Поэма О.О. Сулейменова «Земля, поклонись человеку» на уроках литературы в старших классах




В старших классах казахстанских школ изучается поэма О.О.Сулейменова «Земля, поклонись человеку!». Поэма посвящена первому космическому полету, совершенному Ю.А. Гагариным. Эта выдающаяся поэма родилась за одну ночь. Двенадцатого апреля, когда объявили о подвиге Ю.А. Гагарина, стихи уже вышли в газете, и листовки с их распечаткой разбрасывали с самолетов над Алма-Атой и другими городами Казахстана. От такого эпохального события поэт, вдохновившись, превратил стихи в поэму «Земля, поклонись человеку!», и уже в мае она вышла в свет.

Поэту не пришлось искать форму для осуществления своего замысла: высокое вдохновение, которое внушил автору космонавт, требовало и торопилось вылиться в поэму. «В те дни я не знал мук творчества, дни и ночи пугая домашних, на слух сочинял поэму. Самая радостная пора в моей писателькой биографии», – признается О.О. Сулейменов позднее. «Земля, поклонись человеку!» – это не просто удачная метафора, это символ величия человека:

Ты, Земля, / Поклонись Человеку, /Твой бог – Я.

Главный смысл поэмы – утверждение. Утвреждение доброты, преданности, любви и прежде всего самой жизни, ее единственности и бесценности. С полетом человека в космос люди стали «значительно старше», осознание человечеством своей принадлежности к единой планете с единой судьбой достигает высокого градуса:

Вы совершили свой первый подвиг,

Преодолели земную тягость,

Чтобы потомки это запомнили,

Преодолейте земные тяжбы!

Своеобразие поэмы «Земля, поклонись человеку!» заключается, по мнению М.М. Ауезова, в близости ее по своей эстетичности концепции к традиционному казахскому жанру толгау. Действительно, перед нами поэма – раздумье. Философские размышления, а не описания, напряженность мысли, а не сюжета характерны для поэмы. О.Сулейменова. Аналитическая струя приводит к неприкрашенности, литераторы, отмечая тяжеловатость некоторых мест поэмы и прозаичность стиха, его изменчивость, наличие перебоев и отклонений, в то же время подчеркивали оправданность таких сбоев: в самом стихе предметно запечатлелись поиски истины, напряженная работа мысли, поэма словно отразила время и тот настрой, который царил в стране. Близость к толгау проявляется во фразах, построенных в форме риторичности вопроса, восклицания, обращения, в психологическом параллелизме и, конечно, в использовании художественных тропов и фигур. О значимости поэмы свидетельствует большое количество методических разработок, интересных и востребованных в практике школьного преподавания [8].

Слава и широчайшая известность к поэту пришли в одночасье. Звездный старт первого космонавта потряс молодого казахстанского поэта и Олжас совершает невозможное. Буквально, в считанные дни, на едином вздохе он создает Гимн Человечеству... и человеку.

Ниже мы помещаем разработку урока, посвященного знакомству с поэмой О.О. Сулейменова. В ее основе – методические рекомендации поурочные планы учителей литературы, разместивших этот материал в сети Интернет. Тема: Прошлое, настоящее, будущее в поэме Олжаса Омаровича Сулейменова «Земля, поклонись Человеку!»

Цель: углубить знания о жизни и творчестве О.О.Сулейменова как человеке, общественном и политическом деятеле; проанализировать содержание поэмы и сформулировать ее идею.

Ответить на проблемные вопросы: Чему посвящена поэма? Почему для описания эпохального события – полета человека в космос – события планетарного масштаба избран жанр поэмы? Организовать межпредметные связи: с астрологией, физикой, географией, историей, лингвистикой.

Оборудование: выставка книг на космическую тему, портреты О.Сулейменова, Ю. Гагарина; детские рисунки на космическую тему «Космос глазами детей», учебник литературы в 11 классе, слайды, звукозапись.

Ход урока.

1.Слово учителя.

Объявляется тема урока, его цель.

Звучит эпиграф: «Человек – это звучит гордо!» (М. Горький)

Обложка учебника «Русская литература XX века. Писатель и эпоха (три этапа истории: революция, Великая Отечественная война, космос. Вывод: изображены события, изменившие жизнь человечества в XX столетии)» (Слайд 1)

- Мы начнем урок с такого понятия, как астрология. Дается определение: жизнь по звёздам.

- Что же означает имя Олжас и под каким знаком зодиака родился О.О.Сулейменов. (Слайд 2)

(Портрет О.О. Сулейменова – Слайд 3)

- Имя «Олжас» имеет несколько переводов.

С казахского языка:

1) Ол – он, жас – молодой;

2) Олжа – самый отважный, богатырь, храбрец, сильный, мощный.

Имя «Олжас» в переводе с иранского – дитя, ребенок. (Слайд 4)

-Олжас Омарович Сулейменов родился 19 мая 1936 года.

Он родился под знаком Тельца (Слайд 5)

Телец изображается соответствующим животным, прочно стоящим на Земле.

Люди, рожденные под этим знаком, чувствительны и сентиментальны. Обладают повышенной потребностью к гармонии, отличной памятью, держат данное слово. Тельцы очень терпеливы, могут добиваться своего в течение длительного времени. Всем Тельцам обычно свойственно трудолюбие, настойчивость в достижении цели. К необычным качествам можно отнести повышенную чувствительность.

Слово учителя.

-Давайте вспомним жизненный и творческий путь О.О.Сулейменова.

По азимуту кочевых родов,

по карте, предначертанной

историей,

по серым венам

древних городов

я протекаю

бурой каплей донора. («Разлив») (Слайд 6)

Карьера – высокая скала, ползком на нее может подняться и змея, взмахнув крыльями, – сокол. А. Кунанбаев

- География жизни О.Сулейменова.

Кочую по черно-белому свету.

Мне дом двухэтажный построить советуют,

А я, как удастся какая оказия,

мотаюсь по Африкам, Франциям, Азиям [9].

Домашнее задание (проверка)

Синквейн. Творческая мастерская.

Правила составления (пример)

1.Тема, проблема выражена существительным (одно слово)

2.Прилагательное (два слова)

3.Действия. Глаголы (три слова)

4.Предложение состоит из 4 слов.

В предложении выражена суть темы.

- А сейчас мы переходим ко второй части нашего урока.

(Слайд 7) – Юрий Алексеевич Гагарин.

Поэма «Земля, поклонись человеку!» была написана в апреле 1961 года.

Посвящена первому человеку, покорившему космос, – Юрию Алексеевичу Гагарину.

История полета (космический корабль)

(Слайд 9) – Ученица Д. (Связь с физикой)

Закон земного притяжения (Слайд – фотографии казахских космонавтов.)

О Байконуре – (10 слайд) Стихотворение

Лингвистическая работа. (11 слайд)

Космос, поэма, поклон, вселенная, пионер, геолог.

Поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную тему.

Поклон – знак приветствия, благодарности, покорности.

(Поклонение – повелительное наклонение – просьба, приказ)

Пионер – человек, который положил начало чему-нибудь новому в области науки, культуры.

Геология – комплекс наукf о строении, составе и истории земной коры и земли, о методах изыскания полезных ископаемых.

(12 слайд демонстрация звездного неба.)

Ученик – «Если звезды зажигают…..»

(Чтение наизусть)

Музыка о космосе.

Музыка «Опустела без тебя земля….»

Ученик. «Нет Востока….»

Слово учителя (о поэме, о времени, о названии).

3.Каким представляется прошлое в изображении О.Сулейменов?

Работа с текстом.

Ассоциация – 60-ые годы?

Раскрепощение, свобода,космический порыв, свобода.

Домашнее задание. Составить хронику жизни и творчества.

Реферат «Общественная жизнь О. Сулейменова».

Эссе «Космос в моей жизни.

Актуальны ли слова Горького для нашего времени?

Закон притяжения(формула) (по выбору учащихся) [10].

При составлении поурочного плана нами была изучена литература, в которой описана специфика жанра поэмы, а также четко выделены ориентиры на проведение воспитательной работы по духовно-нравственному, экологическому и патриотическому воспитанию школьников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: