Тема 11. Основные категории дидактики. Дидактические системы и их развитие.




Понятие дидактики как науки и учебного предмета. Обучение, учение, цели и содержание образования, учебная деятельность, методы и средства обучения, дидактические системы как основные категории дидактики.

Дидактические системы Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Ф. Гербарта, Д. Доюи и последующее их развитие в современных системах обучения.

 

Тема 12. Обучение и развитие.

Связи и зависимости процессов обучения и развития. Принцип организации обучения в традиционных системах обучения и системах развивающего обучения. Проблемы содержания образования, роли и места учителя в системах развивающего обучения.

 

Тема 13. Сущность процесса обучения.

Дидактические процессы: направленность, принципы, логика. Деятельностный подход к процессу обучения. Структура учебной деятельности и функции обучающей деятельности педагога. Инновационные модели обучения: теория и практика.

 

Тема 14. Содержание образования и развитие индивидуальности.

Содержание образования: социальный и педагогический аспекты. Понятие общего образования. Понятие стандарта образования. Инвариантная и вариантная составляющие содержания общего образования. Попытки реализации личностно-ориентированного подхода в обучении на базисный учебный план и стандарты образования.

 

Тема 15. Методы и средства обучения.

Основные понятия: метод обучения, методологический прием, методологическая система, авторский метод. Их связи и отношения. Варианты классификаций методов. Метод монологического и диалогического обучения. Левтодическая компетентность преподавателя. Средства обучения, их место в структуре методов, в методических системах России и зарубежных системах разных стран.

 

Тема 16. Педагогические технологии. Понятие «технология» в педагогике.

Типы технологий обучения: информационные (информационно-семантическая, компьютерная); деятельностные; личностно-ориентированные. Традиционное и новаторское в технологии обучения. Педагогическая технология как основание профессионального мастерства.

 

Раздел 3. Воспитательный процесс: теория и практика.

 

Тема 17. Сущность и особенности воспитательного процесса.

Воспитательный процесс как категория педагогики. Проблемы целей, содержания и методов воспитания. Сущность воспитательного процесса, его общие закономерности и принципы.

 

Тема 18. Воспитательные системы: прошлое и настоящее.

Воспитательная система как условие целостного развития личности. Признаки воспитательной системы, взаимодействие ее основных элементов. Воспитательные системы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.В. Иванова. Альтернативные воспитательные системы авторских школ России (В.А. Караковский, А.Н. Тубельский и др.).

 

Тема 19. Сущность, принципы, модели и методы воспитательной деятельности.

Основные ценности воспитания на современном этапе. Общие методы и средства воспитания. Мастерство педагога в создании воспитывающих ситуаций. Методика коллективной творческой деятельности. Педагогическая культура, интуиция, такт в деятельности воспитателя. Стили педагогического общения и модели воспитательной деятельности.

 

Тема 20. Семья в системе воспитания и социализации личности.

Современные тенденции в развитии семьи и их влияние на воспитание. Классификации семей. Функции семьи. Семейное воспитание и его особенности. Организация жизни ребенка в семье. Взаимосвязь семьи и школы. Содержание, пути коррекции и адаптации неблагополучного детства.

 

Раздел 4.Управление образовательными системами.

Тема 21.Основы управления образованием

Проблемы и перспективы развития образования в России. Федеральная программа развития образования. Характеристика свойств современного образования в России.

Закон РФ «Об образовании», о структуре управления образовательными системами. Проблемы создания государственно - общественной системы управления образованием. Управление образовательным учреждением: функционально-распорядительная, общественная, инновационная подсистемы. Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений. Роль педагогического сообщества, коллектива учебных заведений, родителей, общественных объединений учащихся, студентов в управлении образованием.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

учебного курса дисциплины «Педагогика» (специальность психологияя) для дневной формы обучения

 

№№ п/п Наименование разделов, тем Всего часов (общая трудо- емкость) Аудиторные занятия Самостоя-тельная работа
лекции семинары, практич. занятия лабора- торные работы
Раздел 1. Общие основы педагогики
  Общество и образование в конце ХХ века Система образования в России и за рубежом          
  Предметная область педагогики в системе современного человековедения          
  Педагогика как система научного знания Основные парадигмы педагогического знания          
  Человек как предмет воспитания          
  Ребенок и общество Педагогические аспекты социализации личности          
  Личностно-ориентированное образование          
  Педагогика сотрудничества          
  Методология и методы педагогического исследования          
  Учитель как исследователь Особенности творчества в педагогической деятельности          
  Педагогический процесс и его структура          
Раздел 2. Основы дидактики
  Основные категории дидактики Дидактические системы и их различие          
  Обучение и развитие          
  Сущность процесса обучения          
  Содержание образования и развитие индивидуальности          
  Методы и средства обучения          
  Педагогические технологии Понятие технологии в педагогике          
Раздел 3. Воспитательный процесс: теория и практика
  Сущность и особенности воспитательного процесса          
  Воспитательные системы: прошлое и настоящее          
  Сущность, принципы, модели и методы воспитательной деятельности          
  Семья в системе воспитания и социализации личности          
  Раздел 1Y Управление образовательными системами          
  Теоретические и практические основы управления образованием.          
  ВСЕГО:          

 

 

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

учебного курса дисциплины «Педагогика» ОЗО

 

№№ п/п Наименование разделов, тем Всего часов (общая трудо- емкость) Аудиторные занятия Самостоя-тельная работа
лекции семинары, практич. занятия лабора- торные работы
Раздел 1. Общие основы педагогики
  Общество и образование в конце ХХ века Система образования в России и за рубежом          
  Предметная область педагогики в системе современного человековедения          
  Педагогика как система научного знания Основные парадигмы педагогического знания          
  Человек как предмет воспитания          
  Ребенок и общество Педагогические аспекты социализации личности          
  Личностно-ориентированное образование          
  Педагогика сотрудничества          
  Методология и методы педагогического исследования          
  Учитель как исследователь          
  Педагогический процесс и его структура          
Раздел 2. Основы дидактики
  Основные категории дидактики Дидактические системы и их различие          
  Обучение и развитие          
  Сущность процесса обучения          
  Содержание образования и развитие индивидуальности          
  Методы и средства обучения          
  Педагогические технологии Понятие технологии в педагогике          
Раздел 3. Воспитательный процесс: теория и практика
  Сущность и особенности воспитательного процесса          
  Воспитательные системы: прошлое и настоящее          
  Сущность, принципы, модели и методы воспитательной деятельности          
  Семья в системе воспитания и социализации личности          
  Девиации как педагогическая проблема          
  Раздел 1Y Управление образовательными системами          
  Теоретические и практические основы управления образованием.          
    Всего:          

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

учебного курса дисциплины «Педагогика» (Ускоренное отделение)

№№ п/п Наименование разделов, тем Всего часов (общая трудо- емкость) Аудиторные занятия Самостоя-тельная работа
лекции семинары, практич. занятия лабора- торные работы
Раздел 1. Общие основы педагогики
  Общество и образование в конце ХХ века Система образования в России и за рубежом          
  Предметная область педагогики в системе современного человековедения          
  Педагогика как система научного знания Основные парадигмы педагогического знания          
  Человек как предмет воспитания          
  Ребенок и общество Педагогические аспекты социализации личности          
  Личностно-ориентированное образование          
  Педагогика сотрудничества          
  Методология и методы педагогического исследования          
  Учитель как исследователь          
  Педагогический процесс и его структура          
Раздел 2. Основы дидактики
  Основные категории дидактики Дидактические системы и их различие          
  Обучение и развитие          
  Сущность процесса обучения          
  Содержание образования и развитие индивидуальности            
  Методы и средства обучения          
  Педагогические технологии Понятие технологии в педагогике          
Раздел 3. Воспитательный процесс: теория и практика
  Сущность и особенности воспитательного процесса          
  Воспитательные системы: прошлое и настоящее          
  Сущность, принципы, модели и методы воспитательной деятельности          
  Семья в системе воспитания и социализации личности          
  Девиации как педагогическая проблема          
  . Раздел 1Y Управление образовательными системами          
  Теоретические и практические основы управления образованием.          
  ВСЕГО:          


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: