ПОСТРАДАВШИЕ
Процесс ликвидации православных храмов на территории Борского района и прекращения в них богослужений, как и по всей России, в годы богоборческой власти большевиков, был постепенным и хорошо продуманным. Первоначально были закрыты центральные храмы самого Бора и его окрестностей, а уже позже – церкви района. Перед началом праздничных богослужений у храмов Нижегородской области, которые продолжали действовать, стояла милиция и открыто не пускала молодёжь внутрь.
Так называемым «поводом» для ликвидации храмов объявлялось, якобы, желание самих жителей, резко возникшая необходимость в помещениях для решения проблем вновь учрежденных советских культурных организаций (школ, больниц, клубов), а также надуманная антисоветская деятельность священнослужителей. 20 января 1918 года, после выхода декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», коммунисты провозгласили, что «никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью».
В 1922 году на страну обрушился сильный голод по причине засухи в 34 губерниях России. 19 февраля 1922 года Святейший Патриарх Тихон объявил всероссийской пастве о необходимости жертвовать в пользу голодающих любые церковные украшения, которые не имеют богослужебного употребления. Также Патриарх лично возглавил общественный «Всероссийский комитет помощи голодающим». Однако, несмотря ни на что, большевики решили использовать народное бедствие в своей борьбе против Церкви. 23 февраля 1922 года ВЦИК издаёт декрет о насильственном изъятии церковных ценностей в пользу голодных. В тех местах, где верующие стали пытаться защитить святыни от поругания, пролилась мученическая кровь.
|
В тяжелейшие 1930-е годы Русская Православная Церковь фактически стояла на краю гибели. 8 апреля 1929 года представителями советской власти был принят еще один юридический акт, благодаря которому коммунисты чётко контролировали в стране приходскую жизнь. Это постановление ВЦИК и Совета Народных Комиссаров «О религиозных объединениях». Один из пунктов этого документа гласил: «Религиозное общество и группа верующих могут приступить к своей деятельности лишь после регистрации общества и группы в надлежащем административном отделе местного исполнительного комитета или городского совета…». Что же касается церковного имущества, то оно все без исключения считалось национализированным: «Имущество, необходимое для отправления культа, как переданное по договорам верующим…, так и вновь приобретенное или пожертвованное им для нужд культа, является национализированным и находится на учете… исполнительного комитета и в пользовании верующих». Нововведением стала обязательная регистрация религиозных объединений и их членов, причем местные власти имели право отказать в подобной регистрации. Церковная жизнь ограничивалась только богослужениями в стенах храма. Духовенство и клирики были лишены избирательных прав.
Мы рассмотрим историю двух центральных храмов города Бор Нижегородской области: Храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» иХрама Успения Божьей Матери. И судьбу последнего священника Николо-Знаменского храма Василия Феофановича Державина и его сына священника Николая Васильевича Державина.
|
Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение».
Бор начинался с 3 слободок: Боровской (нач. 16 века), Везломской, Копытовской.
Боровляне жили вольно до 1797 г., когда все три слободки были пожалованы генеральше Аделаиде Бороздиной. Но в крепостных крестьяне находились всего 9 лет. В 1806 году они получили свободу, согласившись уплатить немалый выкуп. Показательно, что выкуп платили сообща - за бедные семьи доплачивали те, кто был богаче.
В конце 18 - начале 19 в.в. слободки объединились в одно село Бор.
Сердцем села была Николо-Знаменская церковь. Деревянный храм упоминается в летописи в 1533 году. В писцовых книгах Д.Лодыгина упоминается «слободка Никольская, а в ней церковь Николы Чудотворца деревяна». Николая Чудотворца наши предки почитали как защитника от наводнений, ежегодных, порой разрушительных разливов Волги и Везломы. По одному из свидетельств Никольский храм построили после наводнения, в результате которого соседние слободки - Везломская и Копытовская - были снесены.
В середине 17 века церковь стала называться Знаменской, по главному приделу. Предание гласит, что храм был перестроен выходцами из Новгорода, которые посвятили его своей чтимой иконе. Один из приделов остался Никольским. С тех далеких пор храм называют Николо-Знаменским.
В 1794 году была выстроена каменная церковь. Строительство продолжалось 16 лет, причем внимание и попечение проявил будущий царь Павел 1. Он регулярно присылал сюда золототканные облачения, драгоценные оклады.
Николо-Знаменский храм получился впечатляющим и внутри, и снаружи. Огромное двухэтажное здание длиной 52 м было не типично для села и красноречиво свидетельствовало о достатке, зажиточности боровлян.
|
В общей сложности храм имел целых девять приделов, чего не встречалось на всей нижегородчине. По преданиям, это была самая главная, самая большая, самая богатая и красивая церковь на левом берегу Волги в пределах всего Семеновского уезда.
Церковный колокол был настоящей достопримечательностью. Только язык весил более 200 кг; а раскачивать его, чтобы услышать первый звук, приходилось полчаса.
Коренные борчане рассказывали, как создавался самый большой колокол Знаменского собора. На берегу озера Юма, под горой, на вершине которой стоял храм, была вырыта огромная яма, на дне её была устроена временная плавильная печь. В горячий металл бросали медные, серебряные монеты или украшения для чистоты будущего звука, для "малинового звона", как говорили в старину.
Восьмигранная колокольня имела три яруса окон, отчего колокольный звон разносился далеко за пределы села. На Пасху слушать колокольный звон борских храмов приезжали купцы с Нижегородской ярмарки. Звон ее колоколов был слышен даже на другом берегу Волги.
Приход Знаменского храма был самым многолюдным на территории современного Борского округа. Кроме жителей с. Бор к приходу относились деревни Чистяки, Тестово, Паново, Трубниково, Шерстнево, Тарасово, Овечкино, Владимировка, Елево.
В Николо-Знаменском принимали высоких гостей. Храм славился своим хором, здесь находилась обширная библиотека.
Был образовательным центром села: в начале 20 в. при храме находились церковно-приходские мужская и женская школы, высшее начальное 4-классное училище, мужское и женское земские училища.
Прихожане любили свой храм. В 1900 г. собрали огромную сумму - 4000 рублей - на позолоту куполов. А в 1924 г. при советской власти, не побоявшись гонений, обновили роспись храма.
Осенью 1929 года Президиум ВЦИК официально запретил звон колоколов. Исполняя решения партийного руководства страны, местные борские власти в 1930-м году заставили замолчать колокола на храмах. На протяжении многих столетий прихожане заботились об украшении своих церквей, а осквернение и разрушение их произошло в течение нескольких лет. Старожилы и по сей день помнят о том, как в 1930 году был сброшен с колокольни Знаменского собора самый большой колокол. Сбросили колокол при большом стечении людей, никогда прежде не видевших, чтобы так бессмысленно разрушали святыни. По длинным доскам колокол стали спускать на землю, но он сорвался и рухнул, расколовшись на куски. Частицы от него еще долгое время хранились во дворах местных жителей.
Защитники храма собирали подписи, настаивали на архитектурной ценности, но были арестованы и сосланы в лагеря.
Ввиду того, что переоборудовать и приспособить Знаменский храм под Дом культуры и школу из-за неподходящей местности и архитектуры оказалось невозможным, то решено было отдать его под баню с прачечной. Приспособить же храм под баню так и не смогли. Некоторое время там располагался тир и склад инвентаря Осоавиахима, а в военные годы разместился хлебозавод. Это назначение сохранилось до конца 20 века.
Знаменская церковь стала возрождаться в 2010 году, в 2013 году начались службы.
Храм и территория вокруг него являются украшением города, образцом чистоты и порядка. Детей и родителей привлекает интересная и необычная детская площадка в виде корабля.
На 2 этаже храма расположен музей с репродукциями фотографий М. Дмитриева, фотографиями храма до реставрации. Здесь хранятся старинные церковные книги и рукописи. Представлены образцы военной формы разных лет.
Знаменский храм входит в комплекс "Сергиевская слобода", является туристической достопримечательностью современного города Бор.