Общество и образование в начале XX1 века




1.1 «Мировое сообщество ныне стоит перед сложными проблемами:

· искоренения войн;

· предотвращения перенаселенности;

· излечения раненой природы;

· создания условий для неторопливого размышления и взвешенных решений;

· закаливания духа и возрождения радости бытия, противостоящей скуке;

· бережного продолжения культуры благодаря органической преемственности поколений.

Все это проблемы воспитания, образования, обучения. При их разрешении важно не допустить переоценки рациональных знаний и недооценки аффектов, эмоциональной жизни души.

Человечество в опасности, и она исходит, прежде всего, от неправильного воспитания, укореняющего самодовольное и не подозревающее о себе невежество, жадность, безответную недальновидность. Воспитание способно уменьшить эту главную, всеопределяющую опасность, если оно само умно, глубоко, дальновидно и умело. Учеба в сочетании с воспитательной деятельностью становится надеждой на спасение, выживание, прогресс и совершенствование человечества при условии понимания людьми их собственной выгоды.

Всему человечеству приходится опасаться нового деспотизма, образца XX века или нового образца. Ибо оно столкнулось с ростом невежества, научившегося добиваться власти, — властвующего невежества серых, поверхностно образованных людей. Отсюда жесточайшие беды человечества...

В обозримом будущем воспитательная активность станет наиболее емким резервуаром социально и индивидуально ценной занятости сотен миллионов людей. Это — необходимость и предпосылка самого выживания людей.

В исторической перспективе образование должно предшествовать экономике и политике, должно опережать их в каждую данную единицу времени. Экономика и политика суть не цель, а средство. Средство развития культуры народов, пропитанной эстетическим качеством...

Бытие людей определяется воспитанием, образованием, обучением. Но влияние воспитания на жизнь само зависит от того, кого, зачем, чему и как учат. Или не учат. И кто учит. Школьное дело может быть не только полезным, но одним из самых вредных и дурных дел на свете, когда оно препятствует развитию интеллекта и свободной мысли, — справедливо утверждали Л. Н. Толстой и Дж. Рассел. Нам очень нужна школа для всех возрастных групп, способная развить в человеке нравственную силу, интеллектуальное мужество, мировоззренческую честность и созидательные умения.

Образование надо, во что бы то ни стало привести в соответствие с действительными нуждами людей. Не найти иного средства от нищеты и дикости, от несвободы. Поднимать уровень жизни, улучшать ее качество можно только с помощью этого рычага.» [Педагогическая антропология: Учебное пособие / Автор-составитель Б. М. Бим-Бад. М.: УРАО, 1998. С. 482-484]

1. В последней четверти XX века в научной и публицистической литературе, в том числе и в педагогической, используется термин «глобальные проблемы человечества» для обозначения таких проблем, длительное существование которых грозит человечеству гибелью. Какие из названных автором проблем можно было бы отнести к глобальным? Ответ аргументируйте.

2. Какие острые проблемы, названные автором, Вы склонны рассматривать как обращенные к образовательной политике в целом?

Какие из этих проблем касаются лично Вас, ваших близких? В решении каких проблем, по-видимому, придется принимать Вам непосредственное участие?

3. С какими положениями, которые отстаивает автор, Вы полностью согласны? Какие — вызывают сомнение? С какими Вы не можете согласиться. Почему?

1.2 В книге воспоминаний о выдающемся российском ученом и общественном деятеле А. Д. Сахарове опубликован доклад известного ученого-физика Д. А. Киржница, который представляет широкому читателю с возможной степенью доступности развитие ряда фундаментальных идей науки, напрямую связанных с осмыслением глобальных проблем человечества.

А. Д. Сахаров, заложивший основы физики термоядерного оружия, работавший над совершенствованием этого оружия «для души», «занимается фундаментальными проблемами физики и науки о космосе. Несколько работ этого периода лежали у истоков новой области науки, космомикрофизики, получившей бурное развитие в последующие годы. Космомикрофизика изучает явления на стыке физики микромира (масштабы до 10 -33 см) и физики космоса (масштабы до 10 28 см.): свойства «малого» и «большого» оказались сплетенными теснейшим образом (недаром символом макрофизики служит древнее изображение «Урбороса» — змеи, кусающей сверху свой хвост), Эта область науки представляет собой один из отвлеченных, самых глубинных разделов естествознания, прямо примыкающий к философии.

...Однако, внеся решающий вклад в создание советского термоядерного оружия, А. Д. не смог успокоиться. Он ясно осознал (и этому, вероятно, способствовало его участие в испытаниях мощной бомбы, закончившихся трагическим по тупости военного начальства), что ядерная война будет абсолютно гибельной для человечества, и потому одного только ядерного паритета недостаточно для выживания. Он понял, что международная безопасность возможна только при условии международного доверия, которое предполагает соблюдение прав человека и полную открытость общества. Есть все основания думать, что сказанное и предопределило активность А. Д. как гуманиста и общественного деятеля.

В 1968 году он излагает свои взгляды в знаменитом «меморандуме Сахарова», носящем название «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе».

[Киржниц Д. А. Посланец далекого времени / Андрей Дмитриевич. Воспоминания о Сахарове. М.: «Терра», «Книжное обозрение», 1990. с. 62, 64].

1. Какой смысл, по-Вашему, вкладывает автор в название своего выступления? Куда направлен «вектор времени»? На каком основании можно по отрывку из выступления определить эту направленность вектора времени?

2. Какой смысл Вы видите в том, чтобы на уровне дилетанта познакомиться с сущностью тех сугубо научных проблем, которые «вытолкнули» ученого на острие общественных проблем? Считаете ли Вы этот шаг А. Д. Сахарова разумным в конце 60-х: Ответ аргументируйте.

3. Как Вы думаете, есть ли понимание глобальности проблем, на которых настаивал А. Д. Сахаров, у той части государственных и общественных деятелей, которые сегодня в разных странах мира ответственны за принимаемые от имени народов решения? На чем основывается Ваш ответ?

 

1.3 В одной из школ на видном месте еженедельно меняется информация на стенде: «Мир, в котором мы живем». Ее содержание бывает разным, но чаще — это фрагменты газетных публикаций. Например, такая:

«...наши реки ВОЛГА, ДОН, ОБЬ, ИРТЫШ, УРАЛ, ЕНИСЕЙ, ЛЕНА, ПЕЧОРА, КАМА имеют недопустимый уровень загрязнения. На одного человека в России приходится в год 520 кубометров сточных вод, из которых 370 кубометров представляют собой загрязненные воды, в которых содержится примерно 17о кг. токсичных веществ. Только химические предприятия Уфы каждые сутки сбрасывают в реку около 0,3 кг диоксина. В настоящее время диоксины обнаружены в питьевой воде ряда городов России, на полях в Среднем Поволжье и в Западной Сибири. По мнению экспертов, из-за диоксинового загрязнения ежегодно погибает около 20000 человек.»

[Прошак Л., Шкаровская В. Цианистый Дунай // Аргументы и факты, 2000. №8.]

1. Какой, по-Вашему, смысл видят организаторы стенда в распространении такого рода информации среди всех категорий школьников?

2. Может ли учитель любого предмета не реагировать на такую информацию, поскольку она к нему «не относится»?

3. В какого рода действиях, последующих за широким распространением подобного рода информации, Вы бы, скорее всего, приняли участие:

а) в митинге в защиту природы;

б) в организационно-деятельностной игре «Мир, в котором нам жить» с участием администрации района, членов экологического кружка и других заинтересованных проблемой людей;

в) в организованной «зелеными» конференции по следам выступления своих сторонников в местной и центральной печати;

г) в организации исследовательской и поисковой работы экологического кружка по выявлению источников загрязнения в микрорайоне школы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: