Роль физического воспитания студентов в формировании профессиональных качеств будущих специалистов




 

Я.М. Герчак, О.В. Габидулин

 

Здоровье населения России является важнейшей категорией поступательного развития современного общества. На данном этапе развития общества здоровье нации становится приоритетным из-за целого ряда объективных причин. Особое влияние на здоровье оказывает происходящая урбанизация населения и различные процессы техногенного характера, связанные с целого ряда нарушениями нормального ареала обитания человека. Формирование здоровья человека происходит в раннем детстве и в дальнейшем определяется состоянием окружающей среды и условиями жизни. С учетом демографической ситуации в стране и изменением культурных и моральных ценностей общества, а также увеличением ритма жизни, все более усиливается неблагоприятное воздействий различных психосоциальных и экологических факторов на растущий организм. Именно поэтому проблема здоровья подрастающего поколения России приобрела задачу первостепенной важности. Основы здорового образа жизни, закладывающиеся в детстве, требуется закрепить в школе и в вузе. В подготовке будущих квалифицированных молодых специалистов помимо формирования у них чисто профессиональных качеств и знаний в различных областях науки и техники, особое внимание необходимо уделять соблюдению основных принципов здорового образа жизни. И очень важно, для сохранения здоровья и адаптации к окружающей среде, психические факторы более важны, чем природно-климатические. Здоровье следует рассматривать как непрерывный процесс адаптации к социальной и природной среде. Общеизвестно, что социальную среду и жизненные ситуации не представляется возможным прогнозировать и сложно представить последствия их влияния на психику и физическое состояние человека. Трудность состоит в том, что педагоги не всегда знают, что ожидает молодых специалистов в ближайшем и отдаленном будущем.

Подготовка молодых специалистов – важная задача, включающая в себя весь комплекс образовательных методов, направленных на их практическую реализацию и умение применять приобретенные знания на практике. При этом процессы адаптации личности зависят от процессов физического воспитания, личностной (индивидуальной) установки каждого молодого человека на укрепление своего здоровья и нормального физического состояния.

В современное определение здоровья вкладывается широкий смысл. В понятие здоровья включаются такие формы поведения, которые позволяют улучшить жизнь индивидуума и сделать ее более благополучной, достигнув высокой степени самореализации. Для достижения высокого уровня благополучия необходимо сочетание социальной, физической, интеллектуальной, эмоциональной, духовной и профессиональной составляющих развития. Каждая их этих составляющих важна сама по себе и влияет на все остальные.

С развитием рыночной экономики в России в обществе придерживаются целостного подхода к проблеме здоровья, предполагающего личную ответственность каждого за свое здоровье и благополучие. По мнению ученых, человек может и должен контролировать свои эмоции, рационально питаться, выполнять физические упражнения, бороться со стрессом, быть социально активным, не употреблять алкоголь и наркотики, не курить. Очень важными духовно составляющая являются стремление человека к самореализации, и его жизнь была наполнена.

Важнейшая роль в формировании потребностей личности студентов, их физического состояния, активной жизненной позиции, устойчивости к неблагоприятным факторам окружающей действительности принадлежит кафедрам физического воспитания. Тренер-преподаватель физического воспитания, обладающий высокой профессиональной подготовкой, способствует решению комплексной задачи, направленной на подготовку высокопрофессиональных специалистов с высокими моральными и духовными качествами, способных ориентироваться в сложнейших жизненных ситуациях, сохраняя потребность к здоровому образу жизни.

Цель программы курса физического воспитания студентов - оптимизация физического развития студентов, всестороннее совершенствование их физических качеств, а также обеспечение на этой основе подготовленности к предстоящей трудовой деятельности.

Задачи курса:

− оптимальное развитие основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости);

− укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма;

− совершенствование телосложения и гармоническое развитие физиологических функций студентов;

− сохранение высокого уровня общей работоспособности в последующей профессиональной деятельности.

Главными предпосылками достижения цели и задач обучения и воспитания студентов являются:

− опережающее формирование у молодого поколения мотивационно-ценностного отношения к занятиям физическими упражнениями и спортом;

− установки на здоровый образ жизни и физическое совершенствование;

− потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

− подготовка выпускника вуза, обладающего высокими практическими навыками и знаниями теоретических основ физического воспитания;

− способность противостоять физическому и психическому утомлению в процессе профессиональной деятельности без снижения работоспособности;

− умение планировать и проводить самостоятельную тренировку.

Достижение поставленных задач возможно только с решением проблемы общей культуры человека, ее внутренних проявлений, и в частности культуры его поведения. Те негативные тенденции, которые имели место в прошлом, низкий культурный уровень, внешние проявления грубости и резкости требуют их полного искоренения и не должны передаваться молодому поколению. Формирование культуры поведения личности, культуры мышления и культуры здоровья – важнейшие аспекты процесса воспитания и обучения под руководством педагога. Эту проблему обязаны решать все образовательные учреждения в процессе профессиональной подготовки молодых специалистов. Их задача состоит в соединении воедино воспитательного и образовательного процессов таким образом, чтобы хорошо теоретически подготовленные молодые люди, могли свои знания и умения реализовать на практике, сохраняя в дальнейшем высокую работоспособность и потребность в здоровом образе жизни.

С 1994 года в вузах Российской Федерации была введена новая учебная программа по физической культуре, содержание которой отражало основные направления реформы высшего образования в России, утверждающие принципы гуманистического характера образования и приоритета общечеловеческих ценностей жизни и здоровья. В законе говорится: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся» (Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, а конкретизирует это положение Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ).

На основе Закона «Об образовании», Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 года № 773 утвержден Государственный стандарт высшего профессионального образования.

В требованиях Государственного стандарта к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение по всем специальностям, в перечне знаний и умений по физической культуре определено:

− понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовки специалиста;

− знать основы физической культуры и здорового образа жизни (ЗОЖ);

− владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;

− приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Новая учебная программа по физической культуре соответствует также Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29. 04.1999 года № 80-ФЗ.

 


Поэтому в перечне дисциплин гуманитарного цикла учебной дисциплине «Физическая культура» уделяется особое внимание. В учебном плане на нее выделяется самое большое количество учебных часов (408 часов). Кроме того, выделяются дополнительные часы для занятий по выбору студентов в спортивных секциях во внеучебное время. В целом, это позволяет проводить учебные занятия со студентами не менее 2-х раз в неделю по 2 часа в течение 3 лет обучения.

Формирование физической культуры личности является целью физического воспитания студентов, для достижения которой предусматривается решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач, соответствующих программе Государственного образовательного стандарта.

Проанализировав состояние здоровья подрастающего поколения целесообразно принять программу оздоровления студентов высшей школы. Программа определяет:

- введение оптимального режима учебного труда и активного отдыха студентов;

- повышение уровня физического, психического и социального здоровья студентов;

- осознанное отношению студентов и их родителей к состоянию здоровья, как основному фактору успеха на этапах самостоятельной деятельности в жизни.

Возрастное воспитание складывается не только из тренировки для формирования и развития физических качеств в «образовательный» период жизни (7 – 25 лет), но и в дальнейший период (для людей среднего и пожилого Возрастное воспитание складывается не только из тренировки для формирования и развития физических качеств в «образовательный» период жизни (7 – 25 лет), но и в дальнейший период (для людей среднего и пожилого возраста), что является вторым этапом в жизни человека при воспитании необходимых физических качеств.

Система физических упражнений, направленных на повышение функционального состояния до необходимого уровня (100% ДМПК и выше), называется оздоровительной, или физической, тренировкой (за рубежом – кондиционная тренировка). Первоочередной задачей оздоровительной тренировки является повышение уровня физического состояния до безопасных величин, гарантирующих стабильное здоровье. Важнейшей целью тренировки для людей среднего и пожилого возраста является профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, являющихся основной причиной нетрудоспособности и смертности в современном обществе. Кроме того, необходимо учитывать возрастные физиологические изменения в организме в процессе инволюции. Все это обусловливает специфику занятий оздоровительной физической культурой и требует соответствующего подбора тренировочных нагрузок, методов и средств тренировки.

В оздоровительной тренировке (так же, как и в спортивной) различают основные компоненты нагрузки, определяющие ее эффективность: тип нагрузки, величина нагрузки, продолжительность, объем, интенсивность, периодичность занятий (количество раз в неделю), продолжительность интервалов отдыха между занятиями. Все эти основные факторы являются также определяющими при самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Они оказывают важнейшее влияние на формирование готовности к здоровьесбережению студентов высшего профессионального образования и способствуют воспитанию у них высоких моральных и волевых качеств со стремлением непосредственных участников образовательного процесса в дальнейшем к достижению высокого уровня профессиональной подготовки.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: