ЗАНЯТИЕ № 26
ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ 26 «ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»:
1. Понятие политической власти:
Наиболее важным видом власти является ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ. Само словосочетание «политическая власть» своим происхождением обязано древнегреческому полису и буквально означает власть в полисном сообществе. Современный смысл понятия «политическая власть» отражает тот факт, что всякое политически, т.е. государственно, организованное сообщество людей своим основополагающим началом предполагает наличие среди его участников отношений господства и подчинения и связанных с ними необходимых атрибутов – законов, полиции, судов, тюрем, налогов …
Иными словами, власть и политика нераздельны и взаимообусловлены. Власть, представляет средство осуществления политики, а политические отношения есть, прежде всего, взаимодействие членов общества по поводу овладения средствами властного воздействия, их удержание и использование.
Каково содержание понятия «политическая власть» в политологии? Из богатства определений политической власти мы можем выделить два основополагающих и наиболее распространённых.
В первом случае политологи подчёркивают во власти отношения ГОСПОДСТВА и ПОДЧИНЕНИЯ.
Любое общество, как известно, состоит из управляющих и управляемых. Группа управляющих теми или иными способами диктует свою волю остальной части общества, а она, в свою очередь, эту волю исполняет.
Господство осуществляется по-разному. Так, можно господствовать силой оружия, вызывая подчинение, основанное на страхе. Но можно делать это более надежным способом: через согласование своего интереса с интересами других персонажей политики. В этом случае властвующий "мягко" навязывает свою волю, не забывая о том, что и другие имеют право на удовлетворение своих интересов. Такой способ более труден, зато властвующий может быть уверен в стабильности своей власти.
Примером такой власти является "новый курс" президента США Франклина Рузвельта. Когда в 1929 - 1933 гг. в стране разразился глубочайший экономический кризис, президент и его команда предложили ввести государственное регулирование частного предпринимательства, расширить государственный сектор в экономике. Это ущемляло интересы предпринимателей со стороны "своей" же власти. Но в конечном счете такая политика привела к стабилизации экономики, от чего выиграло большинство социальных групп, в том числе и сами предприниматели.
Суммируя сказанное, мы можем определить политическую власть как отношение господства и подчинения в обществе, где существует разница интересов.
ПОЛИТИКА – КАК РЕГУЛЯТОР ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ:
Давайте посмотрим на политическую власть с иной стороны. Она предстает перед ними не только как сила, отдающая приказы, но и как средство для решения стоящих перед обществом проблем. Действительно, для того чтобы решить даже самую простую задачу, необходимо, чтобы кто-то ее сформулировал, сплотил и организовал людей и, наконец, сказал им: "Надо действовать". Политическая власть собирает и объединяет ресурсы, мобилизует людей и тем самым обеспечивает бесперебойную работу всего громадного социального организма. Так правительство использует свою власть для организации обороны страны перед лицом агрессии. С помощью власти оно собирает налоги и рационально распределяет эти средства. Наконец, обладая властью, оно может провести необходимые реформы, если в обществе возникла кризисная ситуация.
Во всех случаях политическая власть - это регулятор общественной жизни, средство решения стоящих перед обществом задач.
Данные нами два определения политической власти не противоречат друг другу. Смысл первого дополняется вторым, и наоборот. Для того чтобы осуществить господство и добиться подчинения, нужно регулировать общественные отношения и успешно решать поставленные задачи. В свою очередь, их своевременное и последовательное разрешение обеспечивает более или менее добровольное подчинение людей власти, делает ее господство подлинным, реальным.
Исходя из сказанного, можно выделить основные функции политической власти:
1 .Инструмент поддержания целостности сообщества.
2. Средство регулирования процесса реализации социальными субъектами своих индивидуальных, групповыхинтересов.
Остальные её функции имеют по отношению к указанным двум подчинённое значение: РУКОВОДСТВО, УПРАВЛЕНИЕ, КООРДИНАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ПОСРЕДНИЧЕСТВО, КОНТРОЛЬ, МОБИЛИЗАЦИЯ…
2. Существенные черты политической власти:
Существенные черты политической власти – признаки, которые в своей совокупности отличают её от других видов власти К таковым можно отнести: суверенитет, волю, авторитет, принуждение.
СУВЕРЕНИТЕТ – есть независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство социального субъекта.
Проявление суверенитета политической власти – это её независимость и неделимость.
НЕЗАВИСИМОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ означает верховенство по отношению у другим видам власти внутри данного сообщества и её равенство по отношению к власти, посетителями которой являются другие политически организованные сообщества.
НЕДЕЛИМОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ означает, что она не может быть разделена между социальными субъектами, занимающими разные политические позиции. Даже если в стране действуют многопартийный парламент и коалиционное правительство, политическая власть всё же осуществляется с одной позиции на основе компромисса нескольких политических сил.
История, правда знает ситуации двоевластия и даже троевластия, когда в стране одновременно считают своё положение верховенствующим две или три независимые друг от друга социально-политические силы. Однако, это исключительное состояние общества, которое характеризуется обострённой политической борьбой. Такое состояние является непродолжительным и переходит либо в гражданскую войну, либо во власть толпы, либо в диктатуру одной из властей и лишь в редких случаях разрешается насильственным путём – переходом всей полноты власти к одной политической силе.
ВОЛЯ – есть наличие у социального субъекта осознанной цели, способности, готовности и решимости последовательно добиваться её осуществления.
Воля является важнейшим свойством любой социальной власти, политической же – в особенности. Без постоянного предъявления властвующим субъектом своих требований подвластным политическая власть теряет свою силу, а при утрате субъектом политической воли утрачивается и сама власть. Это свойство политической власти столь существенно, что находит своё отражение уже в ранней форме мировоззрения – мифологии.
АВТОРИТЕТ – общепризнанное и в стране и за её пределами влияние субъекта политической власти. Авторитет власти находит своё выражение в готовности субъектов общественных отношений добровольно подчиняться приказам, директивам, распоряжениям, указаниям данной власти. Условием такой готовности является признание исполнителем правомерности существующей власти, его уверенности в годности субъекта власти к осуществлению своей миссии. Власть, основанную на авторитете её носителя, принято называть ЛЕГИТИМНОЙ ВЛАСТЬЮ.
ПРИНУЖДЕНИЕ – осуществление властвующим субъектом своей воли всевозможными средствами влияния вплоть до применения физического насилия. Конечно, сводить сущность принуждения только к физическому насилию было бы неправильным. Принуждение не следует отождествлять с диктатурой, для которой насилие основное средство.
Но НАСИЛИЕ является специфическим - ЛЕГИТИМНЫМ, хотя и не единственным средством политической власти.
«Государство, - подчёркивал М.Вебер, - является таким союзом, который обладает монополией на легитимное насилие – иначе определить его нельзя».
Можно говорить о наличии в обществе политической власти только в том случае, если имеют место все указанные выше признаки без исключения. Утрата властвующим субъектом авторитета, воли, суверенитета или способности к принуждению приводит к кризису политической власти, который завершается, как правило, переходом власти к другой политической силе.
Теперь, уяснив сущность политической власти, можно привести ещё одно понимание политики, которое высказал М.Вебер: «ПОЛИТИКА означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которых оно в себе заключает».
3. Структура политической власти:
Рассмотрим структуру властного отношения. Для возникновения власти необходимы следующие условия: приказ, подчинение, наличие субъекта и объекта, нормы и правила, в рамках которых действуют властвующий и подчинённый.
Власть – это двустороннее отношение, включающее объект и субъект. Субъект власти может быть индивидуальным и коллективным, институционально оформленным. Властное отношение возникает только тогда, когда приказ встречает подчинение. Причины подчинения властным приказам могут быть разнообразными:
· страх,
· привычка,
· традиция,
· авторитет власти,
· убеждение,
· рационально понятый интерес,
· идентификация субъекта и объекта власти.
Важными элементами структуры властного отношения являются РЕСУРСЫи ОСНОВАНИЯ ВЛАСТИ.
ОСНОВАНИЯ ВЛАСТИ – это её база, источники, на которые опирается властная воля; это причины подчинения, принятия власти.
РЕСУРСЫ – это реальные и потенциальные средства, которые используются для укрепления её основания. Ресурсы - это всё то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других.
ОСНОВАНИЯ ВЛАСТИ – это её фундамент, а РЕСУРСЫ– это её потенциал и технология.