При центральной проводке гика-шкота на гоночном швертботе можно обеспечить тонкую настройку паруса
Центральная проводка гика-шкота, используемая на многих гоночных швертботах, позволяет гораздо эффективней настраивать паруса, чем кормовая проводка. Однако расположение гика-шкота в кокпите швертбота ограничивает передвижения рулевого поперек яхты. Поэтому методы выполнения поворотов оверштаг и фордевинд имеют некоторые особенности по сравнению с рассмотренными ранее.
Способы выполнения каждого маневра яхты с центральной проводкой гика-шкота отличаются от стандартных методов для яхт с кормовой проводкой тем, что рулевой пересекает швертбот вблизи транца лицом к носу яхты. Производя поворот оверштаг, он держит руками удлинитель румпеля и гика-шкот в течение всего маневра. Рулевой перемещается поперек яхты, не останавливаясь для смены рук на удлинителе румпеля, и таким образом постоянно контролирует яхту. Использование этих методов увеличивает скорость выполнения поворотов фордевинд и оверштаг, и теперь многие гоночные экипажи высокого класса взяли их на вооружение. Поскольку большинство гоночных швертботов чрезвычайно чувствительны к любым перемещениям экипажа, все движения рулевого и матроса должны быть легкими и плавными.
ПОВОРОТ ОВЕРШТАГ При повороте оверштаг движения рулевого и матроса, работающего на трапеции, должны быть скоординированы так, чтобы уравновешивать яхту. Матросу на трапеции необходимо быстро входить в яхту и выходить и из нее на трапецию. | |
1 Рулевой проверяет наветренную сторону. При отсутствии препятствий подает команду,.Приготовиться". Затем снимает гика-шкот со стопора, а матрос проделывает то же со стаксель-шкотом | |
2 Матрос отвечает „Готов". Рулевой начинает перемещаться поперек швертбота и потравливает гика-шкот, пока матрос входит в яхту и отстегивает крюк с кольца трапеции | 3 Рулевой и матрос — оба ставят свои „задние" ноги поперек швертбота. Рулевой перекладывает удлинитель румпеля от себя |
4 Рулевой перекладывает удлинитель румпеля на другой борт, передвигаясь поперек швертбота и держа гика-шкот. Матрос освобождает старый стаксель-шкот и берет новый | 5 Рулевой садится на новый борт, держа удлинитель румпеля за спиной. Затем берет удлинитель рукой,в которой зажат гика-шкот. Матрос пристегивается к новому кольцу трапеции |
6 Рулевой выводит румпель из-за спины и перехватывает гика-шкот,,передней" рукой. Матрос берется за ручку трапеции, добирает стаксель-шкот и выходит на трапецию | 7 Рулевой ставит румпель в ДП и регулирует грот. Матрос продолжает выходить на трапецию и регулирует стаксель |
|
ПОВОРОТ ФОРДЕВИНД При повороте фордевинд рулевой берет гика-шкот пучком либо выбирает один лопарь (часть гика-шкота, проходящая между блоками), чтобы провести гик поперек яхты. Это препятствует слишком резкому перебрасыванию гика с борта на борт. | |
1 Рулевой проверяет наветренную сторону. При отсутствии препятствий дает команду матросу,Приготовиться к повороту фордевинд". Рулевой закладывает гика-шкот в стопор | |
2 Рулевой и матрос — оба ставят свои,,задние" ноги поперек яхты. Рулевой, удерживая руль в ДП, переносит удлинитель румпеля на новый наветренный борт | 3 Рулевой, стоя в ДП, меняет за спиной руки на удлинителе румпеля. Затем берет гика-шкот или один лопарь. Матрос, находясь в ДП швертбота, держит старый стаксель-шкот и берет новый |
4 Рулевой перекладывает румпель от себя. Матрос уравновешивает швертбот, держа оба стаксель-шкота | 5 Когда гик проходит ДП, рулевой быстро перекладывает румпель в ДП и перемещается на новый наветренный борт. Матрос в это время отдает старый стаксель-шкот и пересекает кокпит швертбота |
6 Гик перемещается на новый подветренный борт. Рулевой освобождает гика-шкот со стопора и садится на наветренный борт | 7 Рулевой выбирает гика шкот и удерживает швертбот на новом курсе, матрос настраивает стаксель |
|
СПИНАКЕРЫ
Спинакер - это специальный дополнительный парус, используемый для увеличения движущей силы в основном при плавании полными курсами. Прообразом спинакера были легкие вспомогательные паруса, которые ставили на судах с прямым вооружением в легкий ветер. Вначале спинакер использовали только при плавании полными курсами; современная конструкция паруса позволяет применять его и на курсах до полного бейдевинда. Созданию такой конструкции спинакера способствовало развитие техники раскроя и пошива парусов. Спинакер, в отличие от других парусов, крепят к рангоуту и такелажу только углами, а шкаторины паруса оставляют свободными. Спинакер принимает свою форму только при наличии ветра,и для его правильного подъема и настройки необходимы соответствующие навыки и умение.
Существует множество различных типов спинакеров, систем его хранения, подъема и спуска - от импровизированных систем на старых яхтах до сложных парашютных систем на гоночных швертботах. Эти системы включают в себя средства, обеспечивающие быстрые подъем и спуск спинакера, минимальную возможность его зацепления, ровную укладку без перекручивания, готовность к новому подъему. Обычно тип используемой системы определяет конструкция яхты. Самые современные швертботы приспособлены для подъема спинакера и оборудованы карманной или парашютной системой укладки. Каждая из этих систем дает возможность экипажу эффективно работать со спинакером.
|
Обращение со спинакером требует умения и от рулевого, и от матроса. Только скоординированные действия обоих обеспечат эффективное управление спинакером. Распределение обязанностей между рулевым и матросом варьируется в зависимости от конструкции швертбота и систем, которыми она оснащена, но рулевой в основном отвечает за оборудование на корме, а матрос - на носу. Учиться работать со спинакером лучше всего под руководством опытного яхтсмена, тогда можно избежать ошибок, вызывающих поломку или потерю оборудования. Необходимо всегда помнить, что спинакер после подъема развивает сильную тягу и может легко стать неуправляемым.
КОНСТРУКЦИЯ СПИНАКЕРА Спинакеры изготовляют из легкой нейлоновой парусной ткани, которая специально укреплена с целью повысить ее сопротивление на разрыв. Ткань обладает свойством вытягиваться, что используют при раскрое паруса. Форму паруса определяют характер покроя, расположение полотнищ и швов. Спинакеры имеют более полную форму, если они предназначены для плавания по ветру, и более плоскую форму - для плавания в галфвинд или полный бейдевинд. | Ткань для спинакера Парусная ткань для спинакеров способна противостоять разрыву, слабо растягивается вдоль и поперек основы и значительно — по диагонали к нитям основы |
Радиальный покрой Спинакеры радиального покроя применяют сравнительно редко, так как они часто теряют форму в нижней части | Горизонтальный покрой Спинакеры горизонтального покроя растягиваются в основном в верхней части. Они наиболее пригодны для плавания полными курсами | „Звездный" покрой Спинакеры „звездного" покроя сохраняют плоскую форму при больших нагрузках. Их поднимают на острых курсах |
Три - радиальный покрой Сочетание радиального, горизонтального и звездообразного покроев привело к созданию многоцелевого спинакера | Радиально- горизонтальный покрой Сочетание радиального и горизонтального покроев позволяет использовать спинакер в слабый ветер |
ЧАСТИ СПИНАКЕРА
Спинакер должен обеспечиваться соответствующим вспомогательным оборудованием: специальным гиком, называемым спинакер-гиком, фалом, системой подъема и системой шкотов, проведенных от каждого угла спинакера в обход всего такелажа по бортам. Шкот с наветренного борта яхты называют брасом. Многие экипажи предпочитают систему непрерывных шкотов, в которой один трос крепится к обоим углам спинакера. Для правильной постановки спинакера кипы шкотов или вертлюжные блоки должны быть установлены так, чтобы шкоты располагались под углом 25° к палубе.
КАРМАННАЯ СИСТЕМА
Спинакерные карманы часто имеют дополнительные отделения для хранения карт или инструкций |
Иногда на швертботах с обеих сторон мачты прикрепляют по одному карману из ткани для укладки спинакера, карман имеет застегивающийся клапан Спинакер поднимают непосредственно из того кармана, в котором он хранится. Очень важно, чтобы парус не был перекручен, а фаловый и оба шкотовых угла лежали сверху кармана и их можно было бы легко и быстро пристегнуть.
УКЛАДКА СПИНАКЕРА
Перед спуском на воду необходимо убедиться, что спинакер упакован в карман без перекручивания. При наличии каких-либо сомнений, следует произвести его пробный подъем. Для этого надо вынуть спинакер из кармана и пройти вдоль каждой шкаторины, чтобы убедиться, что она не перекручена. Закрепив спинакер-фал к фаловому углу и шкоты к шкотовым углам, нужно поднять, затем спустить и заново упаковать парус.
Как укладывать Поднимите спинакер (1). Затем один человек травит спинакер-фал, а другой, взяв наветренный шкотовый угол, укладывает парус в карман (2). Фаловый и шкотовые углы кладут сверху. Затем фал закладывают в стопор, установленный у борта (3) |
ПАРАШЮТНАЯ СИСТЕМА
Многие гоночные швертботы оснащены парашютной системой укладки и специальной системой подъема. При этом спинакер укладывают в матерчатый чулок или трубу под носовой палубой. Отверстие в палубе находится впереди или сбоку от штага и закрывается стеклопластиковой крышкой. При подъеме спинакер выходит из трубы. Достоинства парашютной системы укладки в том, что парус не перекручивается, так как его втаскивают в чулок прямо от центра спинакера, и его можно легко и быстро поднимать и укладывать. Недостатками являются попадание воды в яхту через отверстие в палубе и износ паруса в результате трения. |
СПИНАКЕР-ГИК
Спинакер ставят на спинакер-гике, который крепят одним концом (пяткой) к скобе на передней части мачты. Другой конец гика (нок) пристегивают к брасу. Специальное оснащение позволяет быстро освобождать гик под нагрузкой, правильным считается положение, когда открытый зев оковки гика смотрит вверх. Спинакер-гик поддерживается топенантом сверху и оттяжкой снизу С их помощью можно регулировать положение гика.
ПОДЪЕМ И УКЛАДКА СПИНАКЕРА Спинакер поднимают с помощью спинакер-фала за фаловый угол. Спинакер-фал проводят в корму от мачты и крепят на стопоре около рулевого Свободный конец спинакер-фала протягивают через чулок или трубу и закрепляют на спинакере в одном из двух положений, чтобы использовать в качестве нирала Когда травят спинакер-фал и тянут за нирал, спинакер складывается и втягивается в трубу. |
ВЫСОТА СПИНАКЕР-ГИКА
Высота спинакер-гика должна быть такова, чтобы после подъема паруса оба шкотовых угла были на одном уровне. В нормальном положении спинакер-гик практически перпендикулярен мачте. Но если спинакер-гик поднят слишком высоко или, наоборот, стоит слишком низко, настроить парус правильно не удается.