У большинства дислектиков проявляется около десяти из приведенных ниже характерных признаков и типов поведения. Эти признаки могут меняться каждый день и каждую минуту. Наиболее постоянная черта дислектиков — их непостоянство.
| № | Общие признаки | Наличие | Отсутствие |
| · Производит впечатление очень умного и сообразительного, хорошо выражает свои мысли, но при этом неспособен читать и писать на уровне своего класса. | |||
| · Его считают ленивым, невнимательным, глупым, отстающим в развитии, непослушным или не уделяющим достаточно времени учебе. | |||
| · Не отстает в учебе настолько, чтобы ему в школе была оказана помощь. | |||
| · Имеет высокий коэффициент умственного развития, но не всегда показывает хорошие академические результаты; устные тесты проходят гораздо лучше, чем письменные. | |||
| · Считает себя глупым, имеет низкую самооценку; скрывает свои слабые стороны с помощью оригинальных компенсирующих стратегий; легко расстраивается и переживает по поводу чтения вслух и тестов в школе. | |||
| · Талантлив в сфере искусств, музыке, спорте, механике, коммерции, бизнесе, дизайне, строительстве или инженерном деле; хороший рассказчик и актер. | |||
| · Часто погружается в мечты, грезит наяву; легко теряется и забывает о времени. | |||
| · С трудом удерживает внимание; отличается мечтательностью или гиперактивностью. | |||
| · Лучше всего усваивает материал через практический опыт, эксперименты, наблюдение и наглядные пособия. |
| № | Зрение, чтение и правописание | Наличие | Отсутствие |
| · При чтении жалуется на головокружение, тошноту или головную боль. | |||
| · Приходит в замешательство при виде букв, цифр, слов, последовательностей, а также при словесных объяснениях. · На письме и при чтении заметны повторы, добавления, перестановки, пропуски и замены букв, цифр и/или слов. | |||
| · Чувствует или видит несуществующие передвижения во время чтения, письма или переписывания. | |||
| · Кажется, что испытывает трудности со зрением, хотя проверка показывает, что зрение в норме. | |||
| · Обладает на редкость острым зрением и наблюдательностью, или испытывает недостаток ощущения глубины и отсутствие периферического зрения. | |||
| · Читает и перечитывает, практически не улавливая смысла. | |||
| · Пишет, «как слышит», правописание непоследовательное. |
| № | Слух и речь | Наличие | Отсутствие |
| · Отличается хорошим слухом; способен слышать то, что не было сказано или неуловимо для других; легко отвлекается на различные звуки. | |||
| · Испытывает трудности при выражении своих мыслей; говорит с запинками; не заканчивает предложения; при волнении заикается; неправильно произносит длинные слова; меняет местами словосочетания, слова и слоги. |
| № | Письмо и моторные навыки | Наличие | Отсутствие |
| · Сложности с написанием и переписыванием текстов; необычно держит карандаш; почерк изменчивый или неразборчивый. | |||
| · Неуклюжий, отличается плохой координацией движений; не удаются игры с мячом и командные виды спорта; трудности с мелкой и/или общей моторикой; подвержен морской болезни и укачиванию при езде. | |||
| · Может одинаково хорошо владеть обеими руками; часто путает право/лево и верх/низ. |
| № | Математика и управление временем | Наличие | Отсутствие |
| · Испытывает затруднения при определении и расчете времени; опаздывает; с трудом усваивает упорядоченную информацию и задания, связанные с последовательностью. | |||
| · При вычислениях полагается на счет с помощью пальцев и другие приемы; знает ответы, но не может делать вычисления на бумаге. | |||
| · Умеет считать, но испытывает трудности при счете предметов и операциях с деньгами. | |||
| · Дается арифметика, но не получаются алгебра и высшая математика; трудности с пониманием условий задач. |
| № | Память и познавательная способность | Наличие | Отсутствие |
| · Отличная долговременная память на впечатления, места и лица. | |||
| · Плохая память на последовательность событий или вещей, факты и информацию, которая не была получена на практике. | |||
| · Думает, в основном, с помощью образов и ощущений, а не звуков и слов (практически отсутствует внутренний диалог). |
| № | Поведение, здоровье, развитие и индивидуальность | Наличие | Отсутствие |
| · Отличается крайней неорганизованностью или навязчивой методичностью. | |||
| · В классе может быть шутом, задирой или молчуном. | |||
| Через этапы развития (такие как ползание, говорение, ходьба, завязывание шнурков) проходил очень быстро либо чрезвычайно медленно | |||
| · Подвержен ушным воспалениям; разборчив в еде, восприимчив к пищевым добавкам и химической продукции. | |||
| · Спит очень крепко или очень чутко; мочится в кровать до позднего возраста. | |||
| Имеет необычно высокий или низкий болевой порог | |||
| · Обладает острым чувством справедливости и эмоциональной восприимчивостью; стремится к совершенству. | |||
| · Число ошибок и симптомов резко возрастает в периоды замешательства и эмоционального стресса, а также при спешке или ослабленном здоровье. · |
© 1992 Рональд Д. Дейвис. Все права защищены по всему миру. Используется с разрешения.