В течение 1913 г. несколько лиц снова осмелились открыть глаза царю и царице на поведение «старца» и его нравственную низость. Это были вдовствующая императрица Мария Федоровна, затем сестра царицы Елизавета Федоровна. И сколько других! Но всем предупреждениям, всем увещеваниям царь и царица противопоставляли один и тот же спокойный ответ: «Это все клеветы. Впрочем, на святых всегда клевещут».
В религиозных разглагольствованиях, которыми Распутин обычно прикрывал свой эротизм, постоянно повторялась идея: «Одним только раскаяньем мы можем спастись. Нам, значит, надо согрешить, чтоб иметь повод покаяться. Следовательно, если Бог посылает нам искушение, мы должны поддаться ему, чтобы обеспечить себе предварительное и необходимое условие плодотворного раскаяния… Впрочем, не было ли первым словом жизни и истины, которое Христос сказал людям: «Покайтесь!»? Но как покаяться, предварительно не согрешивши…».
Безыскусные проповеди Распутина изобиловали хитроумными рассуждениями об «отпустительной ценности слез» и «искупительной силе сокрушения». Один из его любимых аргументов, действующих наверняка на его женскую клиентуру, сводится к следующему: «Чаще всего не отвращение к греху мешает нам уступить искушению, ибо, если бы грех в самом деле внушал нам отвращение, нас не тянуло бы грешить. Хочется нам когда‑нибудь съесть чего‑нибудь, что нам противно? Нет, что нас удерживает и пугает, так это испытание, которое раскаяние готовит гордости. Совершенное сокрушение требует абсолютного смирения. А мы не хотим смириться, даже перед Господом. Вот в чем секрет нашей борьбы с искушением. Но Всевышний Судия – Он не ошибается. И когда мы будем в долине Иосафата, Он припомнит нам все случаи спастись, которые Он доставил нам и которые мы отвергли…».
|
В XI столетии нашей эры эти софизмы проповедовались уже фригийской сектой. Еретик Монтанус охотно доказывал их своим красивым последовательницам в Лаодикии, добиваясь тех же практических результатов, что и Распутин.
Если бы деятельность «старца» ограничилась областью сластолюбия и мистицизма, он был бы для меня лишь предметом более или менее интересного психологического или физиологического исследования.
Но силой обстоятельств этот невежественный крестьянин сделался политическим орудием. Вокруг него сгруппировалась клиентура влиятельных лиц, связавших свою судьбу с его судьбой.
Царская семья в 1913 г. Сидят (слева направо): Мария, императрица Александра, император Николай II, Анастасия, цесаревич Алексей (спереди). Стоят (слева направо): Ольга и Татьяна.
«[Распутин] – вполне богобоязненный и верующий человек, безвредный и даже скорее полезный для Царской Семьи… Он с Ними беседует о Боге, о вере»
(Александр Васильев, духовник царской семьи)
Самым значительным из них является министр юстиции Щегловитов. Обладая живым умом и едким красноречием, он внес в осуществление своих идей много расчета и гибкости. Он, впрочем, недавно обращен в распутизм. Почти такое же значение имеет министр внутренних дел Николай Маклаков, любезная покладистость которого очень нравится царю и царице. Затем обер‑прокурор Синода Саблер – у него презренный и раболепный характер; благодаря ему «старец» держит, так сказать, в руках весь епископат, все высшие духовные должности. Непосредственно после него я назову первого прокурора Сената Добровольского, затем члена Государственного совета Штюрмера, затем коменданта императорских дворцов зятя министра двора генерала Воейкова. Я назову, наконец, очень смелого и очень хитрого директора департамента полиции Белецкого. Легко представить себе огромную власть, которую представляет коалиция столь влиятельных лиц в таком самодержавном и централизованном государстве, как Россия.
|
В качестве противовеса вредному влиянию этой камарильи я вижу при царе и царице лишь одного человека: начальника Военной канцелярии князя Владимира Орлова, сына бывшего русского посла в Париже. У него прямой ум и гордое сердце. Орлов всей душой предан царю и с первого же дня объявил себя противником Распутина. Он без устали ведет борьбу против «старца», вызывая, конечно, враждебное отношение к себе со стороны царицы и госпожи Вырубовой.
Вторник, 3 ноября 1914 г.
Два дня тому назад я получил от графини Л. следующее письмо:
«Мой дорогой друг!
Не подумайте, что я пишу в бреду. Но некто странный и таинственный просит меня перевести то, что он думает о Франции, и передать это Вам. Предупреждаю Вас, что это набор бессвязных слов.
Посылаю Вам также русский оригинал, если можно назвать оригиналом приложенную при сем пачкотню. Может быть, Вы найдете кого‑нибудь компетентнее меня, кто проникнет в мистический, или даже пророческий, смысл этого листка. Мне прислала его госпожа Вырубова с просьбой перевести для Вас. Я полагаю, что эта идея исходит из высших сфер…
|
Ваш верный друг О.Л.».
К этому письму приложен листок бумаги, исписанный крупным, неровным, тяжелым, грубым почерком, состоящим из прерывающихся, резких, приплюснутых линий. Буквы так топорны, так бесформенны, что их едва можно разобрать. Но вся страница в целом выразительна, как офорт. Подпись читаешь почти без труда: «Роспутин».
Копия факсимиле Распутина:
«Давай бох по примеру жить расси оне укоризной страны напримерь нестожества сей минуты евит бох евленье силу увидите рать силу небес победа свами и вас роспутин».
Это означает: «Дай вам Бог жить по примеру России, а не критикой страны, например, ничтожество. С этой минуты Бог явит чудо силы. Ваша рать увидит силу небес. Победа с вами и на вас».
Госпожа Вырубова полагает, что это надо понимать так: Россию не следует попрекать ее монархизмом (примечание госпожи Л.).
У листка, на котором нацарапан этот логогриф, оторван верхний левый угол, где был императорский герб. Значит, Распутин писал в Царском Селе. После тяжелого раздумья я отправляю графине Л. туманный ответ, в котором развиваю следующую идею: «Французский народ, который одарен всей интуицией сердца, прекрасно понимает, что русский народ воплощает свою любовь к отечеству в особе царя…». Мое письмо кончается так: «Итак, пусть ваш пророк успокоится. На той высоте, на которую Россия и Франция вознесли свой общий идеал, они всегда поймут друг друга».
Среда, 4 декабря 1914 г.
Графиня Л. написала мне:
«Вы прекрасно ответили на мое письмо, и Ваш ответ находится в августейших руках. Я с тех пор убедилась, что была права, предполагая, будто распоряжение перевести (письмо Распутина) исходило из высших сфер.
Ваш верный друг О.Л.»
Среда, 9 декабря 1914 г.
Отсутствие сведений о военных операциях в Польше, предчувствие, оказавшееся слишком основательным, огромные потери, понесенные русской армией, наконец, эвакуация Лодзи – все это поддерживает в публике мрачное уныние. Мне всюду попадаются лишь люди подавленные. Эта подавленность проявляется не только в салонах и клубах, но и в учреждениях, в магазинах, на улицах.
Сегодня днем я зашел к антикварию на Литейном. Поторговавшись минут пять, он испуганно спросил меня:
– Ах, monsieur, когда кончится эта война… Правда ли, что мы потеряли у Лодзи миллион людей?
– Миллион людей! Кто вам сказал это? Ваши потери значительны, но уверяю, что они далеки от такой цифры. У вас в армии сын или родственник?
– Нет, слава Богу. Но эта война слишком затянулась, слишком ужасна. И потом, мы никогда не победим немцев. Так почему же не покончить с этим сразу?
Я его ободрял, как мог. Я доказывал, что если мы проявим упорство, то наверное победим. Он слушал со скептическим и унылым видом. Когда я замолчал, он сказал:
– Вы, французы, может быть, победите. Мы, русские, нет. Мы проиграем… Но тогда зачем же, Господи, убивать столько людей? Почему не покончить с этим сразу?
Увы! Сколько русских рассуждает так в настоящее время.
Вернувшись в посольство, я застал там старого барона Г., который лет десять тому назад играл политическую роль, но с тех пор участвует только в светских удовольствиях и сплетнях. Он говорил со мной о военных событиях.
– Плохо. Иллюзия рассеялась… Николай – бездарность… Бой у Лодзи – какое безумие, какое поражение! Наши потери больше миллиона людей… Мы никогда не одолеем немцев… Надо подумать о мире.
Я возражал, что три союзные страны обязаны продолжать войну до поражения Германии, потому как на карту поставлены их национальная независимость и целостность. Я добавил, что унизительный мир неизбежно вызовет революцию в России – и какую революцию! В заключение я заявил, что абсолютно убежден в верности императора нашему общему делу.
Г. возразил тихо, как если бы кто‑нибудь мог нас услышать:
– О, император… император…
Он остановился. Я настаивал:
– Что вы хотите сказать? Говорите же!
Он продолжил принужденно, так как вступил на опасную почву:
– В настоящее время император не может спокойно говорить о Германии, но он скоро поймет, что ведет Россию к гибели… Ему дадут это понять… Я как будто слышу, как этот каналья Распутин говорит: «Да что же это! Долго ты еще будешь проливать кровь твоего народа? Неужели ты не видишь, что Бог тебя покинул…». В этот день, господин посол, мы будем близки к миру.
Я сухо прервал разговор:
– Это глупые сплетни… император клялся на Евангелии и перед иконой Казанской Божией Матери, что он не подпишет мира, пока на русской земле будет хоть один солдат. Никогда вы меня не заставите поверить, что он не выполнит подобной клятвы. Не забудьте, что в тот день, когда он произносил ее, император пожелал, чтобы я был возле него, чтобы я был свидетелем и порукой в том, в чем он клялся перед Богом. В этом пункте он останется непоколебимым. Он скорее умрет, чем нарушит свое слово.
Четверг, 7 января 1915 г.
Вот уже девять дней длится упорная борьба на левом берегу Вислы в секторе, расположенном между Бзурой и Равкой. 2 января немцам удалось занять важную позицию в Боржимове. Итак, их фронт атаки находится в 60 километрах от Варшавы.
Это положение вызывает в Москве очень суровую оценку, если верить тому, что сообщил мне английский журналист, буквально вчера обедавший в «Славянском базаре». «Во всех московских салонах и кружках проявляется большое раздражение по поводу оборота, какой принимают военные события, – сказал он. – Не могут понять этой остановки всех наступлений и этих постоянных отступлений, которые как будто никогда не должны кончиться… Однако обвиняют не Николая Николаевича, а царя и еще больше царицу. Об Александре Федоровне распространяют самые нелепые слухи. Обвиняют Распутина в том, что он подкуплен Германией, и царицу не называют иначе как «немкой»».
Уже в который раз я слышу, что царицу упрекают в том, будто она и на троне сохранила симпатии, пристрастия, привязанность к Германии. Несчастная женщина ни с какой стороны не заслужила такого обвинения, о котором она знает, и которое приводит ее в отчаяние.
Александра Федоровна ни душой, ни сердцем никогда не была немкой. Правда, она немка по происхождению, по крайней мере с отцовской стороны, так как отцом ее был Людвиг IV, великий герцог Гессенский и Рейнский, но она англичанка по матери, принцессе Алисе, дочери королевы Виктории. В 1878 г., в возрасте шести лет, она потеряла мать и с тех пор обычно жила при английском дворе. Ее воспитание, образование, умственное и нравственное развитие были совершенно английские. Еще теперь она англичанка по внешности, по манере, по известному налету чопорности и пуританизма, по непримиримой и воинствующей суровости своего сознания, наконец, по многим интимным привычкам. Этим, впрочем, ограничивается все то, что в ней осталось от ее западного происхождения.
В сущности же она стала вполне русской. Во‑первых, несмотря на легенду, которая, как я вижу, образуется вокруг императрицы, я не сомневаюсь в ее патриотизме. Царица горячо любит Россию. И как Александре Федоровне не быть привязанной к этой второй ее родине, которая воплощает для нее все ее интересы – женщины, супруги! Когда она вступала на трон в 1894 г., уже было известно, что она не любит Германию, в особенности Пруссию. В последние годы императрица чувствовала личное отвращение к императору Вильгельму, и она на него возлагает ответственность «за эту ужасную войну». Когда императрица узнала о сожжении Лувэна, она воскликнула: «Я краснею от того, что была немкой!».
Я уже отмечал болезненные предрасположения, наследованные Александрой Федоровной от матери, проявляющиеся и у ее сестры, Елизаветы Федоровны, в филантропической экзальтации, а у ее брата, великого герцога Гессенского – в странных вкусах. Так вот, эти наследственные наклонности, которые более или менее атрофировались бы в положительной и уравновешенной среде Западной Европы, нашли в России самые благоприятные условия для полного развития. Моральное беспокойство, хроническая тоска, неопределенные страхи, смена периодов возбуждения и подавленности, неотвязная мысль о невидимом и потустороннем, суеверное легковерие – все эти симптомы рельефно выступают в личности императрицы. Покорность, с которой Александра Федоровна подчиняется влиянию Распутина, не менее знаменательна. Видя в нем «Божьего человека», «святого», гонимого – как Христа гнали «фарисеи», признавая в нем дар предвидения, способность совершать чудеса и изгонять бесов, ставя в зависимость от его благословений успех политического акта или военной операции, императрица ведет себя, как вели себя когда‑то московские царицы. Она переносит нас в эпоху Ивана Грозного или Михаила Федоровича.
Русская армия отступает от района Тильзита на нижнем Немане до района Плоцка на Висле, то есть на фронте в 450 километров. Она потеряла свои позиции у Ангерапа и все проходы у Мазурских озер, которые были так удобны для защиты. Русская армия поспешно отступает по направлению к Ковно, Гродно, Осовцу и Нареву.
Этот ряд неудач доставляет Распутину случай утолить непримиримую злобу, которую он питает к великому князю Николаю.
В начале своей карьеры в Петербурге, в 1906 г., у «старца» не было более усердных покровителей, чем Николай Николаевич и Петр Николаевич, а также их супруги‑черногорки – Анастасия и Милица. Но в один прекрасный день Николай сознал свою ошибку и постарался исправить ее. Он умолял, заклинал царя прогнать гнусного «мужика». Несколько раз он пытался осуществить это, ничего не вышло. С тех пор Распутин ждал случая отомстить.
Поэтому меня не удивило, когда я узнал, что он в присутствии царя и царицы беспрерывно ругает генералиссимуса. Со свойственным ему чутьем Распутин сразу же начал с обвинений, которые в их глазах могли иметь наибольшее значение. С одной стороны, он обвинил Николая Николаевича в том, что великий князь пускает в ход всякого рода лицемерные приемы, чтобы снискать популярность среди солдат и создать себе в армии политическую клиентуру.
С другой стороны, Распутин повторял: «Николаша не будет иметь успеха ни в одной из операций, потому что Бог никогда не благословит их. Как, в самом деле, может Бог благословить действия человека, который предал меня, Божьего человека?».
Среда, 24 февраля 1915 г.
Сегодня днем, в то время, как я был у госпожи О., принимающей деятельное участие в устройстве госпиталей, неожиданно с шумом открылась дверь гостиной. Человек высокого роста, одетый в длинный черный кафтан, какие носят по праздникам зажиточные мужики, обутый в тяжелые сапоги, подошел, широко шагая, к госпоже О. и громко поцеловал ее. Это был Распутин.
Бегло взглянув на меня, он спросил:
– Кто это?
Госпожа О. назвала мою фамилию. Он продолжил:
– А, это французский посол. Я рад с ним познакомиться, мне как раз надо кое‑что сказать ему.
И начал быстро говорить. Госпожа О., которая служила нам переводчицей, не успевала переводить.
У меня, таким образом, появилась возможность рассмотреть его. Темные длинные и плохо расчесанные волосы, черная густая борода, высокий лоб, широкий выдающийся вперед нос, мускулистый рот. Но все выражение лица сосредоточено в глазах льняно‑голубого цвета, блестящих, глубоких, странно притягательных. Взгляд одновременно пронзительный и ласкающий, наивный и лукавый, пристальный и далекий. Когда речь Распутина оживляется, зрачки его как будто заряжаются магнетизмом.
В кратких, беспорядочных фразах, используя обилие жестов, Распутин нарисовал мне патетическую картину страданий, которые война приносит русскому народу.
Затем он окинул меня недоверчивым взглядом и почесал свою бороду. Потом неожиданно выпалил:
– Везде есть дураки.
Он вернулся к своей первоначальной теме – к необходимости облегчить народные страдания.
После этого Распутин поцеловал госпожу О., прижал меня к своей груди и, широко шагая, вышел, напоследок хлопнув дверью.
Четверг, 15 апреля 1915 г.
Несколько дней тому назад в газетах писали, что Распутин уехал в Москву. Исполняя обет, который он дал в прошлом году, когда доктора вырвали его у смерти, Распутин отправился в Кремль помолиться на могиле патриарха Гермогена.
Когда наступил вечер, он перешел к подвигам другого рода. И хотя оргия происходила при закрытых дверях, но публике стало известно достаточно подробностей для того, чтобы вызвать во всех классах московского населения волнение, скандал, глухой ропот негодования и отвращения.
Вот эта история, как мне только что передал ее родственник московского градоначальника, генерала Адрианова, адъютант императора, прибывший из Москвы.
Сцена имела место в салоне ресторана «Яр», в Петровском парке. С Распутиным были два журналиста и три молодые женщины, из которых по крайней мере одна принадлежала к высшему обществу Москвы.
Распутин и его поклонники. В верхнем ряду (слева направо): А. А. Пистолькорс (в профиль), А. Э. Пистолькорс, Л. А. Молчанов, Н. Д. Жевахов, Э. Х. Гиль, неизвестный, Н. Д. Яхимович, О. В. Ломан, Н. Д. Ломан, А. И. Решетникова. Во втором ряду: С. Л. Волынская, А. А. Вырубова, А. Г. Гущина, Ю. А. Ден, Е. Я. Распутин. В последнем ряду: З. Тимофеева, М. Е. Головина, М. С. Гиль, Г. Е. Распутин, О. Клейст, А. Н. Лаптинская (на полу). Санкт‑Петербург, 1914 г.
Ужин начался около полуночи. Было много выпито. Балалаечники исполняли национальные мотивы. Сильно разгоряченный Распутин принялся рассказывать с циничным воодушевлением о своих любовных похождениях в Петрограде, называя по фамилиям женщин, которые ему отдавались, сообщая о каждой какую‑нибудь интимную особенность, какую‑нибудь смешную или скабрезную подробность.
После ужина цыганки заменили балалаечников. Распутин, совершенно пьяный, принялся рассказывать об императрице, которую он называл «старушкой». Это смутило общество. Он продолжал, нисколько не обращая внимания. Показав вышитый жилет, который Распутин носил под кафтаном, он заявил:
– Этот жилет мне вышила «старушка». Я делаю с ней все, что хочу.
Светская дама, затесавшаяся в эту авантюру, запротестовала, хотела уйти. Тогда взбешенный Распутин, шатаясь, сделал непристойный жест.
Затем он кинулся к цыганкам. Те встретили его тоже неласково. Распутин стал ругать их, вплетая в эти ругательства имя царицы.
Между тем участники оргии боялись быть скомпрометированными в подобном скандале, о котором говорил уже весь ресторан, и последствия которого могли оказаться серьезными ввиду оскорбления императрицы.
Потребовали счет. Как только человек принес счет, светская дама бросила на стол пачку рублей, сумму, сильно превышавшую то, что было нужно заплатить, и поспешно вышла. Цыганки последовали за ней.
Остальное общество тоже быстро удалилось. Распутин покинул ресторан последним, бранясь, рыгая и шатаясь.
Суббота, 24 апреля 1915 г.
Московский градоначальник, генерал Адрианов, хотел доложить непосредственно царю о скандале, произошедшем недавно в ресторане «Яр», который возмутил все население Москвы. Итак, вчера утром Адрианов явился в парадной форме в Царское Село просить аудиенции. Но комендант императорских дворцов, генерал Воейков, не допустил его к царю.
Генерал Адрианов обратился тогда к генералу Джунковскому, командиру корпуса жандармов, товарищу министра внутренних дел по полицейским делам, который уже двадцать раз пытался разоблачить пред царем всю гнусность «старца».
Этим окольным путем до Николая II дошли все малейшие подробности оргии в ресторане «Яр». Не доверяя, однако, полученному сообщению, он приказал произвести дополнительное следствие, которое поручил своему любимому адъютанту, интимному фавориту царицы, капитану фрегата Саблину. Последний, несмотря на близкое знакомство с Распутиным, вынужден был признать совершенную справедливость всех заявлений генерала Адрианова.
Ввиду установленных фактов, царь, царица и госпожа Вырубова сообща пришли к заключению, что адские силы расставили их святому другу страшную ловушку, и что «Божий человек» не отделается так дешево без Божьей помощи.
Вторник, 27 апреля 1915 г.
Великий князь Николай и его Главный штаб сопровождали императора во время недавнего посещения царем Галицийского фронта.
Все были поражены индифферентностью, даже холодностью, с какими армия встретила царя. Легенда, создавшаяся вокруг императрицы и Распутина, нанесла чувствительный удар по престижу императора среди солдат и офицеров. Никто не сомневается, что в Царском Селе скрывается гнездо измены. Близ Львова один из моих офицеров подслушал следующий разговор поручиков:
– О каком Николае ты говоришь?
– Да разумеется, о великом князе. Другой ведь всего только немец.
Среда, 26 мая 1915 г.
Беспрерывные неудачи русской армии дают Распутину повод удовлетворить давнишнюю злобу, которую он питает к Николаю. Распутин не перестает порицать генералиссимуса, которого обвиняет в том, что он ничего не понимает в военном искусстве и заботится исключительно о создании в войсках своей нездоровой популярности, втайне надеясь занять императорский трон. Характер и вся прошлая жизнь великого князя в достаточной мере опровергают это обвинение, но я знаю, что царя и царицу оно беспокоит.
С другой стороны, до меня дошли сведения, что в последнее время Распутин снова принялся проповедовать свою старую тему: «Эта война неугодна Богу».
Воскресенье, 30 мая 1915 г.
Видя все возрастающее влияние Распутина и его роковое влияние на русскую политику, я порой задавал себе вопрос: не следовало ли бы союзникам попытаться эксплуатировать в свою пользу мистические и иные дарования чудотворца, подкупив его? Мы, таким образом, направляли бы вдохновения Распутина, которые теперь нас беспрерывно беспокоят, стесняют, парализуют. Признаюсь, меня соблазняла такая операция, но я понимал, что она была бы бесплодной, компрометирующей и даже опасной.
Я недавно пробовал заговорить об этом с высокопоставленным лицом, Э., который лишний раз излил предо мной свой энергичный национализм. После того как он с отвращением перечислил последние непристойности и сумасбродства Гришки, я сказал:
– Разрешите мне один вопрос… Почему ваши политические друзья не пытаются привлечь Гришку на свою сторону? Почему они его не подкупят?
Покачав головой и подумав, он ответил:
– Распутина нельзя подкупить.
– Такой уж он добродетельный?
– О, нет… У этого подлеца нет ни малейшего морального чувства, и я считаю его способным на всякую гадость. Но он не нуждается в деньгах. Он получает их гораздо больше, чем ему нужно… Вы знаете, как он живет? Кроме небольшой квартиры на Гороховой, какие у него расходы? Он одевается, как мужик, его жена и дочери – как нищие. Его стол ничего ему не стоит; он ест всегда вне дома. Его удовольствия приносят ему доход: грязные самки, молодые и старые, которые его окружают, беспрерывно шлют ему подарки. Потом, царь и царица беспрерывно осыпают его деньгами. Наконец, вы догадываетесь, сколько он выжимает из просителей, которые приходят ежедневно умолять его походатайствовать за них? Так что, у «святого мужа» нет недостатка в средствах.
– Что делает он со всеми этими деньгами?
– Распутин очень щедр: он много денег раздает. Потом он покупает землю в своем селе, в Покровском, и строит там церковь. У него есть кой‑какие капиталы в банках на черный день, потому что он довольно сильно беспокоится о своем будущем.
– То, что вы рассказываете мне, укрепляет меня в моей первоначальной идее… У Распутина есть уязвимое место, если он любит расширять свои земельные владения, строить церкви, делать вклады в банк. Ваши политические друзья должны были бы попытаться подкупить его.
– Нет, господин посол, затруднение не в том, как предложить Распутину денег – он примет деньги от кого угодно. Трудно заставить его играть роль, потому что он никакой роли повести не способен. Не забывайте, что Распутин – безграмотный мужик.
– Он, однако, не глуп.
– Он прежде всего хитер. Его кругозор очень узок. Он ничего не понимает в политике. Нельзя его ввести в курс непривычных для него идей и соображений. Никакая связная беседа, никакая серьезная и последовательная дискуссия с ним невозможны. Он умеет лишь повторять подсказанное ему.
– Распутин, однако, много прибавляет от себя.
– Да, он прибавляет непристойные жесты и мистическую чепуху. Но люди, пользующиеся им, присматривают. И Распутин знает, что за ним шпионят, что читают его корреспонденцию, следят за его поведением и знакомствами. Под предлогом охраны дворцовая полиция генерала Воейкова неотступно следует за ним по пятам. Распутину известно, что в его собственной партии есть враги, соперники, завистники, которые стараются под шумок очернить его перед царем и царицей, подставить ему ножку. Наконец, он боится, как бы ему не нашли замену. Вы, вероятно, слышали разговоры о черногорском красавце, отце Мардарии, и об идиоте Мите Колябе, его нынешних соперниках. И есть, должно быть, другие, которых нам готовят за кулисами. Распутин слишком хорошо понимает опасность своего положения и слишком умен, чтобы не оставаться верным своей партии. Будьте уверены, если бы ему сделали подозрительное предложение, он немедленно сообщил бы об этом Воейкову…
На этом наш разговор оборвался. Сегодня я снова завел беседу почти в тех же выражениях с одним из моих информаторов, С., принадлежащим к националистским и православным кругам Москвы.
– Увы, – сказал он мне, – боюсь, что мы на днях падем еще ниже Распутина.
– Возможно ли это?
– Не сомневаюсь… В области несуразного нет пределов. Если бы Распутин исчез, мы не преминули бы сильно пожалеть о нем.
– Кто же мог бы заставить нас пожалеть?
– Митя Коляба, например…
Для обоснования своих опасений С. сообщил мне некоторые сведения об этой личности, о которой мне известны только ее прежние сношения с монахом Иллиодором Царицынским и отцом Иоанном Кронштадтским.
Митя Коляба – такой же слабоумный, блаженный, юродивый, как тот, который произносит роковые слова в «Борисе Годунове». Он родился около 1865 г. в окрестностях Калуги. Митя – глухой, немой, полуслепой, кривоногий, с кривым позвоночником, с двумя обрубками вместо рук. Его мозг, атрофированный, как и его члены, вмещает лишь небольшое число рудиментарных идей, которые он выражает гортанными звуками, заиканием, ворчанием, мычанием, визжанием и непорядочной жестикуляцией своих обрубков. В течение нескольких лет его призревали из милости в монастыре в Оптиной пустыни, близ Козельска. Однажды в Мите заметили странные приступы волнения с промежутками оцепенения, похожие на экстаз. В 1901 г. его повезли в Петроград, где царь и царица высоко оценили пророческое ясновидение Мити, хотя они были в то время в полном подчинении у мага Филиппа. Во время несчастной Японской войны Митя Коляба, казалось, призван был сыграть крупную роль. Но неловкие друзья впутали его в эпическую ссору Распутина с епископом Гермогеном. Митя вынужден был на время исчезнуть, чтобы избежать мести своего страшного соперника. В настоящее время он живет в небольшой тайной секте и ждет своего часа.
Пятница, 11 июня 1915 г.
Несколько дней тому назад Москва заволновалась. В народе стали распространяться слухи об измене, громко обвиняли царя, царицу, Распутина и всех лиц, пользующихся влиянием при дворе.
Серьезные беспорядки вспыхнули вчера и продолжаются сегодня. Большое число магазинов, принадлежащих немцам или с немецкими фамилиями на вывесках, разгромлено.
Воскресенье, 13 июня 1915 г.
Московские беспорядки носили серьезный характер, о котором не упоминали отчеты прессы.
На знаменитой Красной площади, свидетельнице стольких исторических событий, толпа поносила царя и царицу, требуя заключения царицы в монастырь, низложения царя, передачи короны великому князю Николаю, повешения Распутина.
Шумные манифестации отправились к Марфо‑Мариинскому монастырю, где игуменьей состоит Елизавета Федоровна, сестра императрицы и вдова Сергея. Эту женщину, которая все свое время посвящает исправительным и благотворительным учреждениям, осыпали оскорблениями, так как население Москвы давно уверено, что она германская шпионка и даже скрывает в монастыре своего брата, великого герцога Гессенского.