ГОЛОС – это звуки, производимые голосовым аппаратом и служащие для общения между людьми.
Голос может быть: речевым, певческим, шёпотным.
ПЕВЧЕСКИЙ ГОЛОС – это самый чуткий муз.инструмент, созданный природой, объединенный со словом, он обладает глубочайшей силой эмоционального воздействия.
Для профессионального использования певческий голос нуждается в определенной обработке – постановке.
Профессиональная обработка должна отвечать сфере деятельности певца (оперная, камерная, эстрадно-джазовая, народная).
На протяжении жизни голос человека претерпевает значительные изменения. Время полного физического развития продолжается до 50-60 лет, когда голос теряет прежние качества.
Певческие голоса имеют разные характеристики. Однородные и близкие по тембру, объему диапазона голоса соединяются в партии.
Дирижер хора как и вокалист должен хорошо знать устройства певческого голоса, чтобы природные данные певца использовать умело.
Свойства певческого голоса
Певческий голос характеризуется высотой, диапазоном, силой, тембром.
I. Постановка голоса – процесс индивидуального обучения пению;
Задача – выработать рефлекторные движения голосового аппарата, способствующих правильному звучанию.
Хоро поставленный голос включает: ровность на всём диапазоне = слаженность регистров
II. Звучность, прикрытость гласных, гибкость, наличие певческих формант, красоту тембра
Высота – это свойство музыкального звука, зависит от частоты колебаний звучащего тела (струна, голосовые складки), в акустике измеряется ГЦ (число колебаний в секунду).
Высота певческого голоса зависит чаще всего от физической классификации (женский, мужской, детский).
|
Диапазон (от греч. «через все струны») - звуковой объём голоса от самого низкого до самого высокого звука.
Диапазон профессионального певца должен быть не менее 2-х октав. У хориста может быть 1,5 октавы.
Виды диапазона:
a) Общий
b) Рабочий
Диапазон в значительной мере врожденное качество, однако при правильной методике развития голоса, естественный диапазон может быть увеличен как вверх, так и вниз.
Сила зависит от энергии прорывающихся через голосовую щель порций воздуха, т.е. от амплитуды колебаний частиц воздуха.
Влияние на силу голоса оказывают:
1) Форма ротоглоточных полостей;
2) Степень открытия рта (чем сильнее открыт рот, тем лучше голос излучается в наружное пространство; оперные голоса достигают силу 120 децибел на расстоянии 1 метр от рта.
ТЕМБР ( от фр. «метка», «отличительный знак») – окраска звука, определяющая качество певческого голоса.
Тембр зависит от количества обертонов, входящих в состав звука. Исходный тембр, рождённый в голосовой щели, отличается от конечного тембра, потому что при прохождении по звуконосным путям, часть обертонов входит в резонанс с резонаторами и усиливается, а остальные обертоны гасятся.
Тембр в значительной мере качество природное, но может быть и лучше в процессе обучения.
ВИБРАТО (от лат. «вибрацио» - колебание) – периодическое изменеие звука по высоте, силе и тембру (иначе пульсация).
Вибрато придаёт голосу: теплоту, льющийся характер, индивидуальный тембр.
Звук без вибрато – прямой, безжизненный, слабый.
Наилучшая частота вибрато 6-7 колебаний в секунду. Более частая вибрация воспринимается как тремоляция (блеяние, барашек).
|
Более редкая – качание.
Вообще нет вибратов речи и в детском голосе менее выражен.
Вибрато в основном качество природное, но его можно выработать искусственно.
Вибрато образуется в гортани в результате её свободного колебания в мышцах шеи.
Вибрато может быть произвольно остановлено или усилено при перехое в трель. Спокойное, устойчивое вибрато показатель свободы и правильности работы гортани.
ОБЕРТОНЫ (от немец. «обер»- «высокий», «тоне» - «звук») – это призвуки, входящие в состав основного тона.
ОСНОВНОЙ ТОН – это колебание источника звука (струны, столба воздуха, голосовых складок) в целом (длиной и массой).
Обертоны возникают от колебаний частей звучащего тела.
Тон определяет высоту звука, а обертоны его окраску (влияют на тембр).
Обертон звучит слабее основного тона.
Преобладание низких обертонов придаёт звучанию полноту и мягкость, а высоких – звонкость и полётность.
Тембр зависит от сочетаний обертонов – выделение одних и маскировки других.
Высокая форманта ~ 3 тыс. ГЦ
Низкая форманта ~ 500 ГЦ
Певческая позиция определяется певческой формантой. При выоскойпевческой позиции в следствии активизации вернего резонатора звук способен лететь в зал и быть звонким.
При низкаой певческой позиции (не правильная) звук глухой, тяжелый, интонационно низкий.
Низкая позиция бывает при:
1) Перегрузке дыхания
2) Фарсировке звука