Эфир напоминает сказочную птицу феникс, вновь и вновь возрождающуюся из собственного пепла. После того, как понятие эфира, казалось бы, навсегда было похоронено общей теорией относительности, после вывода Эйнштейна о том, что эфир — это «полнейшее ничто», мы вновь подходим к этой проблеме, теперь уже с другого конца, вооруженные новыми знаниями о природе элементарных частиц123.
Если в наше время наука «дошла до точки» в познании делимости вещества, почему бы не предположить, что природа живого и мыслящего уже давным-давно нащупала такую точку, сумела к ней приспособиться, использовать действующие здесь закономерности в своих интересах? Выше мы говорили о том, что в противном случае живое было бы уничтожено тем видом движения материи, к которому оно не сумело бы приспособиться (отражая его, поглощая и перерабатывая, либо пропуская через себя беспрепятственно)124.
Попытки создания единой теории поля до сих пор не увенчались успехом, однако можно не сомневаться, что цель рано или поздно будет достигнута, и тогда гравитационное и электромагнитное поля (а затем — и все вообще существующие поля) предстанут перед нами лишь как стороны одной и той же объективной реальности.
Сегодня нам известно уже немало не только о взаимопроникновении, но и о взаимодействии электромагнитных, магнитных (с одной стороны) и гравитационных (с другой стороны) полей125. Знаменитый «эффект гроба Магомета» получает свою физическую интерпретацию в отталкивающих силах одноименных полюсов магнита126. Мы знаем, что обладающие гравитационной массой атомы, получая в растворе электролита положительный или отрицательный заряд и превращаясь в ионы, движутся уже не по законам гравитационного, а по законам электромагнитного поля, то
есть оказываются вырванными из власти гравитационного поля127. Шаровая молния, площадь и удельный вес которой заведомо больше плотности и удельного веса воздуха, также движется отнюдь не по законам всемирного тяготения128.
Дефект массы, ведущий к освобождению громадного количества энергии в термоядерном синтезе, принципиально возможен и без последствий выделения значительной части освобождающейся энергии в виде теплоты, как конечной формы энергии. У нас нет и быть не может никаких оснований считать, будто эта теплота с момента начала процесса термоядерного синтеза не прошла каких-то стадий, форм, видов, не была вначале, скажем, энергией магнитного или электромагнитного поля. И коль скоро такой процесс превращения массы в энергию, освобождения энергии связи существует (а раз существует, надо думать, что он принципиально возможен — этот шуточный вывод в действительности может иметь более глубокий смысл) в мертвой природе, у нас нет и быть не может оснований для того, чтобы отрицать возможность использования этой закономерности движения живыми существами.
И если уже теперь, в наше время ученые ищут пути к осуществлению ядерного синтеза без последствий выделения громадного количества теплоты, без всякого «термо», если мы уверены, что рано или поздно эта цель будет достигнута, то почему мы можем сомневаться, что живые существа уже научились этому, уже приспособились129?
Многочисленные эксперименты с бросанием игральных костей и привлечением сюда теории вероятностей130, нашумевшие в свое время эксперименты с Руди Шредером131, все вообще эксперименты, которые ставились когда-то, ставятся132 в наше время и еще будут ставиться, не внесут ничего нового в телепатию как в науку до тех пор, пока мы не начнем искать теоретические принципиальные возможности подобных явлений. Вся история этой области человеческих явлений — сплошной праксис с налетом идеалистической шелухи, мистики и чертовщины, отскоблить которую способен лишь естественно-научный анализ на основе диалектического материализма, но никак не новые эксперименты.
Основные трудности, которые встают на пути объяснения телекинетических явлений, это исчезающе малые мощности индуцируемой организмом волны, отсутствие достаточных запасов энергии в аккумулирующих органах для превращения, наращивания таких мощностей.
Есть, однако, обстоятельства, которые позволяют справиться и с этими трудностями.
Во-первых, острая направленность потока излучаемой энергии. В качестве аналогии можно было бы здесь привести лазер: в мечтах (а до их осуществления не так уж далеко!) мы видим луч, который подталкивает искусственный спутник на ранее заданную орбиту, луч, который сверлит скалы и т.д. Однако представляется совершенно неясным, каким образом излучаемые организмом волны концентрируются в пучок, через какое «игольное ушко» и в каком экране они пропускаются, каким образом «находится» объект воздействия, если человек не видит его, сидит к нему спиной, как это было в случае с Руди Шредером133? Здесь еще много очень неясного, но уже не в самом принципе, а лишь в механизме процесса. В то же время установление принципа возможности позволяет надеяться на успех дальнейших поисков, отметает прочь предположение о «невозможности» или «сверхъестественности» этого явления. Резкое повышение температуры, учащение пульса, своеобразное выражение лица134 — все это решительно отметает прочь предположения о вмешательстве каких бы то ни было «трансцендентных» сил в явлении телекинетики. Работает, и весьма зримо, человек, его организм, все это фиксируется точными приборами, а не является плодом досужей выдумки.
Во-вторых, последнее обстоятельство наводит на мысль, что в подобном состоянии резко усиливается информационно-энергетический обмен со средой, человек как бы «подключается» к океану энергии праны. Он использует уже не собственную энергию, а энергию общего биомагнитного поля, не осознавая в деталях процесса, а просто усилием воли, воображением, представлениями превращая свой организм в проводник особого рода и вида энергии, каждый бит-квант которой способен нести на себе большую силовую нагрузку.
Гипотеза эфира в ее современном виде предполагает наличие вращающего момента у каждого эфирона. Эфир в целом стремительно расширяется. При этом, разумеется, в силу неравномерного распределения плотности материи (используя этот широко распространенный среди физиков оборот, мы напоминаем, что в данном случае имеется в виду не материя вообще, а отдельные ее качественные состояния — масса, энергия, информация) в пространстве возникают завихрения, узлы и пучности, и если человек оказывается в состоянии с помощью рецепторов, воспринимающих раздражения, лежащие ниже пороговой чувствительности, ощутить такое движение, то он может сообразно им подставить свой организм (как комплекс информационно-энергетического обмена, как фильтр или фиксирующее приспособление) потокам этой энергии, изменить в какой-то степени их направление, послать в определенную точку пространства135.
Под наблюдением ученых Руди Шредер сбрасывал со стола платок, направляя на него поток еще неведомой энергии, и эта «неведомая материальная субстанция»136 фиксировалась соответствующими приборами. Некто, бросая несчетное количество раз игральную кость, высчитывает с помощью теории вероятностей, что число выпадений желаемой грани значительно больше137. Если обратиться теперь к фольклору, то можно услышать множество рассказов о том, что йог останавливает взглядом вполне современный паровоз, ложится на спину и выдерживает на своей груди трехосную груженую машину или слона (разумеется, предварительно кладут деревянный помост). Можно услышать и рассказы о деревенских колдунах, которые, сидя и сложа руки, кидают в свой рот галушки, и об алтайских шаманах, которые, поссорившись, прут взглядом друг на друга медные котлы, столы и скамьи, а в веселую минуту, на потеху соплеменникам, заставляют танцевать под своим взглядом чугунные матрешки138.
У нас есть твердая уверенность, что рано или поздно подобные явления будут носить не эпизодический, а довольно обычный характер, что со временем каждый человек в той или иной степени будет обладать способностями к телекинетике, причем проявляться в широких масштабах они начнут уже в ближайшие годы139.
Левитация
Под этим термином принято понимать перемещение (полет) человека в пространстве без каких-либо мышечных усилий или технических приспособлений.
В доступной автору литературе не удалось найти ни одного примера, заслуживающего полного доверия. Но поскольку сущность этого явления (которое может быть, но может и не быть) представляет огромный интерес (разумеется, не просто любопытство), следует и здесь рассмотреть некоторые «за» и «против» признания его принципиальной возможности140.
Будем рассуждать следующим образом.
Если в предыдущем параграфе мы говорили о возможности использования энергии общего поля в целях ее направления на тело мертвой природы, ее динамичной локализации, то теперь, очевидно, следует рассматривать использование этой энергии в целях перемещения собственного тела.
Можно считать доказанным в настоящее время существование вокруг любого нейрона электромагнитного поля; можно считать доказанным существование вокруг организма в целом электромагнитного поля, наблюдаемого в токах ВЧ; можно считать вполне возможным сознательное, произвольное усилие ауры — электрического панциря вокруг организма живого и мыслящего существа, решившего оградить себя от тех или иных влияний. Итак, создание электромагнитного (или биомагнитного — как угодно) поля вокруг тела человека вполне возможно.
До какой степени можно увеличивать мощность такого поля? Где, откуда взять энергию на его создание141?
Можно предположить, что усилием воли живое существо (вообще, не только человек) в исключительно редких, трагических обстоятельствах оказывается способным освободить часть энергии связи и, превратив ее в излучение, окутаться мощным полем, которое противостоит гравитационному и помогает совершить какой-нибудь умопомрачительный, «сверхъестественный» прыжок — через пропасть, изгородь и т. д. Можно предположить, однако, что подобный прыжок — всего лишь следствие использования скрытых резервов
мышечных сил организма, своего рода НЗ. Оба эти предположения правомочны, но ни одно из них не пригодно для объяснения явлений левитации: от прыжка до полета также далеко, как от прыгающей ящерицы до птицы.
По-видимому, как и в явлениях телекинетики, мы должны предположить возможность использования для подобных «перелетов» громадных запасов энергии общего поля. Это уже не просто полет куда-то в определенное, заранее намеченное место, по собственному мнению, а своеобразное «плавание» в воздухе, в эфире, это увлечение силой данного потока, к энергии которого человеку удается подключиться142.
В некоторых снах, а наяву в минуту наибольшего душевного, эмоционального подъема, восторга, радости и т.д. человек ощущает весьма своеобразное чувство — это непередаваемая никакими словами легкость143 и, вместе с тем, необычайная скованность, какое-то растворение своего Я в чем-то громадном, всеобъемлющем144. Это чувство настолько сильно, что бывает даже пугающим — инстинкт самосохранения властно командует: назад! — и человек торопится привести свои чувства к обычному, естественному состоянию145. Такое ощущение своих неведомых способностей далеко не единичное: большинство людей время от времени вдруг начинают ощущать в себе какую-то непонятную, громадную силу, которая одновременно наделяет их могуществом и сковывает. Не зная природы этой силы, они торопятся инстинктивно отделаться от непонятного (и потому страшного и неприятного) чувства и поступают при этом совершенно правильно.
В отличие от телекинетики, мы не можем высказать уверенности в том, что способности человеческой психики в этой области будут неуклонно развиваться; скорее всего, успехи начнут появляться лишь в области технического прогресса — рано или поздно мы сумеем создать приборы управления, улавливающие наши обычные (а не сверхнормальные) эмоции и эмоционально окрашенные мысли. Эти приборы станут столь же привычными, удобными и незаметными, как сегодня предметы одежды.
Выводы
Явления телекинетики и левитации следует считать принципиально возможными, подлежащими дальнейшему изучению.
Более глубокое проникновение в механизм процессов информационно-энергетического обмена и трансформации, текущих в организмах живых существ, позволит создать механизм на качественно новой, не обычной «вещественной», а волновой основе146.
ГЛАВА 5
ПРАКТИКА ТЕЛЕПАТИИ
Эта глава рассчитана на весьма ограниченный круг читателей, так как сведения, которые в ней содержатся, представляют грозную опасность для общества. Однако и те люди, которые в силу определенной необходимости, для большего внутреннего порыва займутся изучением и практическим применением своих телепатических способностей, должны быть заранее предупреждены об опасности, которой могут подвергнуть не только других людей, но и самих себя. Поскольку автором накоплен некоторый (иногда и весьма горький) опыт в такого рода упражнениях и использовании собственных телепатических способностей, он считает своим долгом сделать необходимые предупреждения, указать на тяготы и опасности пути к цели.
Если верить многочисленным биографам Рама Кришны147, одна из главных неприятностей, о которой неустанно напоминал своим ученикам этот индийский телепат, заключается в том, что люди «еще не доросли», «не созрели» для произвольного спользования своих телепатических способностей, что проявляются эти способности в естественных условиях лишь эпизодически, спонтанно, что все вообще психические «упражнения йогов не для нашего времени»148. Действительно, всякая попытка запрячь собственную психику, подчинить силы целиком и полностью интересам, лежащим вне организма, вне индивидуума, чревата грозными последствиями, и не только во времена Рама Кришны, но и в наше время должна рассматриваться как нечто противоестественное (но не атавистическое), идущее вразрез с жизненными интересами организма149.
Особенно опасен первый период упражнений. Переключая сознание на управление дыханием, деятельностью жизненно важных органов, человек тем самым отвлекает внимание от изменений во внешней среде. Некоторые из таких изменений могут либо слишком резко напомнить о себе и привести к более или менее длительному психическому расстройству (в
лучшем случае), либо начать оказывать систематическое пагубное влияние на организм, а в некоторых случаях — даже убить (сильный испуг).
Есть и еще одна существенная опасность. В 1-й и 2-й главах мы рассматривали вопрос естественного распределения праны в здоровом организме, который находится в обычных условиях и не испытывает никаких резких, неожиданных влияний со стороны вешней среды: эта энергия целиком используется на обеспечение психических и физиологических процессов самого организма, либо идет на создание резервов; и лишь в исключительных, особенно драматических ситуациях, когда изменения во внешней среде грозят гибелью не только индивидууму, но и виду, всему живому, эта энергия автоматически, спонтанно переключается на посылку телепатемы, на передачу информации о сущности таких изменений в общее биомагнитное поле. Следовательно, всякая попытка использовать прану в каких бы то ни было целях, ничего, кроме гибельных последствий для организма, не приносит150.
Вступая на путь сознательного, произвольного использования своих телепатических способностей, человек становится на путь самоуничтожения, самопожертвования. Стоит ли говорить о том, что каждое его воздействие в этой области должно быть оправдано целью, которую он преследует, что здесь совершенно недопустимы «чудеса» и «фокусы», с помощью которых некоторые особенно одаренные телепатически люди пытаются снискать популярность или добыть средства к существованию.
Полнейшая серьезность, глубокая вдумчивость, крайняя осторожность, чуткость к собственному организму, к собственной психике, ее состоянию в те или иные моменты, глубокое знание теоретических основ, умелое применение их на практике — таковы основные требования, которые необходимо соблюдать человеку, решившему вступить на этот крайне опасный путь. Не может быть здесь и речи ни о каком баловстве, хулиганстве (в биомагнитном поле хулиганить — значит сыпать яд в собственную пищу). Рано или поздно подобные действия приведут «шалунов» в дом умалишенных,
могут толкнуть на необдуманные поступки, и даже преступления десятки людей: здесь не может быть и речи ни о какой демонстрации собственных выдающихся способностей и достижений в целях саморекламы или «убийственных аргументов» в полемике — за все эти действия приходится рано или поздно расплачиваться очень дорогой ценой, горько сожалеть о собственной невыдержанности. Каждый будет знать то, чего он окажется достоин, и незачем соблазнять других людей признаком легко достижимой цели, если сами вы хорошо будете знать, какой ценой эта цель достигается. А для тех, кто достигнет ее, эта цена будет весьма ощутимой.
Первый период — период упражнений в концентрации внимания, настройки сознания и направления его вовнутрь, первых попыток в пранаяме151 — почти неизбежно сопровождается срывами, связанными с отсутствием необходимого навыка в распределении усилий пропорционально цели, разочарованиями (если «не получается»), испугом, психическим расстройством (если «получается», но слишком дорого обходится). Однако постепенно сознание и физиология приспосабливаются, все более или менее уравновешивается: мгновенные переключения внимания с внешней среды вовнутрь с целью мобилизации энергии или подключения к энергии поля становятся легкодоступными, привычными; накапливаются периодически необходимые резервы, из которых пополняются расходы праны, в случае необходимости сознание вновь легко переключается на изменение во внешней среде.
Мобилизуя энергию с целью получения информации из поля и ее обработки, человек обычно теряет координацию движений152. Поэтому люди, решившие погрузиться в самадхи, предварительно принимают удобное положение (лежа на спине), стараясь устроиться так, чтобы ни одна группа мышц не оставаясь в напряжении153.
Некоторые парапсихологи-теоретики (отчасти и практики) придерживаются ошибочного мнения, будто человек, в совершенстве овладевший своими телепатическими возможностями, просто не сможет применить их в каких бы то ни было низменных целях. С этим никак нельзя согласиться: известно немало случаев, когда подобные люди то ли по незна-
нию, то ли по другим мотивам наслаивали на выуженную в экстазе (самадхи) из поля информацию такие суеверные, мистические бредни, что добытые ими истины совершенно обесценивались на фоне пролитых слез и крови в так называемых походах, в разгуле средневековой инквизиции и пр. Мы знаем немало случаев, когда эти способности (пусть далеко несовершенные, неразвитые) использовались и для нанесения прямого вреда психике и физиологии другого человека. Не следует поэтому слишком уповать на сверхсознательность тех, кто путем долгой тренировки сумел достичь существенных результатов: они всегда представляли и будут представлять потенциальную опасность для общества, и опасность эта тем более страшна, что никто в наше время еще не в состоянии устойчиво и постоянно контролировать деятельность таких людей, кроме них самих, она тем более страшна, что сила, которую обретает телепат-практик, способна вырваться из-под контроля сознания под влиянием мимолетных эмоций, сея разрушения и причиняя страдания не только тому, на кого она обрушится, но и тому, кто случайно выпустил ее на волю154.
Этому вопросу следует уделить особенно пристальное внимание при подборе людей, которым можно доверить труд подобного рода. Люди, занимающиеся практикой телепатии в порядке «самостоятельности», должны постоянно контролироваться (на основании последствий их деятельности) и сдерживаться (главным образом желательно занимать их любым трудом, исключающим неподвижность и сосредоточенность). Однако подход здесь должен быть принципиально иным, нежели это рекомендует Раджа-Йога, ставящая непременным условием полное овладение пранаямой155.
Приступая к изложению основных положений практики телепатии, автор очень надеется, что они найдут достойное применение. В этой главе приводятся лишь конкретные указания относительно условий тренировки. Разъяснения их необходимости даны в примечаниях. Во избежание страшных последствий, эти указания необходимо выполнять совершенно точно: в любом деле, если к нему относиться серьезно, не может быть мелочей, тем более это относится к телепатии. Речь идет о здоровье и жизни самого упражняющегося, никак не меньше156.
В основном мы будем базироваться на Раджа-Йоге, как наиболее разработанной, проверенной опытом десятков поколений системе, лишь изредка привлекая в качестве иллюстрации параллельное течение мысли в системах западного ментализма. В то же время мы вынуждены подвергнуть критике некоторые положения Раджа-Йоги, несоответствующие нашему мировоззрению и современной обстановке.