Российская вакцина от COVID-19 успешно испытана на людях 7 глава




P.Р. S. Николай Второй перед войной чувствовал что наступают непростые времена. Собрал старейших архиереев и предложил им: времена сейчас смутные. Обсуждается вопрос восстановления патриаршества. Я познакомился с вопросом. Предлагаю вам следующий вариант: Я приму монашество и стану вашим патриархом… Моя супруга будет регентом при наследнике Престола… я всё обсудил с Императрицей и она не возражает… Выслушав это архиереи были в шоке и промолчали… Шанс был… Потом заграничный архиерей говорил: нам бы упасть в ноги и просить благословения царя-батюшки на эту милость… Но все промолчали дружно… может быть каждый сам хотел быть патриархом…

 

Какой ВЕЛИКОЙ ценой КРОВИ были открыты храмы в СССР во время великой отечественной войны. И как легко их теперь закрывают… (и главное, что всех это устраивает…)

Церковь в годы войны: между молотом и наковальней.

КРЕСТ МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ. «ВОДА ЖИВАЯ» №9 ЗА 2019ГОД. ФЕНОМЕН СЕРГИЯ (ВОСКРЕСЕНСКОГО). ИНТЕРВЬЮ С ИСТОРИКОМ ИВАНОМ ПЕТРОВЫМ. НЕМЦЫНАЗЫВАЛИ «ПСКОВСКУЮ МИССИЮ» «ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИЕЙ В ОСВОБОЖДЁННЫХ ОБЛАСТЯХ РОССИИ».

Политика, политика, политика – и ничего личного. Митрополит Сергий Воскресенский начинает большую самостоятельную игру (таинственно ведомый Духом Святым; во всём рука Его: благословение или попущение). Целью игры, которую затеял митрополит Сергий Воскресенский – это открытие Церквей в СССР. В пику большевикам храмы открываются с подачи Сергия Воскресенского немцами на оккупированных фашистской Германией территориях Советского Союза. Руководитель псковской православной миссии, который находился в Латвии, митрополит Сергий Воскресенский молился ОФИЦИАЛЬНО о ниспослании «Богом хранимому фюреру» Адольфу Гитлеру победы. Интриги церковной политики, целью которой было открытие храмов на территориях, освобожденных от большевиков. Митрополит Сергий Воскресенский не был церковным раскольником и за литургией поминал первоиерарха русской церкви, исполняющего обязанности патриарха, митрополита Сергия Старгородского. Просто в Москве митрополит Сергий Старгородский молился за Сталина и за победу советского народа. А в Риге митрополит Сергий Воскресенский молился за Адольфа Гитлера и за освобождение русского народа от большевицкого рабства. В 1943 году накануне великого танкового сражения (Курская Дуга) двух противоборствующих держав Сталин приглашает Сергия Старгородского в Кремль, разрешает созвать церковный Собор и официально избрать патриарха, а также открывает храмы в СССР. Перед исторической встречей советская разведка получает приказ на ликвидацию Сергея Воскресенского в РИГЕ (версия). Советский разведчик, переодетый в форму гестапо, на территории Риги, ликвидирует Сергея Воскресенского (версия). Может быть, Сергея Воскресенского убрали немцы (убийца был одет в форму гестапо). Если митрополита Сергея Воскресенского убили после Курской Дуги, то, возможно, немцы раскусили его игру (хотя, он всецело с полным погружением служил третьему рейху)… Правды мы теперь никогда не узнаем… Хотя, если подумать, кому было более выгодно в 1943 году убить выдающегося церковного политика Сергея Воскресенского, выполнившего свою миссию, то выводы напрашиваются сами собой…

Политика, политика, политика – и ничего личного. По-другому поступить было нельзя! Иначе: победа немцев и воцарение антихриста уже в 1945 году… Достаточно вспомнить ядерный удар США по Херосиме и Нагасаки 1945 года… По, крайней мере, для тех, кто верит, что победу дарует Господь Бог, вещи очевидные… Да и 9 мая 1945 году выпало на Пасхальную Светлую Неделю…

 

В сети можно увидеть вырезку из псковско-рижской газеты «За родину» декабря 1942 года с фотографиями Сергия и с такой шапкой: От имени Русской Православной Церкви: Господи, ниспошли Адольфу Гитлеру силу для окончательной победы». НО на самом деле позиция Сергия была хоть и явно антибольшевистской, но не открыто прогерманской. Есть документ немецкой службы безопасности от ноября 1943 года, где подробно цитируется высказывание Сергия относительно большевизма, который, ПО ЕГО МНЕНИЮ, «есть эксперимент, навязанный России демократической цивилизацией Европы, ещё короче – европейским еврейством» (смотри в сети киносериал «история РОССИИ ХХ ВЕК». По открытым архивам ФСБ. Эксперимент был навязан американскими банкирами). И тут же он критикует немецкую восточную политику – мол, будь она другой, в России уже в 1941 году произошла бы революция… В церковных делах Сергий умело лавировал, сохраняя, с одной стороны верность Московской Патриархии, причём убеждал немцев, что все заявления патриаршего местоблюстителя (исполняющего обязанности Патриарха пока сталинский режим не давал собрать Церковный Собор для выборов Патриарха) выдуманы большевиками, и одновременно вёл борьбу со структурами местных прибалтийских православных церквей и РПЦЗ.

- Какова была идейная платформа экзарха (патриаршего посланника в какой-то области; экзарх является главой фактически экономически и хозяйственно полностью независимой церкви, то есть автокефальной церкви; при этом за Божественной Литургией поминается Московский первоиерарх, ТО ЕСТЬ КАНОНИЧЕСКИЙ ГЛАВА ЦЕРКВИ) Прибалтики Сергия (Воскресенского)? Как он сочетал каноническую связь с Московской Патриархией и лояльность германским властям?

- Сергий Воскресенский был одним из первых иерархов, КОТОРЫЙ полностью сформировался в советский период. Он не только знал ситуацию в СССР, но и всё его становление прошло в Советском Союзе. Поэтому он мог транслировать только известную ему систему церковно-государственных отношений. ОН ПРИЕЗЖАЛ в первый советский год (1940) в Балтию, и приезжал как «большевик в рясе». Местные круги воспринимали его тогда именно так. Внешне он сторонник советской власти, но когда приходят немцы – он понимает, что надо делать всё то же самое, только плюс поменять на минус. После того как немцы взяли Ригу, латыши арестовали митрополита Сергия, но вскоре его выпустили немцы. И первым делом он наладил контакты с немецкой администрацией. Затем начал выпускать антисоветские статьи, меморандумы, воззвания. Для советской власти эти воззвания были особенно опасны, поскольку он отлично разбирался во всех тонкостях и нюансах советской системы. Человек, КОТОРЫЙ жил в условиях советского режима почти двадцать пять лет, знал, КУДА бить больнее всего. Если эмигрантские иерархи осуждали советский режим достаточно декларативно, то митрополит Сергий Воскресенский знал о преступлениях большевиков и о гонениях на Церковь на уровне фактов. При этом ещё со времён работы в «Журнале Московской Патриархии» у владыки Сергия сложилось твёрдое убеждение, что РПЦЗ – раскольники, и что раскольниками являются и эстонские и латышские автокефалисты, и украинские и белорусские автокефалисты, которых он критиковал. Он занимал следующую позицию. Голос митрополита Сергия Старгородского, ЕГО учителя, фальсифицируется советскими властями. Воззвания его пишутся большевиками. Митрополит Сергий Старгородский – человек пожилой и является советским орудием против Германии и оккупированных ею территорий. Изменяя государственную политику, как доказывает экзарх, большевики расписываются в собственных ошибках и в тщетности своих попыток уничтожить Церковь. Они признали Московскую Патриархию, и надо это не дезавуировать, а наоборот, активно признать. Да, Церковь восстановлена, и нужно продолжать антибольшевистскую борьбу. (правда на 1941 церковь не была официально признана в СССР!!! ПРОСТО Сергия Воскресенского убили в апреле 1944 года уже после того как Сталин признал Церковь в СССР.).

- Как возникла Псковская православная миссия?

-Псковская миссия возникла благодаря трём важным факторам. Первое – это фактор нахождения экзарха Сергия Воскресенского в Риге. Он отказался эвакуироваться и остался со своей паствой на оккупированной территории. ТО, что такой высокопоставленный архиерей, НАСТАИВАЮЩИЙ на каноническом единстве с Москвой, остался в Риге, означало, что приходы Московского Патриархата сохраняются и в новой ситуации. Причём экзарх хотел не только сохранить приходы, но и воспользоваться моментом, чтобы начать религиозное возрождение. Идея активизировать православную жизнь под эгидой Московского Патриархата возникла прямо в июле 1941 года. Вторым важным фактором стала заинтересованность немцев. Они называли Псковскую миссию «Православной миссией в освобождённых областях России». НЕМЕЦКИЕ власти были заинтересованы в замирении местных жителей. В то же время они разрешали открывать храмы и восстанавливать приходскую жизнь, полагая, что священник – это проводник лояльности к властям. И третьим важным фактором было уничтожение религиозной жизни в Пскове. В июне 1941 года там закрылся последний храм. И если посмотреть на положение в других областях, то там была такая же печальная картина. В Ростовской области, например, оставался всего один храм. Сейчас это трудно представить. И, конечно, люди, особенно те, КТО ПОМНИЛ дореволюционную Россию, жаждали восстановления открытой религиозной жизни. Эти три фактора сошлись.

К тому же первыми миссионерами, ядром миссии, были люди молодые. Это были священники в возрасте 30-40 лет. Они обучались в духовных школах Балтии, кто-то окончил знаменитый Свято-Сергиевский институт, Сен-Серж в Париже. Третий глава миссии, протопресвитер Кирилл ЗАЙЦЕВ, был опытным миссионером ещё в дореволюционной России. Другой руководитель миссии, протоиерей Сергий Ефимов, начал служить ещё до официального прихода немцев. НЕМЦЫосвободили его из Островской тюрьмы НКВД, и 14 августа он совершил первое богослужение в погосте Елины. Возвращаются к служению пожилые батюшки, которые работали на гражданских специальностях. Такова была организованная талантом экзарха Сергия, его в хорошем смысле слова хитростью, православная миссия, КОТОРАЯ АКТИВНО РАБОТАЛА ДО НАЧАЛА 1944 года.

СОГЛАШАТЕЛЬСТВО ИЛИ ВОЗРОЖДЕНИЕ?

- В советские годы было принято рассматривать православное религиозное возрождение на оккупированных территориях в рамках истории коллаборационизма. Насколько это корректно?

- В отношении солдат-красноармейцев, перешедших на сторону немцев, всё достаточно ясно. Вне зависимости от моральных мотивов такого поступка, с точки зрения советского законодательства это было предательство и коллаборационизм. Но в отношении православного духовенства БАЛТИИ всё иначе. Для них советская власть была тем режимом, КОТОРЫЙ развернул маховик репрессий в 1940-1941 годах. Какую они могли хранить верность, и какие иметь обязательства перед Советским Союзом? Они с самого начала были гражданами независимых Балтийских государств, кто-то – ещё Российской империи, если имели нансеновские паспорта, и так себя и воспринимали. Понятно, что немцы смотрелись меньшим из зол, КОГДА они только пришли. То, что было потом, - это было потом.

Экзарх Сергий Воскресенский не дожил до образования в ноябре 1944 года «Комитета освобождения народов России». Его убили за полгода до того, в апреле 1944 года. А то, что сейчас принято называть «Русским освободительным движением», власовским движением, структурно возникло уже в Праге, в ноябре.

… Ведь ещё одно главное следствие оккупации – это оставленные на территории РСФСР открытые приходы, своеобразные детонаторы, которые потом будут проблемой для безбожной власти. ЗАКРЫТЬ их все не смогут ни в период «апогея сталинизма», ни в «хрущёвские гонения». Сейчас, благодаря гранту Российского научного фонда, я занимаюсь историей православных приходов на оккупированной советской территории. Статистика открытых храмов просто поражает. Представить такое без обстоятельств войны просто невозможно.

Фотографии. Братия Псково-Печерского монастыря с немецкими офицерами. 1941 год. Следующая фотография. Красноармейцы водружают советский флаг на башне «Длинный Герман» в Таллине, напротив кафедрального собора Александра Невского. 22 сентября 1944 года.

Документ.

ОТ ИМЕНИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ГОСПОДИ, НИСПОШЛИ АДОЛЬФУ ГИТЛЕРУ СИЛУ ДЛЯ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ПОБЕДЫ. Германия дарит 1026 православных духовных книг русскому экзархату. ГАЗЕТА ОТ ЧЕТВЕРГА 3 ДЕКАБРЯ 1942 ГОДА. ОТ КОРРЕСПОНДЕНТА «ЗА РОДИНУ» В.Л. МУХИНА.

В противоположность большевизму, который разрушал церкви, организовывал массовые ссылки и даже убийства духовенства, преследовал верующих, - национал-социалистическая ГЕРМАНИЯ не только разрешает любую церковную деятельность, НО И ПОДДЕРЖИВАЕТ её всеми возможными мерами. Православная Церковь в освобождённых областях возобновила свою деятельность под защитой германских вооруженных сил. Это – яснейшее доказательство того, ЧТО ГЕРМАНИЯ великолепно понимает и ценит особенности других народов, ИХ КУЛЬТУРУ. На днях состоялась торжественная передача 1026 Библий, Евангелий и других рукописей для церковных нужд главе русской православной Церкви, экзарху-митрополиту Сергию. ГЕРМАНИЯ ПОКАЗАЛА этим, что она понимает и ценит национальные особенности русского народа.

Достопримечательно то, что штаб Розенберга, получивший в самом разгаре войны непосредственно от Адольфа Гитлера поручение – вести духовную борьбу против основ большевистского мировоззрения, теперь смог вручить экзарху 1026 священных книг.

Одновременно с приказом об уничтожении губителя культуры Сталина, Адольф ГИТЛЕР издал приказ о непременном сохранении всех действительных культурных ценностей. В Советской России Библии были частью уничтожены, частью – выставлены с кощунственными надписями в антирелигиозных музеях. Немцы бережно сохранили эти духовные реликвии, заботливо очистили их от пыли и грязи, чтобы православная церковь снова могла бы ими воспользоваться. Среди рукописей находится несколько роскошных изданий, ОТДЕЛАННЫХ СЕРЕБРОМ, ЕВАНГЕЛИЯ И МОЛИТВЕННИКИ 17-18 веков, а также рукописи 16,17 и 18 веков.

Во время торжественного акта передачи ценных книг экзарху Сергию, представитель штаба государственного министра Розенберга сказал:

«Я передаю сегодня спасенные БИБЛИИ и молитвенники православной церкви; она – под защитой германских военных сил – снова может совершать богослужения, чему большевики препятствовали грубым насилием. Таким образом, священные книги, осужденные большевиками на прозябание в музеях, снова пробуждены к жизни и смогут спасать человеческие души от яда большевизма.

Мы ведём одинаковую борьбу! Поэтому, разрешите, - в виде этих Библий и молитвенников, среди которых больше двадцати очень красивых и ценных книг – вручить вам ещё одно духовное оружие борьбы, являющейся также и нашей борьбой».

Искренне растроганный ценным даром экзарх Сергий выразил от имени православной церкви свою благодарность:

«Благодарю вас за спасение этих священных писаний не только, как представитель православной церкви Латвии, но также и всех церквей России, частью уже освобожденных германской армией, ЧАСТЬЮ – ещё страдающих под ярмом большевизма. Благодарность всех крестьян выразиться в общей борьбе с большевизмом. В этой борьбе, являющейся в то же время борьбой за свободу веры, примут участие не только церковные власти, но и весь народ. Прежде всего, МЫблагодарим великого германского фюрера, спасающего Европу от красных захватчиков. Особенно благодарим Адольфа Гитлера, который, в тяжёлую годину войны нашёл время позаботиться о сохранении культурных ценностей, и велел вернуть русской Церкви её имущество. Мы молим Всевышнего, чтобы он и впредь ниспослал Адольфу Гитлеру силу и крепость для окончательной победы над большевизмом.

Фотографии: Экзарх-митрополит Сергий знакомится с ценным подарком – старинными духовными книгами. Следующая фотография: Глава русской православной Церкви подписывает документ о даре БИБЛИИ.

 

Какой ценой были открыты храмы в СССР во время великой отечественной войны. И как легко их теперь закрывают…

Церковь в годы войны: между молотом и наковальней. Монастырь Валаам, который не стал советским. Красноармейский большевицкий погром на Валааме. На фотографии от 22 сентября 1941 года финский лейтенант снимает красную большевицкую звезду с дверей главного входа в Преображенский собор. Реальное (а не фантазийное) отношение руководителя СССР Сталина к русской церкви в 1940 году. Сказочка про «белофинскую лису» (пропагандийский лозунг из журнала «молодой колхозник» по поводу советско-финской войны 1940 года). По поводу освобождения Валаама от большевиков (монахи вернулись на Валаам вместе с финнами и немцами). В 1941 году один из Валаамских монахов писал: «отрадно было видеть свою духовную родину (Валаам), освобожденную от нашествия б е з б о ж н о г о и з у в е р с т в а»… По поводу восстановления богослужений в обители после большевицкого погрома игумен Харитон написал следующие стихи: «Несётся благовест победный: Отогнан враг, поруган бес! Твердит, ликуя, голос медный: Наш Валаам опять воскрес!». Журнал «живая вода» №12 за 2019 год. На фотографии в нижнем храме Собора проводит лютеранское богослужение для военных финского гарнизона армейский пастырь Л. Маасола. НЕПРИВЫЧНО видеть нижний храм Валаамского Собора, заставленный стульями, на которых сидят финны и читают Евангелие. В первом ряду сидит красивая молодая немка (финка?) нога на ногу и внимательно читает Евангелие. Другое фото: Монах Марк (Шавыкин) на позиции в Толваярви на русском языке в громкоговоритель призывает красноармейцев сдаваться. 6 августа 1941 года. Другое фото: монашеская братия Валаамского монастыря за разбором завалов, оставшихся после бомбардировок на западной стороне монастыря. 12 июля 1943 года.

Для православного человека Советско-финская война 1939-1940 годов помимо военного, политического, экономического и общегуманитарного измерения имеет ещё и церковное. Ведь на оспариваемой Советами и финнами территории располагалось несколько православных монастырей, и прежде всего – древний и знаменитый Валаамский. Об этой обители, о том, КАК ОНА ПЕРЕХОДИЛА ИЗ ОДНИХ ВОЕННО-политических рук в другие и как от этого менялась жизнь на острове, мы беседуем с историком-архивистом Александром Клементьевым (декабрь 2019 «живая вода»).

МОНАХОЛЮБИВАЯ ФИНЛЯНДИЯ

- Каково было положение Валаамского монастыря в Финляндской республике в довоенный период?

- В 1918-1939 годах Валаамский монастырь оставался самым значительным учреждением малочисленной Финляндской епархии. Для всего многомиллионного русского рассеяния он становится в эти годы крупнейшим сохранившимся центром русского православия в Европе, но в то же время начинает привлекать всё больше западных христиан и коренных жителей Финляндии, постепенно приобретая характер монастыря финляндского. С 1809 года он пребывал на территории Великого княжества Финляндского, жившего по своим, отличным от законов Российской империи, установлениям, имевшим собственные парламент, денежную единицу, почтовую службу и делопроизводство на своих государственных языках. Полицейская власть на острове осуществлялась финляндским ленсманом. Великое княжество было отделено от империи административной границей, при пересечении которой осуществлялся пограничный и таможенный контроль – как русскими, так и финляндскими чиновниками. (Интересна политика русских царей: финнам на 100 лет раньше дали парламент!!! В России гос.Дума только в 1905 году! Плюс ко всему этому у финнов при царе было больше государственных прав, чем сейчас у них в Евросоюзе. Правда, уровень жизни финнов изменился с тех времён, про которые А.С. Пушкин писал: «приют убогого чухонца …и ветхий невод»). Именно поэтому следовавшие с пристани Калашниковской набережной в Петербурге пароходы с паломниками совершали обязательную остановку на острове Коневец – уже пределах Великого княжества. Именно поэтому, а не в силу каких-то специально валаамских правил борьбы с провозом спиртных напитков (по-видимому финны занимались протекцией своих товаров и существовала даже таможенная граница внутри империи), о чём можно прочитать чуть не в каждой современной книжке о монастыре, их багаж здесь подвергался досмотру и излишки товаров изымались. Вопреки сформировавшемуся в последние годы представлению Валаамский монастырь не был до 1918 года крупным центром паломничества для всей России как в силу отдаленности и краткости периода досягаемости обители, так и по причине высокой стоимости проезда – не менее пяти рублей в оба конца, что для некоторых групп населения являлось почти месячным жалованием. При сравнительно высокой посещаемости монастыря в летние месяцы она несопоставима с посещаемостью большинства крупных обителей европейской России.

- Когда же монастырь стал центром паломничества?

- Позже, когда Валаам, наряду с обителями в Эстонии, в Святой Земле, на Афоне и в Польше оказался в числе немногих сохранившихся русских монастырей свободного мира, он становится крупным центром паломничества для всех интересующихся православием. Число приезжавших в 1932 году доходило до 5000 человек, в 1936 году монастырь увидели граждане 22 государств, тогда же был издан достаточно известный фотографический альбом «Валаам» со стихотворными пояснениями на русском языке к каждому изображению. (Есть фильм, в котором почивший патриарх Алексий Второй Ридигер рассказывает о своём опыте посещения монастыря Валаам в 1930-е годы, когда он был ещё маленьким мальчиком. Также патриарх вспоминает старцев валаамских и сколько любви Христовой изливалось от них на каждого из приходящих паломников; вспоминает ласковые письма старцев к мальчику Алёшеньке…).

- Из кого формировалась монастырская братия?

Как следовало из заявлений монастырского руководства, Валаамский монастырь не занимался миссионерством до переворота 1917 года, и в Финляндской республике не ставил себе целью обращать в православие лютеранское население. Вследствие мобилизаций Первой мировой войны и революционного брожения, КОГДА ИЗ ОБИТЕЛИ были удалены недовольные монастырскими порядками, перед монастырём встала опасность физического вымирания. Совершенно прекратился приток паломников и трудников из России. (железный сталинский занавес СССР).

В соответствии с новыми государственными законами предполагалось населять монастыри лишь гражданами Финляндской республики, то есть православными карелами, финнами и местными русскими уроженцами, а также, независимо от национальной принадлежности, теми, кто сумел это гражданство получить. Если поступление новых, хотя и немногочисленных, послушниц из числа коренных обитательниц в женский ЛИНТУЛЬСКИЙ монастырь происходило достаточно регулярно, то с пополнением монастырей мужских – Валаамского и Коневского – всё обстояло значительно сложнее. И на Валааме, и в Церковном управлении это объясняли малой склонностью финнов и карел к монашеству, отсутствие в их среде традиции монашеской жизни. На высказываемые Церковным управлением и новоучрежденным Комитетом по сохранению монастырей настойчивые призывы уделять внимание популяризации монашеской жизни Валаамское руководство неоднократно отвечало, что склонность к монашеству не может возникнуть в результате внешнего воздействия, она есть результат внутренней работы, происходящей в тайниках души отдельного человека.

- Но послушники всё же поступали?

- Да, несмотря на все внешние ограничения, о которых часто пишут в нашей литературе, ежегодно в монастырь приходило немало новых послушников, причём не имевших, вопреки требованиям закона, финляндского гражданства: так в 1931 году из 25 богомольцев-послушников было 22 не-финляндских гражданина, а из семи рясофорных – ни одного финляндского гражданина, в 1935 году – 28 из 75 не имели финляндского гражданства, в1936 году – не имели гражданства Финляндии 30 послушников из 71. В отличие от большинства европейских государств в Финляндии сложилась исключительная ситуация, когда при молчаливом и терпеливом согласии финляндских государственных органов (человеческое – людское отношение!!!) в приграничной полосе, куда даже гражданам страны въезд был ограничен, десятилетиями проживали около полуторасотен взрослых мужчин, не имевших, кроме давно недействительных паспортов не существовавшей уже Российской империи, никаких документов вообще. У них не было даже нансеновских паспортов, выдаваемых беженцам комиссией ЛИГИ НАЦИЙ. С точки зрения валаамцев последнее объяснялось просто – ведь они ни от кого и никуда не бежали. Но русские обитатели Карельского перешейка тоже жили в Финляндии десятилетиями, а документы – или беженские или граждан Финляндии – иметь всё же были обязаны, как, впрочем, и русские жители любого государства за исключением сотрудников Китайско-Восточной железной дороги в Маньчжурии, живших в пятикилометровой полосе отчуждения, где не действовали китайские законы. В ещё большей близости к советским границам находился лишь уцелевший Успенский мужской монастырь в городе Печоры. Русской Северо-Западной армии генерала Н.Н. Юденича и эстонским национальным формированием удалось изгнать Красную армию с территории Изборского и Печерского края, которые по Тартускому мирному договору отошли во владение Эстонской республики. Но вся братия Печерского монастыря были гражданами ЭСТОНИИ ИЛИ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что ни в одной неправославной стране мира к русским монашествующим не относились столь юридически-терпимо и практически-доброжелательно, КАК В ФИНЛЯНДСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ.

КАК ШЛА ЭВАКУАЦИЯ

- Во время Советско-финляндской войны Валаамский монастырь оказался в зоне боевых действий. Что происходило с общиной монастыря в этот период?

- Красная армия начала наступление от границы Финляндской республики без объявления войны ночью 30 ноября 1939 года (этот текст не посвящён геополитическим моментам. Обидно, когда российские патриоты однобоко вешают «всех собак» на СССР; нельзя забывать, что новая форма у бойцов Гитлеровской партии в 30-е годы появилась, когда пришло финансирование из американских банков; к тому же, если бы граница СССР/Финляндия не была отодвинута в 1940 году, то немцы стояли бы под Ленинградом уже в июле 1941 года). 9 декабря советская авиация произвела первый налёт на остров. Материалы о советских бомбардировках Валаама достаточно полно отражены в исследовании С. Тиркельтауба и В. Степанова «Против Финляндии. Советская морская авиация на Балтике в войне 1939-1940 годов!» (СПб., 2000). 20 декабря была произведена эвакуация вглубь страны первой партии монашествующих – прежде всего инвалидов и больных. «20 декабря наши братья старички, слепые, глухие, хромые и расслабленные прибыли на параходе в Лахденпохья» - писал монах Иувиан (Краснопёров). Монастырской администрации удалось добиться именно принудительной эвакуации. Этим обеспечивалось выселённым полное содержание со стороны государства, предоставлявшего жилые помещения, питание, медицинскую помощь и ежемесячные денежные пособия. Эвакуирующиеся же добровольно обязаны были обеспечивать себя сами, что для не имевших личных средств обитателей монастыря было равнозначно гибели. (Теперь если сравнить со сталинскими лагерями, где монахи умирали от голода, непосильной работы и инфекционных заболеваний, то монахи в Финляндии были почти в земном раю…). Тем не менее, в отечественной церковно-фантастической литературе эта принудительность эвакуации традиционно трактуется в качестве какого-то зверства лютеранского государства в отношении православных (ну что делать, не сидели в сталинском ГУЛАГе. Поэтому сравнить не с чем! Сталинское СССР было в тысячи раз пострашнее иноверцев лютеран-финнов). ТАК ЖЕ дружно пишут и о гибели многих братии в процессе первой эвакуации. Некто Е.П. Кузнецов в многократно переизданной пустой книжке «Валаамская тетрадь» и вовсе утверждает, что «двенадцать старцев недвижно остались лежать в санях». (Хотя в Псково-Печерском патерике, где описывается жизнь валаамских старцев, после войны пожелавших поехать умирать на Родину в СССР, есть один любопытный фрагмент. Один из старцев вспоминал, как у одного из военных финнов сдали нервы и он гнался за ним с проклятиями обращенными к русским и России. Железной тростью он едва не нанёс тяжелое увечье монаху. От тяжёлого увечья монаха спасло чудо Божье. Правда, эта вспышка гнева не была продуманной акцией, а была минутной агрессией).

- А на самом деле были погибшие?

- Первую партию братии вывозили с острова в закрытых и отапливаемых автобусах, в санях ехали только те, КТО должен был вывезти лошадей, которых решено было не оставлять большевикам, и все лошади с возницами добрались до берега. (на Валааме бывает три типа зимы. Первая зима: это одна вода. Тогда судоходство всю зиму осуществляется по Ладожскому озеру даже в зимние штормы!!!; Вторая зима: это толстый лёд!!! В эту зиму происходит движение по льду, как описано выше. И третья зима: ЭТО когда лёд слабый. Ни автомобили, ни сани с лошадьми не пройдут – провалятся и утонут! В ладожском судоходстве ледоколов нет! Поэтому в такую зиму остров не доступен. Только на вертолёте или на воздушной подушке). Следует особо отметить, что никто из обитателей монастыря не умер в процессе ни первой, НИ последующих эвакуаций с острова, что очевидно из метрических записей монастыря и послужных списков. 28 декабря с острова выбыла вторая группа братии. К 11 января 136 человек были размещены в школах в 120 км севернее города Ювяскюля. Сведения о событиях на Валааме достаточно быстро попали в европейские газеты, но не всегда отличались точностью. К этим публикациям и восходят неверные сведения о гибели некоторых монашествующих при советских налётах.

Среди оборонявших остров военных 20 января появились первые жертвы – погибли 3 человека, 4 февраля – ещё один. 5 февраля 1940 года в результате налёта возник сильный пожар от зажигательных бомб, а в жилых корпусах обители были выбиты почти все стёкла, что в сильный мороз делало дальнейшее пребывание в зданиях монастыря невозможным (любопытно, что некоторые старички-монахи пришедшие на Валаам ещё при царе-батюшке первый раз в жизни увидели летающих железных птиц на небе, которые кидали бомбы = советские бомбардировщики; любителям Сталина стоит напомнить погром Маньчжурии войсками НКВД в 1945 году… Так что говорить о том, что гражданская война закончилась в 20-е годы не совсем точно… Нельзя забывать об истреблениях русского населения в Маньчжурии в 1945 году. Большевики никуда не делись в 1945 году!!!). Оставшиеся насельники и игумен Харитон (ДУНАЕВ) (всего 70 человек) покинули остров 6 февраля на грузовых автомобилях, оставив четверых монашествующих и одного послушника для подготовки эвакуации необходимого имущества. При этом они вывезли основное монастырское имущество, погрузка которого была организована находившимися на острове солдатами финляндской армии, хотя и часть братии принимала в этом участие (финны проявили человеколюбие и не оставили монахов на растерзание красной армии!!!!!!!!). Именно вследствие этих совместных героических усилий жители Петербурга ныне получили впервые в истории возможность ознакомиться с выставкой живописи из собрания финляндского Валаамского монастыря, открывшейся 15 ноября 2019 года в Михайловском замке. Игумен и наместник за организацию успешной эвакуации получили высокие государственные награды. (от руководителей финляндской армии и государства Финляндия).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: