Изучение стихотворения О.О. Сулейменова «Яблоки»




Шымкент 2018

ВВЕДЕНИЕ

Девятнадцатого мая 2016 г. Олжасу Омаровичу Сулейменову исполнилось 80 лет. В юбилейных статьях его характеризуют как первого казахстанского литератора, соединившего национальное с общечеловеческим. О нем пишут так: «Посредством русского языка он сводит воедино множество национальных культур, умудряясь сохранить статус ярчайшего представителя своего народа». Его творчество называют парадоксальным продуктом парадоксального времени, а самого Олжаса Омаровича Сулейменова – уникальным явлением времени побед и заблуждений. М.М. Ауэзов справедливо отметил: «Национальный стереотип мироощущения выступает в его (Сулейменова) русскоязычной поэзии непринужденно, без натяжек и громоздких построений рассудочной стилизации. Язычески древнее, испытанное и возвышенное историей представление далеких предков о неделимом едином мире противостоит в поэзии О.Сулейменова стихии разорванных связей» [1].

Путь в большую литературу начался у О.О. Сулейменова с публикации в «Литературной газете» в 1959 году, а предисловие к этой публикации было написано русским поэтом Леонидом Мартыновым, которого Олжас Омарович Сулейменов считает своим учителем и которому посвящает стихотворение «Яблоки». И сегодня, в соответствии с типовыми программами по литературе, с этого произведения начинается знакомство казахстанских школьников с творчеством О.О. Сулейменова. В стихотворении автор рассказывает о встрече лирического героя с геологоразведчиками, которые на протяжении нескольких месяцев живут вдали от цивилизации в очень суровых жизненных условиях. И вот, как рассказывает поэт, в их землянке зажигается яркое солнце среди холодной таежной зимы: это алматинские яблоки, которые лирический герой достает из своего рюкзака. Автор подмечает и тонко передает переход настроения героев от мрачного, неприветливого к радостному и светлому. И сам лирический герой вспоминает свой родной город с его арыками, аллеями, ущельями и знаменитыми на весь мир яблоками.

Еще одно произведение О.О. Сулейменова, изучаемое в школе, – стихотворение «Волчата». В период практики мы посетили урок, посвященый знакомству с этим произведением. На его изучение программой выделен один час, поэтому урок включал все этапы: вступительная часть (рассказ учителя о биографии и творческом пути поэта и общественного деятеля); чтение произведения (использовалась аудиозапись, ученик читал перевод этого стихотворения на казахский язык), разбор, в ходе которого каждая подгруппа выполняла задания, ориентированные на проблемно-тематический анализ.

Изучение типовой программы по русской литературе для 7-9 классов, позволяет утверждать, что объем и содержание регионального компонента (имеются в виду русскоязычные писатели Казахстана) в программе ограничен. Этот же вывод касается и старшего школьного звена. Так, в 11 классе представлен в обзорном плане анализ лирики О.О. Сулейменова (стихотворения «Айналайн», «Мать», «Реплика нехристя», «Одна война закончилась другой», «Минута молчания на краю света») и лишь одно произведение О. Сулейменова дано для изучения: это поэма «Земля, поклонись человеку!» – лирический «рассказ о времени и о себе». Написана поэма в 1961 году и посвящено первому полету в космос, совершенному Ю.А. Гагариным. Интересна история создания этой поэмы: 11 апреля 1961 г., осведомлённый о событиях на Байконуре, редактор газеты Фёдор Боярский заказал О. Сулейменову стихи про полёт человека в космос. За ночь поэт набросал несколько строк, и 12 апреля, когда объявили о подвиге первого космонавта, стихи уже вышли в газете и листовки с этим текстом разбрасывали с самолётов над Алма-Атой и другими городами Казахстана. Впечатленный эпохальным событием, поэт за неделю превратил эти стихи в поэму «Земля, поклонись человеку!», и в мае она вышла в свет.

Огромную, оглушающую славу принесла поэту знаменитая поэма «Земля, поклонись человеку!». Это произведение будет повторяться во многих книгах Олжаса Сулейменова, выйдет отдельным повторным изданием в 1967 году, станет хрестоматийным и программным, будет переведено на многие языки. О значимости поэмы свидетельствует большое количество методических разработок, интересных и востребованных в практике школьного преподавания. «Слава и широчайшая известность к поэту пришли в одночасье. Звездный старт первого космонавта потряс молодого казахстанского поэта, и Олжас совершает невозможное. Буквально в считанные дни, на едином вздохе он создает Гимн Человечеству… и человеку. Увы, Юрия Алексеевича уже нет, а на каменной глыбе установленной на месте гибели Икара второго тысячелетия, высечено олжасовское «Земля, поклонись человеку» [2].

В феврале этого года в Доме дружбы народов г. Шымкента состоялась встреча читателей с Олжасом Омаровичем Сулейменовым. На встречу пришли люди всех возрастов, в зале царила добрая атмосфера взаимопонимания и обоюдного интереса поэта и почитателей его таланта. Невольно вспоминались строки из стихотворения русской поэтессы Риммы Казаковой «Люблю тебя, товарищ мой Олжас», в которых она, давая высокую оценку творчеству О.О. Сулейменова, предельно объективно указала на качества своего собрата по перу, которые дают представление о настоящем Человеке и настоящем Поэте. Р. Казакова гордится его славой и готова простить ошибки «…за прямоту надежного плеча, за чувство локтя, нет – за чувство сердца». По нашему глубокому убеждению, изучение творчества О.О. Сулейменова в школе должно быть так дидактически организовано, чтобы для выпускника интерес к литературе был продиктован «чувством сердца» и пониманием ее гуманистической ценности. Творчество О.О. Сулейменова на школьном уроке литературы позволит учителю в единстве решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Таково обоснование актуальности избранной нами темы дипломной работы – «Произведения О.О. Сулейменова на школьном уроке: поиск истинности и духовности».

1. Цель исследования: определение рациональных путей для использования воспитательного потенциала произведений О. Сулейменова в современной школе в формате реализации задач духовного возрождения, обозначенных в Патриотическом акте «Мәңгілік Ел». Для реализации цели были поставлены следующие задачи, которые решались поэтапно:

1. На основе литературоведческих источников выявить и описать наиболее устойчивые мотивы творчества О. Сулейменова для определения их воспитательного потенциала.

2. Произвести анализ методического обеспечения уроков литературы, посвященных изучению программных произведений О. Сулейменова в современной школе.

3. Разработать элективный курс по литературе для учащихся старших классов на тему «О. Сулейменов – поэт и публицист», показать возможности реализации воспитательных задач средствами художественных и публицистических произведений выдающегося современника.

Мы исходим из того, что, изучение творчества О.О. Сулейменова, в котором реалистические мотивы, образы, эволюция лирического героя совмещаются с переплавкой опыта казахской и русской литературы, должно быть основано на современных методических приемах, создающих условия для понимания и усвоения образной конкретизации и образного обобщения художественного творчества и позитивно влиять на развитие духовно-нравственных качеств личности.

Делая вывод о том, что творчество выдающегося поэта современности представлено в школьной программе в недостаточном объеме, считаем, что потенциал в решении этого вопроса заключается в разработке элективного курса, предлагаемого нами для проведения в старших классах казахстанских школ. В научном проекте отобран, систематизирован и представлен в календарно-тематическом плане материал для содержательного обеспечения занятий по указанному курсу. В нем нашли отражение 4 этапа в творчестве О.О. Сулейменова, что соответствует историко-хронологическому принципу.

Раннее творчество О.Сулейменова охватывает период с 1960 года по 1964 год, этот период включает в себя пять поэтических книг. Первая книга О.Сулейменова «Аргамаки», вышедшая в свет в начале 1961 года, была почти не замечена, как и большинство книг дебютантов, хотя о ней одобрительно отозвался Н. Ровенский, – известный литературный критик того времени. В первом сборнике доминируют автобиографические мотивы, в которых «…явственно ощущается этнический генотип художественного миросозерцания», прежде всего в предметных реалиях стихов. Верблюды, куланы, беркуты, соколы, орлиное озеро Иссык, аргамаки, яблоки, карагачи – вся эта символика призвана создать некий этнически очерченный мир, в котором испытываются и проявляются такие вечные нравственные категории, как добро и справедливость, верность и долг, призвание и честь.

В 1962 году вышли в свет «Солнечные ночи» поэта. В этой книге стихов автор размышляет о взаимоотношениях Востока и Запада. В этот сборник вошли 43 стихотворения, 2 поэмы и 5 своеобразных в жанрово-композиционном отношении произведений, вобравших в себя приметы свободного стиха, ритмической прозы и эссе, а в 1963 г. вышла новая книга поэта «Ночь-Парижанка». Уже в этот период творчества критики отмечают, как сочетаются переосмысленные национальные эпические традиции и широкое интернациональное звучание медитативной лирики поэта. Обобщающей книгой первого этапа исследователи творчества О. Сулейменова называют вышедшую в 1964 г. книгу «Доброе время восхода» [3].

На втором этапе трансформации лирического героя связаны со сборниками стихотворений «Год обезьяны», «Глиняная книга», «Повторяя в полдень». Автор углубляется в историю народов Востока, в его поэзии преобладают эпические и сатирические мотивы, продолжается попытка создания произведений, соединяющих в себе достижения мировой цивилизации в единой поэтической культуре.

Третий этап, по образному выражению самого поэта, – это «определение берега», т.е. осмысление своих идейно-художественных позиций, обобщение ранее сделанного, пора философских размышлений и медитативной созерцательности. «Трансформация огня» – так называется один из сборников стихов Олжаса Сулейменова. Образы Шекспира, мотивы Лорки, волшебный мир казахского фольклора, интонации русских сказаний и летописей, афористичность Хайяма, этичность Фирдоуси, страсть Махамбета, мудрость Тагора, ум и красота Чокана, боль Абая трансформируются под пером Олжаса в особый поэтический мир. Мировоззрение кочевника и интеллектуала эпохи НТР удивительным образом сочетается в органическом единстве. Е. Сидоров писал о поэзии О.Сулейменова: «Если бы мне надо было выбрать строки из поэзии Сулейменова в эпиграф к его творчеству, я остановился бы на этих:

Мы кочуем навстречу себе,

Узнаваясь в другом.

Вся его поэзия, в сущности, «узнавание в другом», путь к миру, как к себе, страстное стремление к миру и взаимопониманию. Он говорит: «Писатели восстанавливают летопись Мира и Любви, чтобы от многообразия лживых вер человечество когда-нибудь пришло к единству сознания». «Вольный глагол Олжаса Сулейменова резко приблизил к нам небо и степь Казахстана, его историю и современность», – утверждает литературовед [4].

Четвертый этап характеризуется сборниками стихов и поэм «Преодоление», «Избранное», «От января до апреля», «Аз и Я». Перестройка самого себя, преодоление стереотипов и застойных традиций, вынужденного молчания или авторских повторов в иных композиционных системах и трансформация нового поэтического огня в трудный путь обретения этнического самосознания и еще более сложного ощущения единства человеческой общности – вот доминирующие тенденции развития поэзии О.Сулейменова в этот период [5].

Книга «Аз и Я» в 1975 году была издана тиражом в 100 тысяч экземпляров. Общая линия работы Сулейменова была направлена на выявление в «Слове о полку Игореве» обширных пластов тюркской лексики и целых тюркских фраз. Книга получила отрицательный резонанс в Москве, ее опубликование было запрещено, автор практически перестал писать стихи. Но именно в этот период достигает высокого градуса общественная активность О.О. Сулейменова, его участие в антиядерном движении «Невада – Семипалатинск». И это – отдельная страница в биографии нашего выдающегося современника.

В научной работе нашли отражения традиционные направления дидактического изыскания – аналитическое и исследовательское. В работе описано содержательное и учебно-методическое обеспечение уроков, посвященных знакомству с произведениями О.О. Сулейменова, рекомендуемыми в школьной программе. Материал представлен таким образом, чтобы показать пути активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках по творчеству О.О. Сулейменова, определить дидактические проблемы, проанализировать посещенные уроки и конспекты поурочных планов. Все это необходимо для того, чтобы с новых позиций по достоинству оценить высокую духовность творчества О.О. Сулейменова и найти пути ее представления на современном уроке в школе.

Теоретическая значимость работы определяется сбором и систематизацией материала для содержательного описания уроков, а практическая – обусловлена разработкой элективного курса «О. Сулейменов – поэт и публицист», где учитель сможет глубоко и всесторонне познакомить старшеклассников с лирическими произведениями О.О. Сулейменова, а также с его книгой – историографией «Аз и Я», посвященной вопросам лингвистики.

В научной работе нашли отражения традиционные направления дидактического изыскания – аналитическое и исследовательское. В работе описано содержательное и учебно-методическое обеспечение уроков, посвященных знакомству с произведениями О.О. Сулейменова, рекомендуемыми в школьной программе. Теоретическая значимость работы определяется сбором и систематизацией материала для содержательного описания уроков, а практическая – обусловлена разработкой элективного курса «О. Сулейменов – поэт и публицист», где учитель сможет глубоко и всесторонне познакомить старшеклассников с лирическими произведениями О.О. Сулейменова, а также с его книгой – историографией «Аз и Я», посвященной вопросам лингвистики.

 

 

Изучение стихотворения О.О. Сулейменова «Яблоки»

Содержательное наполнение и учебно-методическое обеспечение уроков по изучению творчества О.О. Сулейменова индивидуально для каждого учителя и во многом определяется не только тематикой и проблематикой программных произведений, но и подготовленностью учителя к разговору о современной классике. Мы остановимся подробнее на некоторых моментах работы над лирическими произведениями Сулейменова на уроке. Наша цель: отобрать, систематизировать и описать наиболее эффективные методические приемы, которые могут быть использованы при знакомстве с творчеством О.О. Сулейменова с целью реализации задач духовного обновления, обозначенные в образовательной стратегии нашей страны.

Лирическое произведение трудно для восприятия тем, что часто не несет в себе ясного зрительного образа и предполагает готовность читателя к восприятию на уровне образного и ассоциативного мышления. Вовлечение читателя в творческий процесс поэта с помощью рассмотрения вариантов текста компенсирует работу по представлению поэтических образов и помогает решить еще одну задачу, важную при разборе лирики, – нахождение связи образов, разгадывание цепи ассоциаций поэта. При этом наблюдения за стихотворным текстом становятся не самоцельными операциями, а переходят в поиски смысла стихотворения, прослеживание чувств поэта в нем.

Рассмотрим эти процессы разбора на примере стихотворения «Яблоки», включенного в программу по литературе для 7-го класса.

На уроке учитель восстановит реальную ситуацию произведения.

В стихотворении автор рассказывает о встрече лирического героя с геологоразведчиками, которые на протяжении нескольких месяцев живут вдали от цивилизации в очень суровых жизненных условиях. И вот, как рассказывает поэт, в их землянке зажигается яркое солнце среди холодной таежной зимы: это алматинские яблоки, которые лирический герой достает из своего рюкзака. Автор подмечает и тонко передает переход настроения героев от мрачного, неприветливого к радостному и светлому.

Откуда вдруг солнце

в холодной землянке?

Это теплее печки-времянки

вспыхнул румяный

сияющий запах,

и люди привстали на войлочных лапах.

Мужчины, лохматые, как метели,

злые на всё за четыре недели,

в грубых ладонях яблоки грели,

яблокам в щёки,

как детям смотрели –

арыки, ущелья, проспекты, аллеи!..

Мама, в саду так не пахли они,

как в эти таёжные зимние дни.

А сам лирический герой вспоминает родной город с его арыками, аллеями, ущельями и знаменитыми на весь мир яблоками.

Чтение стихотворения с помощью видеоролика актером Евгением Жумановым – эффективный прием в работе над восприятием произведения. После чтения ученики обмениваются впечатлениями.

Разбор стихотворения осуществляется по вопросам, включающим все сферы читательского восприятия.

1. Одинаковы ли по настроению начало и конец стихотворения? (экспрессивно-эстетическая оценка)

2. Почему возникают воспоминания о вечере? (композиционный строй)

После разбора стихотворения можно предложить детям еще раз послушать его. Трактовки стихотворения чтецами разительно несхожи. Современные исследования ведущих методистов, уже нашедшие свое применение в школьной практике, показывают, что довольно большое распространение при изучении литературных произведений получила идея диалога искусств. Она заключается в том, что при изучении литературного произведения необходимым компонентом на уроке должен быть материал из другой области искусства, например, живописи или музыки. Сочетание нескольких видов искусства помогает читателю глубже прочувствовать, а следовательно и понять произведение. Рассмотрим применение диалога искусств на конкретном программном материале.

На уроке, посвященном изучению стихотворения О.О.Сулейменова «Яблоки», эффективным приемом будет использование изобразительной наглядности. Здесь уместно использование фотографий, показ пейзажей пригородов Алматы, беседа о таком виде живописи, как натюрморт. Можно предложить ученикам нарисовать натюрморт. Эту работу может выполнять группа ребят, посещающих художественную школу. Устный рассказ о предметах, изображенных на картине, беседа о созданном произведении – таковы возможности для понимания идейного содержания произведения, и для проведения воспитательной беседы духовно-нравственного, патриотического, экологического плана.

Так, учительница школы-лицея №7 Куандыкова Г.Е. при проведении урока на тему «Яблоки» использовала натюрморты, на которых были изображены фрукты. Дети учились давать характеристику изображенным на натюрмортах предметам. Затем она предложила детям еще раз обратиться к тексту стихотворения и найти слова, характеризующие яблоки. Следующий этап работы строится с опорой на личный опыт учащихся, на их впечатлениях. Им предлагается дать описание яблок, используя синквейн, где в первой строке указывается цвет, во второй – размер, в третьей – ассоциации. Далее учащиеся приступили к устному рисованию. Примечательно, что на последующем этапе работы были организованы подгруппы. При этом учительница продемонстрировала навык организации работы на основе личностно-деятельностного подхода. Команда «Художники» получила задание нарисовать натюрморт, а команда «Поэты» – написать стихотворение на тему «Яблоки». Основная группа учащихся участвовала в беседе, в ходе которой не только привлекались их ассоциации, связанные с яблоками, но и формировались навыки образного, художественного представления предметов. Из числа учащихся была назначена группа «аналитиков»: когда юные «ходожники» и «поэты» демонстрировали результат своего труда, от аналитиков требовалось его оценивание.

Одним из признаков системности в организации уроков по литературе является осуществление межпредметных связей. Так, например, реализуя связи литературы и русского языка, организуется работа, акцентированная на языке произведения. Это способствует осмыслению художественного образа в его литературном и языковом воплощении, позволяет учащимся почувствовать выразительность, гибкость и многозначность русского языка. В результате активность учебно-познавательной деятельности учащихся возрастает: на уроках они получают больше оценок и демонстрируют более высокое качество творческих работ и сочинений [6].

Обращение к разного рода источникам (педагогическим, методическим) показало, что разработка единой системы классных и внеклассных занятий – одна из актуальных проблем методической науки и школьной практики. Исследователи обосновывают системы принципов, видов, форм, приемов деятельности учащихся и учителя в процессе внеурочной работы. Такая система, на наш взгляд, необходима при изучении творчества любого поэта и писателя, но при изучении поэзии О.О. Сулейменова – особенно, так как он является ярким представителем казахской интеллигенции, человеком-легендой, стоявшим у истоков антиядерного движения, настоящим патриотом, влюбленным в свой народ.

Литературный текст, в том числе и поэтический, – материал, на котором строится диалог читателя с автором и его культурной эпохой, это средство проникновения в иную культуру с её системой общечеловеческих ценностей, мировосприятием. Диалогическое изучение литературных произведений – эффективное средство активизации способов мыслительной деятельности учащихся, формирования самостоятельности мышления, основ поисковой деятельности.

В нашей работе мы попытались уяснить суть данной проблемы и осветить использование диалога искусств на уроках литературы по изучению лирики О.О.Сулейменова. нам представляется, что изучение стихотворения Сулейменова «Яблоки» – это серьезный и важный разговор «о родине и о себе», который должен строиться на основе принципа межпредметных связей, где будет использован материал по истории, географии, изобразительному искусству, самопознанию и языку. Естественным образом эта тема перейдет в плоскость внеклассной работы и продолжится на других уроках литературы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: