Российская вакцина от COVID-19 успешно испытана на людях 8 глава




Среди возможных мест расселения валаамцев назывался и Успенский монастырь в городе Петсери (бывшие Печоры) в Эстонской республике, однако распространение советского влияния на страны Прибалтики сделало это невозможным. Налёты на остров продолжались, и 11 марта погибли ещё двое военных. 12 марта был подписан мирный договор между СССР и Финляндией и Валаам стал советской территорией, а 19 марта последними оставили остров эконом иеромонах Филагрий (Микшиев) и иеромонах Пётр (Иоухки), умудрившиеся за несколько часов до появления красноармейцев вывезти значительную партию монастырского добра (а ведь был риск не успеть и попасть в руки красноармейцев). В июне 1940 года монастырь (братия монастыря переехавшая вглубь Финляндии) получил финансовую помощь от Финляндского Красного креста и от Папы Римского. Вскоре после этого на основании закона от 29 августа 1940 года о возмещении утерянного в связи с утратой территории имущества монастырь получил значительную субсидию от государства. Из этих средств и монастырских сбережений составилась достаточная сумма для приобретения нового имения. (а теперь, ЕСЛИ ВСПОМНИТЬ ПОГРОМЫмонастырей в СССР и то, что к началу великой отечественной войны почти все служители культа в СССР сидели в лагерях… то выходит, что монахи в Финляндии были почти в земном раю…).

«ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ» ВОЗВРАЩЕНИЕ

На фотографии «вечерня во временном храме Валаамского монастыря НА ОСТРОВЕ ВАЛААМ ВО ВРЕМЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ1941-1945 ГОДОВ» (основной собор заняли лютеране для проведения богослужений для воинского гарнизона республики Финляндия). Слева направо: монах Ираклий, иеромонах Филагрий, иеромонах Михей и монах Сергий. 20 сентярбря 1942 года.

На следующей фотографии. НА ТРАПЕЗЕ. Слева направо: монах Гурий, иеродиакон Сергий, иеродиакон Нон, иеромонах Митрофан, иеромонах Филагрий, иеромонах Михей, МОНАХ Иувиан, монах Иракл, Монах Симфориан, монах ГАВРИИЛ. 21 сентября 1942 года.

На следующей фотографии начальник Ладожской береговой обороны полковник Эйно Ярвинен и наместник монастыря отец Исаакий (Трофимов) в офицерском собрании в Хууханмяки обсуждают план восстановительных работ. 22 февраля 1943 года.

Фотография. Лютеранское богослужение для военных Валаамского гарнизона проводит армейский пастырь Л.Маасола. 1 сентября 1944 года.

Фотография. Братия встречают генерала В.Валве, прибывшего для инспектирования Валаамского гарнизона. 12 июля 1943 года.

- Когда возникло наименование Новый Валаам?

- Уже 14 сентября 1941 года Финляндское церковное управление приняло решение «о посылке представителей для ознакомления и охранения монастырского имущества и архива на Старом Валааме» (обратите внимание, что первыми стали использовать наименование «С Т А Р ЫЙ ВАЛААМ» финны, а не русские. Дальше по тексту это будет важно), хотя остров в это время ещё находился под советским управлением. ТАКИМ ОБРАЗОМ, с началом Германо-советской войны церковное руководство не сомневалось в скором возвращении Финляндией утраченных земель. Как отнеслось Валаамское братство к началу войны ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ с СССР свидетельств встречать пока не доводилось, но благодарственных молебнов по этому случаю, в отличие от большинства мест расселения русских беженцев, на Валааме всё же, кажется, не служили. (что несомненно добавляет чести и уважения валаамской братии!!! Благодарить Бога за братское кровопролитие как-то странно…). 20 сентября финляндские войска высадились на острове. К 27 октября все насельники Валаама, временно размещавшиеся в разных школьных помещениях, собрались в новом монастырском владении – имении Папанниеми. Это имение и стали в обиходе именовать, причём лишь иногда, Новым Валаамом. Следует особо подчеркнуть, что Новым Валаамом называли земельное владение, но не сам монастырь, который, как прежде, называется Валаамским монастырём (Valamon luostari). Так он обозначается и во всех официальных документах как самой обители, так и Финляндской республики в целом. Распространившееся же в нынешней России наименование исторического монастыря НОВЫМ ВАЛААМОМ является чисто отечественным изобретением и ничему не соответствует (выше смотри как финны сами впервые использовали этот термин)… Новым Валаамом следует, скорее, именовать ныне существующий на острове монастырь, возникший в 1989 году и мало чем связанный с историческим Валаамским монастырём помимо преемства занимаемой территории (чисто юридический подход; между прочим, старцы валаамские после ВОВ уехали на Родину в СССР в Печоры…; кстати, на Валааме служит по православному календарю, а в Финляндии по католическому… Одному из старцев после долгой молитвы явилась Божья Матерь и заявила следующее: держись предание святых апостолов и святых отцов, а мудрецов века сего не слушай!). Прижилось это наименование и в США, благодаря известному игумену ГЕРМАНУ (Подмошенскому), создавшему на Аляске ещё один Новый Валаам.

- В каком состоянии находился монастырский комплекс, когда он перешёл в руки финляндских сил?

- Десять дней с 19 по 28 октября игумен Харитон и ещё пятеро насельников провели на Валааме, изучая состояние монастыря, о результатах чего оставили несколько опубликованных ныне свидетельств. Многие документы, освещающие события жизни Валаамского монастыря 1939-1945 годов помещены нами в пространной публикации в «Вестнике Екатеринбургской духовной семинарии» (№4, 2017 и №1, 2018). Монастырский комплекс был возвращён его хозяевам в относительно неплохом состоянии, что свидетельствует, на наш взгляд, об отсутствии у советских его обитателей выраженного намерения разрушить обитель. За 18 месяцев первого советского управления профессиональные сапёры имели возможности сровнять с землёй все тамошние постройки, включая и могучий Спасо-Преображенский собор. Впрочем, с той поры как Военный архив в ХЕЛЬСИНКИ сделал доступными сотни фотографий, запечатлевших состояние острова в 1941-1944 годах, КАЖДЫЙ может самостоятельно судить о характере и степени полученных обителью повреждений. После налётов 1939-1940 годов монастырь почти не пострадал от военных действий, ибо воюющие стороны всякий раз сдавали и занимали остров без боя. Поскольку окончательность возвращения Финляндией прежних территорий не вызывала сомнения, было решено сперва перевести на остров лишь несколько братий с тем чтобы постоянно живущие обеспечивали пребывание приезжающих для временного несения послушаний и подготовки последующего окончательного возвращения на остров всего братства.

- Как происходило возрождение монашеской жизни на Валааме в военные годы?
- «Переходные документы» об окончательном возвращении на Валаам получили иеромонах Митрофан (Романов) и иеродиакон Виктор (Антонюк), поселившиеся там и в течение военных лет принимавшие прибывавших. С этого момента можно говорить о возрождении монашеской жизни на острове – здесь регулярно совершались богослужения, братия сама обеспечивала себе пропитание и всё необходимое для жизни и труда, и постепенно восстанавливала обитель, начав с остекления помещений. Игумен Харитон категорически отказался оказывать какое-либо имущественное содействие советским военнопленным (конечно, в Евангелии сказано: «был болен и посетили Меня, в темнице был и посетили Меня… Если не сделали этого ради одного из малых ваших братьев, ТО НЕ СДЕЛАЛИ ЭТОГО РАДИ МЕНЯ ВАШЕГО ГОСПОДА И СПАСИТЕЛЯ ВАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. Но всех нюансов военного времени я не знаю… Везде были шпионы: советские и немецкие… В то время не жил. РАССУДИТЬ О ПОСТУПКЕ ИГУМЕНА ХАРИТОНА не могу). А прибывшего в Финляндию из советской России при весьма загадочных обстоятельствах и оказавшегося в монастыре послушника, который требовал для такой помощи реализовать часть вывезенных монастырских ценностей, УДАЛИЛ ИЗ МОНАСТЫРЯ при содействии Финляндского архиепископа ГЕРМАНА ААва уже к концу марта 1942 года. В 1930-е годы игумен ХАРИТОН и наместник иеромонах Исаакий Трофимов опасались деятельности советских и германских агентов в Финляндии и организовали целую систему защиты от них, ОГРАНИЧИВАЯ доступ в монастырь не вызывавшим у них доверия представителям иностранных организаций, а в коммерческих и общественных делах вступая в общение только с представителями финского и шведского населения и с редкими давними русскими жителями страны. (Но нельзя сравнивать 30-е годы с кровопролитной Великой Отечественной Войной. Всё-таки Святое Евангелие о помощи советским военнопленным некто не отменял!!!!!!! «Не всякий говорящий Мне Господи, Господи, войдёт в Царствие НЕБЕСНОЕ, но всякий исполняющий волю Отца Моего…». Сколько лоб не крести, а, ЕСЛИ ЕВАНГЕЛИЕ НЕ ИСПОЛНЯЕШЬ, то христианин ты показушный, ВНЕШНИЙ, НЕ ИСТИННЫЙ… Прости Господи, что осудил, а ведь в то время не жил…). Эти усилия дали ощутимый результат. Как можно заключить из недавно вышедшего сборника разведывательных сводок («Приказываю решительно прекратить представление таких разведсводок…». Разведывательные сводки 5-го Управления НКО СССР за период Советско-финляндской войны. Составители: Киселёв О.Н., Свойский Ю.М., 2018) к началу Зимней войны советское командование не распалагало ни малейшими правдоподобными сведениями о происходящем на Валаамском архипелаге.

-Братия боялась прихода РККА?

Игумен Харитон получал достаточно сведений о жизни Церкви в СССР за прошедшие два десятилетия и, вероятно, опасался разорения монастыря Красной армией. Способствовали этому, возможно, и вести от корреспондентов из обителей Польши. Поэтому при эвакуации с острова были вывезены практически все ценности – золото, серебро, снятые с икон ризы из драгоценных металлов, имевшие историческую ценность облачения, все священные сосуды, многочисленные произведения искусства и многие тысячи иных предметов вплоть до ковров и светильников. Есть основания полагать, ЧТО НИЧТО из эвакуированного не было распылено за время эвакуации. НА ОСТРОВЕ оставили часть хозяйственного инвентаря, некоторые строительные материалы, многие колокола и большие запасы книг монастырского склада, УПОТРЕБЛЯвшихся советскими жильцами для гигиенических нужд… Часть их ныне хранится в Петрозаводске, а часть была собрана и вывезена с острова вернувшимися в 1941 году монашествующими. Формированию недоброго отношения монастырского руководства и братии к советскому воинству немало способствовали давний корреспондент игумена Харитона иеромонах Иоанн ШАХОВСКИЙ – будущий архиепископ Сан-францисский и знаменитый радиопроповедник «Голоса Америки», много общавшийся с советскими пленными во время гражданской войны в Испании, и главный редактор известного Брюссельского журнала «Часовой» В.В. Орехов, излагавший на страницах этого издания малоутешительные впечатления своих корреспондентов от общения с советскими военнопленными (№250, 1 марта 1940 года). В архиве Валаамского монастыря сохранилось письмо неизвестной женщины, высказывавшей несогласие с некоторыми из братии, СКЛОННЫМИ вовсе отрицать принадлежность красноармейцев к роду человеческому… (?!).

- Как обустраивалась хозяйственная жизнь обители?

С момента возвращения Финляндией прежних территорий и монастырь возвратил права на прежнее имущество, стал получать регулярный доход от сдачи военному ведомству подворья в Сортавале (ныне пограничный порт на берегу ЛАДОЖСКОГО ОЗЕРА; ближайший населенный пункт на материке к острову Валаам; при царе город назывался Сердоболь) и зданий на острове под постой, монастырских лугов на острове – под выпас скота, МОНАСТЫРСКИХ лошадей – для перевозки грузов. Может показаться невероятным, но даже доставка охранявших обитель военных монастырским пароходом к месту несения службы в расположенную на острове воинскую часть совершалось, несмотря на условия военного времени, НА ПЛАТНОЙ ОСНОВЕ. (военный гарнизон, СКОРЕЕ ВСЕГО, имел задачу не охрану монастыря… а задачи связанные с ведением боевых действий во Второй Мировой Войне). Выплаты эти производились не всегда регулярно, НО ЗА ГОДЫВОЙНЫМОНАСТЫРЬ СПОЛНА ПОЛУЧИЛ ВСЁ ЕМУ ПРИЧИтавшееся от военного ведомства. Впоследствии игумен ХАРИТОН свидетельствовал об изумительной бытовой честности финнов как военных, так и гражданских лиц, О ПОЛНОМ ОТСУТСТВИИ малейшего обмана даже в тяжёлых военных обстоятельствах. В июне 1942 года на Валаам отправилась для проведения полевых и восстановительных работ группа из семи насельников. С этого времени смена работающих на острове происходит регулярно и жизнь братии возобновляется во всех традиционных своих формах как на Валааме, ТАК И В НОВОМ ИМЕНИИ, причём распределение насельников между двумя территориями разумно сообразуется с военными обстоятельствами. Иеромонахи Павел (ОЛМАРИ-ГУСЕВ, будущий архиепископ всея Финляндии), Марк ШАВЫКИН (тот самый, КОТОРЫЙ НА ФОТОГРАФИИ ПРИЗЫВАЕТ КРАСНОАРМЕЙЦЕВ СДАВАТЬСЯ 6августа 1941 года на позиции Толваярви…), будущий епископ ЛАДОЖСКИЙ и Савва Шаханов были мобилизованы в качестве военных священников в действующую армию. (против СССР и своих братьев по крови…; конечно, как такие монахи поедут к военнопленным, если они воевали в действующей финской армии против СССР в великой отечественной войне… Здесь чисто будет психологическое препятствие). ОТЕЦ МАРК вёл радиопропаганду для красноармейцев на передовой. 22 июля монастырь просил Церковное управление оставить отца Павла в распоряжение обители. Мне не приходилось встречать сведений об участии монашествующих в боях (хотя пропаганда красноармейцам, чтобы сломить их дух сопротивления войскам гитлеровской коалиции… это разве не участие в войне на стороне одной из противоборствующих сил… ЗДЕСЬ УЖЕ ты воевал против своих по крови… и возврата тебе на РОДИНУ НЕТ!!!). Мобилизованы были и все послушники монастыря. В июле же на остров вновь отправились игумен Харитон, духовник отец Ефрем Хробостов и отец Пётр Иохки, осмотревшие все скиты и признавшие их находящимися в состоянии значительного разрушения, ПОСЛЕ ЧЕГО ИГУМЕН СООБЩИЛ В СТОКГОЛЬМ КНЯЗЮ А.В. Оболенскому: «здесь на Новом Валааме, ПО МИЛОСТИ БОЖИЕЙ мы устроились временно хорошо, И ПОКА НЕ ГОЛОДАЕМ. ДО окончания войны большая часть братства будет жить здесь… отрадно было видеть свою духовную родину, освобожденную от нашествия безбожного изуверства».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: