Занятие №12. Народная музыкальная культура
Британских островов.
Истоки британской музыки восходят к музыкальной культуре кельтских племён, населявших Британские острова с 4 века.
В первом веке до н.э. кельты населяли значительную часть западной и центральной Европы. Постепенно их язык, традиции и верования передались и другим народам, жившим в этом регионе. Слово «кельт» происходит от греческого «Keltoi», так нарёк этот народ греческий философ и историк Геродот. Кельты, которые населяли материковую Европу именовались галлами, а те, которые проживали на Британских островах, соответственно - бриттами. В 1 веке н.э. большая часть Британских островов перешла под владычество Римской империи, а кельты центральной Европы попали под власть германских племён. В наши дни кельтские традиции и язык сохранились в провинции Бретань (западная часть Франции), Уэльсе, Шотландских островах и Ирландии.
Сохранились образцы древней устной народно-песенной традиции, единственными носителями которой были арфисты и барды - певцы - поэты, сказители, исполнители и создатели эпических и героических песен. Они не только исполняли, но и сами являлись авторами мелодий и поэтических текстов. Огромной популярностью пользовались в народе на сельских праздниках и городских ярмарках ставшие традиционными в средние века состязания арфистов. В музыкально-поэтическом творчестве ирландских бардов было типичным чтение нараспев или скандирование стихов под аккомпанемент арфы в собственном исполнении или в сопровождении арфиста. В конце средних веков появились профессиональные поэтические школы бардов.
В древности Бард был поэтом и рассказчиком, который обучился в Бардической школе. Барды были хранителями традиции, памятью племени. Обучение Барда было интенсивным и продолжалось много лет. Имелись вариации в программах между Шотландией, Ирландией и Уэльсом. В Ирландии обучение продолжалось двенадцать лет по строгому расписанию. В дополнение к поэзии и рассказам, Барды, сочиняли музыку и танцевали. Имеются описания танцев Друидов в Бретани, и возможно, что отголоски этих ранних священных и праздничных танцев содержатся в танце Морриса, танце Хорна Игумена Бромлей и других народных танцев.
|
Сохранившиеся изобразительные, литературные и фольклорные источники свидетельствуют, что музыка с давних времён занимала важное место в быту и общественной жизни английского народа. Большую группу в английском фольклоре составляют «песни-баллады» эпического характера, воспевающие подвиги национальных героев, борьбу народа против феодального гнёта.
На разных исторических этапах баллада выступала как самый популярный жанр фольклора Англии. Более того, она участвовала в рождении двух самых специфичных фольклорных жанров США — спиричуэлс и блюзов, обнаружив при этом способность к гибким преобразованиям и поразительную жизнеспособность.
В истории многоголосного пения, известного со времен Возрождения (самую раннюю дошедшую до нас английскую песню, знаменитый «Летний канон» «Лето пришло» — согласно старому написанию «Sumer is leumen in» — относят к 1280 г.), еще больше, чем в предшествующих жанрах, смывается грань между устной и письменной традициями. В 1609 г. появился первый сборник Томаса Равенскрофта «Pammelia», содержащий (трех-, четырех — и так далее вплоть до десятиголосных) песни народного происхождения.
|
Шотландская народная музыка
Скотты, бриты, скандинавы населяли территорию Шотландии, поэтому нет ничего удивительного, что песенно-танцевальные традиции этих племен оказали самое большое влияние на музыкальное искусство шотландцев. Одним из ярких признаков того, что шотландцы сохраняют связь со своим древним культурным наследием, является та огромная популярность, которой в стране и по сей день пользуются традиционная музыка и танцы.
Самые важные события в жизни шотландца не обходятся без шотландской волынки. Специфическая громкая музыка, которую издает шотландская волынка, имеет свою историю. Изначально волынку использовали как сигнальный инструмент, в средние века как ритуальный. Годами позже волынку начали применять в Британском военном оркестре. Волынка вдохновляла солдат на подвиги, и сигнал волынки звучал во время солдатских сборов. Долетает звуки шотландской волынки на расстояние до трех километров. В четырнадцатом веке во время завоевания англичанами шотландских земель, войска шотландцев шли в бой под звуки волынки. Причиной был и тот факт, что англичане не любили этот специфический звук, издаваемый волынкой.
Сначала волынка попала в Ирландию, а затем в Шотландию. Шотландцы к этому музыкальному инструменту добавили третью трубку и украсили традиционным узором-клеткой.
Помимо инструментальной музыки, в Шотландии распространены и различные жанры вокальной народной музыки, тесно связанной с языком северной и северо-западной областей страны. Живя небольшими общинами, в которых зачастую не было музыкантов, чтобы играть на местных танцах, гаэльские певцы изобрели «инструментальное» пение для аккомпанемента танцам.
|
Шотландия – это родина европейских баллад. Большей частью эти песни разучивались со слуха, передавались от исполнителя к исполнителю только устно, письменных записей для них не делалось. Поэтому существует такое разнообразие вариантов текстов одной и той же песни в разных регионах Шотландии. Самая известная песня – новогодняя «Auld Lang Syne» на стихи Роберта Бернса. Во всех англоязычных странах ее поют на Новый год.
Большая часть баллад сегодня существует в виде поэм, хотя это на самом деле древние традиционные песни шотландцев. Все они рассказывают какую-нибудь историю, тема которой часто трагическая, включают слова рассказчика и прямую речь. У них ярко выраженная ритмика, как правило, с ударением на второй и четвертой строке. Баллады начали повсеместно появляться в XVI веке, хотя их темы имеют гораздо более древнее происхождение. Два основных центра традиций исполнения баллад – Северо-восток и Пограничье, хотя исследователи не без оснований считают, что самые лучшие баллады – родом из северного Хайлендса. Оригинальные авторы и первые исполнители баллад неизвестны, каждая из них передавалась из уст в уста, пока не была записана или напечатана. Первым большим собирателем шотландских баллад была Анна Гордон (Anna Gordon) в XVIII в.
Распространены также трудовые песни и гаэльские т. н. валяльные песни исполняются в процессе обработки шерсти (ее толкут в длинных деревянных лотках), часто группами женщин по 12–16 человек. Эти песни с четким ритмом и неизменяемым мотивом обычно посвящены местным событиям, историям из жизни.