УВАЛИВАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ВЕТРА




Для того чтобы яхту повернуть под ветер (увалить), рулевой должен плавно переложить румпель на себя. Оба паруса постепенно потравливают, пока они не займут положение, соответствующее выбранному курсу. Одновременно поднимают шверт в нужное я положение.

 

ПОВОРОТ ОВЕРШТАГ

Так называют поворот яхты, когда" она носом пересекает линию направления ветра при плавании острыми курсами. Поворот оверштаг - это продолжение маневра приведения к ветру. При этом инерции яхты должно быть достаточно, чтобы паруса наполнились 'ветром на противоположном (симметричном по отношению к направлению ветра) галсе. Этот маневр требует скоординированных действий рулевого и матроса, которые при работе со средствами управления яхты должны плавно и быстро перемещаться поперек яхты. Рулевой всегда является инициатором действий и контролирует их, тогда как матрос должен своевременно выполнять полученные указания. Рулевой также отвечает за проведение поворота, определяет возможность маневра без препятствий, учитывает изменение направления ветра. После завершения поворота он должен убедиться, что паруса правильно поставлены на новом курсе и яхта соответственно настроена. Случается, что яхте не удается совершить поворот и она останавливается в положении против ветра (левентик). Это объясняется либо отсутствием достаточной скорости хода, либо неэффективной работой рулевого и матроса.

Работа матроса, заключающаяся в растравливании одного и выбирании другого стаксель-шкота, в собственном перемещении поперек яхты, сравнительно проста. Рулевой же контролирует и грот, и румпель при переходе с одного борта на другой. Это представляет определенную трудность для начинающих яхтсменов, поэтому рекомендуется предварительно попрактиковаться на берегу.

Согласованные действия экипажа двухместной яхты с кормовой проводкой гика-шкота и румпелем без удлинителя при повороте оверштаг показаны на с. 70.

ТРЕНИРОВКА НА БЕРЕГУ

Для тренировки на берегу надо условно представить яхту, как показано на рисунке, т.е. взять три табуретки, палку от швабры и отрезок троса. Отрезок троса имитирует гика-шкот. Понятия „передний" и „задний" определяют положения соответственно ближе к носу и ближе к корме.

1 Сядьте на боковую табуретку, держа румпель и наклонив тело вперед. Вытяните „переднюю" ногу вперед, „заднюю" подогните под себя
2 Зажмите гика-шкот в, ладней" руке, держащей румпель, и отведите румпель от себя
3 Поворачиваясь на носках, поменяйте руки на румпеле и захватите гика-шкот свободной рукой
4 Сядьте и поставьте румпель в ДП. Дайте ходовому концу гика-шкота свободно лечь за „задней" ногой, чтобы освободить рабочее пространство

Захват гика-шкота

Чтобы захватить гика-шкот рукой, держащей румпель, положите его на румпель и зажмите большим пальцем

Смена рук на румпеле

Когда вы меняете руки, положите свободную руку на румпель под гика-шкот, а другую руку уберите

7 Рулевой и матрос регулируют паруса для нового курса и осматриваются, чтобы определить, свободен ли путь яхты 6 Паруса наполняются на новом галсе. Рулевой перекладывает румпель в ДП. Матрос выбирает стаксель-шкот и садится на борт, чтобы откренить яхту 5 Так как поворот продолжается и гик перемещается на противоположный борт, рулевой перекладывает румпель на себя. Матрос откренивает яхту
КАК ПРОИЗВЕСТИ ПОВОРОТ ОВЕРШТАГ Поворот оверштаг - это изменение курса яхты с переменой галса. Обучаться этому повороту лучше всего от галфвинда одного борта до галфвинда другого борта, так как угол поворота будет составлять 180°, что дает рулевому и матросу запас времени для выполнения маневра.
4 Гик расположен в ДП. Рулевой и матрос находятся в кокпите под гиком. Рулевой кладет свободную руку под гика-шкот, чтобы поменять руки на румпеле. Затем снимает с румпеля руку, удерживающую гика-шкот
1 Идя курсом галфвинд, правильно настройте паруса. Рулевой проверяет, чисто ли по новому курсу и подает команду „К повороту" 2 Матрос осматривает горизонт и отвечает „Есть". Рулевой захватывает гика-шкот на румпеле, командует „Поворот" и отводит румпель от себя 3 Матрос растравливает стаксель-шкот. Яхта приводится к ветру, и гик движется над транцем. Матрос берет стаксель-шкот другого борта. Рулевой и матрос перемешаются в кокпите швертбота к ДП

 

ПОВОРОТ ФОРДЕВИНД

Поворот фордевинд - это изменение полного курса яхты относительно ветра с переменой галса. При повороте фордевинд корма яхты пересекает линию направления ветра и грот резко перемещается с одного борта на другой. Яхта должна быть правильно сбалансирована во время поворота, поскольку этот маневр выполняют на высокой скорости. Рулевому нужно знать точное направление ветра, чтобы определить момент, когда перебросить гик с одного борта яхты на другой, и скоординировать совместные действия команды.

Поворот фордевинд - это маневр, трудный для выполнения даже в умеренные ветры. Поэтому начинающим лучше разучивать учебный поворот фордевинд, при котором шкоты парусов выбирают до начала самого поворота. Нельзя допускать паузы между выбиранием гика-шкота и началом поворота, иначе яхта начнет приводиться. Опытные яхтсмены часто осуществляют поворот, не выбирая гика-шкот.

Как и при повороте оверштаг, рулевой должен сначала убедиться, что окружающее пространство воды свободно. Рулевой и матрос должны также быстро реагировать и на любые другие факторы, которые могут оказать воздействие на успех маневра. Например, одна из общих ошибок при повороте фордевинд заключается в неумении удержать яхту от резкого приведения к ветру после переброски гика на другой борт. Рулевой, переложив румпель в ДП, в момент, когда гик проходит через ДП яхты, может избежать резкого приведения яхты после поворота и заставить ее идти вперед по прямой.

Рулевому следует также помнить, что если яхта накренится на подветренный борт, то поворот получит нежелательное ускорение, и, наоборот, при крене на наветренный борт она будет более устойчива на курсе.

ТРЕНИРОВКА НА БЕРЕГУ

Чтобы попрактиковаться на берегу в повороте фордевинд, надо установить то же оборудование и таким же образом, как и при повороте оверштаг. Движения рук аналогичные.Синхронность движения в реальной яхте зависит от положения гика. Понятие „передний" и „задний" определяют соответствующие положения частей тела ближе к носу и ближе к корме.

1 Сядьте на боковую табуретку на достаточном расстоянии от румпеля. Возьмите румпель „задней" рукой, а гика-шкот,.передней". Подогните „заднюю" ногу и вытяните „переднюю"

2 Выбирайте гика-шкот так, чтобы привести гик в район транца. Зажмите гика-шкот под большим пальцем на румпеле и дайте свободному концу шкота свободно лечь около „задней" ноги

3 Переложите румпель на себя и развернитесь так, чтобы быть лицом к корме. Пропустите свободную руку под гика-шкотом и возьмите румпель

4 Уберите руку, сжимающую гика-шкот, с румпеля. Когда гик начнет двигаться поперек яхты, передвиньтесь к центру и поставьте румпель в ДП

5 Сядьте на противоположный борт и медленно травите гика-шкот, чтобы восстановить управление, до тех пор, пока парус не займет нужное положение на новом курсе

КАК ПРОИЗВЕСТИ ПОВОРОТ ФОРДЕВИНД При обучении повороту фордевинд новички считают более легким для себя положить сначала яхту на курс полный бакштаг (под небольшим углом к ветру), так как на этом курсе меньше вероятность самопроизвольной переброски грота и неожиданного поворота. Яхта поворачивает с бакштага одного галса на противоположный.  
    1 Рулевой уваливает яхту под ветер, пока стаксель не перейдет на противоположный борт яхты  
4 Рулевой выбирает гика-шкот, пока гик не окажется в районе угла транца, и командует „Поворот фордевинд". Он перекладывает румпель на себя и поворачивается лицом к корме, подводя свободную руку под гика-шкот, чтобы взять румпель. Другой рукой он поднимает гика-шкот, в это время матрос травит стаксель-шкот и выбирает стаксель-шкот, ставший подветренным 2 Рулевой немного приводит яхту к ветру, пока стаксель не станет на место. Яхта идет курсом полный бакштаг. Матрос поднимает шверт  
3 Рулевой осматривает горизонт и подает команду ,.Приготовиться к повороту фордевинд". Матрос также внимательно смотрит вокруг, особенно со стороны подветренного борта, и отвечает „Есть"  
6 Рулевой травит гика-шкот, а матрос — стаксель-шкот. Оба должны убедиться в отсутствии препятствий на пути яхты  
5 При движении гика поперек яхты рулевой перемещается в кокпит, ставит румпель в ДП и садится на другой борт. Матрос при необходимости откренивает яхту  

 

Гоночные швертботы готовятся к повороту фордевинд у знака на гоночной дистанции

 

УПРАВЛЕНИЕ ЯХТОЙ РУМПЕЛЕМ С УДЛИНИТЕЛЕМ Румпель большинства яхт имеет удлинитель. Он дает возможность рулевому управлять рулем, сидя достаточно далеко от него на яхте. Новички часто используют более легкий путь - учатся ходить на яхте в слабый ветер, когда не обязательно сидеть на борту и откренивать, а можно управлять яхтой, перекладывая только сам румпель. Но уже в умеренный ветер нельзя обойтись без удлинителя румпеля и надо знать, как им пользоваться. Ранее было показано, как удлинитель при помощи универсального шарнира крепят к румпелю. Обращаться с удлинителем трудно только во время поворотов оверштаг и фордевинд, когда он должен переходить с одного борта на другой (на яхтах с центральной проводкой гика-шкота требуется особая техника управления). Необходимо, чтобы рулевой сидел достаточно далеко впереди от конца румпеля и для перемещения удлинителя было достаточно свободного места. Рекомендуется попрактиковаться сначала дома, используя взятые с яхты румпель и удлинитель, отрезок троса (условный гика-шкот) и три табуретки, изображающие оба борта и транец.
ПОВОРОТ ОВЕРШТАГ Действия команды при повороте оверштаг аналогичны рассмотренным ранее. Только движения удлинителя румпеля и гика-шкота имеют отличия. 1 Рулевой сидит ближе к миделю и держит гика-шкот и удлинитель румпеля в разных руках. Осматривает район поворота 2 Рулевой командует „К повороту". Если матрос готов, он отвечает,,Есть". Рулевой зажимает гика-шкот пальцем, говорит,.Поворот оверштаг" и перекладывает румпель от себя 3 Когда гик достигнет угла транца, рулевой начинает перемещаться поперек яхты. Матрос освобождает стаксель-шкот. Рулевой одной рукой держит удлинитель, а другой - гика-шкот
4 Рулевой отклоняет румпель дальше и перемещается поперек яхты лицом к корме. Матрос берет стаксель-шкот с нового подветренного борта и откренивает яхту 5 Когда гик начинает перемещаться поперек яхты, рулевой перекладывает удлинитель румпеля на другой борт 6 Когда гик перейдет на другой борт, рулевой и матрос садятся на наветренный борт. Рулевой ставит румпель в ДП, и матрос выбирает стаксель-шкот 7 Рулевой и матрос настраивают паруса и регулируют шверт, чтобы идти новым курсом
ПОВОРОТ ФОРДЕВИНД При наличии у румпеля удлинителя гика-шкот выбирают так, чтобы удержать гик от соприкосновения с вантами. Движения удлинителя румпеля и гика-шкота отличаются от рассмотренных ранее. 1 Рулевой приводит яхту на полный бакштаг и отдает команду „Приготовиться к повороту фордевинд". Матрос отвечает "ЕСТЬ", если он готов 2 Рулевой проверяет, не касается ли гик вант и зажимает гика-шкот под большим пальцем на удлинителе. Свободный конец гика-шкота укладывает позади себя 3 Рулевой кладет свободную руку на удлинитель, другой удерживает гика-шкот и говорит..Поворот". Перемещаясь в кокпит, он перекладывает удлинитель на другой борт
4 Рулевой кладет руль на борт и ждет, пока гик не начнет двигаться поперек яхты. Матрос освобождает стаксель-шкот, берет другой и перемещается в кокпит 5 Когда гик достигает ДП яхты, рулевой, находясь также в кокпите, ставит румпель в ДП. Матрос удерживает яхту в равновесии 6 Рулевой садится на новый наветренный борт, осматривается и проверяет, не касается ли гик вант Матрос перемещается поперек яхты на новый наветренный борт 7 Рулевой и матрос регулируют паруса для нового курса. Матрос настраивает шверт и вместе с рулевым откренивает яхту

 

 
Перед поворотом фордевинд необходимо уравновесить швертбот. Экипаж, заняв правильное положение, готовится к повороту фордевинд   Экипаж швертбота неправильно выполняет поворот фордевинд. Лодка не уравновешена и идет с креном

 

ПЕРВЫЕ „ШАГИ" НА ВОДЕ

Для начинающего яхтсмена очень важно, чтобы его первые плавания проходили в слабый или умеренный ветер. Необходимо также убедиться, что район первых выходов на яхте подходящий для новичка. Если возникают какие-либо сомнения, можно спросить совета или, еще лучше, сделать так, чтобы опытный яхтсмен сопровождал вас в первых плаваниях. Перед спуском яхты на воду следует удостовериться, что у вас есть все необходимое оборудование и что любая свободная вещь надежно закреплена.

Если приходится спускать яхту на воду в переполненной судами гавани или же на узкой реке, то разумнее выйти на веслах в более свободную акваторию, прежде чем ставить паруса. В первом выходе основным должно быть плавание в галфвинд (желательно, между двух буев, так чтобы попрактиковаться в повороте оверштаг вокруг них). Если же по каким-либо причинам вдруг станет трудно идти на яхте, надо просто бросить все средства управления. Тогда яхта постепенно придет в положение носом против ветра (левентик) и можно будет спокойно обдумать, что делать дальше. Если захочется какое-то время отдохнуть, надо положить яхту в дрейф.

СКОРОСТЬ ЯХТЫ

Скорость яхты зависит от нескольких факторов -ее конструкции, силы ветра и умения управлять ею на каждом курсе. Концентрические дуги на диаграмме вверху означают скорости яхты - чем дальше яхта от центра (А), тем быстрее она идет. Средние семейные яхты обладают наибольшей скоростью в галфвинд и наименьшей на острых курсах относительно ветра.

УДЕРЖАНИЕ ЯХТЫНА КУРСЕ

Приобретение основных навыков плавания под парусом позволяет научиться удерживать яхту на определенном курсе. Планируя курс, надо помнить, что яхта необязательно пойдет точно в намеченном направлении, особенно в крутой бейдевинд, так как она имеет тенденцию к дрейфу. При плавании в приливных водах отклонение от заданного курса вызывает также течение, направление и силу которого следует заранее уточнить. На рисунке внизу показаны различные курсы плавания, которыми обычно идет яхта, огибая остров при северном ветре. При других направлениях ветра курсы плавания меняются.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: