Басы - (от итальянского «basso» — «низкий»).
Диапазон: фа юольшой – фа 1 октавы
1 – высокий (певучий, «Басоконтанте», баритональный бас)
Партии:
1) Сусанин «Иван Сусанин» - Глинка
2) Галицкий «Князь Игорь» - Бородин
3) Мефистрофель «Фауст» - Гуно
4) Борис Годунов – Мусоргский
2 – низкий (центральный, глубокий, «бассо-профундо»).
Обладает мощным звучанием низких нот и всего центра диапазона.
Верхний отрезок диапазона звучит напряженно.
Партии:
1) Кончак «Князь Игорь» - Бородин
2) Зарастро «Волшебная флейта» - Моцарт
3 – характерный бам (комический, бассо-профундо)
Гибкий подвижный голос.
Партии:
1) Скула «Князь Игорь» - Бородин
2) Бартоло «Севильский цирюльник» - Россини
3) Фарлаф «Руслан и Людмила» - Глинка
3 – басы октависты (профундо)
Диапазон: ля контроктавы (отдельно фа контроктавы) – ля малой октавыСамый низкий мужской голос, имеющий очень глубокий низкий регистр. Обычно применяется для удвоения басовой партии в октаву. Середина и верх октавистовтусклые.
Голос редкий и ценный для хора, создающий как бы фундамент всей хоровой звучности, особенно красиво они звучат в хоре акаппелла.
Подтема: Детские голоса
Вследствие специфичности строения голосового аппарата (короткие, тонкие голосовые связки, малый объем легких) детские голоса отличаются от взрослых.
Свойства детского голоса:
1. Высокое головное звучание
2. Маленький диапазон
3. Характерная мягкость, серебристость тембра (особенно у мальчиков)
4. Звучат нежно
5. Не отличаются силой и насыщенностью тембра
Высокие детские голоса – это сопрано (девочки), дисконты (мальчики)
Диапазон: соль/ля малой – ми бемоль/ми второй октавы
Стадии развития детского голоса (возраст приблизителен) установил врач-фониаторЛевидов:
|
1 стадия: чистая детская стадия (возраст от младенчества до 10-11 лет)
Голоса исключительно фальцетным головным звучание, но небольшим диапазоном до/ре первой – до/ре второй октавы
2 стадия: стадия формирования (возраст 11-12 – 13-14 лет)
Намечаются: элементы грудного звучания, индивидуальный тембр, диапазон расширяется (до первой – ми 2-ой октавы)
3 стадия: голоса подростков (14-16 лет)
Практически формировавшиеся голоса, в которых элементы детского звучания в различной степени смешиваются с элементами взрослого голоса:
1 Начинает выявляться индивидуальный тембр
2 Диапазон расширяется до 1,5 – 2-х октав
3 Звучание микстовое
Как и во взрослых голосах в детском голосе есть три регистра: грудной, головной, смешанный
Мутация:
В период полового созревания голос мальчиков понижается на октаву и преобретает мужскую окраску.
Гортань девочек в этот период растет пропорционально во все стороны, а гортань мальчиков вытягивается вперед более чем в 1,5 раза, образуя кадык. Это резко изменяет высоту и певческие качества голоса мальчиков. Певческие свойства девочек после мутации сохраняются.
Признаки наступающей мутации (11-14 лет):
1) Появление сипоты и хрипоты
2) Желание откашляться
3) Покраснение голосвых связок
Основные певческие требования в этот период:
1) Высокое головное звучание;
2) Умеренная сила звука.
Три стадии мутации (14-16 лет):
1. Голос понижается, звук хриплый, сиплый
2. Перелом в голосе (теряет послушность, гибкость)
3. Становление нового голоса
|
Применеие детского голоса в хоре связано с возрастными особенностями. Условно голоса можно поделить на три группы:
1 группа: хоровые голоса детей младшего возраста 7-10 лет характерезуются:
а) фальцетным звучанием
б) небольшой силой
в) существенного различия между девочками и мальчиками – нет
г) рабочий диапазон: 1 октава с охватом нескольких звуков 2-ой октавы
2 группа: хоровые голоса детей среднего возраста 11-14 лет:
А) отличаются насыщенностью звучания
Б) у мальчиков появляются глубоко окрашенные грудные тоны
В) у девочек: сопрано до/ре 1-ой октавы – фа/соль 2-ой октавы; альты – ля малой октавы – ре/ми бемоль 2-ой октавы
3 группа: хоровые голоса детей старшего школьного голоса 15-17 лет
Диапазон: сопрано до 1-ой – соль 2-ой октавы; альты ля малой – ми 2-ой октавы
Указанные диапазоны рабочие, полный диапазон каждой партии может расширяться. Сопрано до/си бемоль 2-ой октавы, а альты до/соль малой октавы
Известные детские коллективы: детская хоровая студия «Весна» 1965 г. рук. Понамарёв, хоровая студия «Пионерия» - Струве, детский хор «Аврора» - В. Буланов создан на базе в 1980 году общеобразовательной школы, детский хор «Мечта» Челябинск – Шереметьев
Детский хор института воспитания Российской академии педагогических наук – В.Соколов (1936г.), «Новые имена» Оренбург – Е. Туркина.