М. Г. Жданова
Человек мало, что может изменить в мире, если он лишен системы знания, которая бы объясняла то, что происходит вокруг него и с ним. Но ведь и в мире не так много фактов, которые бы опровергали теорию. Однако, трудность современного человека заключается в том, что существует множество теорий, которые объясняют один и тот же факт. Для современного студента, эта ситуация является непонятной, которую он упорно игнорирует, считая, что современная профессиональная деятельность будучи деятельностью, в которой различные теории проверяются практикой, а критерием служит улучшение качества жизни. В данном случае отсутствие понимания отношений между теориями и фактом, замещается хорошо известной, правда отчасти измененной идей: и каких только моделей объяснения устройства мира не создали люди, а дело заключается в том, чтобы его изменять. Действительно, на обыденном уровне отношение между различными теориями и фактом трактуется, как феномен относительности интерпретаций. Конечно, оно может быть схоже с представлениями людей других эпох, современников, но это не означает, что им надо руководствоваться в своей повседневной жизни, а тем более в работе, профессиональной деятельности. И, правда, весьма странно руководствоваться разнообразными мнениями, идеями в том случае, если надо точно выполнять определенную работу.
В то же самое время мир повседневности, темп развития которого всецело зависит от получения нового знания, его внедрения в практику, просто не успевает предстать в какой-то строго определенной форме перед нацеленным на практику и здравомыслящим человеком. Он является ему в виде индивидуальных стремлений, хаотичных событий, которые надо как-то объяснить хотя бы для ориентации. Само изменение, становление является формой современного общества. Поэтому не удивительно, что здравый смысл фиксирует относительность и изменчивость. А когда встает вопрос о необходимости найти в этом хаосе хоть какой-то порядок, он обращается к практической целесообразности. Вот так практическая необходимость ставит молодого человека в ситуацию, когда от фиксации различных точек зрения на один и тот же факт, он должен прейти к пониманию происходящего.
|
В этой ситуации перед преподавателем философии стоят непростые задачи. Во-первых, формирования понимания единства в многообразии представлений и идей, и взаимосвязи явлений, процессов, а, во-вторых, передачи знания о закономерностях их связи с практической деятельностью людей. Как это сделать, если философия зачастую воспринимается студентами как набор различных интерпретаций или как система знания очень далекая от будущей практической деятельности, а вследствие этого и ненужная для получения профессиональной подготовки? Обсуждение социально-исторических причин существования данной точки зрения, а так же прогнозирование будущего России при условии сохранения данной позиции возобновляются, время от времени, как правило, в связи с изменением общественных отношений [1, С. 21]. Конечно, идеи, высказанные по поводу печального будущего России в случае пренебрежения своими открытиями в области формирования мышления, а также значимостью этого фундаментального знания для развития интеллектуального ресурса России, обуславливают интерес к роли философии в подготовки кадров. Действительно, философия выбрала одним из своих предметов мышление, его становление и развитие. Какие же возможности она дает для формирования личности, человека творческого во всех отношениях, а не только в рамках своей профессиональной деятельности?
|
В данной статье преподавание философии рассматривается как социальный процесс формирования, прежде всего, мышления субъекта деятельности в конкретных исторических условиях его существования. Такая позиция обусловлена стремлением, обратить внимание, ни сколько на сам факт наличия у современного студента сформированного убеждения о «пользе и вреде философии» во всех ее аспектах, сколько обратиться к рассмотрению оснований, способствующих, несмотря на всю сложность современных исторических условий существования философии в вузе, формированию творческого мышления у студента. Однако речь пойдет не о социально-экономических условиях существования философии, а о тех последствиях изменения общественных отношений, которые объективно заданы преподавателю философии в виде качества человеческого потенциала.
Наличие у современного студента установки на практическую целесообразность любой системы знания, противоречивость и не системность его мышления, одновременное сосуществование противоположных по своей сути убеждений, идей в его картине мира является объективным условием работы преподавателя философии в вузе во все времена. Особенность современной эпохи заключается в том, что установка, прежде всего, на практическую целесообразность системы знания закреплена в сознании в виде доминирующего убеждения. Что касается принятия противоположных идей на уровне мировоззрения, то это трактуются как широта кругозора. Правда, с противоречивостью следствий этих идей немного сложнее, но и здесь есть выход в виде признания практической целесообразности в принятии решения как основы для игнорирования распыленности, разбросанности собственного сознания. Вот и получается, что современный человек много знает о жизни, многое в ней изменяет, но совершенно не способен ее понять [2, С. 521].
|
А может ли служить противоречивость мышления человека, феномен противоположности мировоззренческих оснований, ценностей и, наконец, действительно относительность представлений, интерпретаций реальности началом для формирования теоретического мышления современного человека? Из истории развития сознания известно, что только после фиксации различных свойств, сторон, аспектов вещей и процессов, интерес переключается на поиск отношений между столь разнообразными их характеристиками, а затем и на поиск закономерности их становления. В этой ситуации философия, будучи системой знания, которая стремиться, в конечном итоге, создать объяснительную модель закономерностей трансформации в системе отношений человек – общество – природа, интересует студентов, именно с позиции практической целесообразности, необходимости ориентироваться в вихре событий, разнообразных фактах, явлениях и их толкованиях. Но, к сожалению, в силу того, что студент не знает специфики философии, а именно ее критичности, даже к собственному результату, происходит ее отторжение, потому что он сталкивается с уже хорошо знакомым ему феноменом – разнообразием объяснения одного и того же факта. Правда, эти разнообразные объяснения внутренне непротиворечивы, а их противоположность необходимое условие их развития, а не простое скопление. Вот и получается, что жизнь проста, но интересна в своих подробностях. В подробностях своего становления жизнью.
Например, перед врачом, который в своей практической деятельности всегда стоит на грани между жизнью и смертью, и призван изменять качество жизни, реальность такова, что информации об объекте либо нет, либо наоборот ее слишком много. Здесь без умения выделять главное и второстепенное в отношениях свойств, и закономерностей их развития нет врача, а значит и результата – сохранения и повышения уровня качества жизни. Поэтому очевидно, что, преподавание философии в медицинском вузе должно вести к приобретению знания, которое бы способствовало эффективному решению профессиональных задач в рамках практической деятельности.
Сегодня вопрос о связи философского знания и практики стоит остро. Пожалуй, это связано не только со сменой требований к образованию, подготовки кадров. Речь идет о переосмыслении целым поколением связи мышления и практики, ее значения для развития социальной системы, человеческой популяции. В этой ситуации отторжение философии есть необходимое условие ее принятия, но только в том случае если будут даны ответы на поставленные вопросы. Эти вопросы возникают из практики, из необходимости сохранения и развития системы человек-общество-природа. Нельзя сказать, что эти вопросы новы для нас. Периодичность их возникновения обусловлена темпом развития социальной системы и, как следствие необходимостью подготовки членов системы, которые были способны поддержать этот темп на всех уровнях ее функционирования. Старые проблемы, но каждый раз они предполагают новые ответы.
Способностью находить новое знание при условии наличия не только разнообразной информации об объекте, но и разнообразных подходов к объекту современный студент не отличается, Но именно эта способность требуется от него как субъекта деятельности. Тем самым, актуализируется задача развития самостоятельности мышления, для которого характерно знание логических правил и принципов построения теории, гносеологических критерий истинности, методологических установок и правил соотнесения теории и практики. А это уже философия, точнее – философский анализ и философская методология анализа частнонаучного знания и философская методология решения общенаучных проблем [3].
В условиях постоянного увеличения объема знания и, как следствия, его специализации по сферам деятельности и отраслям знания, требование сокращения времени обучения специалиста весьма актуально. Показателем решения данной задачи во многом зависит от приобретения навыка в максимально сжатые сроки находить короткий путь и эффективный способ достижения поставленной цели в рамках профессиональной деятельности. Достичь этого помогает четкая организация умственных усилий, контроль над ходом мысли. Выполнение данных условий совершается с участием нормативно-регулятивных требований сформулированных виде принципов познания или методологии. В этой ситуации преподавание философии в вузе должно способствовать развитию методологического мышления, которое предполагает выход за рамки узкой специализации и использование принципов рассмотрения предметов, разработанных в разных областях познания. Знание системы общих принципов подхода в познании объекта, своеобразно преломленной в каждой конкретной науке помогает решать задачу подготовки субъекта динамически развивающейся деятельности.
Выход методологической функции философии в авангард образования обусловлен объективной необходимостью интеграции деятельности в условиях ее постоянного стремления к дифференциации. Но не надо забывать, что в этих условиях эффективность методологической функции взаимосвязана с осознанием и переосмыслением оснований мировоззрения, миропонимания. В данном случае преподаватель сталкивается с простой трудностью человеческого мира – объективной субъективностью. Проблема соотношения смыслов и значения в социализации субъекта не нова в истории подготовки кадров. Правда, сегодня сосуществование множества смыслов и значений, противоположность которых зачастую воспринимается студентами как проявления собственной индивидуальности, ведет к непринятию еще одной модели объяснения без осознания несовершенства собственной, как правило, не способной объяснить различие разных моделей мира, как закономерный процесс развития осознания жизни на уровне человека и на уровне общества. Именно строгость и последовательность новой для студентов системы философского знания, способствует выявлению несовершенства их объяснительной модели отношений человек-общество-природа.
Однако цель преподавания философии отнюдь не в выявлении несовершенства объяснительной модели или конструирования новой более совершенной модели. И даже научению навыку философского мышления в условиях избыточности и в то же самое время неполноты информации стоит уделять внимание только как результату усвоения понятийного аппарата. Дело заключается в том, чтобы от умения обобщать, пользоваться различными системами обобщения, субъект перешел к осознанию своих оснований и к совершенно конкретным профессиональным действиям в жизни. Другими словами, речь идет о формировании и последующем развитии творческого мышления субъекта.
Система профессиональной подготовки высшей школы нацелена на формирование субъекта, который был бы способен управлять, организовывать практическую деятельность при условии постоянного изменения темпа ее развития. В связи с этим наряду с трансляцией системы знания, которое непосредственно относится к профессиональной деятельности, необходимым условием для подготовки субъекта является знание, которое дает ему представление о существовании социальной системы в целом и тенденциях ее развития в конкретных исторических условиях. Однако для эффективного управления и организации практической деятельности внедрение нового знания в практику должно способствовать сохранению, прежде всего, темпа развития социальной системы. Гуманитарные науки, в том числе и философия, выполняли эту задачу. Кто-то скажет, что это идеология. Любая система знания отчасти идеология, поскольку человек мало, что может изменить в жизни, будучи лишен системы знания для ее объяснения. Философия не только дает систему знания для объяснения жизни, но и развивает способность рефлексии субъекта практики, тем самым, давая ему возможность повышения эффективности своей практической деятельности.
Таким образом, в преподавании философии дело заключается не в том, что бы различным образом изменять мир, каждый раз по-новому его объясняя. Преподавание философии это сохранение и развитие способности человека к осознанию оснований своих чувств, желаний, действий, которые позволяют ему изменять мир и свое мышление, которое время от времени создает новые средства для улучшения жизни и теории для ее объяснения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Никифоров, А.Л. Философия в системе вуза / А.Л. Никифоров // Вопросы философии. – 2007. – № 6. – С. 17 -23.
2. Зиновьев, А. А. Фактор понимания: Монография / А. А.Зиновьев. – М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. – 528 с.
3. Бажутина, Т.О. Пропедевтика философии и философские основания медицины: Учебник / Т.О. Бажутина. – Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ. – 2006. –341 с., С. 52.