Если матрос реагирует на опрокидывание медленно, швертбот может легко перевернуться мачтой вниз. Воздух задерживается под корпусом и образуется воздушная подушка. Выбор метода восстановления опрокинутого швертбота зависит от положения шверта. Если шверт поднят полностью или во время опрокидывания он зашел в швертовый колодец, процесс восстановления усложнится, так как вам не за что будет ухватиться. При любом методе восстановления мачта при подъеме должна идти вверх на ветер. Это не позволит швертботу опрокинуться снова в ту же сторону. При опрокидывании мачтой вниз наилучший способ восстановления, когда один человек, стоя на планшире, откренивает, держась за стаксель-шкот, а другой сильно давит на корму, чтобы разрушить воздушную подушку. Когда швертбот ляжет на борт, его восстанавливают обычным образом. Если шверт находится в рабочем положении, то его используют как рычаг. Перед восстановлением необходимо убедиться, что стаксель-шкот для страховки наброшен сверху на днище перед швертом.
1 Рулевой находит стаксель-шкот внутри швертбота. Рулевой и матрос плывут на другую сторону швертбота, матрос становится на планширь и берется за шверт | 2 Рулевой и матрос откренивают, стоя на коленях на планшире швертбота, при этом матрос держится за шверт, а рулевой — за стаксель-шкот |
3 Матрос и рулевой продолжают откренивать, пока швертбот, постепенно поворачиваясь, не придет в положение лежа парусами на воде | 4 Матрос с помощью рулевого залезает на шверт, затем швертбот восстанавливают обычным способом |
ЗАСТРЯВШАЯ МАЧТА Если яхта опрокинулась на мелководье, мачта может уйти в ил, и тогда придется воспользоваться буксиром. Необходимо проследить, чтобы конец для восстановления от буксирующего катера был пристегнут или привязан к ванте и проведен поверх корпуса, как показано на рисунке. Яхту необходимо буксировать против ветра. | |
БУКСИРОВКА ШВЕРТБОТА
|
На каждой яхте должен быть фалинь, прикрепленный к мачте и проведенный через носовую оковку. Если в штилевых условиях буксируют только одну яхту, ее следует закрепить у борта буксирующего катера или буксировать за кормой обычным способом. Если буксируют две или более яхт, фалини можно крепить стопорным узлом к буксирному концу.
МАТРОС ПОД ПАРУСОМ ИЛИ КОРПУСОМ В результате опрокидывания матрос может оказаться либо под парусом,либо под перевернутым корпусом. Эта ситуация не опасна, если знать, как при этом себя вести. | ||
Матрос под парусом Вытяните руку вверх и сделайте воздушный пузырь в парусе. Затем, держа одну руку над головой, двигайтесь вдоль линии шва (в качестве направляющей) к задней шкаторине паруса | Матрос под корпусом В перевернутом корпусе обычно достаточно много воздуха. Подплывите к борту и поднырните под него, чтобы выбраться наружу |
"ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ"
Подъем человека, упавшего за борт, требует быстрых, скоординированных и хорошо отработанных действий от всех, кто остался в яхте. При организации тренировок по спасанию человека за бортом нужно исходить из того, что в большинстве случаев на борту швертбота остается только один человек. Необходимо отработать те действия, которые позволяют яхте быть управляемой, даже если на борту остался только неопытный матрос.
|
Наиболее безопасный путь - это немедленно повернуть яхту в галфвинд - самый легкий для управления яхтой курс. Надо растравить стаксель, чтобы остался только один парус для управления, сделать поворот оверштаг и положить яхту на курс галфвинд противоположного галса, позволяющий вернуться к человеку за бортом. Никогда не пытайтесь произвести поворот фордевинд, так как скорее всего это приведет к опрокидыванию.
Подойдя к плавающему человеку, надо взять его на борт. Мокрая одежда и спасательные средства затрудняют его движения, а сам спасаемый может ослабеть от холода и шока. Если вы уступаете по физическим данным спасаемому, то поднять его на борт без посторонней помощи очень трудно. Если спасаемый в сознакии и способен действовать сам, он может постепенно вскарабкаться на борт, используя равномерное покачивание яхты, которое дает ему дополнительную подъемную силу. Если же спасаемый находится без сознания и вы не в состоянии поднять его на борт, единственное, что можно сделать, - это обвязать линь вокруг его груди и вытянуть его из воды как можно выше, привязать у борта в районе вант и скорее идти к берегу. Для более опытного экипажа существует альтернатива - опрокинуть швертбот, привязать человека внутри и поднять его на борт, используя нормальный метод восстановления.