ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ:
Декан социолого-психологического факультета Д.В.Кареев
_______________ «______»_______________2011 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ПЕДАГОГИКА
Направление (специальность) 0303301.65(психология)
Факультет социолого-психологический
Кафедра педагогики
ПРИНЯТО КАФЕДРОЙ
Протокол № от 2008 г.
Зав.кафедрой проф.Воронова Т.А. подпись
ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ:
Декан социолого-психологического
факультета
_______________Д.В.Кареев
«______»_______________2003 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины «Педагогика»
Специальность (направление) - 030301 (020400) ПСИХОЛОГИЯ
Факультет – социолого-психологический
Курс – 4 Семестр - 7
Кафедра – педагогики
Общая трудоемкость дисциплины – 100 часа
В том числе:
Лекции - 30 часов
Практические занятия - 15 часов
Лабораторные занятия -
Самостоятельная работа - 55 часа
Рабочая программа принята на заседании кафедры
«_____»__________________2011 г.
Заведующий кафедрой _____________________ Т.А. Воронова
Выписка из ГОС ВПО
ГСУДАРСТВЕННЫЙ ОРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление (специальность)030301 020400 (психология)
Присваиваемая квалификация Психолог. Преподаватель
Дата утверждения стандарта 10.03.2000 г.
Требования к обязательному минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы подготовки специалиста по специальности 020400 (Психолог.Преподаватель)
(бакалавра по направлению 030300)
ГСЭ.Ф.07 | Педагогика | |
Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функция обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«ПЕДАГОГИКА»
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс разработан с учетом государственных стандартов по базисному курсу «Педагогика » профессионально образовательной программы «Преподаватель » для всех категорий студентов дневного и заочного отделений университета.
Цель курса – дать студентам педагогические знания, дополняющие фундаментальную университетскую подготовку, соответствующую профилю факультета.
Задачи курса:
1. Показать особенности педагогического знания, пути развития педагогики, ее роль в профессиональном совершенствовании специалиста.
2. Осуществлять педагогическую профессиональную ориентацию и профессиональное воспитание учащихся.
3. Формировать систему педагогических знаний о целостном педагогическом процессе, построенном на гуманистических принципах субъект-субъектного взаимодействия ребенка и педагога.
4. Закладывать основы формирования профессионального педагогического общения, педагогической технологии и конкретных педагогических техник.
5. Вызвать у студентов стремление к сотрудничеству с преподавателем в работе над курсом, желание внести свой вклад в его изучение.
Раскрытие логики курса призвана способствовать опора на личностно-деятельностную концепцию его преподавания. В связи с этим организация занятий предполагает лекции проблемного характера, семинары, мини-конференции, практические занятия на базе различных образовательных учреждений и другие активные формы организации учебного процесса. Контроль за качеством знаний организуется в виде рейтинговой системы, утвержденной на факультете и итогового экзамена.
Требования к уровню освоения содержания курса:
1. Студент должен понимать:
многомерность педагогических процессов и явлений и многообразие подходов к их изучению;
необходимость системного подхода к изучению педагогических явлений и процессов;
принципиальные различия парадигмы классического образования и педагогики сотрудничества;
сущность нового педагогического мышления как концепции перестройки воспитательного процесса;
сущность идей дифференцированного обучения;
сущность деятельностного и личностного подходов к организации воспитания и обучения;
сложные и многогранные зависимости качества педагогического процесса от многочисленных явлений школьной жизни, семьи, социальных условий.
2. Студент должен знать:
границы предметной области педагогики как науки, актуальные задачи педагогической науки;
основные парадигмы педагогического знания: авторитарную, свободного воспитания, сотрудничества;
дидактику как систему педагогического знания и как раздел учебного предмета;
современную концепцию содержания общего среднего образования;
сущность процесса обучения;
структуру учебной деятельности учащегося, особенности сопряженности учебной деятельности ученика и обучающей деятельности учителя в разных моделях обучения;
методы и средства обучения в современной школе;
педагогические технологии в обучении;
формы организации обучения;
теорию воспитания как раздел науки педагогики и учебного предмета;
сущность воспитательного процесса;
методы и средства воспитания;
особенности семейной педагогики;
систему общепедагогических и специальных умений и навыков, достаточно высокий уровень которых обеспечивает успех учителя.