Глубину погружения шверта можно регулировать, поворачивая его вокруг фиксированной оси при помощи снастей, проведенных на палубу, что позволяет экипажу управлять швертом, не меняя своего положения в лодке.
КИНЖАЛЬНЫЙ ШВЕРТ
Кинжальный шверт наиболее распространен на очень маленьких швертботах. В водонепроницаемом колодце шверт удерживается в нужном положении резиновым шнуром. Нужно проявлять осторожность, когда шверт полностью поднят, так как гик может задевать его при перемене галса.
ГРЕБЛЯ
Бывают случаи, когда на швертботе приходится воспользоваться веслами. Для этого не на всех швертботах имеются уключины для весел. В зависимости отположения парусов и количества людей на борту используют различные методы гребли.Если на борту один человек, рекомендуется грести в районе кормы при спущенных парусах и убранном руле.
Гребля с кормы
Работайте гребком по направлению от одного борта к другому, поворачивая весло в конце каждого гребка
Гребля парными веслами
1 Наклонитесь вперед с выпрямленными руками
2 Опустите лопасти весел в воду и выпрямляйте тело, наваливаясь на весла
3 Сделайте полный гребок, отклоняясь корпусом назад и подтягивая руки к груди
4 Опустите руки вниз, чтобы поднять лопасти из воды, и повторите все с первого шага
ПРИЕМЫУПРАВЛЕНИЯ
Четыре основных элемента яхты - корпус, паруса, шверт и руль - должны быть сконструированы так, чтобы при правильном управлении ими яхта шла заданным курсом. Но если по какой-либо причине взаимосвязь между этими элементами нарушена, это отразится на поведении яхты и она замедлит ход, будет приводиться к ветру или, наоборот, уваливать.
|
Многие начинающие яхтсмены, часто не понимая механики взаимодействия этих элементов, пользуются одним рулем - как наиболее активным средством изменения направления движения - и в результате не добиваются максимальной скорости своей яхты.
На следующих страницах будет пояснено, каким образом различные силы влияют на поведение яхты. Весьма полезно узнать о них до того, как яхта спущена на воду. Любой яхтсмен, желающий понять основы управления яхтой, должен попрактиковаться в хождении под парусом без применения руля.
Сам корпус помогает контролировать движение яхты. Если форма ватерлинии (погруженной в воду части корпуса) изменяется по какой-либо причине, это влияет на поведение яхты в такой же мере, как и другие средства управления.
ДИФФЕРЕНТ
Нос ровно
Яхта имеет удлиненную ватерлинию. Она развивает наибольшую скорость, устойчива на курсе
Нос опускается вниз
Яхта имеет короткую ватерлинию. Нос зарывается в воду, яхта идет медленнее и приводится к ветру
Нос поднят
Яхта имеет короткую ватерлинию. Корма погружена в воду, яхта снижает скорость и уваливает под ветер
КРЕНЯЩИЕ СИЛЫ
Если яхта не имеет крена (ровный киль), форма ватерлинии симметрична. Но как только яхта начинает крениться (на ветер или под ветер), а также при плавании на волнении обводы ватерлинии меняются и получается асимметричная форма. Та сторона корпуса, которая находится ближе к поверхности воды, образует более выгнутый обвод ватерлинии, а противоположная сторона яхты - обвод с меньшей кривизной. Руль и шверт оказываются расположенными не в диаметральной плоскости, а смещенными ближе к спрямленной ватерлинии; яхта как бы соскальзывает на этот борт.
|
Крен от ветра
Когда яхта кренится от ветра, обводы ватерлинии становятся несимметричными и яхта приводится носом к ветру
Крен от боковой волны
Когда волна подкатывает под борт яхты, то омывается наветренная сторона корпуса и яхта уваливает носом под ветер.
Когда волна проходит, в воду погружается подветренный борт и яхта приводится
ПОВОРАЧИВАЮЩИЕ СИЛЫ
Для того чтобы понять, каким образом можно воздействовать на поведение лодки с помощью различных средств управления, рассмотрим положение яхты на каком-нибудь определенном курсе и выясним, как основные средства управления создают различные поворачивающие силы. В крутой бейдевинд яхту следует вести с опущенным на три четверти швертом, румпелем в ДП и парусами, не выбранными до конца („в доску"), без дифферента и с минимальным креном. Изменение любого из этих факторов (средств управления) не позволит яхте идти прямо и будет поворачивать ее на ветер или под ветер (приводить к ветру или уваливать яхту).
Факторы, поворачивающие яхту на ветер |
Рулевой, перекладывает румпель на подветренный борт | Экипаж опускает шверт глубже | Рулевой, передирает гика-шкот | Рулевой и экипаж не препятствуют увеличению крена яхты от. ветра |
Факторы, поворачивающие яхту под ветер |
Рулевой перекладывает румпель на ветвр | Экипаж поднимает шверт | Экипаж туже выбирает стаксель-шкот, | Рулевой и экипаж откренивают яхту на ветер |
|
ФУНКЦИЯ ПАРУСОВ Паруса - это движитель яхты. Если паруса поставлены под правильным углом к ветру, они преобразуют его энергию в кренящую и движущую вперед силы. Большинство яхт имеют два паруса, которые должны быть хорошо сбалансированы между собой. Поставленные по отдельности или несбалансированные паруса создают силы, поворачивающие яхту. Эти силы могут быть использованы в некоторых ситуациях, но важно убедиться, что паруса работают правильно и что другие средства управления скоординированы с ними для обеспечения удержания яхты на курсе. | |
Только грот Эффект работы одного грота можно оценить по поведению яхты с румпелем, установленным в ДП. Нужно растравить стаксель и выбрать грот. Яхта движется вперед и приводится к ветру Только стаксель Эффект работы одного стакселя (без влияния грота) можно оценить, поставив румпель в ДП и растравив грот, но выбрав стаксель „втугую". Яхта движется вперед и уваливает под ветер |
ПОСТАНОВКА ПАРУСОВ Паруса поставлены правильно по отношению к ветру, если шкоты выбраны так, что передние шкаторины перестают заполаскивать. В качестве дополнительной информации служит поведение индикаторов („колдунчиков"). Они представляют собой шерстяные нити, одним концом пришитые к обеим сторонам паруса. когда „колдунчики" параллельны нижней шкаторине, шкоты выбраны правильно. На рисунке показаны,колдунчики" на стакселе, нo этот способ пригоден для грота. | |
Проверка постановки паруса. 1 Индикаторы параллельны Стаксель выбрал правильно | |
2 Индикаторы на. наветренной стороне поднимаются вверх, нужно добрать стаксель шкот | |
3 Индикаторы на. подветренной стороне поднимаются вверх; нужно потравить стаксель-шкот |
ФУНКЦИЯ ШВЕРТА Шверт оказывает большое влияние на способность яхты идти круто к ветру. Если шверт полностью поднять, то яхта будет двигаться бортом (дрейфовать), а не идти вперед, так как паруса, в особенности стаксель, будут поворачивать нос яхты под ветер. При опускании шверта нос яхты поворачивается на ветер. На раннем этапе обучения плаванию под парусом большинство яхтсменов, отходя от берега, забывают опускать шверт. Если яхта не реагирует на управление рулем, нужно сразу же проверить, опущен ли шверт. |
Влияние шверта на управляемость Рулевой пытается привести яхту к ветру (1). Шверт не опущен и яхта движется подобно крабу - вперед бортом (2). Экипаж опускает шверт (3), и яхта сразу же приводится к ветру (4) |
ФУНКЦИЯ РУЛЯ Руль работает, только когда яхта движется. Им управляет рулевой при помощи румпеля. На хорошо сбалансированной яхте руль следует за естественным изменением направления движения лодки под воздействием ветра и волнения..Рулевой изменяет курс яхты, используя руль в совокупности с другими средствами управления. Для эффективной работы руля движения румпеля должны быть плавными. |
Перекладка румпеля под ветер Если переложить румпель под ветер (от рулевого), нос яхты поворачивает к ветру; паруса заполаскивают, если их не выбирают, и яхта останавливается, так как становится против ветра в положение левентик Перекладка румпеля на ветер Если румпель переложить на ветер (к рулевому), нос яхты повернется под ветер и скорость яхты увеличится. Чтобы паруса работали более эффективно, их шкоты следует потравить |