В существующей классификации вокально-певческие голоса условно делятся на:
1 – ВЫСОКИЕ 2-СРЕДНИЕ 3-НИЗКИЕ
↙↘ ↙↘ ↙↘
Сопрано Тенора Мецосапрано Бартитон Контральто Басы
Дополнительная дифференциация (деления):
1)лирические (голоса с более легким звучанием)
2)драматические (голоса с тяжелым, густым звучанием)
3)промежуточные или лирико-драматические
Женские голоса
Голоса богатые по своей природе –по широте объема и технической подкованности.
Высокие женские голоса
Высокие женские голоса – сопрано (от итал. soprano – над, выше).
Диапазон до 1-ой октавы до соль 3-ий октавы
Колоратурное сопрано
Диапазон до 1-ой октавы до соль 3-ий октавы.
В хоре не применяются из-за яркого специфичного тембра. Голос очень подвижный, лёгкий, полётный. Партии: Шамаханская царица из оперы «Золотой петушок» Н.А. Римский-Корсаков
Юлия ЛЕЖНЕВА
Лирико-Колоратурное сопрано
Диапазон близок к колоратурному сопрано (до 1-ой октавы до соль 3-ий октавы). Голос более звучащий, подвижный. Развит верхний регистр, низкий регистр звучит слабо, плотная середина.
В хоре поют партию I сопрано. Партии: Антонида опера «Иван Сусанин» М.И. Глинка
Антонина НЕЖДАНОВА
Лирическое сопрано
Диапазон до 1-ой октавы до соль 3-ий октавы. Голос менее подвижный, но сильный и тёплый по тембру. Основные признаки этого – мягкость и теплота. В хоре поют I сопрано. Партии: Кармен из оперы «Кармен» Бизе. Елена КРУГЛИКОВА
Лирико-драматическое сопрано
Диапазон до 1-ой октавы до до 3-ий октавы. Широкий, лирический голос с насыщенным грудным тембром, отличается сильным верхним регистром, нижнем регистром и хорошо развитой серединой. В хоре поют I и II сопрано.
|
Партии: Аида из оперы «Аида» Дж. Верди. Галина ВИШНЕВСКАЯ
Драматическое сопрано
Диапазон до 1-ой октавы до до 3-ий октавы. Голос очень мощный. Сильное звучание в верхнем регистре, полное звучание нижнего регистра и ровной середины. В хоре поют II сопрано.
Партии: Лиза «Пиковая дама» П.И. Чайковский.Людмила ТОСКА
Средние женские голоса
Меццо-сопрано (от итал. «меццо» - средний») – голос занимающий положение между сопрано и контальто.
В хоре: партия альтов
Диапазон: ля малой – ля 2-ой октавы
Признаки: плотный, но несколько напряженный верхний регистр, хорошо развита середина, мягкий, глубокий, низкие ноты.
Меццо-сопрано бывает двух видов:
1 – Высокие (лирическое) – оно близко к сопрано, обладает лёгким и высоким звуком.
2 – Низкое – близкое к контральто
Партии:
1) Марфа «Хованщина» Мусоргский
2) Любаша «Царская невеста» Р-К.
3) Полина «Пиковая дама» Чайк.
4) Кармен «Кармен» Безе
5) Амнерис «Аида» Верди
Выдающиеся меццо-сопрано: ЗараДолуханова, Ирина Архипова, Елена Образцова, Тамара Синявская
Низкие женские голоса – контральто
Голос редко встречающийся.
Диапазон: фа малой – фа 2-ой октавы
Тембр: густой, плотный
Партии:
1) Ваня «Иван Сусанин» - Глинка
2) Ратмир «Руслан и Людмила – Глинка
3) Кончаковна «Князь Игорь» - Бородин
4) Ольга «Евгений Онегин» -Чайк
Выдающиеся исполнители: Мая Бреннан, Лина Мкртчан
Подтема: Мужские голоса.
Это группа голосов составляет в хоре звуковой фундамент. В форме придаёт большую мощь, в пиано мягкую звучность, напоминающую тембр органа.
|
Высокие мужские голоса
Тенора от лат. tenio – удержу или непрерывный ход.
В средние века тенора пели основную мелодию – cantusfirmus.
Диапазон до малой октавы до II октавы.
1). Лирический тенор. Голос мягкий, подвижный, имеет серебристый тембр. Мягкая середина, слабое звучание нижних голосов. В хоре поют I тенор.
Партии: Ленский «Евгений Онегин» П.И. Чайковский
2). Драматический тенор. Голос густой и насыщенный. Сильный верхний регистр, звучный и яркий нижний регистр. В хоре II тенор.
Партии: Садко из оперы «Садко» Н.А. Римский-Корсаков
Лирико-драматический тенор
Голос мягкий, глубокий. Яркий тембр, сильный верхний регистр. В хоре поют I и II тенора
Партии: Герман из оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковский
Тенор-альтино
Равен лиричному тенору. Развито фальцетное звучание. В хоре I тенор.
Партии: Звездочёт «Золотой петушок» Н.А. Римский-Корсаков
5). Контр-тенор приблизительно равен контральто.
Диапазон ре малой октавы до фа 2-ой октавы.
Альбер АСАДУЛЛИН – выдающийся тенор
6). Характерный тенор. Предназначен для исполнение партий для бытового и комедийного плана. Мягкая середина, слабое звучание нижних голосов.
Партии: Трике из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайквоский
Средние мужские голоса
От древне-греческого «баритонос» — «низкозвучащий», или дословно «тяжелый тон».
Вокальный диапазон — от СОЛЬ большой до СОЛЬ, а иногда до СИ первой октавы.
1 - Лирический баритон (тенор баритон) мягкий, подвижный, имеет сходное звучание с драм.тенором
Партии:
1) Донжуан «Донжуан» Моц.
|
2) Валентин «Фауст» Гуно Ш.
3) Ригаллетто «Ригаллетто» Верди
Выдающиеся: Д. Хварастовский, М.Магамаев
2 – Драматический баритон (бас баритон)
Голос большой силы ярко и мощно звучащий на всём диапазоне.
Диапазон: тот же, что и предыдущий
Пратии:
1) Князь Игорь – Бородин
2) Грозной «Царская Невеста» - Р-К
3) Томский «Пиковая дама» Чайк.