Игры и упражнения на развитие толерантности




«Фисташки»

Цель:

Поговорить о том, какие у нас различия и что у нас общего.

Ход игры:

Раздать детям по две фисташки в скорлупе и попросить пока их не есть и не снимать скорлупу. Важно, чтобы упражнение проходило в спокойной, слегка «магической» атмосфере. Попросить детей ответить на следующие вопросы (обсуждение групповое):

- Какие фисташки на ощупь? А какие люди на ощупь?

- Как бы вы описали скорлупу? А как бы вы описали человеческое тело?

- У фисташек одинаковые размер и форма? А у людей одинаковые размер и форма?

- Фисташки одного цвета? А люди одного цвета?

- Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты? А люди могут ломаться и трескаться?

- Потрясите фисташки. Вы слышите звук? А какие звуки издают люди?

- Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия? А люди отличаются внутри и снаружи?

- Съешьте фисташки. Какие они на вкус? Можно ли сказать, что у человека есть вкус?

- Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие? А можно ли поступать так с людьми?

«Я тоже»

Цели:

- научиться осознавать собственную уникальность и гордиться ею;

- осознать уникальность других;

- создать атмосферу открытости и доверия.

Ход игры:

Попросите детей подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных в группе. Ребёнок говорит, например: «У меня пять братьев и сестер». Если никто в группе не может сказать «Я тоже» или «У меня тоже», участник получает 1 балл, если же кто-то из группы может сказать «Я тоже», то ход переходит к этому участнику. В конце игры подсчитываются баллы (можно давать детям фишки). Хорошо, если педагог также участвует в упражнении, и своими репликами переводит разговор с внешних характеристик на более внутренние, а также на другие различия.

Обсуждение:

- хорошо ли быть особенным?

- каждый ли человек особенный. Почему?

- что делает нас особенными?

«Большие и маленькие»

Возраст любой. Для более старших детей, использовать более сложные критерии (вместо «высокий» — «веселый», и т. д.)

Цели:

- развить навыки невербальной коммуникации;

- помочь детям осознать, что любое описание человека является относительным;

- создать веселую атмосферу;

Ход игры:

Во время выполнения заданий запрещается разговаривать

- Проведите воображаемую черту посреди комнаты или воспользуйтесь каким-либо предметом, например, верёвкой. Встаньте на этой черте. Теперь скажите: «Пусть все высокие встанут справа, а низкие — слева».

- Игнорируйте сомнения тех детей, которые не знают, куда им встать.

- Повторите ту же процедуру, разделив, например, тех, кто рисует хорошо и тех, кто рисует плохо.

- Придумайте еще несколько критериев. После этого попросите детей выстроиться по росту без слов.

Обсуждение должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить людей на две группы по какому-то признаку. Нет «высоких» и «низких». Все зависит от ситуации или от того человека, который делает выводы. Наклеивание «ярлыков» часто мешает дружбе.

«А я считаю»...

Цели:

- осознать возможность сосуществования различных мнений;

- осознать ценность собственного мнения, отличного от других;

Ход игры:

Проведите посреди помещения воображаемую черту. С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс («согласен»), с другой — минус («не согласен»). Сама черта означает отсутствие мнения.

Объясните участникам, что вы будете зачитывать им утверждения. Те, кто согласен встанет на сторону «плюса», а те, кто не согласен — на сторону «минуса». Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться. Примеры утверждений (основная идея в том, что утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают возможность различных мнений).

- Лучше играть в футбол, чем кататься на коньках.

- Играть «в компьютер» веселее, чем смотреть телевизор.

- Весна лучше осени.

- Самый классный мультик — «Маша и медведь».

- Самое прекрасное домашнее животное — кошка.

Обсуждение:

Кто был прав в каждом случае? Был ли кто-нибудь прав вообще? Можно ли сказать, что у людей могут быть различные мнения? Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Им это нравилось? Не хотелось ли им поменять мнение? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?

«Надо договориться»

Цели:

- развлечь группу;

- сконцентрировать внимание участников;

- осознать ценность сотрудничества;

- показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия;

- сплотить группу.

Ход игры: Детям предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти, но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй — «два», и т. д. Есть только одна проблема — если участники произнесут число одновременно — группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры. Обсуждение:

- как началась игра?

- чего хотелось каждому сначала?

- почему сначала ничего не получалось?

- как удалось досчитать до десяти?

- чему нас учит эта игра?

«Кого я боюсь?»

Цели:

- выявить и проработать страхи участников, связанные с предрассудками;

- придать детям уверенность в общении с людьми, которые казались им страшными;

- вербальная разрядка страха

Материал: кусочки бумаги, ручки, шляпа или кепка.

Ход игры:

- Напомните детям, что все мы кого-то боимся. Кроме знакомых людей, которые могут, например, сделать нам замечание, мы боимся и людей, которых мы совсем не знаем. Это совсем не стыдно. Приведите пример такого страха, который вы испытывали в детстве.

- Попросите участников подумать, кого они боятся. Важно, чтобы это был не знакомый человек, а кто-то, кого они не знают. Пусть они напишут свой страх на кусочке бумаги (помочь детям, которые не умеют писать). Соберите их и сложите в шляпу или кепку и тщательно перемешайте.

- Покажите группе «шляпу страхов».

- Пусть участники по очереди вытаскивают страхи из шляпы.

- Каждый участник должен рассказать, что он думает о попавшемся ему страхе.

· испытывает ли он тоже этот страх?

· почему у человека может появиться такой страх?

· надо ли этого бояться?

· если нет, то почему?

· что можно посоветовать человеку с таким страхом? Как можно бороться с этим страхом?

Обсуждение.

- почему мы боимся некоторых людей, которых даже не знаем?

- может быть, кто-нибудь боится нас?

- всегда ли эти страхи оправданы?

- могут ли различия быть пугающими?

- как научиться не бояться различий?

Дома спросить у родителей, чего или кого они боялись в детстве и почему они уже не боятся.

«Почему мне нравится мой характер»

Цели:

- формировать представление о своём характере, его чертах;

- принимать и любить себя, быть толерантным к себе;

- поддерживать положительную самооценку;

- воспитывать чувство уверенности в себе.

Ход игры:

Дети садятся в круг и, передавая друг другу мяч, называют одну из черт своего характера. Воспитатель помогает детям, поддерживает, называя, если ребёнок затрудняется, положительные черты его характера.

«Угадай, кого мы загадали»

Цели:

- формировать представление детей о внешних и внутренних особенностях друг друга;

- способствовать становлению у детей толерантности по отношению к другому, независимо от внешних качеств;

- учить уважительно и деликатно вести себя со сверстниками.

Ход игры:

Один ребёнок, водящий, выходит из комнаты, а дети загадывают кого-нибудь из присутствующих, описывая его внешность, характер, привычки. Водящий, возвращаясь, угадывает, кого дети загадали.

«Имена»

Педагог по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить твоё имя? Как тебя ласково зовут дома? Как бы ты хотел, чтобы тебя называли?»

«Узнай, про кого расскажу»

Педагог описывает внешность кого-либо из ребят, а дети, разглядывая себя в большом зеркале, угадывают, о ком идёт речь.

«Похвали себя»

Дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч. Воспитатель предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту, хорошие поступки, хорошие черты характера (привести пример: я добрый, отзывчивый, ласковый и т. п.). После игры — обсуждение:
Легко ли было хвалить себя? -

Кого вам легче хвалить, себя или других? -

Кто вас хвалит? -

Что вы чувствуете, когда вас хвалят? - Вы любите хвалить других?


«Моя улица»

Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют улицу, на которой они родились. Педагог записывает или запоминает названия улиц.

2 часть. Педагог говорит: «Улица моя родная, как зовут тебя я знаю. (говорит название одной из улиц), а дети, которые родились на этой улице, встают в центр круга и обнимаются. (Если какую-либо улицу назвал только один ребёнок, то педагог называет две или три улицы, чтобы в круг встали несколько детей).

«Домино»

Первый участник (желательно — ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики — «С одной стороны, я ношу очки, с другой — люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны — у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино — можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т. д.

Вопросы для обсуждения: -

- что нового узнали друг о друге; -

-что чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них; -

-что чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож; -

- хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

«Все мы разные»

Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого. Воспитатель: «Ты на друга посмотри, в чём различия назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего напротив в другой шеренге. Например: «У меня красное платье, а у Коли серая футболка; у меня косички, а у Ани стрижка; у меня синий бант, а у Вани нет банта». Сначала говорят дети, стоящие в одной шеренге, потом — в другой.

«Все мы похожи»

Проводится так же, как игра «Все мы разные», но дети называют общее между собой и другом. Например: «Мне сегодня было весело и Маша сегодня смеялась; у меня короткая стрижка и у Толи тоже; у меня есть брат и у Светы тоже»...

Упражнение «Пять добрых слов» (для школьников)

Цель: получение обратной связи от группы, повышение самооценки, самопознания, возможность сделать приятное другому человеку.

Материалы: листы бумаги, ручки или фломастеры.

Дети делятся на группы по 5-6 человек. Затем рассаживаются в круг. Каждый должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать своё имя. Потом ребёнок передаёт свой лист соседу справа, а сам получаете рисунок от соседа слева. В одном из пальчиков, на полученном рисунке, дети должны будут написать какое-нибудь положительное слово-качество, подходящее обладателю листка (например, «добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых» и т.д.) и так, пока лист не вернётся к владельцу.

Ведущий собирает листки и уже все вместе угадывают, о ком написаны комплименты, которые зачитывает ведущий с каждого листа. Лист вручается владельцу и остаётся у него.

 

Упражнение «Как быть толерантным в общении»

Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

-Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций - кто-то обижается, кто-то «сдаёт сдачи», кто-то пытается найти достойное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации, не унизив другого и сохранив собственное достоинство?

Задание: Вспомнить и рассказать ситуацию, когда вас или ваших знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а другой - в роли обидчика. Тот, кто в роли обиженного человека, пытается достойно выйти из ситуации.

Практическая часть.

Составление схемы достойного выхода из конфликтной ситуации.

-Начни разговор с точного описания ситуации, которая тебя не устраивает («Когда ты накричал на меня …»).

-Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к себе («Я почувствовал …»).

-Скажи человеку, как бы хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя («Поэтому в следующий раз я попрошу тебя не высказывать свои замечания не в таком тоне …»).

-Скажи, как ты себя поведёшь в случае, если человек изменит, или не изменит своё поведение («Тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям», «Мы вместе всё обсудим и решим нашу проблему»).

Обсуждение: что удачнее кто предложил и почему.

Подведение итога.

 

Упражнение «Паутина предрассудков»

Цель: показать, как себя чувствует человек, являющийся объектом стереотипов и предрассудков; дать возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.

Рассказ ведущего о роли негативных предрассудков отношениях между людьми. Опутанный паутиной предрассудков человек, чувствует себя бесправным, беззащитным, обиженным.

Ведущий предлагает кому-либо выйти в круг и сыграть роль человека, которого в чём-то обвиняют. Он садится в центре круга на стул, а остальные начинают рассказывать о названной «теме», то есть обвиняют его и т.п. (но выбирая слова). После каждого негативного высказывания ведущий обматывает участника клубком из ниток. Затем обращается к остальным: «Какие чувства у вас возникли к нему?». Возникает желание распутать его. Для этого всем предлагается вспомнить что-то хорошее об этом человеке, похвалить его, посочувствовать ему. Так, пока не распутают участника.

Подведение итога.

 

Игра-разминка «Да!»

Цель: научиться принимать к сведению желания и мнение других людей, оказывать поддержку.

Столы и стулья отодвинуты в сторону, чтобы было больше места.

Сейчас мы все вместе будем играть в игру с необычным названием «Да!». Расслабьтесь, чувствуйте себя свободно. Сейчас я предложу осуществить какое-либо действие и в ответ каждый должен крикнуть «Да-а!» И только после этого выполним то, что задумала, то есть предложено.

Каждый должен предложить что-нибудь.

 

Игра-разминка «Полюса»

Цель: повышение уровня сплочённости, взаимопонимания и согласованности действий в группе

Два стула ставим в противоположных сторонах комнаты. Дети должны выстроиться в ряд между стульями, как можно быстрее, но, не обижая друг друга, по следующим признакам:

-у кого светлые волосы вначале, затем темнее и заканчивая теми, у кого тёмный цвет волос;

по цвету глаз;

по цвету одежды;

по росту (в прямом и обратном порядке).

А теперь все объединитесь в одно созвездие и покажите:

-как оно двигается;

как живёт;

на что похоже;

как называется.

Молодцы. Как сегодня мы объединились в созвездие, так и все люди живут, существуют в разных группах. У каждого есть семья со своими традициями, укладом, праздниками, ценностями. Как вы думаете, а в какие общности входите вы? Класс, школа, друзья во дворе, кружки. Каждое объединение по-своему ценно и значимо для вас, и в каждом из них находят выражение, проявляются разные стороны нашей личности, делая нас неповторимыми, не похожими друг на друга.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: