и очаровать это праздное, легковерное общество, предающееся самым бессмысленным фокусам теургии и оккультизма. Во всех мистических кружках наперебой старались заполучить сибирского пророка, «Божьего человека».

Отличались экспансивностью своего поклонения черногорские великие княжны. Они даже устроили при русском дворе лионского мага Филиппа в 1900 г. Они же в 1907 г. представили Распутина царю и царице.

Перед тем, как назначить ему аудиенцию, царь и царица чувствовали некоторое сомнение и обратились за советом к архимандриту Феофану, который совершенно их успокоил. «Григорий Ефимович, – сказал он, – крестьянин, простец. Полезно будет выслушать его, потому что его устами говорит голое поле русской земли. Я знаю все, в чем его упрекают. Мне известны его грехи: они бесчисленны и большей частью гнусны. Но в нем такая сила сокрушения, такая наивная вера в Божественное милосердие, что я готов был бы поручиться за его вечное спасение. После каждого раскаяния он чист, как младенец, только что вынутый из купели крещения. Бог явно отличает его Своей благодатию».

 

 

Григорий Ефимович Распутин (1869–1916 гг.) – крестьянин села Покровское Тобольской губернии. Приобрел всемирную известность благодаря тому, что был другом семьи российского императора Николая II.

 

«Если бы не было Распутина, то противники царской семьи и подготовители революции создали бы его своими разговорами из Вырубовой, не будь Вырубовой, из меня, из кого хочешь»

(Евгений Боткин, лейб‑медик царской семьи)

 

 

С первого появления во дворце Распутин приобрел необыкновенное влияние на царя и царицу. Он их обратил, ослепил, покорил. Это было какое‑то очарование. Не то чтоб он льстил им. Наоборот. С первого же дня он стал обращаться с ними сурово, со смелой и непринужденной фамильярностью, с тривиальным и красочным многословием, в котором царь и царица, пресытившись лестью и поклонением, слышали наконец, казалось им, «голос русской земли». Он очень скоро сделался другом госпожи Вырубовой, неразлучной подруги царицы, и был посвящен ею во все царские семейные и государственные тайны. Все придворные интриганы, все просители должностей, титулов, доходов, естественно, стали искать его поддержки. Квартиру, которую он занимал на Кирочной улице, а позднее на Английском проспекте, днем и ночью осаждали просители, генералы и чиновники, епископы и архимандриты, тайные советники и сенаторы, адъютанты и камергеры, фрейлины и светские дамы. Это была беспрерывная процессия. Когда Распутин не был занят у царя с царицей или у черногорских княжон, его чаще всего можно было встретить у старой графини Игнатьевой, которая собирала в своем салоне отъявленных защитников самодержавия и теократии. У нее любили собираться высшие духовные сановники: перемены в церковной иерархии, назначения в Синод, самые важные вопросы догматов, дисциплины и богослужения обсуждались в ее салоне. Ее всеми признанный моральный авторитет был для Распутина драгоценным вспомогательным средством.

В числе покровителей Распутина в начале его деятельности был также тибетский доктор Бадмаев, сибиряк из Забайкалья, монгол, бурят. Не имея университетского диплома, он занимался лечением не тайно, а совершенно открыто – лечением странным, с примесью колдовства. К концу войны с Японией один из его высокопоставленных клиентов из признательности отправил его с политическим поручением к наследственным правителям китайской Монголии. Для того, чтобы обеспечить их содействие, Бадмаеву поручено было отдать им двести тысяч рублей. Вернувшись из Урги, он изложил в докладе блестящие результаты своей поездки и на основании этого письменного сообщения удостоился соответствующей благодарности. Но вскоре было замечено, что Бадмаев оставил себе эти двести тысяч рублей. Инцидент стал принимать скверный оборот, однако вмешательство высокопоставленного клиента уладило все. Доктор свободно вздохнул и снова принялся за свои каббалистические операции.

Никогда еще не было такого притока больных в его кабинет на Литейном, ибо распространился слух, что Бадмаев привез из Монголии всякого рода целебные травы и магические рецепты, с большим трудом полученные у тибетских шаманов. Сильный своими невежеством и фанатизмом, Бадмаев без колебания брался за лечение самых трудных, самых темных случаев. Он, впрочем, оказывал известное предпочтение нервным болезням, психическим страданиям и загадочным расстройствам женской физиологии.

Бадмаев сам приготовлял прописываемые им лекарства под странными названиями. Он производил, таким образом, опасную торговлю наркотиками, заглушающими боль, анестезирующими, месячногонными и возбуждающими средствами. Он именовал их «Тибетским эликсиром», «Порошком Нирвитти», «Цветами азока», «Ниэн‑Ченским бальзамом», «Эссенцией черного лотоса». В действительности Бадмаев получал ингредиенты для лекарств у знакомого аптекаря.

Царь и царица несколько раз приглашали Бадмаева к цесаревичу, когда обыкновенные врачи оказывались бессильными остановить у ребенка приступы кровотечения. Там он и познакомился с Распутиным. В одно мгновение шарлатаны поняли друг друга и заключили союз.

Но с течением времени здоровые элементы столицы были взволнованы скандальными легендами, распространившимися о «старце» из Покровского. Частые визиты Распутина в царский дворец, его доказанное участие в некоторых произвольных и злополучных актах верховной власти, наглое высокомерие речей, нравственная распущенность вызвали наконец со всех сторон ропот возмущения. Несмотря на строгость цензуры, газеты разоблачали гнусную деятельность сибирского чудотворца, не осмеливаясь касаться личности императора, но публика понимала с полуслова. «Божий человек» почувствовал, что ему нужно бы испариться на некоторое время. В марте 1911 г. он вооружился посохом и отправился в Иерусалим. Это неожиданное решение наполнило поклонников Распутина печалью и восхищением: только святая душа могла так ответить на оскорбления злых людей. Затем Распутин провел лето в Царицыне у своего доброго друга и соратника, монаха Иллиодора.

Между тем царица не переставала писать и телеграфировать Распутину. Осенью она заявила, что не может больше выносить его отсутствия. К тому же кровотечения цесаревича стали повторяться чаще. А если ребенок умрет… Мать не успокаивалась ни на один день: беспрестанные нервные припадки, судороги, обмороки. Царь, любящий свою жену и обожающий своего сына, чувствовал себя глубоко удрученным.

В начале ноября Распутин вернулся в Петербург. И тотчас же возобновились безумства и оргии. Но среди его поклонников обнаружились уже некоторые разногласия: одни считали Распутина стишком похотливым, других беспокоило его растущее вмешательство в церковные и государственные дела. Как раз в это время в духовных кругах волновались по поводу позорного назначения, полученного от царя благодаря его слабости: Григорий добился назначения тобольским епископом одного из друзей детства, безграмотного, непристойного, гнусного отца Варнавы. Одновременно стало известным, что обер‑прокурор Синода получил приказание пожаловать Распутину сан иерея. На этот раз поднялся скандал.

29 декабря саратовский епископ Гермоген, монах Иллиодор и несколько иереев устроили ссору со «старцем». Они ругали его, толкали, обзывали: «Проклятый… богохульник… блудодей… скот смердящий… ехидна дьявольская…». Наконец они стали плевать в лицо Распутину. Сначала он растерялся, потом, припертый к стене, попробовал ответить потоком ругательств. Тогда Гермоген, колосс, с размаху нанес ему несколько ударов по черепу своим наперстным крестом, выкрикивая: «На колени, несчастный… На колени перед святыми иконами! Проси у Бога прощения за твои гнусные мерзости. Поклянись, что больше не осмелишься осквернять своей гнусной образиной дворец нашего любезного государя!». Распутин, дрожа от страха, с разбитым в кровь носом, ударяя себя в грудь, бормоча молитвы, дал клятву, что никогда больше не увидит царя. Наконец он вышел, осыпаемый градом последних проклятий и плевков. Едва спасшись из этой западни, он поспешил в Царское Село.

Распутину недолго пришлось ждать удовлетворения своей мстительности. Несколько дней спустя, по требованию обер‑прокурора, Синод лишил Гермогена епископской кафедры и сослал его в Хировицкий монастырь, в Литву. Что касается монаха Иллиодора, то он был схвачен жандармами и заключен в исправительный Флорищевский монастырь, близ Владимира.

Полиция вначале была бессильна замять скандал. В Думе лидер октябристов Гучков в прозрачных выражениях осудил двор за сношения с Распутиным. В Москве самые признанные представители православного славянства, граф Шереметев, Самарин, Новожилов, Дружинин, Васнецов публично протестовали против раболепия Синода. Дошло до того, что они потребовали созыва всероссийского собора для реформы Церкви. Сам архимандрит Феофан, раскусив, наконец, «Божьего человека», никак не мог простить себе, что рекомендовал Распутина при дворе, и с достоинством возвысил свой голос против него. Вскоре Феофан, хотя он был духовником царицы, был сослан по постановлению Синода в Крым.

Председателем Совета министров был в это время Коковцов, временно управлявший и Министерством финансов. Он делал все возможное, чтобы представить своему государю в настоящем свете всю гнусность «старца». 1 марта 1912 г. Коковцов умолял царя разрешить отослать Григория обратно в его родную деревню. «Этот человек овладел доверием вашего величества. Это шарлатан и негодяй наихудшей породы. Общественное мнение против него. Газеты…». Царь прервал своего министра презрительной улыбкой. «Вы обращаете внимание на газеты?» – «Да, государь, когда они нападают на моего государя и от этого страдает престиж его власти. А в данном случае наиболее лояльные газеты оказываются наиболее суровыми в своей критике».

Со скучающим видом царь опять прервал его: «Эти критики бессмысленные. Я знаю Распутина». Коковцов гадал, стоило ли продолжать. Однако он закончил: «Государь, ради династии, ради вашего наследника, умоляю вас – дайте мне принять необходимые меры, чтобы Распутин вернулся в свою деревню и никогда больше не возвращался». Царь холодно ответил: «Я сам ему скажу, чтоб он уехал и не приезжал больше». – «Должен ли я считать это решением вашего величества?» – «Это мое решение». Затем, посмотрев на часы, которые показывали половину первого пополудни, царь протянул Коковцову руку: «До свидания, Владимир Николаевич, я вас больше не задерживаю».

В тот же день в четыре часа Распутин подозвал к телефону сенатора Д., близкого друга Коковцова, и насмешливо крикнул ему: «Твой друг, председатель, пытался сегодня утром напугать «папку». Он наговорил ему на меня всячески, но это не оказывает никакого действия. «Папка» и «мамка» любят меня по‑прежнему. Ты можешь телефонировать об этом от моего имени Владимиру Николаевичу».

6 мая в Ливадии все министры в парадной форме собрались в царском дворце, чтобы принести поздравления царице по случаю ее тезоименитства. Проходя мимо Коковцова, Александра Федоровна отвернулась от него.

За несколько дней до этой церемонии «старец» уехал в Тобольск. Уехал он не по приказу, а по своей доброй воле – посмотреть, как идут дела в его небольшом имении в Покровском. Прощаясь с царем и царицей, Распутин произнес с мрачным видом: «Я знаю, что злые люди подкапывают под меня. Не слушайте их. Если вы меня покинете, вы потеряете в течение шести месяцев вашего сына и вашу корону». Царица воскликнула: «Как можем мы тебя покинуть! Разве ты не единственный наш покровитель, наш лучший друг?!». И, преклонив колени, просила ее благословить.

Октябрь царская семья проводила на даче в Спале, в Польше, где царь часто охотился в великолепном Крулевом лесу.

Однажды юный наследник, возвращаясь с прогулки в лодке на озере, плохо рассчитал свой скачок на берег и ушиб себе бедро о борт лодки. Контузия сначала казалась легкой и невинной. Но через две недели, 1 октября, появилась опухоль в паху, бедро распухло, затем внезапно поднялась температура. Поспешно вызванные доктора Федоров, Деревенко, Рауфус определили кровяной нарыв, кровяную опухоль и начинающееся заражение крови. Надо было немедленно произвести операцию, но предрасположение ребенка к кровотечению исключало возможность надреза.

Между тем температура с каждым часом все поднималась. 21 октября температура дошла до 39,8°. Родители не выходили из комнаты больного, ибо врачи не скрывали своего беспокойства. В церкви Спалы попы сменяли друг друга для молитвы днем и ночью. По распоряжению царя торжественная литургия была отслужена в Москве перед иконой Иверской Богоматери.

Утром 22 октября царица в первый раз зашла в салон, где собрались дежурный адъютант Нарышкин, дежурная фрейлина княгиня Елизавета Оболенская, Сазонов, прибывший для доклада царю, и начальник царской охоты в Польше граф Владислав Велепольский. Бледная, похудевшая Александра Федоровна, однако, улыбалась. На обращенные к ней тревожные вопросы она ответила спокойным тоном: «Врачи не констатируют еще никакого улучшения, но лично я уже не беспокоюсь. Я получила сегодня ночью телеграмму от отца Григория, которая меня совершенно успокоила». Затем она прочитала телеграмму: «Бог воззрил на твои слезы и внял твоим молитвам. Не печалься. Твой сын будет жить».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: