Структура деятельности
Деятельность включает в себя цель, средства,
субъект (тот, кто осуществляет деятельность),
объект (тот, на кого деятельность направлена), и результат.
Субъектом может быть как один человек, так и группа людей, государственное учреждение, и т. д. Объектом может быть природа, другой человек, какая-либо сфера общественной жизни, и т. д.
Виды деятельности:
- Труд – преобразование человеком окружающей среды;
- Игра – имитация реальных действий;
- Учение - приобретение знаний, умений и навыков;
Творчество – создание качественно новых, ранее не существовавших ценностей.
3. Потребности и интересы человека
Под потребностью в обыденном смысле понимается нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Однако в научной теории понятие потребности обозначает постоянное противоречие между наличной ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека (так, например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует потребности человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность).
Классификацию потребностей человека предложил американский психолог А. Маслоу. Он отделял первичные (врожденные) потребности от вторичных (благоприобретенных).
Первичные потребности включают в себя:
а) физиологические (потребности в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и др.);
б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в завтрашнем дне, и т. д.)
Вторичные потребности включают в себя:
а) социальные (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с другими людьми деятельности);
б) престижные (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, достижении успеха, служебном росте и т. д.);
в) духовные (потребности в самовыражении).
Интерес — осознанная потребность, характеризующая отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное общественное значение, притягательность.
Направляемая действием потребностей человеческая деятельность осуществляется благодаря наличию у индивида богатейшего комплекса способностей.
Способности - индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенного рода деятельности.
4.
Точка зрения | Сущность |
Нигилистическая | ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАПРЕЩАТЬ! Свобода - это ничем не ограниченное право человека делать то, что ему хочется |
Свобода как осознанная необходимость (Гегель, Маркс, Энгельс, Ленин) | Необходимость понимается здесь как объективные, не зависящие от воли и сознания людей, законы развития природы и общества. Тот, кто познал эти законы – свободен, так как он действует в соответствии с ними. |
Экзистенциалистское понимание свободы (Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Хосе Ортега-и-Гассет) | Человек обречён на свободу. Свобода – это выбор человека в пограничной со смертью ситуации. Ответственность за последствия этого выбора полностью ложится на выбирающего. Живи свободно, но ответственно. |
5.
Точка зрения | Сущность |
Нигилистическая | Жизнь бессмысленна потому, что человек смертен и Бога нет. Поэтому – ПОСЛЕ НАС ХОТЬ ПОТОП! |
Атеистическая | Нет Бога, нет посмертного суда и воздаяния. Смысл жизни в том, чтобы оставить что-то после себя людям. "Каждый должен что-то оставить после себя. Сына, или книгу, или картину, выстроенный тобой дом или хотя бы возведённую из кирпичастену, или сшитую тобой пару башмаков, или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чем после смерти найдёт прибежище твоя душа. Люди будут смотреть на взращённое тобою дерево или цветок, и в эту минуту ты будешьжив". Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». |
Логотерапевтическая (Виктор Франкл) | «Жизнь человека полна смысла до самого конца … И пока сознание не покинуло человека, он постоянно обязан реализовывать ценности и нести ответственность. Он в ответе за реализацию ценностей до последнего момента своего существования». Жизнь требует от человека,чтобы он нашёл и реализовал неповторимый смысл своего существования. |
6.
Проблема познаваемости мира
Познание - особый вид человеческой деятельности, направленной на приобретение знаний о мире.
Знание – цель и итог познавательной деятельности. Совокупность сведений об окружающем мире.
Субъект познания – отдельный человек или общество в целом.
Объект познания - весь окружающий мир или отдельный его элемент.
Виды познания – обыденное, научное, философское, художественное.
Ступени познания
1. Чувственное познание - познание с помощью органов чувств
Формы чувственного познания:
Ощущение – отражение отдельных свойств и качеств предметов.
Восприятие – формирование целостных образов предметов и их свойств.
Представление - сохранение в сознании чувственного образа воспринимаемого предмета.
2. Рациональное познание - познание с помощью разума.
Формы рационального познания:
Понятие –форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.
Суждение - форма мышления, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо.
Умозаключение - получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью логического мышления.
Результаты чувственного познания - закрепляются в сознании в виде образов.
Рациональное познание - результаты закрепляются в знаковых формах и системах.
В познании важную роль играет интуиция – способность человека к постижению истины без обоснования с помощью доказательств.
Познаваем ли мир?
Существует направление в философии, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины. Это направление называется агностицизм, а его представители – агностиками (от греч. agnostos — недоступный познанию). Агностики утверждали, что тела – это «комплексы ощущений». Другой их тезис: «Существовать – значит, быть воспринимаемым».
7. Мировоззрение (миросозерцание) - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и к самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения людей, их идеалы, принципы познания и деятельности.
Типы мировоззрения:
житейское (обыденное);
религиозное мировоззрение;
философское мировоззрение;
Научное мировоззрение.
Носители мировоззрения — личность и социальная группа.
8. Понятие «общество»
в широком смысле — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей;
в узком смысле — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.
Общество – система, то есть:
- оно состоит из элементов;
- эти элементы взаимосвязаны;
- эти элементы структурированы.
Общество – динамичная система, то есть оно обладает способностью к саморазвитию, но при этом сохраняет свои основные черты и качественную определённость.
Людей в общество объединяют совместные цели, ценности и интересы.