Прикрепите фаловый угол к грота-фалу (обычно он расположен справа от мачты). Вставьте фаловую дощечку в ликпаз. Убедитесь, что грота-фал не перекручен и не мешает подъему. Выбирайте фал, заправляя ликтрос паруса в паз. Заложите грота-фал за утку.
ПЯТКА ГИКА
Вертлюг пятки гика - это элемент, обеспечивающий вращение гика в любом направлении. Вертлюг крепят к мачте под ликпазом либо устанавливают на ползуне, перемещающемся вдоль мачты. Штырь вертлюга вставляют в гнездо на пятке гика, которое позволяет гику вращаться для наматывания на него паруса при рифлении. У основания штырь имеет квадратное сечение, что исключает самопроизвольное вращение гика.
ОТТЯЖКА ГИКА
Назначение оттяжки гика - не допустить подъем нока гика вверх при вытравливании гика-шкота. Это особенно важно при повороте фордевинд. Одним концом оттяжку крепят к основанию мачты или степсу, другим - к нижней стороне гика. В зависимости от силы ветра натяжение оттяжки можно изменять. Для облегчения регулирования оттяжки нижний блок ее обычно имеет клиновой или эксцентриковый стопор.
Проденьте верхний конец оттяжки в отверстие на гике (см. вверху), а нижний конец закрепите у основания мачты (см. слева)
ПОДЪЕМ ГРОТА
Когда грот поднят достаточно, чтобы поддержать гик, вставьте квадратный штырь оковки в гнездо гика. Держите гик горизонтально, пока парус не поднимется полностью. Закрепите грота-фал на утке, свободный конец сверните аккуратно в бухту и повесьте его на утку, как показано на рисунке.
ПРОВОДКА ГИКА-ШКОТА
Рулевой использует гика-шкот для постановки грота под наиболее эффективным углом к ветру. Существует два основных типа проводки гика-шкота: кормовая и центральная. Центральную проводку гика-шкота применяют главным образом на гоночных яхтах. Независимо от типа проводки гика-шкот снабжают блоками и погоном -расположенной поперек яхты направляющей, по которой ходит ползун (каретка) нижнего блока гика-шкота. Гика-шкот обычно оставляют в яхте и по окончании плавания, когда яхту поднимают на берег.
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОВОДКА ГИКА-ШКОТА
На яхтах используют несколько типов центральной проводки гика-шкота. Обычно нижний блок ставят на швертовый колодец, а верхние блоки устанавливают на гике отдельно друг от друга.
КОРМОВАЯ ПРОВОДКА ГИКА-ШКОТА
Кормовая проводка гика-шкота получила распространение на небольших прогулочных яхтах. Существуют очень простые схемы такой проводки и значительно более сложные.
Основная схема
Это простейший вариант с кормовой проводкой гика-шкота, обеспечивающий минимальный контроль. Обычно применяют на самых маленьких швертботах
Проводка гика-шкота с блоками
Этот вариант помогает рулевому контролировать гика-шкот, но не предотвращает задирание гика и скручивание паруса
Проводка с погоном
Двухшкивный блок перемещается по погону и помогает удерживать нок гика от задирания вверх и парус от скручивания
Узлы на концах шкотов
На свободных (ходовых) концах шкотов необходимо завязывать стопорный узел, такой, как двойной простой или „восьмерка"
ПОСТАНОВКА СТАКСЕЛЯ
Стаксель обычно крепят к штагу застежками, известными как карабины. Для управления парусом используют шкоты, которые крепят к шкотовому углу паруса, проводят вокруг мачты под вантами или снаружи вант через кипы. Кипы скользят по погонам (рельсам), установленным на палубе у бортов или на зашивке воздушных отсеков. Стаксель-шкоты предназначены для правильной постановки паруса. Изменяя положения кип по длине погона, добиваются оптимальной настройки паруса на различных курсах к ветру.
|
Порядок постановки стакселя 1 Закрепить галсовый угол на носу 2 Защелкнуть карабины за штаг 3 Завести и прикрепить стаксель-шкоты 4 Прикрепить фал 5 Поднять стаксель |
КРЕПЛЕНИЕ У ФОРШТЕВНЯ
Галсовый угол стакселя крепят к носовой оковке. Она имеет три отверстия (или кольца), к которым крепят стаксель-штаг, галсовый угол паруса и носовой швартов -фалинь. Обычно штаг крепят к самому носовому отверстию (1), галсовый угол - к среднему (2) и фалинь к кормовому (3).
КРЕПЛЕНИЕ К ШТАГУ
Пластиковые или металлические карабины, имеющиеся на передней шкаторине стакселя, служат для крепления паруса к штагу. При традиционной конструкции карабины надевают на штаг перпендикулярно тросу и затем поворачивают до их „запирания" на штаге.