Изучение нового материала.





1) Понятие науки генетики:

генетика изучает процессы хранения, передачи, реализации и изменения наследственной информации на всех уровнях организации живого.

· Объекты изучения генетики:Беседа и разбор вопросов о наследственности и изменчивости, сущность и значение для живых организмов.

С начала изучения раздела «Генетика» и до его конца следует напоминать учащимся о том, что фундаментальные свойства организмов – наследственность и изменчивость – это два противоположных и одновременно неразрывно связанных между собой процесса.

Следует обратить внимание на понимание учащимися терминов наследственность- как общее свойство всего живого, обеспечивающего преемственность между поколениями, и наследование- как способ передачи наследственной информации, зависящей от форм размножения.

· Ген.

Рассказ учителя о понятии ген, его локализации, как осуществляется реализация признака через гены.

· Генетическая символика:

Символика — перечень и объяснение условных названий и терминов, употребляемых в какой-либо отрасли науки.

Основы генетической символики были заложены Грегором Менделем, применившим буквенную символику для обозначения признаков.

Доминантные признаки были обозначены заглавными буквами латинского алфавита А, В, С и т.д., рецессивные — малыми буквами — а, в, с и т.д. Буквенная символика, предложенная Менделем, по сути, алгебраическая форма выражения законов наследования признаков.

· Аллель и аллельные гены

Сложнее всего воспринимается понятие аллелей как разных форм одного и того же гена. Необходимо уточнить, какой смысл учащихся вкладывают в слово аллель.
Вопросы к учащихся:
1) Если один ген определяет темную окраску волос, а другой – темную окраску глаз, то можно ли их назвать аллельными?
(нет, это гены, определяющие разные признаки: один – окраску волос, другой – окраску глаз)
2) Если один ген определяет преимущественное умение владеть правой рукой, а другой – преимущественное умение владеть левой рукой, то можно ли их назвать аллельными? (Да, эти гены определяют один признак: умение владеть рукой, только один аллель определяет этот признак как преимущественное умение владеть левой рукой, а другой – правой)
Аллели (аллельные гены) — разные формы одного гена, возникшие в результате мутаций и расположенные в одинаковых точках (локусах) парных гомологичных хромосом

· Группы особей по отношению к признакам.

Объяснение учителя понятий гомозигота, гетерозигота, гомозиготные и гетерозиготные особи по отношению к определенному признаку, показ как обозначаются гомозиготы и гетерозиготы. Здесь учитель обращает особое внимание на то, что гомозиготы могут быть в двух состояниях ( доминантном и рецессивном), а гетерозигота только в одном.

Гетерозиготными называют особей, получивших от родительских особей разные гены. Гетерозиготная особь в потомстве дает расщепление по данному признаку.

Гетерозиготными называют особей, получивших от родительских особей разные гены. Таким образом, по генотипу особи могут быть гомозиготными (АА или аа) или гетерозиготными (Аа).

Гомозигота (от греч. «гомос» – одинаковый и зигота) – зигота, имеющая одинаковые аллели данного гена (оба доминантные или оба рецессивные).

Гомозиготными называют особей, получивших от родительских особей одинаковые наследственные задатки (гены) по какому-то конкретному признаку. Гомозиготная особь в потомстве не дает расщепления.

· Скрещивание организмов.

Рассказ учителя о гибридологическом методе Грегора Менделя, что такое моногибридное и дигибридное скрещивание)

Основные правила гибридологического метода, разработанного Менделем:
Скрещиваемые организмы должны принадлежать к одному виду;
Скрещиваемые организмы должны четко различаться по отдельным признакам;
Изучаемые признаки должны быть константны, т. е. воспроизводиться из поколения в поколение при скрещивании в пределах линии (родительской формы);
Необходимы характеристика и количественный учет всех классов расщепления, если оно наблюдается у гибридов первого и последующих поколений.
Скрещивание дигибридное– скрещивание форм, отличающихся друг от друга по двум парам альтернативных признаков.

Скрещивание моногибридное– скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков.

Чистые линии организмы, гомозиготные по одному или нескольким признакам и не дающие в потомстве проявления альтернативного признака.

· Генотип и Фенотип.

Учитель раскрывает понятия генотипа и фенотипа и то что они присущи каждому живому организму.

· Основные обозначения необходимые при решении и оформлении генетических задач:

Для обозначения скрещивания принята следующая символика.

Родители обозначаются латинской буквой Р (Parents — родители), затем рядом записывают их генотипы. Женский пол обозначают сим волом ♂ (зеркало Венеры), мужской — ♀ (щит и копье Марса). Между родителями ставят знак «х», обозначающий скрещивание. Генотип женской особи пишут на первом месте, а мужской - на втором.

Первое по коление обозначается F1 (Filli — дети), второе поколение — F2 и т.д. Рядом приводят обозначения генотипов потомков.

· Общие методические рекомендации по решению генетических задач





Читайте также:
Технические характеристики АП«ОМЕГА»: Дыхательным аппаратом со сжатым воздухом называется изоли­рующий резервуарный аппарат, в котором...
Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть...
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...
Основные направления модернизма: главной целью модернизма является создание...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.032 с.