В свете предыдущих соображений мы считаем, что разумно будет усомниться в существовании «добиологической» эволюции и предложить в качестве альтернативы ей теорию разумного замысла. Саган, Миллер, Фокс, Шапиро и другие сторонники естественного происхождения жизни настаивают на поисках ответа в естественных процессах. Они уверены, что жизнь появилась в результате добиологической эволюции. Но наши сомнения подтверждаются опытом. Упорное отстаивание теории молекулярной эволюции основано на приверженности определенной философии, не имеющей ничего общего с фактами.
Исходя из дихотомии «естественное-сверхъестественное», ученые не допускают мысли, что естественным процессам может быть какая-то альтернатива. Многие теисты и метафизические натуралисты72 с готовностью становятся на позиции методологического натурализма — то есть рьяно ищут объяснения в естественных процессах вне зависимости от конкретной метафизической точки зрения. Существует сверхъестественное или нет, говорят они, мы всё равно должны подходить к науке с точки зрения естественных процессов, потому что другого пути в науке нет. Мы согласны, что такой подход направлен на сохранение научной целостности. Однако мы считаем, что сам по себе он ошибочен, и все, кто пропагандирует его, предъявляют к природе и к научной методологии неоправданные требования. Этот подход априори предполагает, что рано или поздно мы получим последовательную картину мира, объясняемого естественными причинами. Мы же считаем, что такое мнение противоречит самому духу науки и сильно попахивает метафизической предвзятостью, — которая, если её вовремя не осознать, таит в себе серьёзную опасность.73
|
Чтобы сделать первый шаг в определении альтернативы, необходимо отметить, что термины «естественный-сверхъестественный» уместны в метафизике, но не в науке, которая основывается на опыте. В рамках опыта мы используем понятие причины в общем смысле, имея в виду естественные и разумные причины (причины, обусловленные участием разума), но не имея в виду метафизические категории. Науке безразлична метафизика; наука ни отрицает, ни утверждает существование сверхъестественного; при этом она также ни подтверждает, ни отрицает натурализма — убеждения, что в мире нет ничего, кроме природы.
Зачастую личного опыта человека недостаточно, чтобы определить, какая причина вызвала то или иное событие — естественная или разумная. Благоразумней всего в таком случае следовать совету философа Людвига Виттгенштейна, данному, правда, по другому поводу: «О чем говорить не можешь, о том молчи».74 Тем не менее любопытно, что люди склонны указывать на причину, даже если они не уверены в ней. Чаще всего эта «причина» — плод их философских или религиозных убеждений. В некоторых случаях человек оказывается прав, и тогда его превозносят за проницательность и прозорливость. На самом-то деле люди выдают желаемое за действительное или просто высказывают свои догадки, хотя и делают это с апломбом и уверенностью очевидцев. Вне зависимости от того, прав оказывается человек или нет, бездоказательные утверждения только мешают познанию мира.
К сожалению, такие случаи не были редкостью и в истории науки. Как сказал Дэниэл Бурстин, «не невежество мешало определить форму Земли, континентов и океанов, а иллюзия осведомлённости».75 Именно обманчивое ощущение, будто все ответы уже известны, побуждает людей вдохновенно снаряжать экспедиции на Марс в поисках органических веществ, если не самой жизни.
|
Аргумент по аналогии. Как убедиться в том, что за то или иное событие прошлого ответственна разумная причина? В общем и целом, мы устанавливаем разумную причину тем же методом, что и причину естественную: универсальным чувственным опытом. Это и называется аргументом по аналогии. Философ Дэвид Юм (1711- 76), много писавший на эту тему, заметил: «От причин, которые кажутся нам схожими, мы ожидаем схожих следствий». «Одно и то же правило, — утверждал он, — определяет, что было причиной — грубая бессознательная материя или разумное существо».76 Таким образом, если, прогуливаясь после обеда по пляжу, вы увидите на песке надпись «Джон любит Мэри», то, призвав на помощь накопленный опыт, сможете сделать вывод, что это написано кем-то (возможно, Джоном или Мэри).
В поиске иллюстрации метода умозаключения по аналогии обратимся к археологии. Археологи постоянно используют этот метод, чтобы определить, создана та или иная находка природой или человеком. Ход мысли примерно такой: в наше время глиняную посуду делают гончары. Следовательно, если при раскопках в Месопотамии мы найдем осколки глиняного кувшина, то разумно будет заключить, что это — результат деятельности человека.
Иногда сложно отличить дело рук человека от природных образований — как в случаях с эолитами. Когда-то эолиты считались кремневыми орудиями труда; позже ученые обратили внимание на то, что осколки кремня, которые вода отбивает от больших камней в речном потоке, очень похожи на эолиты. Но, как заметил известный археолог Кеннет Оукли, «как правило, кремни, расколотые естественным образом, легко отличить от орудий, изготовленных человеком. У них отсутствует логическое построение, слишком много лишних сколов, края разбитые; поверхность сколов обычно поцарапанная».77
|
В девятнадцатом веке астроном Джон Ф. У. Гершель выдвинул предложение: по аналогии с известными причинами можно объяснить и неизвестные. «Если между двумя явлениями существует близкое и явное сходство, а причина одного из явлений очевидна, то вы будете просто вынуждены предположить, что и второе явление вызвано аналогичной причиной, пусть даже и не столь очевидной».78 Метод установления причинных связей по аналогии широко использовался и Чарльзом Лайелем. В геологической литературе его основополагающий принцип приобрел следующую формулировку: «Настоящее — ключ к прошлому».79
Ученые опирались на метод аналогии более 150 лет. То, каких высот достигла наука за этот период, уже отчасти свидетельствует в пользу этого метода. Основываясь на опыте, мы связываем определенные явления с определенными причинами; наблюдая аналогичные следствия, мы автоматически, вполне привычно предполагаем аналогичные причины. Такой тип мышления основан на накопленном нами опыте. Использование аналогий — общий метод, который применяется для поиска как естественных, так и разумных причин. 7*
Поиски «братьев по разуму». Когда-то люди думали, что на Марсе есть каналы. Это привело их к мысли, что раз есть каналы, значит, есть и разумные существа, которые их создали. Предположение было ошибочным, но этот случай может послужить прекрасной иллюстрацией к нашему образу мысли: наблюдая определенные явления, мы, по принципу аналогии, ищем им разумную причину.
Именно так рассуждают астрономы, упорно ищущие признаки разумной жизни в космосе. Сходство с уже известными явлениями, порожденными разумными существами, служит критерием для научных групп НАСА, когда они обрабатывают данные, полученные при исследовании других планет и их спутников.
Поиски внеземного разума (название программы — СЕТИ — Search for Extraterrestrial Intelligence) показывают, что наука признаёт разумные причины. Это не означает, что внеземной разум действительно существует — тому нет никаких доказательств. Однако при этом программа СЕТИ проводится в рамках академической науки.
Допустим, ученые когда-нибудь получат из космоса радиосигналы, посланные разумными существами. Как им отличить эти сигналы от космического шума? Этот вопрос затрагивается в фантастическом рассказе Карла Сагана «Контакт». Саган напоминает нам, что наша планета постоянно омывается радиоволнами, но все они — естественного происхождения. Радиоизлучение «вызвано физическими процессами, вращением электронов в магнитном поле галактики, столкновениями молекул в межзвездном пространстве или отдаленными отголосками Большого взрыва и красного смещения после рождения галактики, в наше время превратившимися в слабые радиоволны, наполняющие космос». До сих пор «не было получено ни одного настоящего сигнала из глубин космоса — искусственного, произведенного с помощью оборудования, порожденного неким внеземным разумом».
Как и в романе Сагана, тысячи радиотелескопов обшаривают небеса в поисках искусственного электромагнитного сигнала, который бы точно не был случайным радиошумом. Так, например, сигнал, состоящий из ряда простых чисел, явно был бы посланием далекой цивилизации (простое число — это число, которое делится только на единицу и на само себя). Ученые, работающие над программой СЕТИ, считают, что в природе не существует механизма, который создавал бы простые числа, поэтому получение сигнала, состоящего из ряда простых чисел, можно считать доказательством существования внеземного разума.
За последние десятилетия было разработано несколько программ СЕТИ, начиная с проекта «Озма» (1960 г.). Позже был проект «Часовой» (Sentinel) — главный проект Планетарного общества СЕТИ.31 В его расширенном варианте, получившем название «Проект МЕТА» (Megachannel Extraterrestrial Assay — Многоканальное внеземное исследование), задействованы мощности, способные отслеживать в поисках радиосигналов из космоса более восьми миллионов радиоканалов.82 В 1992 году сторонники СЕТИ убедили Конгресс США выделить более 100 миллионов долларов на отслеживание сигналов из космоса, на прослушивание миллионов радиоканалов в поисках доказательств, что где-то в космосе эволюция породила разумную жизнь.83
Астроном Карл Саган утверждал, что даже единственный сигнал из космоса можно считать доказательством существования внеземного разума: «Есть и те, кто верит, что наши проблемы разрешимы, что человечество сейчас проходит стадию детства, и что однажды мы станем взрослыми. Далее одно-единственное полученное из космоса послание покажет нам, что можно выжить и в наш век технологической незрелости; ведь выжила же, в конце концов, отославшая это послание цивилизация». м
Если предположение Сагана верно, то какой же вывод мы должны сделать из гигантского объема информации, присущего даже простейшим из живых систем? Не разумно ли будет на основании наблюдений за живыми системами заключить, что они созданы разумной причиной? И должен ли повлиять на наши умозаключения тот факт, что в девятнадцатом веке вера в аргументы разумного замысла была подорвана? Важнейший вопрос о том, указывают ли научные наблюдения на участие разума в создании жизни, мы подробнее рассмотрим в следующей главе.
Если у нас недостаточно информации, мы не можем установить причину явления, будь эта причина естественной или разумной. Представьте себе, что мы — детективы, расследующие смерть человека. Что это — убийство или естественная смерть? Мы не можем ответить на этот вопрос, не выяснив предварительно всех подробностей. Если детектив в самом начале следствия заявляет, что смерть могла быть вызвана только естественными причинами, мы не примем такого объяснения — ведь это неправомерное, насильственное ограничение возможных причин. Поскольку мы рассчитываем точно установить причину — была ли это естественная смерть или умышленное убийство, — то наше расследование должно быть открыто для любых объяснений. Аналогичным образом люди, которые честно пытаются узнать, было ли некое явление природы результатом разумного замысла или естественных процессов, нуждаются в методе исследований, открытом для любого из возможных ответов. Нам необходим такой метод, который поможет установить причину с наивысшей степенью вероятности.