После подъема яхты из воды все оборудование следует окатить пресной водой. Паруса и шкоты надо тщательно промыть и оставить сохнуть перед укладкой. Оборудование яхты снимают в обратной последовательности по отношению к порядку вооружения. Руль и шверт убирают, когда яхту вытаскивают на берег. Грот и стаксель спускают, фалы закладывают у вант или у мачты. Снаряжение, оставленное в яхте, аккуратно укладывают, смотровые люки и заглушки открывают, чтобы обеспечить циркуляцию воздуха и удаление воды из отсеков.
СВОРАЧИВАНИЕ СТАКСЕЛЯ
В переднюю шкаторину большинства стакселей вшит стальной трос. Поэтому для избежания деформации троса стаксель сворачивают по передней шкаторине, как показано на рисунке. Стаксель-шкоты следует прикрепить к штагу и аккуратно собрать в бухты.
1 Начинайте сворачивать трос передней шкаторины стакселя с фалового угла | 2 Продолжайте сворачивать, устраняя любое перекручивание, пока не образуется ровная бухта ликтроса | 3 Положите свернутую шкаторину на стаксель, подготовьте к укладке в чехол |
УКЛАДКА ГРОТА
Размеры грота достаточно большие, поэтому складывать его гораздо легче, если сначала разложить на земле. Сворачивать парус надо всегда в сторону ветра, чтобы он не мог снова развернуться. Если работать вдвоем, то задача значительно упрощается. Прежде чем начинать укладку паруса, необходимо вынуть латы.
1 Начинайте со стороны нижней шкаторины паруса. Первую складку сделайте на расстоянии 1 м от нижней шкаторины | 2 Выше сделайте вторую складку такого же размера и уложите ее на первую | 3 Продолжайте делать складки, пока не уложите весь парус |
4 Убедитесь, что парус сложен ровно и без лишних складок | 5 Начинайте складывать парус поперек ранее сделанных складок | 6 Сворачивайте парус так, чтобы его можно было уложить в чехол |
ХРАНЕНИЕ ЯХТЫ
|
Когда вынуто все оборудование и уложены паруса, надо поставить яхту на хранение до следующего плавания. Способ хранения яхты зависит от ее размеров и типа, а также от выбранного места стоянки. Небольшие яхты легко хранить на простых козлах, которые не только экономят место, но и обеспечивают хорошую сохранность. Большие швертботы лучше хранить на их спусковых прицепах (тележках) с подставкой под носом, так чтобы любая вода, попадающая в яхту, стекала. Яхту обычно накрывают чехлом.
Закрытие яхты
Плотно завяжите чехол вокруг мачты. Натяните чехол со всех сторон яхты, чтобы исключить сдувание его в сильный ветер. Обычно используют чехлы на шнуровке, но самые современные чехлы имеют застежки на „липучках"
Хранение на грунте При хранении яхты на грунте подложите под борта подпорки по форме обводов (киль-блоки), а под транец — автопокрышку, чтобы выровнять яхту |
ПРАВИЛА РАСХОЖДЕНИЯ ЯХТ
Для яхт, как и для любого вида транспорта, существуют правила взаимного поведения на воде. Их полное название - „Международные правила предупреждения столкновения судов в море" (МППСС), но для краткости их часто называют правилами расхождения.
Главное правило гласит, что моторное судно должно уступать дорогу парусному (за исключением особых случаев). Однако на практике для яхты безопасней игнорировать это правило и маневрировать вне интенсивных судоходных путей. Даже в открытых водах яхта должна быть готова уйти с пути, так как всегда есть вероятность того, что вас не заметили или ваш курс не был понят приближающимся моторным судном (что вполне возможно, поскольку не яхтсменам маневры яхт часто не понятны).
|
Следует запомнить два основных правила: 1) держаться правой стороны в стесненных фарватерах; 2) при необходимости пересечь оживленный фарватер идти перпендикулярно направлению основного потока судов.
Правила, регламентирующие взаимное поведение яхт, более многочисленны, но исходя из их назначения можно выделить три характерные группы правил расхождения (см. справа). Собираясь участвовать в гонках, необходимо изучить правила парусных соревнований (ППС).
ПРАВИЛА РАСХОЖДЕНИЯ
Запомните основные правила, относящиеся к пересекающимся курсам яхт: 1) при любых возникших сомнениях следует пройти за кормой другой яхты, а не перед ней; 2) яхта, идущая левым галсом, уступает дорогу идущей правым галсом; 3) когда яхты идут одинаковым галсом, наветренная яхта должна уступать дорогу подветренной, а более быстрая (обгоняющая) - обгоняемой.
Правило разных галсов Когда две яхты идут разными галсами, яхта, идущая левым галсом, должна уступать дорогу идущей правым галсом | Правило обгона Когда обе яхты идут одним галсом, более быстрая (обгоняющая) яхта не должна мешать более медленной (обгоняемой) | Право подветренной яхты Когда обе яхты идут одним галсом, наветренная яхта должна уступать дорогу подветренной |
ЛЕВЫЙ И ПРАВЫЙ ГАЛСЫ
Когда ветер дует в левый борт, то яхта идет левым галсом, а когда в правый борт - то правым галсом.
|
Маркировка гика Чтобы было легче запомнить, каким галсом идет яхта, промаркируйте гик так, как показано ниже. Если гик находится на правом борту — яхта идет левым галсом и вы должны уступать дорогу. Если гик на левом борту — яхта идет правым галсом и имеет преимущество при расхождении |