Проблема познаваемости мира




Структура деятельности

Деятельность включает в себя цель, средства,

субъект (тот, кто осуществляет деятельность),

объект (тот, на кого деятельность направлена), и результат.

Субъектом может быть как один человек, так и группа людей, государственное учреждение, и т. д. Объектом может быть природа, другой человек, какая-либо сфера общественной жизни, и т. д.

Виды деятельности:

- Труд – преобразование человеком окружающей среды;

- Игра – имитация реальных действий;

- Учение - приобретение знаний, умений и навыков;

Творчество – создание качественно новых, ранее не существовавших ценностей.

 

3. Потребности и интересы человека

Под потребностью в обыденном смысле понимается нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Однако в научной теории понятие потребности обозначает постоянное противоречие между наличной ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека (так, например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует потребности человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность).

Классификацию потребностей человека предложил американский психолог А. Маслоу. Он отделял первичные (врожденные) потребности от вторичных (благоприобретенных).

Первичные потребности включают в себя:

а) физиологические (потребности в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и др.);

б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в завтрашнем дне, и т. д.)

Вторичные потребности включают в себя:

а) социальные (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с другими людьми деятельности);

б) престижные (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, достижении успеха, служебном росте и т. д.);

в) духовные (потребности в самовыражении).

 

Интерес — осознанная потребность, характеризующая отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное общественное значение, притягательность.

Направляемая действием потребностей человеческая деятельность осуществляется благодаря наличию у индивида богатейшего комплекса способностей.

Способности - индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенного рода деятельности.

4.

 

 

Точка зрения Сущность
Нигилистическая ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАПРЕЩАТЬ! Свобода - это ничем не ограниченное право человека делать то, что ему хочется
Свобода как осознанная необходимость (Гегель, Маркс, Энгельс, Ленин) Необходимость понимается здесь как объективные, не зависящие от воли и сознания людей, законы развития природы и общества. Тот, кто познал эти законы – свободен, так как он действует в соответствии с ними.
Экзистенциалистское понимание свободы (Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Хосе Ортега-и-Гассет) Человек обречён на свободу. Свобода – это выбор человека в пограничной со смертью ситуации. Ответственность за последствия этого выбора полностью ложится на выбирающего. Живи свободно, но ответственно.

 

5.

 

Точка зрения Сущность
Нигилистическая Жизнь бессмысленна потому, что человек смертен и Бога нет. Поэтому – ПОСЛЕ НАС ХОТЬ ПОТОП!
Атеистическая Нет Бога, нет посмертного суда и воздаяния. Смысл жизни в том, чтобы оставить что-то после себя людям. "Каждый должен что-то оставить после себя. Сына, или книгу, или картину, выстроенный тобой дом или хотя бы возведённую из кирпичастену, или сшитую тобой пару башмаков, или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чем после смерти найдёт прибежище твоя душа. Люди будут смотреть на взращённое тобою дерево или цветок, и в эту минуту ты будешьжив". Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
Логотерапевтическая (Виктор Франкл) «Жизнь человека полна смысла до самого конца … И пока сознание не покинуло человека, он постоянно обязан реализовывать ценности и нести ответственность. Он в ответе за реализацию ценностей до последнего момента своего существования». Жизнь требует от человека,чтобы он нашёл и реализовал неповторимый смысл своего существования.

6.

Проблема познаваемости мира

Познание - особый вид человеческой деятельности, направленной на приобретение знаний о мире.

Знание – цель и итог познавательной деятельности. Совокупность сведений об окружающем мире.

Субъект познания – отдельный человек или общество в целом.

Объект познания - весь окружающий мир или отдельный его элемент.

Виды познания – обыденное, научное, философское, художественное.

Ступени познания

1. Чувственное познание - познание с помощью органов чувств

Формы чувственного познания:

Ощущение – отражение отдельных свойств и качеств предметов.

Восприятие – формирование целостных образов предметов и их свойств.

Представление - сохранение в сознании чувственного образа воспринимаемого предмета.

2. Рациональное познание - познание с помощью разума.

Формы рационального познания:

Понятие –форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.

Суждение - форма мышления, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо.

Умозаключение - получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью логического мышления.

 

Результаты чувственного познания - закрепляются в сознании в виде образов.

Рациональное познание - результаты закрепляются в знаковых формах и системах.

В познании важную роль играет интуиция способность человека к постижению истины без обоснования с помощью доказательств.

Познаваем ли мир?

Существует направление в философии, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины. Это направление называется агностицизм, а его представители – агностиками (от греч. agnostos — недоступный познанию). Агностики утверждали, что тела – это «комплексы ощущений». Другой их тезис: «Существовать – значит, быть воспринимаемым».

 

7. Мировоззрение (миросозерцание) - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и к самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения людей, их идеалы, принципы познания и деятельности.

Типы мировоззрения:

житейское (обыденное);

религиозное мировоззрение;

философское мировоззрение;

Научное мировоззрение.

Носители мировоззрения — личность и социальная группа.

8. Понятие «общество»

в широком смысле — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей;

в узком смысле — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.

Общество – система, то есть:

- оно состоит из элементов;

- эти элементы взаимосвязаны;

- эти элементы структурированы.

Общество – динамичная система, то есть оно обладает способностью к саморазвитию, но при этом сохраняет свои основные черты и качественную определённость.

Людей в общество объединяют совместные цели, ценности и интересы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: