Структура властного отношения - «политологический ромб»




Субъект власти

Ресурсы общества Ценности Инструменты, способы

(материальные, и реализации власти;

Принудительные, традиции формы поддержания

Демографические, порядка

Информационные)

Объект власти

 

 

4. Основания и ресурсы политической власти:

Между основаниями и ресурсами власти нет резкой разграничительной грани: ресурсы власти есть производные от её оснований факторы; они есть не что иное, как дополнительные средства, введением которых усиливаются существующие основания власти и тем самым возможности самой власти.

В политологии принято выделять следующие основания и соответственно ресурсы власти:

- экономические

- социальные,

- юридические,

- административно-силовые,

- культурно-информационные.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВЛАСТИ – составляют господствующие формы собственности, объем валового национального продукта на душу населения, стратегически важные природные ресурсы, золотой запас страны, устойчивость национальной валюты, объем запасов жизненно важных материальных ценностей и т.п.

Улучшение показателей, характеризующих состояние перечисленных факторов, составляют экономические РЕСУРСЫВЛАСТИ.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВЛАСТИ – это те слои и группы населения, на которые власть опирается. Разумеется, таковыми в первую очередь выступают те социальные субъекты, на реализацию интересов которых прежде всего ориентируется правящая группа.

В целях своего упрочения власть может предпринять шаги по расширению численности таких групп, по повышению их социального статуса, созданию более благоприятных условий для развития их общественной активности. В тоже время укреплению власти способствуют действия по расширению социальной базы правящей группы, привлечению на её сторону самых разнообразных социальных сил. Важным РЕСУРСОМ ВЛАСТИ являются мероприятия по повышению занятости населения, а также жизненного уровня различных слоёв населения.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВЛАСТИ - есть та совокупность законов, нормативных актов, на которых власть сформирована и на которые она опирается в своей практической деятельности. Как и по отношению к предыдущим основаниям, каждая правящая группа стремиться использовать такой РЕСУРС упрочения своего положения, как расширение и совершенствование юридической базы своей деятельности. Значение этого ресурса власти особенно возрастает в переходные периоды общественного развития, когда прежнее законодательство не в полную меру отвечает новым реалиям жизни. Своевременное же устранение расхождений между законодательством и потребностями общественной жизни означает усиление оснований власти.

АДМИНИСТРАТИВНО-СИЛОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ВЛАСТИ – образуют учреждения государства, обеспечивающие жизнедеятельность страны, её внутреннюю и внешнюю безопасность. К ним относятся институты исполнительной власти, органы безопасности, разведки и внутренних дел. Без этих опор никакая политическая и государственная власть немыслима. Соответственно РЕСУРСОМ ВЛАСТИ выступают мероприятия по совершенствованию деятельности такого рода органов государства, улучшению их организационной структуры, технической оснащённости и т.п.

Как административно-правовой РЕСУРС ВЛАСТИ могут выступать незадействованные в данный момент средства физического воздействия или мероприятия по переоснащению техническими средствами соответствующих органов.

КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОСНОВАНИЯ ВЛАСТИ – включают в себя совокупность учреждений, сохраняющих и накапливающих культурные ценности и информационный потенциал страны. К таким учреждениям можно отнести системы учёта и хранения национального и культурного достояния, специальные центры по сбору и обработке различных видов стратегической информации, международные и национальные компьютерные сети, средства коммуникации и информации. Совершенствование их деятельности есть путь усиления оснований власти, повышения её эффективности.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ власти некоторые политологи называют УБЕЖДЕНИЯ, ЧУВСТВА (особенно национальные и религиозные), ЯЗЫК. Конечно, ЯЗЫК может служить в качестве ресурса власти, и его роль возрастает в переходные периоды или в дни важных политических кампаний. В зависимости от степени своей рациональности и эмоциональности, язык может стать эффективным средством внушения, вызова страха или интереса. С помощью языка можно активизировать такие чувства как ненависть, негодование, зависть, восторг, выступающие дополнительными факторами властного воздействия.

 

Перечисленный перечень оснований и ресурсов власти не является исчерпывающим. Власть может иметь под собой самые различные основания и использовать всевозможные средства. Здесь уместно будет заметить, что каждый источники ресурс власти имеет свои условия реализации и предел эффективности, свои наиболее удобные объекты и время действия.

 

5. Соотношения политической и государственной власти:

В политологии наряду с понятие «политическая власть» широко используется понятие «государственная власть». На уровне обыденного сознания эти понятия воспринимаются как синонимы.Однако политическая и государственная власть не тождественны.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ имеет более фундаментальный характер, она гораздо шире по своему содержанию, чем государственная власть.

Выступая в качестве реальной способности и возможности класса или коалиции социальных сил проводить свою волю во взаимоотношениях с другими социальными субъектами, она реализуется посредством всей совокупности средств влияния и воздействия – экономических, государственно-правовых, идеологических, психологических и др.

В осуществлении политической власти участвуют не только органы государства, но в той или иной мере и другие политические парии. Разумеется, при этом именно государство придаёт политически властвующему субъекту легальность использования силы, позволяет господствующим социальным группам посредством институтов государства выступать от лица всего общества.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ есть пусть самая мощная, но все же одна из форм проявления политической власти.

Если политическая власть реализуется с помощью всей совокупности средств влияния, то государственная власть реализуется посредством монопольного права государства издавать обязательные для всего населения законы, организационно-управленческих органов, специального аппарата принуждения, а также с помощью особого слоя лиц – профессиональных управленцев.

Таким образом, политическая власть неразрывно связана с государством, исторически она появляется вместе с ним.

Государственная власть, с одной стороны, есть одна из форм проявления политической власти, она есть главное средство обеспечения господства одних социально-политических сил над другими, а с другой стороны – она может выделяться среди других форм власти и анализироваться как специфический социально-политический феномен, который функционирует по особым законам.

Кто может об­ладать политической властью? Ответ на этот вопрос, казалось бы, несложен - каждый, кто принимает участие в по­литике. Это может быть человек, силой своего влияния ве­дущий за собой массу людей. Партия, выдвинувшая при­влекательные лозунги и нашедшая себе сторонников. Нация, утвердившая главенство своих интересов над дру­гими. Однако наибольшей концентрации политическая власть достигает в государстве. Поясним это небольшим примером. Никто из вас, разумеется, не думает ежедневно и ежечасно о том, как воздействует на вас государственная власть. Однако, приходя в школу, вы ощущаете на себе вполне реальную власть директора. Он может потребовать от вас чего-либо, поощрить или наказать. Подобная ситуа­ция естественна и в большинстве случаев принимается как должная. Однако ваш директор также ощущает на себе власть районных и городских структур, управляющих уч­реждениями образования, те, в свою очередь, подчинены министру образования, который является членом Совета Министров, действующего под руководством Президента. Так, рассуждая, мы прошли с вами путь с уровня повсе­дневной жизни до уровня высших органов государствен­ной власти.

 

6. Отличительные особенности государственной власти:

Государственная власть обладает такими особенностями, которые ставят ее в исключительное положение. Каковы же эти особенности?

Во-первых, она всегда располагает специальным аппа­ратом управления. В государстве существует некоторый слой чиновников, которые исполняют роль посредников между властвующими и подчиненными. Они управляют повседневными делами, передают сверху вниз директивы, наблюдают за их исполнением, обеспечивают обратную связь.

Во-вторых, государственная власть распространяется на территорию, обозначенную формальной государствен­ной границей. Так, власть какой-либо партии выражается в том, что она оказывает влияние на часть населения. Но если партия побеждает на выборах и становится во главе государства, она распространит свою власть на всех граж­дан данной страны.

В-третьих, государственная власть, в отличие от дру­гих видов политической власти, имеет возможность ис­пользовать насилие, организованное и законодательно за­крепленное. Иными словами, государственная власть - это единственный законный носитель насилия, т.е. субъ­ект, применяющий силу с разрешения закона. Это хорошо видно на следующем примере. Рядовой гражданин не имеет права пользоваться огнестрельным: оружием без разрешения властей. Но тот же гражданин, став милици­онером, т.е. представителем государственной власти, пользуется оружием для: задержания преступника с раз­решения закона.

 

7. Ресурсы государственной власти:

Для того чтобы быть дееспособной, го­сударственная власть должна располагать определенными ресурсами. Как заметил авторитетный американский политолог Роберт Даль (р. 1915), под ресурсами власти пони­мается "все то, что индивид или группа могут использо­вать для влияния на других". Чтобы пояснить это, вновь воспользуемся аналогией с жизнью семьи. Глава семьи для обеспечения собственной власти должен иметь в своем распоряжении определенные средства: деньги, авторитет, жизненный опыт, волю и многое другое. Все это может быть названо ресурсами: семейной власти. Государствен-

ная власть также должна опираться на определенные ре­сурсы. Каковы они?

Прежде всего это - материальные ресурсы (полезные ископаемые, плодородные земли, фабрики, заводы и т.д.). Они составляют своеобразный фундамент государствен­ной власти. Распоряжаясь ими, она может проводить ту или иную экономическую политику, поощрять одни слои населения и ограничивать права и привилегии других. Представим себе человека, который работает на предпри­ятии, принадлежащем государству. Именно государственная власть, обладая собственностью (в данном случае - предприятием), назначает заработную плату и тем самым им многом определяет тот образ жизни, который ведет человек. Это лишь частный случай того, как власть пользуется материальными ресурсами для того, чтобы добиваться от человека желаемого поведения и тем самым регулировать жизнь в стране. Но даже если человек не занят в сфере государственной собственности, власть не теряет рычагов воздействия на его жизнь. Ведь именно от того, какую политику в сфере экономики она проводит, зависит вся ситуация в стране и, следовательно, благосостояние каждого человека.

Не менее важны для государственной власти и социаль­ные ресурсы. Они включают в себя такие важнейшие эле­менты, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение (пенсии, пособия и другие выплаты). Госу­дарственная власть распоряжается ими, а это значит, что ее решения в конечном счете сказываются на жизни каж­дого из нас. Насколько доступно образование, чему и как учат в школах и институтах, можем ли мы получить свое­временную и качественную медицинскую помощь, поддерживает ли государство пожилых людей - эти и мно­гие другие вопросы находятся в ведении государственной власти, располагающей социальными ресурсами.

Государственная власть не может обойтись и без инфор­мационных ресурсов. Она является самым крупным дер­жателем информации обо всем, происходящем в стране. В органы государственной власти стекаются сведения о том, как работают промышленность и сельское хозяйство, как развиваются наука и культура, каково состояние при­роды, каковы доходы населения, сколько людей рождает­ся и умирает и многое другое. Такая информация пред­ставляет огромную ценность. Ведь, как известно, принять правильное решение можно только на основании полной информации. Представьте себя на минутку руководителем страны. Вам предстоит принять решение относительно постройки крупного промышленного центра в одном из ре­гионов. Конечно, вам потребуется информация не только о том, есть ли необходимые финансовые средства, но и о климатических условиях в данной местности, о полезных ископаемых и подземных водах, о наличии дорог и других транспортных артерий, о количестве трудоспособного на­селения, которое можно привлечь на строительство, об от­ношении людей к осуществлению данного проекта и т.д. Разумеется, руководитель может не принимать все это во внимание и просто отдать приказ о начале строительства. Но рано или поздно он столкнется с такими трудностями, которые поставят под сомнение целесообразность осущест­вления данного проекта. Как видим, информация - важ­нейший ресурс власти. Не случайно американский уче­ный Олеин Тоффлер (р. 1928) подчеркивал, что на исходе XX в. "знания... подчинили силу и богатство и стали опре­деляющим фактором функционирования власти".

Важны для государственной власти и духовные ресур­сы. Их составляют традиции общества, культурное насле­дие, настроения людей, их отношение к своему Отечеству и представителям власти. Конечно, духовные ресурсы очень трудно "измерить" и выразить в каких-то количест­венных показателях. Но от этого их значимость не умень­шается. Власть, которая умело пользуется духовными ре­сурсами, может рассчитывать на общественную под­держку. Вспомним, как в годы Великой Отечественной войны стихи и песни, кинофильмы и картины, история Отечества и даже религия использовались властью для то­го, чтобы поддерживать общий дух патриотизма, так необ­ходимого для победы. Не случайно и сегодня мы с полным правом говорим, что Советский Союз победил в войне не только благодаря силе оружия, но и благодаря силе духа.

Не обходится государственная власть и без силовых ре­сурсов. Их составляют армия, милиция, органы, отвечаю­щие за государственную безопасность, наконец, просто оружие. Мы уже говорили о том, что применение силы - это важнейшая отличительная черта государственной и части. Власть не может обойтись без принуждения. Ина­че как бы она справилась с преступностью, нарушениями общественного порядка, стихийными бедствиями, прояв­лениями агрессии со стороны других государств? Это, од­нако, не означает, что силовые ресурсы наиболее значимы п эффективны.

Используя только силу, государственная власть может добиться лишь кратковременного подчине­ния. На силу, как известно, может найтись не менее грозная сила. Таким образом, использование силовых ресурсов должно быть ограничено соображениями целесообразности.

Наконец, главным ресурсом власти являются сами люди, демографические ресурсы. В конце концов и все остальные ресурсы воплощаются в человеке. Им создается материальное и духовное богатство. Он является источником и владельцем информации. наконец, даже огромные горы оружия – ничто, если нет человека, способного им воспользоваться.

Вот почему государственная власть всегда стремится регулировать демографическую ситуацию в своей стране. Она бьет тревогу и принимает меры, если смертность населения начинает превышать рождаемость. Впрочем, не меньшее ее беспокойство вызывает и ситуа­ция, когда рождаемость столь высока, что возникает недо­статок природных ресурсов и средств для поддержания до­стойного уровня жизни. В первом случае государственная власть принимает меры, стимулирующие рождаемость, во втором - ее ограничивающие.

Даже в одном отдельно взятом действии власть, как правило, использует множество ресурсов. Например, при­нимая решение о проведении в стране реформы средней школы, она задействует материальные ресурсы - привле­кает средства для издания новых учебников, для подготов­ки и переквалификации учителей и т.д. Кроме того, она опирается на информацию о том, как развивалась система образования в прошлом, какие наиболее острые проблемы существуют в этой сфере сегодня, каковы национальные традиции и мировой опыт. Такое соединение ресурсов про­исходит и в любом другом случае. Государственная власть может действовать эффективно только в том случае, если она умело пользуется всеми их видами.

Разделение власти:

Государственная власть имеет тенденцию. к накоплению, не допустить этого можно лишь разделив власть. такое разделение можно произвести как по горизонтали так и по вертикали.

Горизонтальное деление предполагает рассредоточение власти, т.е. создание нескольких сдерживающих и уравновешивающих друг от друга её органов.

Законодательная власть принимает законы и решает принципиальные для развития страны вопросы. Ее, как правило, осуществляют органы, формируемые самим на­родом, путем выборов. Исполнительная власть, как явс­твует уже из названия, исполняет принятые решения и обеспечивает практическое управление страной. Ее осу­ществляет правительство. Судебная власть представлена органами, вершащими правосудие. Она играет роль неза­висимого арбитра, следящего за тем, чтобы в обществе со­блюдались общепринятые правовые нормы.

Каждая из этих ветвей должна быть независима от дру­гих в отведенных ей рамках. Каждая из них - власть, но власть не абсолютная. В такой системе невозможно ее со­средоточение в одних руках, в "едином кулаке", а значит, снижается вероятность злоупотреблений.

Попытка создать отлаженную систему разделения власти предпринимается сегодня и в Беларуси. В результа­те политических реформ законодательные функции отда­ны Национальному собранию, исполнительные - Прези­денту и Совету Министров, а судебные – Конституционному суду и всей системе судопроизводства. Заметим, что само по себе создание новых органов власти еще не гарантирует их разделения на деле. Необходимый баланс полномочий складывается постепенно, через споры, а подчас и конфликты.

Горизонтальное деление власти дополняется вертикальным. Это означает, что разграничение функций должно быть произведено и между различными уровнями государственной власти. В любой стране существует, по меньшей мере, два таких уровня: общенациональный (центральный) и местный. Между ними могут нахо­диться один или даже несколько промежуточных уровней. Так, в Беларуси помимо высших органов власти существу­ют областные, а еще ниже располагаются местные органы.

Общение между различными уровнями власти должно происходить на основе закона. Именно он фиксирует круг полномочий отдельных органов.

Смысл идеи разделения властей состоит не только в четком разграничении функ­ции и выяснении, кто за что отвечает, а во взаимном сдер­живании друг друга.

8. Функции государственной власти:

Функции – это основные направления деятельности, делятся на внутренние и внешние:

ВНУТРЕННИЕ:

· охрана законности и правопорядка, контроль за соблюдением законов в стране;

· руководство – выработка и принятие важных для общества решений;

· организация - согласование действий людей, групп, политических институтов, формирование политических отношений между государством и обществом;

· управление – непосредственная практическая деятельность по выполнению разработанных руководством планов

· *формирование государственного бюджета, управление налогообложением, ценовой политикой, регулированием производства;

· *социальная защита населения;

· *охрана, восстановление и улучшение природных условий жизни человека.

· *достижение общественного консенсуса в государстве;

ВНЕШНИЕ:

· защита от внешней угрозы;

· взаимодействие с другими государствами и международными организациями.

 

9. СИЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И КРИЗИС ВЛАСТИ: (дополнительный материал)

Сильная власть или насилие? Сегодня часто можно услышать, как люди, принадлежащие к различным со­циальным группам или различным поколениям, утверждают, что нам необходима сильная власть. Прак­тически все политические силы в нашей стране также выступают за установление сильной власти. Однако они зачастую понимают это совершенно по-разному. В дан­ной ситуации важно найти первоначальный, истинный смысл понятия.

Прежде всего зададимся вопросом: может ли считаться сильной власть, основанная на физическом насилии? Ви­димо, нет. Ведь власть прибегает к физическому принуж­дению именно тогда, когда у нее нет других аргументов, когда она не находит поддержки у народа ни в своих делах, ни в своих планах. Вот тогда-то ей и приходится прибегать к силе оружия. Следовательно, насилие в таком случае - показатель не силы, а слабости власти.

В этой связи английский публицист Сирил Н. Паркинсон провел любопытную аналогию: мы не назовем хоро­шим наездника, пишет он, которого не слушается лошадь, н ом сдерживает ее, лишь сильно натянув поводья, поскольку у хорошего наездника лошадь вообще не брыкается.

'Гак и в политике: сильна не та власть, которая с помощью оружия справляется с беспорядками, а которая их вообще не допускает.

И политике насилие проявляется как лишение люде свободы, жизни, нанесение им телесных повреждений. Насилие может быть разовым, одномоментным, но может стать и постоянным спутником политической жизни общества. Если власть и ее носители исходят из то­го, что человек по своей природе неразумен, несправедлив, нечестен, они рано или поздно прибегнут к массовому на­силию, оправдывая это желанием воспитать "глупый на­род, не понимающий своего счастья".

Насилие часто возникает в тех странах, где воцаряются идеи построения нового, совершенного общества. Такой красивый сам по себе идеал способен привести к насилию и репрессиям. "Для достижения прекрасного завтра не страшны никакие жертвы сегодня" - так или примерно так начинают рассуждать те, кто берется конструировать общественную жизнь, подобно архитектору, затевающему постройку дома. Разумеется, подобные рассуждения и оправдания очень опасны. История доказала, что они мо­гут открыть путь к массовому насилию.

Власть, вступившая на путь насилия, рано или поздно заходит в тупик. Это происходит потому, что всякое неле­гитимное насилие рождает протест и в конечном счете от­ветное насилие. Английский философ Дж. Локк писал: "Применение силы без полномочий всегда ставит того, кто ее применяет, в состояние войны как агрессора и дает пра­во поступать с ним соответствующим образом". Конечно, какое-то время власть может, прибегнув к массовым реп­рессиям, задавить все проявления недовольства, но такое затишье будет лишь временным: рано или поздно народ восстанет и против власти, и против выстроенной ею систе­мы насилия.

Насилие опасно еще и тем, что в наш атомный век оно может вовлечь в свою орбиту ядерное оружие, применение которого может обернуться мировой катастрофой. Замече­но, что в ходе войн и других проявлений массового насилия из жизни уходят лучшие представители общества. Самые смелые, сильные, решительные, умные и честные, как пра­вило, оказываются на переднем крае борьбы и погибают. Таким образом, насилие, подрывающее генофонд народа, имеет и весьма отдаленные трагические последствия.

Значит ли это, что политическая власть вообще не должна прибегать к насилию? Разумеется, нет. Всякая власть содержит элемент принуждения: одна часть обще­ства заставляет другую выполнить свою волю. Следова­тельно, любая власть потенциально несет в себе насилие. Более того, в обществе существуют специальные структу­ры - армия, милиция, которые и осуществляют насилие, но насилие санкционированное и легитимное. В против­ном случае общество не могло бы защитить себя от пре­ступности и агрессии. Так, если в обществе действуют группы экстремистов и террористов, которые держат лю­дей в страхе, то применение силы неизбежно. Но даже в этом случае, как и во всех других, насилие должно иметь свои пределы. Такие пределы устанавливаются законами, которые власть не должна преступать.

Итак, сильная власть это не синоним насилия. Можно даже сказать, что сильная власть - это, скорее, незаметная власть.Она, как это ни странно, может быть измерена тем, что не произошло. Если забастовка не произошла, если во­оруженный конфликт не разразился, если государство не погрязло в долгах, а граждане не обнищали, мы можем с полным правом назвать власть сильной. Иными словами, сильная власть - это эффективная власть, т.е. власть, решающая социальные проблемы свое­временно, с минимальными затратами и минимальными потерями.

Что свидетельствует о силе власти? Эффективность власти поддается измерению, а это значит, что можно най­ти какие-то количественные показатели. Таких показате­лей может быть множество. Ведь особенность государ­ственной власти в том и состоит, что она распространяется на все общество и ее решения обязательны для всех. Следо­вательно, показатели свидетельствующие о силе власти, надо искать во всех сферах общественной жизни. Назовем наиболее важные из них.

1. Уровень смертности, рождаемости, продолжи­тельности жизни. Если смертность столь высока, а рож­даемость столь низка, что обществу грозит вымирание, это показатель неблагополучия. Сигналом тревоги может считаться и слишком высокая рождаемость, если при этом возникает дефицит продовольствия или других средств жизнеобеспечения.

2. Уровень материального благосостояния. Для оп­ределения этого уровня существует множество экономи­ческих показателей: доля внутреннего валового продукта па душу населения, средняя заработная плата, структура доходов и расходов граждан и многое другое.

3. Уровень физической безопасности граждан. Этот показатель включает в себя уровень преступности в обще­стве, количество автомобильных и авиакатастроф, аварий на промышленных предприятиях, транспорте и т.п. Каж­дая из них в отдельности может показаться случайностью или роковым стечением обстоятельств, но взятые вместе они сигнализируют о неумении власти предвидеть буду­щую опасность.

4. Уровень налогов. Данный показатель необходим, чтобы определять, как дорого оценивает власть свои услу­ги обществу. Если налоги слишком высоки, то, даже при видимом благополучии, власть не может считаться эффек­тивной.

5. Величина управленческого аппарата. Она измеря­ется количеством чиновников, занятых в государственном управлении. Если их число растет, а дела в государстве не идут на лад, это - верный показатель неэффективности влас­ти. Оптимальным может считаться соотношение, когда на 30 "рядовых" граждан приходится 1 управленец.

6. Уровень образования населения. Этот показатель определяется уровнем грамотности, который не должен опускаться ниже 95%, количеством учебных заведений и специалистов с высшим образованием и др.

7. Уровень безработицы. Он свидетельствует не только об уровне материального благосостояния, но и об уровне социальной напряженности в обществе. Ведь безработный -это, как правило, человек остро неудовлетворенный своим положением. Если количество безработных растет, нарас­тает и недовольство существующей властью.

Разумеется, перечень этих показателей можно было бы продолжить. Мы назвали лишь наиболее важные из них, которые фиксируют наше внимание на главных сторонах жизни. Но и они помогают нам составить представление о том, что такое сильная власть. Кроме того, пользуясь ими при анализе конкретной общественно-политической ситу­ации, мы без труда обнаружим "слабые звенья" в деятель­ности власти, ее просчеты и проблемы.

Эффективность власти - величина меняющаяся. Она может нарастать, и тогда власть получает в обществе под­держку. Но она может и снижаться, что становится причи­ной наступающего кризиса.

 

 

 

 

ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ 26 «ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»:

(для учителя)

1. Дайте два определения понятия «политическая власть». Которое из них кажется вам наиболее убедительным? Прокомментируйте свой выбор. (отношения господства и подчинения в обществе, где существует разница интересов; регулятор общественной жизни, средство решения общественных проблем)

2. Назовите две основные функции политической власти. (инструмент поддержания целостности общества; средство регулирования процесса реализации соц. субъектами своих интересов)

3. Перечислите существенные черты политической власти. (суверенитет, воля, авторитет. принуждение)

4. Что означает понятие суверенитет политической власти? (независимость и неделимость политической власти)

5. Что предполагает наличие у субъекта политической воли? (наличие осознанной цели, способности её осуществить)

6. В чём выражается авторитет власти? (готовность субъектов добровольно подчиняться данной воли)

7. В чём особенность принуждения как свойства политической власти? (оно легитимно)

8. Назовите структурные элементы политической власти. (Субъект, объект, основания и ресурсы власти)

9. Что такое основания власти? (источники, но которые опирается власть, причины подчинения)

10. Что такое ресурсы власти? (средства для укрепления власти; то, что индивид может использовать для влияния на других)

11. Какие вы знаете основания и ресурсы власти? (экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные, убеждения, чувства, язык)

12. Приведите пример экономических оснований и ресурсов власти. (господствующие формы власти, ВНП, золотой запас, устойчивость нац. валюты; улучшение этих показателей – ресурс власти)

13. Приведите пример административно – силовых оснований власти. (правительство, органы гос. безопасности, ОВД, разведка,; ресурсы – мероприятия по совершенствования деятельности этих органов)

14. Всякая ли политическая власть есть власть государственная? (нет, политическая власть шире по своему содержанию, в ней участвуют не только органы гос. власти.)

15. Какие особенности свидетельствуют, что данная политическая власть – государственная? (спец. аппарат управления, распространяется на всю территорию гос-ва, использует законодательно закреплённое насилие)

16. Перечислите ресурсы гос. власти. (материальные, социальные, информационные, духовные, силовые, демографические)

17. Какой из перечисленных ресурсов является основным? (демографический) Почему?

18. Охарактеризуйте горизонтальное и вертикальное деление власти. (законодат., исполн., судебна власти – горизонтальное; центральная власть, областная, местная – вертикальное деление власти)

19. Может ли считаться сильной власть, основанная на физическом насилии? Ответ аргументируйте (нет)

20. Каковы, с вашей точки зрения, главные характерные черты сильной власти? (уровень смертности и рождаемости, уровень материального благосостояния, уровень физической безопасности граждан, уровень налогов, величина управленческого аппарата, уровень образования в стране, уровень безработицы).

21. Как вы считаете, что лежит в основе кризиса власти?

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: