И развивающее обучение, и проблемное преподавание, индивидуализация и дифференциация обучения, и интенсификация учебного процесса не будут действенны без опоры на прочно сформированный интерес учащихся. Одним из путей формирования интереса к литературе и искусству является такая организация учебного процесса, которая составляет органическое единство классной и внеклассной работы, представляет собой целостную систему.
Необходимым условием решения задачи развития литературно-художественных интересов учащихся и углубления их литературных знаний является связь внеклассной работы с учебной программой, систематичность и регулярность проведения внеклассной работы, разнообразие ее форм, массовость участия в ней школьников, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых. Системное использование разнообразных форм внеклассной работы создает условия для углубления знаний по интересующим учащихся вопросам и проблемам. На уроках создаются ситуации, ставящие учеников перед необходимостью расширения своего кругозора. Они должны стимулировать желание заниматься во внеклассных и внешкольных учреждениях, кружках по интересам. В свою очередь, внеклассные занятия должны рождать у школьников потребность реализовать свои знания на уроках. Такая связь классных и внеклассных занятий будет способствовать активизации всего учебного процесса.
Система внеклассной работы содействует возможности перевода интересов учащихся в новые области искусства, а также реализации целой системы воспитательных задач. Так, если учитель организует работу кружка «Топонимы в художественном тексте» и познакомит учащихся с лирическими произведениями О.О. Сулейменова, то каким же образных и прекрасным предстанет перед школьниками мир, окружающий их!
При изучении поэтического творчества О.О. Сулейменова возможно использование самых разных форм внеклассной работы: экскурсии, вечера, диспуты, выставки, кружки, факультативные занятия и др. И вместе с тем, отметим, что внеклассная работа по литературе действенна и эффективна, когда ее формы взаимосвязаны, составляют при всем их разнообразии единство, когда, взаимопроникая и дополняя друг друга, они подвижны и гармоничны, то есть – когда это система. Каждая форма внеклассной работы – отдельное звено единой цепи. Так, литературная экскурсия может предварять литературный вечер, который, в свою очередь, потребует подготовки литературной выставки, диспута. Вместе с тем каждая форма внеклассной работы самостоятельна, автономна.
Одна из действенных форм внеклассной работы в среднем школьном звене – литературные классные часы. Тесно связанные с учебной работой, они способствуют обобщению круга знаний по искусству, истории и другим предметам, смежным с литературой. В процессе подготовки и проведения литературных классных часов учащиеся имеют возможность развить необходимые навыки работы с книгой, справочной литературой, отбора и систематизации материала. В ходе внеклассных мероприятий значительно разнообразнее становятся формы и виды учебной деятельности школьников. Есть еще одна задача, которая может успешно решаться средствами внеклассной работы, – это интеграция отдельных сведений в представлении учеников, формирование целостной картины, например, об определенной эпохе. По-настоящему понять и почувствовать героев О.О. Сулейменова, атмосферу той жизни, которую они проживают, наконец, понять и почувствовать самого поэта нельзя, не представляя тех конкретных реалий быта, которыми наполнена эпоха второй половины двадцатого столетия.
Исследуя возможности различных систематических и эпизодических форм внеклассной работы по литературе, мы обратились к особенностям элективных курсов. Дело в том, что такая йорма внеклассной работы сравнительно недавно вошла в парактику школьного преподаванияи уже завоевала признание как альтернатива факультативных занятий. Нами разработан элективный курс, «О.О. Сулейменов – поэт и публицист». Такой элективный курс необходим для реализации цели литературного образования, которая заключается в следующем: становление духовного мира человека, формирование у него потребности в самосовершенствовании, развитие эмоциональной сферы и творческих способностей. На занятиях элективногокурса такого плана в единстве могут решаться обучающие, образовательные и воспитательные задачи.
Считаем, что в изучении курса литературы в старших классах поэтическому произведению уделяется недостаточное внимание, что связано с насыщенностью программы, небольшим количеством учебных часов, сложностью понимания учащимися стихотворного текста. Тем не менее именно поэзия более органично способствует формированию и развитию образного мышления, видению художественного слова, развитию эстетического вкуса у учащихся, реализации воспитательных целей.
Программа предлагаемого нами элективного курса «О.О. Сулейменов – поэт и публицист» нацелена на то, чтобы помочь учащимся приобрести прочные навыки анализа литературоведческого и лингвистического анализов поэтического произведения, научить понимать художественное слово.
Задачи учителя
• знакомить учащихся с шедеврами поэтического творчества О.О. Сулейменова, уделяя внимание библиографическому комментарию, созданию лирического портрета автора, выразительному чтению как способу передачи настроения, интонации, переживания;
• учить анализировать, обращаясь к литературоведческим терминам, раскрывая тему и идею поэтического произведения через средства художественной выразительности и словесно-предметной изобразительности;
• развивать речь учащихся;
• развивать образное мышление, способствовать реализации творчества учащихся;
• воспитывать нравственную личность, чутко относящуюся к окружающему миру, стремящуюся к гармонии с ним.
(В качестве предмета исследования предлагается поэзия О.О. Сулейменова – выдающегося классика современности, публициста и общественного деятеля, известного далеко за пределами нашей страны. На наш взгляд, учащимся предлагается сложный и интересный материал поэзии.
Курс является одной из многих составляющих предпрофильной подготовки учащихся 11 классов и рассчитан на 30 учебных часа.
Средствами обучения являются учебные пособия по литературе для старших классов, справочная литература, дидактический материал, художественные произведения, музыкальные произведения, видеоматериал.
Формы обучения
• анализ – исследование поэтического произведения;
• творческий анализ – интерпретация;
• семинарские занятия.
Формой итоговой отчётности может быть урок-конференция, урок- литературная гостиная, вечер, заседание литературного клуба (поэтический салон).
Виды итоговых работ
• тестирование;
• доклад;
• реферат;
• создание групповых и индивидуальных проектов;
• творческая работа (эссе, подготовка презентаций, стихотворения)
Умения и навыки
Учащиеся должны знать раздел литературоведения «Лирика. Анализ поэтического произведения», оперировать основными литературоведческим и лингвистическими терминами, понятиями.
Учащиеся должны уметь:
• выразительно читать поэтическое произведение; составлять поэтическую композицию;
• интерпретировать поэтическое произведение, выполняя свободный и ассоциативный анализ;
• находить ключевые слова в поэтическом произведении, создавать по ним художественный образ;
• давать толкование поэтического слова, объяснять художественный образ;
• находить средства художественной выразительности в поэтическом произведении, объяснять их роли в определение темы, идеи произведения, в создании художественного образа;
• анализировать поэтическое произведение, используя основные теоретические понятия литературоведения и лингвистики;
• составлять устно и письменно высказывания о поэтических произведениях и их авторе;
• собирать и систематизировать материал к докладу, реферату;
• решать тестовые задания, задания обучающих упражнений, задания творческого характера;
• создавать творческие работы.
Изучение литературы как искусства слова предполагает чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при умело направленном знакомстве с литературой. Литература тесно связана с историей, и влияние исторических событий на произведения искусства бесспорно. Жизнь писателя, вехи его творчества всегда связаны с историческими событиями. Программа «О.О. Сулейменов – поэт и публицист» показывает влияние исторической эпохи на судьбу и творчество О.Сулейменова.
Цель курса: формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова; понимание истоков творчества поэтао; умение увидеть внутреннюю драму сильной творческой личности при столкновении с суровой эпохой.
Поскольку наша работа имеет дидактичесский аспект, мы обратились к выявлению тех методических рекомендаций, которые помогут учителю рационально отобрать материал к уроку и обеспечить его эффективными технологиями для организации вступительного этапа, чтения, анализа и обобщения материала. Сформулированные рекомендации предлагаются ниже.
При составлении методических рекомендации мы опирались на работы
В. Бабикова [11], Е. Сидорова [12], У. Абдыханова [13], К. Прманова [14], К. Сейдахмета [15], К. Прманова [16], Е. Спиновой [17]. Полезным было обращение к периодике [18], к специализированным журналам [19], к электронным ресурсам [20]. Большой интерес представляло для нас знакомство с учебниками по методтке преподавания литературы [21;22;22;24;25;26].
Для анализа используются произведения О.О.Сулейменова, отражающее его жизненный и творческий путь [27].
Лирические и публицистические произведения выбираются по усмотрению учителя и учащихся. В Приложении содержится календарно-тематический план рабработанного нами элективного курса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поэзия занимает особое место в творчестве Олжаса Омаровича Сулейменова, интереснейшего поэта нашего времени. Размышляя о достоинстве и недостатках своей лирики Сулейменов говорит: «Опубликование моих стихов – закономерность, любое дарование пробивается как травинка сквозь бетон. Мне пришлось пробиваться сквозь цензуру, разного рода сложности только укрепили меня. Я всегда знал – всю степь не забетонируешь».
Описывая методические подходы к изучению творчества О.О. Сулейменова на школьном уроке, мы прдлагаем обратиться к его биографии, чтобы учащиеся могли понять, каким непростым и уникальным был путь этого талантливого человека в мир большой литературы.
За основу взята традиционная классификация жанрового и видового разнообразия произведений литературного творчества. На первое место будет поставлена социально-общественная, гражданская лирика О. Сулейменова. Не останется без внимания лирика любви и дружбы. Духовно-нравственные темы также займут должное место при знакомстве с творчеством выдающегося классика. Широко представлена в сборниках стихов Сулейменова пезажная лирика. Ночная тишина, утренняя заря, первый снег, завывание снежной бури, летняя гроза, сосны, березы, белые ночи Енисейска – все становится объектом его лирической рефлексии. Постигая поэтические пейзажи О.О. Сулейменова, учащиеся не только будут внимательно всматриваться в окружающий нас мир, но и ярче научатся осознавать, как этот мир отражается в нас.
Рациональной возможностью реализации изложенных выше условий и требований является система классной и внеклассной работы по изучению творческого наследия О.О.Сулейменова в школе, соотносимая с учебным процессом. Литературные и лингвистические кружки, творческие лаборатории юных журналистов и поэтов, элективные курсы позволят ученикам целенаправленно и планомерно формировать и развивать литературно-художественные умения как основу повышения эстетического уровня постижения произведения», а также в системе и планомерно накапливать опыт литературного творчества.
Задачи элективного курса «О.О. Сулейменов – поэт и публицист» применительно к формам познавательной и творческой деятельности учащихся на занятиях и в ходе подготовки к ним сводятся к следующему:формировать эстетический вкус учащихся; повышать интерес к изучаемому материалу; формировать и развивать умения грамотно исвободно владеть устной и письменной речью. Программа предусматривает различные формы работы (анализ лирического стихотворения, устные сообщения, работа со справочной литературой, мини-сочинения в прозаической и стихотворной форме, составление сценария).
Подводя итоги проведенного этапа исследования, мы обращаемся к выдержке из интервью журналиста С. Янышева с Олжасом Сулейменовым. Отвечая на вопрос журналиста С. Янышева о том, в чем именно книга «Аз и Я» расходилась с официальной версией Академии наук, О. Сулейменов сказал: «Я впервые заявил, что «Слово о полку Игореве» было написано для двуязычного читателя двуязычным автором. Допустим, русским, который владел и тюркскими языками. Значит, на Руси тогда существовал билингвизм. Я попытался это доказать, опираясь на данные многих древнерусских источников. В советской исторической науке считалось, что в русский язык за время половецкого и татаро-монгольского нашествия попало всего несколько тюркских слов, таких как аркан или кумыс. Я же говорил о невидимых тюркизмах, которые всегда считались русскими…
Нет химически чистых языков. Все они – результат синтеза, многочисленных встреч, контактов, скрещиваний… Я приводил примеры того, что в корейском языке 75 процентов китайских, а во французском – 25 процентов арабских слов. Это вовсе не унижает великий язык, но увеличивает, продлевает его историю. Недавно языковеды на Украине подсчитали словоформы различных языков. Во французском – 100.000, в немецком – 185.000, в украинском – 186.000, а в русском – 346.000 словоформ! О чем это говорит? О том, что русский язык наиболее в этом плане историчен. Он не был закрыт для влияний. И конечно, в нем процентов тридцать – тюркизмов. Это же замечательно! И русские встречались с тюрками не только на поле брани. На поле брани можно позаимствовать – «ура». Или – «сабля». Или – «узда». А слово «друг»? …Слово «товарищ» тоже тюркского происхождения…»
В этой выдержке – грамотное, выверенное отношение к тюркизмам как к историческому явлению, занимающему значительное место в лексике русского языка. На материале тюркизмов можно проследить различные звуковые процессы, лексико-семантические явления, морфологические изменения, что, безусловно, представляет значительный интерес для изучения как русского, так и других языков.
В заключение необходимо сказать о перспективности проведенного нами исследования. Представляется, что каждое его направление, отраженное в плане исследования, может стать предметом самостоятельного изыскания. Так, нуждается в научном освещении с учетом реалий сегодняшнего дня вопрос о поэтике и проблематике лирических произведений О.О. Сулейменова. Этот вопрос может быть исследован на основе историко-хронологической классификации, представленной нами во введении. Не менее важен вопрос о дальнейшем изучении феномена книги О.О. Сулейменова «Аз и Я», для определения ее стилистического своеобразия и научной значимости. В нашей научной работе только намечен формат воспитательных возможностей произведений О.О. Сулейменова, которые определили основу элективного курса и нашли отражение в эпиграфах к занятиям, каждое из которых может быть посвящено конкретному воспитательному направлению. Предметом отдельного разговора может стать публицистическое творчество выдающегося соотечественника. И, безусловно, самостоятельное исследование необходимо посвятить дидактическому аспекту феномена творчества классика современности – О.О. Сулейменова.
Список использованной литературы
1. Лекция к 70-летию О. Сулейменова//
https://rudocs.exdat.com/docs/index-230734.html
2. «Поэзия – родник души моей»(лекция к 70-летию О.Сулейменова) Усть-Каменогорск, 2006г. // https://uchebana5.ru/cont/2138742.html
3. Языковая личность Олжаса Сулейменова и художественное своеобразие его произведений //https://infourok.ru/yazikovaya-lichnost-olzhasa-suleymenova-i-hudozhestvennoe-svoeobrazie-ego-proizvedeniy-404531.html
4.Токсонбаева Ш. «Особенности использования устаревшей лексики в произведениях О. Сулейменова», Гуманитарные науки. Караганда, 1975. Вып. 2.
5.Олжас Сулейменов: Указатель лит-ры / Сост. Л. М. Никитина и др. Алма-Ата, 1986. (Гос. б-ка Казах.ССР им. А. С. Пушкина).
6. Изучение лирики А.С. Пушкина в школе //https://refy.ru/51/187464-2-izuchenie-liriki-a-s-pushkina-v-shkole.html
7. Открытый урок: «Олжас Сулейменов. Жизнь и творчество. Стихотворение «Волчата» //https://dar-uchitelya.ru/?p=2826
8. Урок русской литературы "Земля, поклонись Человеку!"// https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/urok-russkoi-litieratury-ziemlia-poklonis-chielovieku
9.Эссе,публицистика.Стихи,поэмы.Аз и Я, - Алма-Ата:Жалын:1989.- 592с
10. Урок русской литературы «Земля, поклонись Человеку!»// https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/urok-russkoi-litieratury-ziemlia-poklonis-chielovieku
11. Бабиков В. «Новые ветры: очерки современного литературного процесса Казахстана. – Алматы: «Жибек жолы», 2005.- с. 335
12. Сидоров Е. На мировом кочевье: о поэзии О. Сулейменова Текст. // Простор. 1986. - № 3. - С. 195 - 198.
13.Уалихан Абдыханов. «Нет Востока, и Запада нет. Есть большое слово – ЗЕМЛЯ»/ Панорама Шымкента, М 2016год 13мая №37-38 с8-9 wwwHYPERLINK "https://www.shymkala.kz/".HYPERLINK "https://www.shymkala.kz/"shymkalaHYPERLINK "https://www.shymkala.kz/".HYPERLINK "https://www.shymkala.kz/"kz
14. Прманов К. Олжас. / Центральная Азия. – 2005, 12 августа.
15. Феномен Олжаса, или вихрь духа [Текст] / К. Сейдахмет // Мысль. - 2006. - №4. - с. 54-58
16. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982;
17. Спинова Е.В. О взаимосвязи исторических явлений и языковых процессов.// Сборник статей «Современные технологии в образовательном процессе». – Москва-Шымкент, 1999 г – С.98-102.
18. «Время в судьбе поэта». – «Казахстанская правда»,15 мая,1996.
19. «Олжас Омарович Сулейменов» - Русский язык в школах и вузах Казахстана. 2006. №6.
20.Открытый урок "Олжас Сулейменов. Жизнь и творчество"//https://sc0010.astrahanka.akmoedu.kz/documents/view/49560CECB5 09F830.html
21. Методика преподавания литературы: Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов по специальности №2101 «Рус. яз. и литература» / Под ред. З.Я. Рез – М.: Просвещение, 1977
22. Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М., 1977
23. Коровина В.Я. Литература. Методические советы. 7 кл. - М.: Просвещение, 2003. - 176 с.
24. Проблемы анализа художественного произведения в школе. Методические рекомендации для студентов / Отв. ред. О.Ю. Богданова. – М.: Академия, 1996. – 160 с.
25. Аркин И.И. Уроки литературы. – М.: Просвещение, 2002.
26. Исляева М.Р. Инновационные образовательные технологии процессе обучения литературе в школе. // Современные образовательные технологии в изучении и преподавании русской литературы: сб. ст. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – С. 114-117.
27. ОЛЖАС ОМАРОВИЧ СУЛЕЙМЕНОВ // https://tak-to-ent.net/publ/17-1-0-460
Приложение
Календарно-тематический план элективного курса «О.О. Сулейменов – поэт и публицист»
№ | Эпиграфы каждого урока | Теория | Практика |
Урок по биографии Сулейменова | «…на все вопросы не нашел ответа, но людям я не лгал, хотя и мог… | ||
Урок – интеграция (история литература) «Дикое поле» | «Казахстан, если можешь, прости..». И да здравствует запрещение испытаний! | ||
Урок-признание (патриотическая лирика поэта) | «Я поехал бы в штат Небраско, но мне надо спешить на родину...» | ||
Урок-путешествие (география литература) | «А я, как удастся какая оказия, мотаюсь по Африкам, Франциям, Азиям…» | ||
Урок-исследование по публицистике поэта «Мой Чокан» | «...Его судьба – капля, по которой узнают вкус океана». | ||
Урок - диспут по публицистике поэта «Будущее нуждается в нас». | « Настоящее, чтобы полноценно осуществиться, нуждается в будущем. А будущее, чтобы состояться, нуждается в нас. В активных гражданах мира конца ХХ века». | ||
Урок – литературная прогулка на тему «Черный жаворонок» | «...И когда я приезжаю в область, Я подолгу слушаю ночами: Жаворонок под огромным облаком Голосит о родине молчаньем» | ||
Урок – откровение по публицистике К взаимозависимости | «...Независимость лишь первый шаг по пути к равенству.Подлинное равенство – через взаимоуважение. И это мы поняли». | ||
Урок – путешествие в прошлое Красный гонец и черный гонец | По обычаю, красного гонца награждали, черного вестника казнили. | ||
Урок – откровение Минута молчания на краю света | «Есть они, Чаттерджи, в каждой стране, в каждой волости – сволочи». | ||
Урок – заочная экскурсия к традиции «Кыз куу» | «Догони меня, джигит, Не жалей коня, джигит. Если ты влюблен и ловок, Конь умрёт, но добежит». | ||
Урок – интеграция (история→ литература) | «Нет ничего истинного – всё дозволено». Ницше. Fas – высшее право в римском законодательстве. Fas est – «Всё дозволено». | ||
.Любовная лирика поэта «Айналайын» | «Айналайын – чудесное слово...» | ||
Конкурс «Читаем Олжаса» (итоговое занятие) | «Мир, Земля, Шар земной – Сочетание слов, Сочетанье народов…» | ||
Научно-практическая конференция «О.О. Сулейменов – наш современник» | «Лезь в колчан библиотек жить эпосом в царстве прозы» | ||
Литературно-музыкальный вечер, посвященный творчеству О.О. Сулейменова | «Преодолеем людские тяжбы!» |