№ | Структура рейтингов | Баллы |
Текущий контроль: - 100% посещаемость - активное участие в семинарах | ||
Рубежный контроль: - рейтинг № 1 - рейтинг № 2 - рейтинг № 3 - написание реферата по или мигни-исследования - письменное комментирование курса лекций - подготовка обзора/конспекта - развернутый письменный ответ на вопрос - выполнение тестового задания | 1 – 3 1 – 4 | |
Общая оценка за курс выставляется:
- при количестве баллов выше 85 – «отлично»;
- при количестве баллов от 65 до 84 – «хорошо»;
- при количестве баллов от 50 до 64 – «удовлетворительно»;
- при количестве баллов до 49 – «неудовлетворительно».
В качестве итогового контроля возможна защита реферата, исследовательского или практико-ориентированного проекта, выполняемого по инициативе студента и рекомендации преподавателя. Тематика рефератов, проектов, примерные тренировочные и контрольные тесты представлены в УММ курса.
Экзаменационные вопросы
1. Общество и образование в конце XX века. Кризис образования, его особенности в России.
2. Общая характеристика современной системы образования. Требования к профессиональной компетентности преподавателя (учителя).
3. Педагогика в системе современного человековедения. Предметная область педагогики, ее особенности.
4. Педагогика как система научного знания. Три типа педагогики, характеристика.
5. Человек в современном мире: человек как предмет познания и как предмет воспитания.
6. Общая методология науки и методология педагогики. Системный подход в педагогическом исследовании.
7. Краткая характеристика педагогического исследования. Методы исследования педагогических процессов.
8. Сущность и особенности воспитательного процесса. Логика педагогического процесса. «Парная педагогика».
9. Коллектив и личность как педагогическая проблема. «Педагогика параллельного действия».
10. Методика коллективного творческого воспитания: истоки, теория и практика. КТД.
11. Воспитательная система. Особенности педагогического процесса в системах разного типа.
12. Авторские воспитательные системы прошлого в России и за рубежом.
13. Современные авторские воспитательные системы.
14. Семейная педагогика. Семья как воспитатель. Типичные ошибки семейного воспитания.
15. Семья и школа: взаимодействие, сотрудничество, противостояние. Классный руководитель и семья.
16. Дидактика как наука и учебный предмет. Дидактические системы.
17. Содержание образования и развитие индивидуальности. Теории образования.
18. Современное состояние содержания образования. Базовая культура личности. Базисный учебный план. Стандарты в образовании.
19. Дидактические процессы. Процесс обучения как система.
20. Деятельностный подход в обучении. Структура учебной деятельности. Умение учиться.
21. Личностный подход в обучении. Теория и практика развивающего обучения. Ученик как субъект учебной деятельности.
22. Методы и средства обучения. Общая характеристика методов.
23. Средства обучения. Технические средства обучения. Технология обучения.
24. Авторские «технологии» учителей-новаторов.
25. Организационные формы обучения и урок. Требования к уроку и методика его анализа.
26. Проблемы дифференциации обучения. Внутренняя и внешняя дифференциация.
27. Проверка и оценка хода и результатов обучения. Методы и средства проверки и оценки знаний.
28. Преподаватель: профессионализм, творчество, мастерство.
29. Школа как педагогическая система.
30. Самообразование, самовоспитание. Самореализация будущего учителя: как самому себя сотворить?
V. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
дисциплины «Педагогика»
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Абульханова К.А., Богданов Е.Н., Бодалев А.А. и др. Психология и педагогика. – М.: Институт психотерапии, 2004. – 584 с.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2003. – 304 с.
3. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика в 2-х ч. – М.: Владос, 2003. Т. 1. – 286 с.; Т. 2. – 252 с.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2003. – 304 с.
6. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика в 2-х ч. – М.: Владос, 2003. Т. 1. – 286 с.; Т. 2. – 252 с.
7. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М.: Просвещение, 1990.
8. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.
9. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.
10. Каспржак А.Г., Левит М.В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М.: МИРОС, 1994.
11. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970.
12. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990.
13. Коджаспирова Г.М. Педагогика. М.:Гардарики, 2007.
14. Конвенция прав ребенка// Народное образование. 1993. № 5.
15. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.
16. Об образовании: Закон РФ// Материалы реформирования системы образования. М., 1995.
17. Саймон Б. Общество и образование/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.
18. Шуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1994.
19. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Л.: ЛГУ, 1988.
Дополнительная:
1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: Учеб. М.: МГУ, 1990.
4. Газман О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989.
5. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философии. М.: Школа-Пресс, 1995.
6. Каптерев П. Ф.Педагогический процесс // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982.
7. Коменский Я. А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. В 2 тт., Т.1. М.: Педагогика, 1985
8. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1990.
9. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М., 1989.
10. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа // Избр. пед. соч. В 3 тт. Т.1. М.: Педагогика, 1979.
11. Тубельский А.Н. Школа самоопределения: первый шаг. Ч. 1, 2. М., 1991.
- Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии //Пед. соч. В 6 т. Т.5. М.: Педагогика, 1990.
Другие источники информации
1) www.edu.ru Российское образование: федеральный портал
2) https://www.vspu.ru/~edu/3year.htm задания на педагогическую практику, предлагаемые студентам Волгоградского государственного педагогического университета
3) https://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/pedagogy/didaktika/ материалы по дидактике
4) https://www.infovolga.ru/school_2002/school_43/page24.htm в помощь молодому учителю сайт школы №43 г. Волгограда
5) https://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/pedagogy/didaktika/urok0.htm методика тестового аспектного анализа урока на сайте Института развития образования (г. Ярославль)
6) https://kazinka.narod.ru/uchitel/uch1/archiv.htm В помощь молодому учителю (сайт муниципальной Казинской средней общеобразовательной школы)
7) https://www.catalog.alledu.ru/edu/catalogs / каталоги ресурсов по образованию на каталоге «все образование в интернет»
8) https://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/general_education/index.shtml воспитательная работа на сайте ИРО (г. Ярославль)
9) https://rs240.kubsu.ru/~mschool/ Электронный сборник упражнений по педагогике. Кубанский государственный университет, г. Краснодар
10) https://www.yspu.yar.ru/vestnik Журнал "Педагогический Вестник" (ЯГПУ им. К. Д. Ушинского)
11) https://www.sbor.nm.ru/ В помощь вожатому (сайт Олега Ласукова)
12) https://www.triz.minsk.by/index0.htm Журнал "Технологии творчества" (Web - сайт Школы ТРИЗ, г.Минск, Беларусь)
Примечание. Автор оставляет за собой право вносить дополнительную литературу к курсу из периодических педагогических изданий, как и право студента использовать новые источники знания по своему усмотрению.
Автор-составитель программы - к.п.н., доцент кафедры педагогики
Н.В. Смирнова