ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ




ЗАНЯТИЕ № 26

 

 

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ 26 «ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»:

1. Понятие политической власти:

Наиболее важным видом власти является ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ. Само словосочетание «политическая власть» своим происхождением обязано древнегреческому полису и буквально означает власть в полисном сообществе. Современный смысл понятия «политическая власть» отражает тот факт, что всякое политически, т.е. государственно, организованное сообщество людей своим основополагающим началом предполагает наличие среди его участников отношений господства и подчинения и связанных с ними необходимых атрибутов – законов, полиции, судов, тюрем, налогов

Иными словами, власть и политика нераздельны и взаимообусловлены. Власть, представляет средство осуществления политики, а политические отношения есть, прежде всего, взаимодействие членов общества по поводу овладения средствами властного воздействия, их удержание и использование.

Каково содержание понятия «политическая власть» в политологии? Из богатства определений политической власти мы можем выделить два основополагающих и наиболее распространённых.

В первом случае политологи подчёркивают во власти отношения ГОСПОДСТВА и ПОДЧИНЕНИЯ.

Любое общество, как известно, состоит из управляю­щих и управляемых. Группа управляющих теми или ины­ми способами диктует свою волю остальной части обще­ства, а она, в свою очередь, эту волю исполняет.

Господство осуществляется по-разному. Так, можно господствовать силой оружия, вызывая подчинение, осно­ванное на страхе. Но можно делать это более надежным способом: через согласование своего интереса с интересами других персонажей политики. В этом случае властвующий "мягко" навязывает свою волю, не забывая о том, что и другие имеют право на удовлетворение своих интересов. Такой способ более труден, зато властвующий может быть уверен в стабильности своей власти.

Примером такой власти является "новый курс" прези­дента США Франклина Рузвельта. Когда в 1929 - 1933 гг. в стране разразился глубочайший экономический кризис, президент и его команда предложили ввести государствен­ное регулирование частного предпринимательства, рас­ширить государственный сектор в экономике. Это ущем­ляло интересы предпринимателей со стороны "своей" же власти. Но в конечном счете такая политика привела к ста­билизации экономики, от чего выиграло большинство со­циальных групп, в том числе и сами предприниматели.

Суммируя сказанное, мы можем определить полити­ческую власть как отношение господства и подчинения в обществе, где существует разница интересов.

ПОЛИТИКА – КАК РЕГУЛЯТОР ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ:

Давайте посмотрим на политическую власть с иной стороны. Она предстает перед ними не только как сила, отдающая приказы, но и как средство для решения стоящих перед обществом проблем. Действительно, для того чтобы решить даже самую простую задачу, необходимо, чтобы кто-то ее сформулировал, сплотил и организовал людей и, наконец, сказал им: "Надо действовать". Политическая власть собирает и объединяет ресурсы, мобилизует людей и тем самым обеспечивает бесперебойную работу всего громадного социального ор­ганизма. Так правительство использует свою власть для организации обороны страны перед лицом агрессии. С по­мощью власти оно собирает налоги и рационально распре­деляет эти средства. Наконец, обладая властью, оно может провести необходимые реформы, если в обществе возник­ла кризисная ситуация.

Во всех случаях политическая власть - это регулятор общественной жизни, средство решения стоящих перед обществом задач.

Данные нами два определения политической власти не противоречат друг другу. Смысл первого дополняется вто­рым, и наоборот. Для того чтобы осуществить господство и добиться подчинения, нужно регулировать общественные отношения и успешно решать поставленные задачи. В свою очередь, их своевременное и последовательное раз­решение обеспечивает более или менее добровольное под­чинение людей власти, делает ее господство подлинным, реальным.

Исходя из сказанного, можно выделить основные функции политической власти:

1 .Инструмент поддержания целостности сообщества.

2. Средство регулирования процесса реализации социальными субъектами своих индивидуальных, групповыхинтересов.

Остальные её функции имеют по отношению к указанным двум подчинённое значение: РУКОВОДСТВО, УПРАВЛЕНИЕ, КООРДИНАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ПОСРЕДНИЧЕСТВО, КОНТРОЛЬ, МОБИЛИЗАЦИЯ…

 

2. Существенные черты политической власти:

Существенные черты политической власти – признаки, которые в своей совокупности отличают её от других видов власти К таковым можно отнести: суверенитет, волю, авторитет, принуждение.

СУВЕРЕНИТЕТ – есть независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство социального субъекта.

Проявление суверенитета политической власти – это её независимость и неделимость.

НЕЗАВИСИМОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ означает верховенство по отношению у другим видам власти внутри данного сообщества и её равенство по отношению к власти, посетителями которой являются другие политически организованные сообщества.

НЕДЕЛИМОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ означает, что она не может быть разделена между социальными субъектами, занимающими разные политические позиции. Даже если в стране действуют многопартийный парламент и коалиционное правительство, политическая власть всё же осуществляется с одной позиции на основе компромисса нескольких политических сил.

История, правда знает ситуации двоевластия и даже троевластия, когда в стране одновременно считают своё положение верховенствующим две или три независимые друг от друга социально-политические силы. Однако, это исключительное состояние общества, которое характеризуется обострённой политической борьбой. Такое состояние является непродолжительным и переходит либо в гражданскую войну, либо во власть толпы, либо в диктатуру одной из властей и лишь в редких случаях разрешается насильственным путём – переходом всей полноты власти к одной политической силе.

ВОЛЯ – есть наличие у социального субъекта осознанной цели, способности, готовности и решимости последовательно добиваться её осуществления.

Воля является важнейшим свойством любой социальной власти, политической же – в особенности. Без постоянного предъявления властвующим субъектом своих требований подвластным политическая власть теряет свою силу, а при утрате субъектом политической воли утрачивается и сама власть. Это свойство политической власти столь существенно, что находит своё отражение уже в ранней форме мировоззрения – мифологии.

АВТОРИТЕТ – общепризнанное и в стране и за её пределами влияние субъекта политической власти. Авторитет власти находит своё выражение в готовности субъектов общественных отношений добровольно подчиняться приказам, директивам, распоряжениям, указаниям данной власти. Условием такой готовности является признание исполнителем правомерности существующей власти, его уверенности в годности субъекта власти к осуществлению своей миссии. Власть, основанную на авторитете её носителя, принято называть ЛЕГИТИМНОЙ ВЛАСТЬЮ.

ПРИНУЖДЕНИЕ – осуществление властвующим субъектом своей воли всевозможными средствами влияния вплоть до применения физического насилия. Конечно, сводить сущность принуждения только к физическому насилию было бы неправильным. Принуждение не следует отождествлять с диктатурой, для которой насилие основное средство.

Но НАСИЛИЕ является специфическим - ЛЕГИТИМНЫМ, хотя и не единственным средством политической власти.

«Государство, - подчёркивал М.Вебер, - является таким союзом, который обладает монополией на легитимное насилие – иначе определить его нельзя».

Можно говорить о наличии в обществе политической власти только в том случае, если имеют место все указанные выше признаки без исключения. Утрата властвующим субъектом авторитета, воли, суверенитета или способности к принуждению приводит к кризису политической власти, который завершается, как правило, переходом власти к другой политической силе.

Теперь, уяснив сущность политической власти, можно привести ещё одно понимание политики, которое высказал М.Вебер: «ПОЛИТИКА означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которых оно в себе заключает».

3. Структура политической власти:

Рассмотрим структуру властного отношения. Для возникновения власти необходимы следующие условия: приказ, подчинение, наличие субъекта и объекта, нормы и правила, в рамках которых действуют властвующий и подчинённый.

Власть – это двустороннее отношение, включающее объект и субъект. Субъект власти может быть индивидуальным и коллективным, институционально оформленным. Властное отношение возникает только тогда, когда приказ встречает подчинение. Причины подчинения властным приказам могут быть разнообразными:

· страх,

· привычка,

· традиция,

· авторитет власти,

· убеждение,

· рационально понятый интерес,

· идентификация субъекта и объекта власти.

Важными элементами структуры властного отношения являются РЕСУРСЫи ОСНОВАНИЯ ВЛАСТИ.

ОСНОВАНИЯ ВЛАСТИ – это её база, источники, на которые опирается властная воля; это причины подчинения, принятия власти.

РЕСУРСЫ – это реальные и потенциальные средства, которые используются для укрепления её основания. Ресурсы - это всё то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других.

ОСНОВАНИЯ ВЛАСТИ – это её фундамент, а РЕСУРСЫ– это её потенциал и технология.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: