Ирландская народная музыка




Ирландская музыка связана с танцем так же, как и шотландская, но в ней меньше чувствуется различие между фольклором и популярной музыкой. Вся жизнь в Ирландии – вечный концерт с песнями и танцами. Ирландская музыка (и много веков назад, и сейчас) сопровождает буквально каждое важное событие. Она всегда звучала перед военными сражениями, во время религиозных обрядов, на свадьбах, народных праздниках, ярмарках и вечеринках, в пабах и на улицах.

Ирландская музыка является продолжением музыкальных традиций древних кельтов. Именно они сделали музыку частью своих религиозных ритуалов.

 

Старинная форма ирландской повествовательной песни – «сеан-нос» (шан-нос). Эти песни поют на ирландском языке в традиционной манере, восходящей к началу 18 в. Публика активно участвует в исполнении сеан-нос, реагируя стандартными шутками, репликами и криками. Певцы могут подчеркнуть отдельные слова песни посредством мелодии или разыграть вдвоем музыкальную интермедию. Мелодии песен обильно украшаются мелизмами или сложными ритмическими фигурами, часто звучат акапелльно (певец сам себе аккомпанирует голосом).

Пение без аккомпанемента имеет различные варианты. Существует три основных варианта sean-nos — манстерский, коннахтский и ольстерский — что соответствует числу и названию провинций Ирландии, где находятся гэлтахты (Gaeltachtai).

Певцы из англоговорящих областей Ирландии (Galltacht), а также других стран могут либо придерживаться одного из этих вариантов, либо смешивать их — в зависимости от того, где они обучались. Носители официального стандарта ирландского языка чаще всего смешивают варианты sean-nos.

Не все варианты одинаково сложны: коннахтский (западный) — в большей степени, манстерский (южный) чуть проще и резче, а ольстерский (северный) буквально поражает своей простотой.

Ольстерский sean-nos наиболее сильно отличается от двух остальных. Этот вариант сложился под влиянием шотландских народных песен (Scots Gaelic Songs), которые имеют менее замысловатый мелодический рисунок, чем sean-nos. Исполнители sean-nos из Донегола обычно стараются сохранять ровный ритм в течение всей песни. Мелодия здесь представлена упрощенно (для sean-nos).

Коннахтский и манстерский варианты труднее отличить друг от друга, если, конечно, не знать диалектных особенностей языка. Оба направления предполагают наличие сложной мелодии, где основные приемы фольклорной музыки сочетаются с другими приемами, требующими большего мастерства.

Существует два основных типа орнаментации («украшения») мелодии: мелизматический и интервальный. Мелизматическая орнаментация выражается, как правило, в замене или выделении основной ноты группой смежных вспомогательных нот. В некоторых случаях вместо группы вспомогательных нот используется одна-единственная нота, ведущая к основной. Известен также вариант, когда основная нота заменяется двумя вспомогательными. Интервальная орнаментация связана с изменениями паузы между двумя нотами: она либо должна варьироваться по долготе, либо заполняется переходными нотами. Кроме того, в sean-nos может варьироваться не только тип орнаментации, но даже и основная тема.

Выделяются три типа вариаций: мелизматический, интервальный и ритмический.

Наличие в sean-nos орнаментации и вариаций совершенно исключает возможность хорового исполнения. Если такие попытки и предпринимались, то ни к чему хорошему они не явно вели, так как все тонкости орнаментации и вариаций в этом случае полностью сглаживались, и оставалась лишь ничем не прикрытая основная тема, нечто, что может спеть каждый, но чего петь не стоит. Поэтому, если на записи певцы поют вместе, они поют не дуэтом, а по очереди.

Вот несколько очень простых приемов sean-nos:

В большинстве случаев исполнители стараются как можно дольше держать основные ноты, которые обычно совпадают с главными словами песни. В результате музыкальное наполнение зачастую преобладает над смыслом текста, особенно если исполнитель уделяет больше внимания мелодии. Некоторые певцы, наоборот, концентрируются только на тексте — в ущерб музыкальной стороне, однако наиболее талантливые исполнители способны сочетать слова и музыку таким образом, чтобы передать свое восприятие песни.

Самый распространенный прием sean-nos называется «твердый приступ» (glottal stop): поток воздуха, проходящий через голосовые связки, внезапно блокируется, и нота неожиданно резко обрывается. Вероятно, многим эта процедура покажется совершенно ненужной и даже странной, так как «твердый приступ» нехарактерен для европейской традиции, однако для sean-nos, как и для некоторых музыкальных стилей Индии, Испании и других стран, он является необходимым элементом.

«Твердый приступ» используется для того, чтобы выделить либо только что прозвучавшую ноту, либо последующую, а чтобы определить, какую именно, нужно обращать внимание на долготу паузы. Длинная пауза, следующая за «твердым приступом», подчеркивает только что отзвучавшую ноту, а короткая — последующую.

Дыхание берется в течение долгой паузы, а в течение короткой — задерживается приблизительно на секунду. «Твердый приступ» широко распространен во всех областях Ирландии, где до сих пор исполняется sean-nos, а в некоторых регионах (например, в графстве Корк) он даже перешел в англо-ирландские баллады.

Одна из проблем, встающих перед певцом, — создать единство между музыкой и словами песни. Так как sean-nos исполняется без сопровождения, возможность заполнить паузу между куплетами инструментовкой, или сделать удачную музыкальную концовку исключена, приходится рассчитывать только на собственные силы. Некоторые исполнители успешно находят выход из положения, адаптируя слова песни к музыке. Музыкальная фраза не заканчивается в этом случае концом строки, а продолжается вплоть до середины следующей. Этот на первый взгляд неудачный способ, тем не менее, оправдан: так как песни, как правило, «набирают силу» к середине строки, пауза практически незаметна.

Случается также, что певец делает паузу после связующего слова (такого как agus (и), или ach (но)), и внимание аудитории в этом случае сосредотачивается не на паузе, а на продолжении фразы.

«Пение в нос» (nasalisation) — еще один очень распространенный прием, также направленный на создание ощущения целостности между мелодией и словами. Исполнитель голосом заполняет паузу в конце каждой строки, продолжая, таким образом, петь без текста. Лучше всего «пение в нос» можно услышать на гласных звуках. Певец, взяв ноту, смыкает губы, и в результате получается что-то наподобие «м-м-м». Этот «фоновый аккомпанемент» прекрасно вписывается в канву мелодии, так что можно смело его использовать. Возникающий фоновый эффект необходим в sean-nos для украшения песни и поддержания мелодии. Особое преимущество приема состоит в том, что исполнитель продолжает песню, не теряя при этом тона.

Кстати говоря, в ирландской музыке нет строго определенного тона голоса, однако это не проблема для исполнителя соло. Певицы, как правило, поют очень высоко, причем делают это почти подсознательно. Колебания тона голоса — нормальное явление для хорошей традиционной техники исполнения. Замечена даже тенденция скользить к основной ноте через интервал, который может быть больше или меньше полутона. Скольжение вниз применяется редко. Этот прием, возможно, подсказан музыкой волынки, наиболее часто его используют те, кому приходилось тесно сотрудничать с волынщиками.

Традиционные певцы не иллюстрируют эмоциональное содержание песни драматическими эффектами: возведенные к небу глаза, жесты рук, улыбки и нахмуренные брови неприемлемы, равно как и использование крещендо и диминуэндо. Из-за этого многие обозреватели назвали традиционное пение «безразличным».

 

Ирландские волынщики, прозванные «королями народной музыки», играют на особом, национальном виде инструмента. От западноевропейских волынок они отличаются тем, что воздух в трубки нагнетается мехами, а не вдувается самим исполнителем, к тому же бурдонные трубки (называемые регуляторами) настроены на аккордовые звуки, что увеличивает гармонические возможности инструмента. На ирландских волынках, как и на волынках шотландских горцев, часто играют во время народных гуляний, хотя выразительные возможности этого инструмента гораздо шире, что проявляется при исполнении медленных мелодий и причитаний. Немалую роль в ирландской музыке играет арфа, являющаяся национальным инструментом и геральдической эмблемой жизни. Арфа считалась божественным инструментом, и ни оно значимое события в жизни кельтов не обходились без ее участия. А на пирах в сопровождении арфы звучали легенды о подвигах кельтских воинов. Кельтская арфа долгое время была единственным музыкальным инструментом в Ирландии.

Ирландские танцы.

Irish dance (Ирландские танцы) – одно из самых динамичных направлений. Первые танцевальные мероприятия ирландских крестьян появились еще в XI веке. Но развитым стилем таким, каким мы знаем их сегодня, стали только в XVIII веке. Этому предшествовали множественные запреты: во времена английской колонизации все проявления культуры Ирландии пытались искоренить. Но на местных вечеринках, втайне от англичан, жители продолжали исполнять свои национальные танцы.

Irish dance - это быстрые и точные движения ногами при зафиксированном корпусе. Каждую комбинацию движений одной ноги (прыжки, подъемы стопы и удары в пол) должна повторить и другой ногой. Несмотря на исполнение одних и тех же основных элементов, каждый танец особен за счет разнообразия разных сочетаний и последовательности этих элементов. По такой же причине на соревнованиях запрещается съемка выступления танцоров.

Главная традиция ирландского танца - руки остаются неподвижными на протяжении всего танца. Они напряжены и вытянуты вдоль всего тела. Такая особенность обусловлена такими причинами: вначале ирландские танцоры сильно размахивали руками, в то время как католическая церковь, считала это вульгарным и запретила вообще двигать руками. На местных вечеринках танцорам было очень мало места для возможности двигать руками. Первые учителя этого танца специально не разрешали ученикам задействовать руки, чтобы сделать движения ног хорошо просматриваемыми.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: