Технология работы над стихотворением О.О. Сулейменова «Волчата»




По произведению О.Сулейменова «Волчата» можно провести урок, оригинальный по содержанию и по форме. Это может быть урок-дискуссия, урок-экскурсия, интегративный урок.

В период практики мы наблюдали проведение этого урока в 8 классе школы-лицея № 7 г. Шымкента. Учительница А.С. Жакеева проводила его в форме урока-исследования. Средствами обучения были: учебник с текстом стихотворения, презентация в программе Power Point, карточки с разноуровневыми заданиями. Эпиграф к уроку:

Ты, бесспорно,

вершина природы,

Мой брат,

человек.

Только где и когда

ты видал

без подножья вершину? Р. Рождественский

Мотивационный этап урока начинался с вопросов:

- Как вы относитесь к волкам? (таким было опережающее задание, выполненное восьмиклассниками письменно).

Урок начинается с чтения работ учащихся.

- Сегодня речь пойдет о волчатах – героях стихотворения, которое нам предстоит проанализировать.

- Какие ассоциации вызывает слово «волк»?

Составляется кластер на интерактивной доске (рисунок 1).

 

Рисунок 1

 

 

После этого ученикам предлагается вспомнить казахские и русские пословицы и поговорки, связанные с волками, и попробовать найти эквиваленты в казахском языке.

В ответах ребят прозвучало:

- С волками жить – по-волчьи выть. Волков бояться – в лес не ходить. Отольются волку овечьи слезы. Волк в овечьей шкуре. Волка ноги кормят и др.

Опережающее задание «фольклористов» оформлено на интерактивной доске: ими отобраны и систематизированы пословицы разных народов мира.

Конкурс на звание лучшего знатока и переводчика казахских пословиц и поговорок на русский язык (Пословицы и поговорки на интерактивной доске).

Бөрі баласын асырағанмен ит болмас (Сколько не корми волчонка – он собаку не заменит).

Жарлының жалғыз қозысын қасқыр жейді. (Волк из всей отары выбирает единственного ягненка бедняка).

Кәрі қасқыр қапқанға түспейді. (Старого волка в капкан не заманишь).

Иттің ұлығаның бөрі естімес. (Вой собак волк пропускает мимо ушей).

Вывод: с этим животным, в основном, связывают люди разрушительное, вызывающее страх, тревогу, опасение за жизнь.

Выступают «литературоведы», также получившие опережающее задание: они рассказывают о том, что этот серый хищник в мифах народов мира стал воплощением зла и сил тьмы, жаждущих проглотить солнце. У древних греков волк – воинственное божество. Именно волчица спасла жизнь близнецам Ромулу и Рему, которые были брошены в Тибр на погибель и вынесены течением на берег.

- И все же слава у этих животных недобрая. Почему?

Выступают «биологи», рассказывают о принадлежности волков к семейству собачьих, о среде их обитания, об образе охоты на других животных, об их разновидностях.

- Эти хищники истребляют домашних животных, иногда нападают на человека, поэтому люди объявили им войну.

На следующем – операционно-деятельностном – этапе организуется игра «Узнай личность».

Детенышам волчицы посвящено стихотворение известного поэта. Определим имя поэта. Учащиеся читают на интерактивной доске.

- Он был геологом, исследователем земных недр.

- По признанию Леонида Мартынова, этот поэт, «творящий на русском языке, целиком остается поэтом казахским».

- Он выпустил несколько поэтических сборников: «Аргамаки», «Солнечные ночи», «Доброе время восхода». «Год обезьяны», «Определение берега» и др.

- Он тюрколог и славист в одном лице.

- Он является автором книг-исследований «Аз и Я», «Язык письма», «Пересекающие параллели» (Это Олжас Сулейменов).

- Сегодня мы поговорим о творчестве этого оригинального поэта, уделив особое внимание его стихотворению «Волчата».

Использование технологии критического мышления.

2. Заполнение таблицы (стадия вызова).

Оформление в тетради соответствующих записей, знакомство с перспективами усвоения темы.

- Ребята, что известно вам о поэте, записывайте в первую колонку. Во второй колонке запишите вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ.

Таблица 1

 

Олжас Сулейменов – поэт
Знаю Хочу узнать Узнал
     

 

При работе над стихотворением «Волчата» проводится словарная работа, организуется анализ текста, используются элементы дикуссии.

а) Словарная работа: лощина – алқап, волчата – бөлтіректер, қасқырдың күшіктері, волчатник – охотник за волками, заросли – ну, қопа, оскалив пасть – аранын ақситып, месть – кек, өш.

б) Чтение стихотворения. Анализ текста

- Какая картина предстала перед человеком в густой лощине?

- Как вы думаете, какие мысли и чувства вызвала она у волчатника?

- В чем смысл нарисованной поэтом трагедии? Почему не назван в стихотворении ее истинный виновник?

- Как вы понимаете выражение «вливалась жажда мести»?

- Кому будут мстить волчата?

- Почему волчатник не тронул волчат?

- Какова главная мысль стихотворения?

 

Рисунок 2.

 

в) Деление текста на две части. Определение частей и чтение их. Первая часть состоит из трех четверостиший. Неизвестно, кто убил волчицу, но можно предположить, что она погибла, добывая пищу для своих детенышей, чтобы спасти им жизнь.

г) Схема на интерактивной доске. Рисунок 3.

Вторая часть стихотворения – это страшная сцена: голодные волчата жадно пьют густую, холодеющую кровь матери, и вместе с ней в них вливается жажда мести.

 

Рисунок 3

 

5. Дискуссия.

Учитель предлагает классу разделиться на две группы – защитников и противников волков.

- Почему люди преследуют волков?

- Они очень агрессивны: истребляют домашний скот и нередко нападают на человека.

- Можете ли вы сказать что-то в защиту этих животных?

- Нужно всегда помнить, что волк – хищник, таким его создала природа, и он охотится, чтобы выжить и продолжить свой род. Волки, как и люди, могут испытывать привязанность. Это умные, находчивые, но дикие животные. Они Хитры и осторожны. Эти животные вынуждены нападать на домашний скот, когда голодно зимой и весной.

- Обратите внимание на эпиграф к уроку. Строки из «Монолога Царя зверей».

- О чем предупреждает Лев?

- Человек – вершина природы, но природа – ее подножье. Уничтожая природу, человек неизбежно уничтожает самого себя.

- Имеет ли право человек, считающий себя единственным властелином природы, распоряжаться жизнью «меньших братьев», которые тоже хотят жить?

- Нет, конечно. Все живое и неживое в природе имеет свое предназначение и создано не зря.

Включается звукозапись песни В. Высоцкого «Охота на волков». На интерактивной доске выделена строка: «Эту бойню затеял не Бог – человек…»

В заключительной части урока проводится игра с использованием карточек.

Задание I уровня.

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение О. Сулейменова «Волчата», какое настроение оно вызывает? Какую проблему поднимает автор?

- Известный казахстанский писатель-натуралист Максим Зверев утверждал: «Потомки не простят нам, если мы не протянем руку природе. Ведь теперь не мы просим милости у нее, а природа просит эту милость у нас». Какое значение имеет, по-вашему, такое понимание природы для современного общества? Каким образом мы должны протянуть руку природе?

Задание II уровня.

- Прочитайте фрагмент из стихотворения «Волчата»:

Она лежала в зарослях полыни,

Откинув лапы и оскалив пасть,

Из горла перехваченного плыла

Толчками кровь,

Густая, словно грязь.

- Определите его стихотворный размер.

- Выпишите слова, характеризующие человека и волка. Составьте диаграмму Венна.

Бесстыдство, благородство, героизм, гордость, грубость, гуманизм, зависть, злоба, искренность, лицемерие. Милосердие, жестокость. Месть, мужество, ненависть, эгоизм, жалость, трусость.

- Почему поэт назвал стихотворение «Волчата»? Придумайте другие названия для этого произведения.

Задания III уровня.

-Какие произведения казахских и русских писателей или поэтов о взаимоотношениях человека и животных вы читали?

-Какие мифологические представления несет в себе образ волка?

- Какая роль отводится волку в устном народном творчестве?

-Вспомните известные вам пословицы, поговорки, сказки об этом сером хищнике.

На заключительном этапе занятия ученикам предлагается послушать перевод стихотворения «Волчата» на казахский язык. Дома им предстоит определить, насколько идентичен или насколько не идентичен перевод оригиналу.

На стадии рефлексии задаются итоговые вопросы:

- Что вам дал сегодняшний урок?

- Насколько комфортно каждому из вас работалось в группе? [7].

Посещение урока, знакомство с его разработками в системе ИКТ позволило нам не только сделать вывод о многообразии подходов к организации урока по изучению данного произведения, но и составить собственную разработку интегративного урока, построенного на основе принципов межпредметных связей. Мы исходили из того, что такая форма проведения урока соответствует разносторонней личности автора изучаемого произведения.

В школах, где русский язык изучается как неродной, полезным будет использование перевода этого произведения на казахский язык.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: