При спасании со швертбота человека, находящегося в воде, необходимо, чтобы в момент остановки швертбота спасаемый находился со стороны наветренного борта. В противном случае ему можно нанести травму, кроме того, швертбот может получить опасный крен.
1 Как только человек упал за борт, зафиксируйте его местоположение в воде и возьмите на себя управление рулем (если вы матрос) | 2 Дайте стакселю заполоскать, растравив стаксель-шкоты, и немедленно положите швертбот в галфвинд, чтобы дать себе время оценить ситуацию. Шверт опустите полностью | 3 Произведя поворот оверштаг, положите швертбот в галфвинд, держа в поле зрения человека в воде |
6 Растравите паруса и приведите яхту к ветру так, чтобы потерять ход, когда человек находится у наветренного борта в районе вант | 5 Приведите швертбот к ветру (в бейдевинд) и дайте парусам заполоскать, чтобы потерять ход | 4 Подходя к упавшему, увалите яхту на бакштаг так, чтобы привести ее в точку, расположенную под ветром от упавшего |
ВЗЯТИЕ РИФОВ
Паруса яхты рассчитаны на плавание при скорости ветра до 13 м/с. Использование парусов наиболее эффективно при средней скорости ветра 5-8 м/с. В слабый ветер площадь парусов можно увеличить постановкой дополнительных или больших по площади парусов, а в сильный ветер либо используют паруса меньшей площади, либо берут рифы.
Известны три способа взятия рифов: с использованием риф-штертов на парусе, накручивание паруса на гик и закручивание паруса вокруг мачты.
Метод рифления заложен в проекте яхты Количество рифов, которые нужно взять на парусе, зависит от площади, на которую следует уменьшить парус, чтобы он соответствовал силе ветра. Только практика и опыт научат точно определять, когда и сколько нужно взять рифов.
|
Взять рифы на парусе легче всего перед спуском яхты на воду. Однако если ветер усилился во время плавания, то необходимо уменьшить площадь парусов на ходу. Для этого надо сначала положить яхту в дрейф, а затем взять рифы При необходимости отдать рифы на ходу следует также сначала лечь в дрейф.
Взятие рифов - это показатель умения яхтсменов Этим навыком должны обладать все, кто плавает на крейсерских яхтах. Экипажи гоночных яхт редко прибегают к взятию рифов даже в очень сильный ветер. Однако были случаи, когда выиграть в международных гонках удавалось только благодаря умелому взятию рифов.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИФ-ШТЕРТОВ Способ взятия рифов с использованием риф-штертов (тонких концов, прикрепленных к парусу) является традиционным. Его чаще всего можно встретить на яхтах классической конструкции. Он претерпел мало изменений со времен прямого вооружения. Для взятия рифов на парусе с обеих сторон должны быть ряды риф-штертов. Риф-штерты продернуты через люверсы. Линии люверсов имеют серповидную форму для обеспечения профиля паруса. В конце каждого ряда риф-штертов на парусе есть два больших кольца - одно на передней, а другое на задней шкаторинах паруса. Эти кольца для взятия рифов называют риф-кренгельсами и используют для крепления зарифленного паруса к концам гика специальными снастями (штык-болтом и риф-шкентелем). | ||
Как брать рифы Ослабьте оттяжку гика, потравите грота-фал до положения, в котором риф-кренгельс передней шкаторины можно прикрепить к гику штык-болтом или одеть его на гак. Выберете грота-фал. Заложите риф-шкентель, обтягивая парусину под углом 45°. Свободную часть паруса привяжите риф-штертами к гику |
|
НАКРУЧИВАНИЕ ПАРУСА НА ГИК Этот метод может быть использован только на яхтах, у которых гик специально приспособлен для этой цели. Так как свернутый парус закрывает фитинги для крепления оттяжки гика, необходимо временно закрепить оттяжку при помощи парусинового клапана или использовать ракс-бугель. При подготовке к взятию рифов оттяжку гика следует отдать от гика, парус приспустить до нужного положения, гик снять с вертлюга и вынуть нижнюю лату. | ||
1 Прежде чем накручивать парус, вытяните около 15 см задней шкаторины под гик для равномерного накручивания | 2 Рулевой и матрос вращают гик, обтягивая парус за оба конца | |
3 Вставьте конец парусинового клапана на место крепления оттяжки гика на три последних оборота паруса. Оставьте другой конец клапана свободным, чтобы прикрепить его к оттяжке гика. Поставьте гик на место и заново заведите оттяжку гика |
ЗАКРУЧИВАНИЕ ПАРУСА ВОКРУГ МАЧТЫ На некоторых типах яхт парус крепят к мачте клапаном. На таких яхтах рифы можно взять закручиванием паруса вокруг мачты. Разница в конструкциях некоторых яхт иногда отражается на последовательности взятия рифов, но принципы не меняются. Паруса со свободной нижней шкаториной обычно имеют оттяжку галсового угла, а мачта снабжена фиксирующим устройством. В этом случае надо отдать оттяжку гика, открыть фиксатор, закрутить парус вокруг мачты и закрепить оттяжку и фиксатор в новом положении. Оттяжку гика вновь регулируют после взятия рифов на парусе. | 1 Отдайте грота-шкот и отделите гик от мачты. Отдайте оттяжку галсового угла и освободите фиксатор мачты | |
2 Вращайте мачту, пока требуемое количество паруса не будет зарифлено. Зафиксируйте мачту в этом положении и поставьте на место гик | ||
3 Прикрепите шкотовый угол к гику и обтяните грота-шкот |
|
ПОСТАНОВКА ШВЕРТБОТА НА ЯКОРЬ Постановка швертбота на якорь - это один из редко применяющихся и в то же время наиболее важных навыков в морском деле В некоторых случаях знание, как вставать на якорь, и наличие на борту необходимого для этого оборудования могут облегчить ваши заботы - например, если понадобится остановиться надолго в приливных водах Если яхта на плаву, но из-за приливного течения практически не движется под парусами, избежать ее дрейфа можно единственным способом - стать на якорь Тип используемого якоря зависит от района плавания, так как их специально конструируют для различных типов грунта Перед тем как отдать якорь, необходимо убедиться, что он готов к использованию, якорный канат правильно уложен и закреплен В зависимости от глубины в данном месте выбирают длину каната - она должна превышать глубину в четыре раза На рисунке внизу показано, как подойти к выбранной точке и отдать якорь. | ТИПЫЯКОРЕЙ Некоторые типы якорей подходят для различных видов грунта. Из четырех показанных якорей два -якорь-плуг (или CQR) и якорь Брюса - будут держать на большинстве типов грунта, но другие два - малый складной якорь и грибовидный якорь для илистого дна - будут держать соответственно только на скальном твердом и только на мягком грунте. |
ПОСТАНОВКА НА ЯКОРЬ
Для постановки небольшой яхты на якорь у берега понадобится якорь массой около 4 кг и цепь длиной около 2 м с длинным канатом Выбрав точку постановки на якорь, необходимо спланировать курс яхты так, чтобы подойти к ней в галфвинд, приготовить якорь и убрать стаксель. Надо не забыть привязать свободный конец якорного каната либо к утке, либо к мачте, чтобы не потерять якорь при отдаче. Если постановка на якорь произведена правильно, то в момент отдачи якоря яхта становится носом против ветра и начинает дрейфовать по ветру кормой вперед от точки отдачи якоря. После отдачи якоря следует убедиться, что якорь нормально держит Для этого надо взять створ на берегу и понаблюдать, не меняется ли он со временем.
Как становиться на якорь Достигнув места постановки на якорь, приведите яхту к ветру, чтобы она потеряла ход (1) Когда яхта начнет дрейфовать назад, отдайте якорь (2), предварительно закрепив свободный конец якорного каната Поднимите шверт, опустите грот (3). Проверьте, не ползет ли якорь, для чего возьмите створ на берегу (4) |
ПОСТАНОВКА НА ЯКОРЬ У БЕРЕГА В ПРИЛИВНЫХ ВОДАХ В ряде случаев необходимо остановиться у берега в приливных водах. Небольшие, мелкосидящие швертботы можно вытащить на берег, но большие яхты слишком тяжелы для экипажа из двух человек и их придется поставить на якорь. Если вы хотите сойти на берег на некоторое время, то нужно поставить яхту так, чтобы она оставалась на плаву и при этом была доступна экипажу. Для этого к тренду якоря следует прикрепить дополнительный канат (буйреп). Выбор способа постановки яхты на якорь будет зависеть от состояния прилива, т. е. необходимо выяснить, поднимается вода или падает. При значительных подъемах и спадах воды или при очень пологих склонах берега может не хватить длины буйрепа (при приливе) или не удастся оттолкнуть яхту достаточно далеко (при отливе). Опыт покажет, на каком расстоянии от берега целесообразно поставить яхту. Периодически проверяйте положение яхты, чтобы убедиться, что она еще на плаву и легко доступна. | |
1 Поставьте яхту на якорь, закрепив сначала буйреп на тренде якоря. Проведите буйреп на берег и закрепите его | |
2 Подтяните яхту за буйреп на высокой воде |
ПОДЪЕМ И УКЛАДКА ЯКОРЯ Перед тем как выбрать якорь, надо поставить грот, затем подтянуть яхту вперед на якорном канате. Выбирать якорь следует с наветренного борта. После подъема якоря на борт надо очистить его от ила. Поставив стаксель и положив яхту в дрейф, необходимо быстро уложить якорь и канат по-походному. По окончании этой операции надо выбрать шкоты парусов соответственно курсу и начинать движение. Якорь и канат удобно укладывать в ящик так, чтобы они были готовы к немедленному использованию. Для этого якорный канат надо уложить свободно, а его конец для крепления на палубе вывести из ящика и привязать. Сверху помещают якорь и закрепляют ящик легким страховочным концом. | ||
1 Привяжите буйреп к якорю выбленочным узлом | 2 Положите якорь поперек носа яхты, а якорный конец заложите за мачту | |
3 Оттолкните яхту от берега, вытравливая буйреп. Отдайте якорь с носа, потянув за буйреп, который затем закрепите на берегу | ||
4 Чтобы вернуть яхту в безопасное положение при отливе, нужно отдать буйреп на берегу и оттолкнуть лодку |