Рассудительный (вдумчивый).




Мэтью Генри

 

МОЛОДЫЕ ХРИСТИАНЕ

 

Миссия

«Приди и помоги»


 

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

 

 

Эта книга начинается со стихов из Священного Писания, которые записаны в Послании к Титу 2:1,6. В стихе 6 Синодальный перевод Библии употребляет слово «целомудренными». Это слово можно перевести на русский язык как «благоразумные» и «здравомыслящие». В этой книге все цитаты текстов Ветхого и Нового Заветов взяты из Синодальной Библии.

 


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Ты же говори то, что сообразно с здравым учением... увещевай быть целомудренными» (Тит. 2:1,6).

 

В этом послании состарившийся Павел наставляет молодого служителя Тита, «истинного сына по общей вере», в том, на какие темы проповедовать. В выборе проповеди служителям нужна мудрость, о которой необходимо постоянно молиться. Это и другие наставления из Священного Писания должны определять и направлять их проповеди.

В общем, служитель обязан говорить «то, что сообразно с здравым учением» (Тит. 2:1). Он должен проповедовать учение Христа — истину такую, какая она есть в Иисусе — великую тайну благочестия. Это и есть здравое, неиспорченное учение, полезное как духовная пища, которой души питаются в возрастание (1 Тим. 4:6). Оно также полезно для лечения. Это исцеляющее учение, поскольку говорит о прощении грехов для тех, которые испытывают ужас вины, и обещает силу против греха тем, кто жалуется на силу развращенной плоти. Слава Богу, это здравое, исцеляющее учение проповедуется вам во всей своей чистоте, и, я надеюсь, во всей своей силе — вовремя и не вовремя.

Но это еще не все. Служитель также должен говорить истинное слово, согласное со здравым учением, в противовес иудейским басням и постановлениям людей, искажающим учение Христа (Тит. 1:10,14). Лучший способ хранить себя от заблуждения — это наряду с самим учением проповедовать обязанности христианина — истину, относящуюся к благочестию (Тит. 1:1).

Практическая религия, которая правит сердцем и жизнью, органически согласуется с доктриной христианства. Таковая религия должна быть соответственно проповедована учителями этой доктрины. И как им, так и всем исповедующим это учение, нужно сделать ее делом своей совести. «Благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2:11), научает нас, и поэтому служители слова этой благодати должны учить вас тому, что все надеющиеся на спасение обязаны отвергать нечестие и мирские похоти и жить целомудренно, праведно и благочестиво. Хорошие убеждения не принесут пользы без правильных норм нравственного поведения.

Во второй главе послания Тит получает наставления о том, чтобы проповедовать обязанности, требуемые от христиан обоих полов и разных возрастов. Он должен учить старцев тому, как им поступать, чтобы их седые головы, пребывая в свете праведности, могли бы быть для них венцом славы (стих 2). Также он обязан учить престарелых женщин (стих 3), чтобы те соответственно могли учить молодых (стих 4). Здесь же Тит наставлен, как применить здравое слово к молодым людям.

Служители должны быть до такой степени конкретны в проповеди, чтобы, насколько это возможно, соотнести ее с обстоятельствами каждого верующего. Это и есть наилучший способ достигнуть сознания каждого человека. Таким образом, служители должны стараться правильно разделить слово истины и, как мудрые и верные домостроители в доме Божьем, дать каждому свою порцию пищи в должное время. Чтобы верующий взял свою порцию, питался ею и переваривал ее, и, вместо того чтобы говорить: «Это предназначалось для того-то», — он научился говорить: «Это сказано для меня!».

Тит получает наставление увещевать молодых людей. Он должен наставлять их, что им делать, каковы их обязанности. Тит должен напомнить им эти обязанности, чтобы они знали их, когда у них будет случай исполнить их. Он должен поощрять и побуждать юношей к своим обязанностям, убеждать их мотивами и аргументами. Служитель должен ободрять их в исполнении обязанностей и утешать, чтобы они могли исполнять их с радостью. Все это включено в то слово, которое используется здесь: «увещевать».

Ибо некоторые несведущи и нуждаются в обучении, а другие беззаботны и нуждаются в пробуждении. Некоторые думают, что их обязанности маловажны, и от таковых мы должны требовать немедленных действий, показывая их необходимость. Другие думают, что это невыполнимо — и таким мы должны проповедовать благодать, которая облегчит исполнение обязанностей.

При акцентировании на практическом благочестии трудно сказать, что более милостиво — убеждение или наставление. И что лучше служит нашей цели: хорошие правила, показывающие нам, что нам следует делать, или хорошие причины, убеждающие нас в том, что это наш долг и это в наших интересах — исполнять их. Наверное, некоторым больше нужно одно, а некоторым — другое. И Писание предоставляет нам в избытке то и другое, чтобы снарядить Божьего человека для каждой ситуации.

Употребленное в стихе 6 слово «увещевай» в греческом оригинале имеет оттенок «призывай» или «побуждай», и это — дело служителей, ваших наставников.

Часто и настойчиво, всякий раз, когда нам предоставляется случай, мы призываем вас, мы побуждаем вас выполнять свои обязанности, не шутить с ними, остерегаться греха и не подвергать себя опасности его воздействия. Слово Божье, обращенное к вам, гласит: «Вот путь, идите по нему, если бы вы уклонились направо, и если бы вы уклонились налево» (Ис. 30:21).

Тит должен увещевать их через свою публичную проповедь, и при этом ему необходимо подбирать слова, чтобы попытаться убедить их. В одну субботу начальники еврейской синагоги после чтения закона и пророков просили у Павла «слово наставления к народу» (Деян. 13:15). Публичное наставление к людям одного возраста или одинакового социального положения может быть полезно и для других. Они не должны сидеть рядом и беззаботно слушать слово, но, так или иначе, применить слышанное к себе. То, что мы говорим к некоторым, мы говорим ко всем.

Но и этого было недостаточно, и поэтому служитель должен был наставлять верующих в своих личных беседах. Ему приходилось навещать их в домах и там давать им слово увещания. Особым способом преподносил он увещание тем, кто остро в нем нуждался. В таком случае он давал увещание с примером его практического применения. В этом, а также и в других случаях, вы должны быть особенно сильными духом и способными хорошо передавать весть. Когда он находился в компании молодых людей, он должен был давать им хороший совет. Вместо того чтобы позволить себе быть суетным, как они, он должен пытаться сделать их степенными, как он.

Служители должны проповедовать не только с кафедры, но и вне ее. Их разговор должен быть постоянной проповедью, потому что, поступая таким образом, они смогут быть более конкретны в применении и соотнестись с людьми и ситуациями лучше, чем в ходе своего публичного служения. Те служители, которые жалуются, что они хотели бы делать это регулярно и серьезно, но не в силах нести этот груз, все же не имеют извинения в том, что они не делают этого время от времени, но возможностям. Да они даже не искали бы оправдания, если бы они только имели желание это делать.

То, в чем служитель должен наставить молодых людей, — это быть целомудренными. Весь закон, касающийся их, заключается в следующем: наставлять их, чтобы они были целомудренными. Значение этого слова очень важное и широкое.[1] Оно дает отпор всем плохим привычкам и плохим действиям, которые так вредны и губительны для молодых людей.

Это слово говорит об обязанностях молодых мужчин, но оно также дважды использовано по отношению к молодым женщинам — «чтобы вразумляли молодых» (Тит. 2:4). Служители должны вразумлять молодых женщин, то есть давать им такие советы и примеры, которые могли бы помочь им быть целомудренными. И снова — чтобы они могли научить молодых быть целомудренными (Тит. 2:5). Таким образом, быть целомудренными — это обязанность, как молодых женщин, так и молодых мужчин. Это увещевание принадлежит обоим полам этого возраста. Также и мое наставление ко всем молодым людям, которые слышат его сегодня: я умоляю вас принять слово увещевания. Ибо если вы отвергаете его, то делаете это на свой страх и риск. Ведь оно исходит от Бога, и отвержение Божьего увещания — это самая большая опасность для вас.


 

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ЧТО ТАКОЕ ЦЕЛОМУДРИЕ?

 

Давайте посмотрим, на чем мы настаиваем, когда призываем вас быть целомудренными. Я буду придерживаться слова, использованного в тексте оригинала, а также его разных значений. Это то самое слово, которое используется с целью изложить третью часть наших христианских обязанностей, и поставлено первым в списке трех уроков, которым учит нас благодать Божья, — то есть жить целомудренно (Тит. 2:12). А в другом тексте Священного Писания оно поставлено последним в списке трех превосходных качеств благодати: Бог дал нам «духа... силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1:7).

 

1. Рассудительный (вдумчивый).

2. Благоразумный (мудрый).

3. Смиренный (скромный).

4. Воздержанный.

5. Кроткий (мирный).

6. Непорочный.

7. Целеустремленный.

8. Невольный.

9. Серьезный.

 

Рассудительный (вдумчивый).

Вы должны быть рассудительными и внимательными, а не поспешными и небрежными. Быть целомудренным — это значит использовать наш разум как в собственных рассуждениях, так и в общении с нашими сердцами. Это значит использовать те благородные силы и способности, благодаря которым мы отличаемся от животных и стоим выше них. Ибо мы одарены ими для великих целей, для того, чтобы сердцем и умом не напрасно принимали Божью благодать, но, будучи разумными существами, могли поступать разумно, как нам положено и подобает. Когда вы были детьми, вы научились говорить. А когда же вы научились думать, думать серьезно, думать целеустремленно? Ваша голова полна плавающих мыслей, чуждых и неуместных. Но когда же у вас будут конкретные и неизменные мысли? Когда вы будет думать, заботясь о применении тех великих вещей, от которых зависят ваши вечные мир и благополучие?

Некоторые советовали изучение математики как что-то необходимое для сосредоточия разума молодых людей и для того, чтобы заставить их думать.

Мне бы хотелось, чтобы такое воздействие могло быть достигнуто чем-то другим, по лучше всего это может быть сделано глубоким беспокойством о своей душе и об ином мире. И когда это беспокойство восторжествует, то оно эффективно сосредоточит их мысли на самой лучшей цели. Ведь когда вы однажды увидите величие того Бога, с Которым вам придется встретиться, а также значимость той вечности, на пороге которой вы стоите, то вы поймете, что пришло время думать и что самое время позаботиться о себе.

Научитесь думать не только о том, что прямо перед вами, что поражает чувства и волнует воображение, но и о причинах и следствиях, об обосновании вещей. Научитесь открывать истины, сравнивать одну истину с другой, аргументировать на их основании, применять их к себе и доводить их до конца. Научитесь сосредотачиваться не на том, что первое пришло вам на ум, но на том, что должно быть на первом месте и что заслуживает вашего внимания в первую очередь.

Множество людей погибает, потому что они не думают. Необдуманность — это причина гибели тысяч, и много драгоценных душ гибнет из-за простой легкомысленности. «Ибо так говорит Господь Саваоф: задумайтесь о путях ваших», углубитесь в свои души и начните знакомиться с ними. Это будет самое полезное знакомство, какое только может быть, и оно послужит в ваших интересах. Пока вы жаждете видеть мир и познакомиться с ним, не будьте незнакомцами сами для себя.

Уделяйте время размышлениям, желайте время от времени оставаться в одиночестве, но не позволяйте одиночеству и уединению смущать вас. У вас есть собственное сердце, с которым вы можете говорить, и рядом с вами Бог, с Которым у вас может быть приятное общение.

Научитесь думать свободно; Бог приглашает вас к этому: «Тогда придите — и рассудим» (Ис. 1:18). Мы желаем, чтобы вы не просто принимали вещи на веру, но чтобы исследовали их беспристрастно, как благомысленные верияне, исследовавшие Писание ежедневно, чтобы убедиться, точно ли это так, как говорят апостолы. Непорочное христианство и серьезное благочестие не боятся тщательного исследования свободной мысли, и ни во что ставят бессильную злобу предвзятой мысли.

Я убедился, что есть и такие, которые под предлогом свободомыслия злыми намеками стараются поразить веру молодых людей в Божественный авторитет Писания, и разрушить всю веру в Божьи откровения, превращая святые вещи в шутку или насмешку. Но они незаконно присваивают себе благородный характер свободомыслящих людей — он не принадлежит им. Они так же далеки от свободы, на которую они претендуют, как и от искренности, о которой они уверяют. Это несомненно, что гордость и притворство — их оригинальность, а дух противоборства и противоречия точно так же порабощает их мысли с одной стороны, как слепые вера и послушание — с другой. Хотя они и обещают людям свободу, но они только обманывают их. И под видом исключительных знатоков разума, высмеивая всех, кто не согласен с ними, они так же властно пользуются доверчивостью человека, как когда-то под видом исключительных знатоков веры делали это папы римские и католические соборы, предавая анафеме всех, кто отличался от них.

Научитесь думать сами, думать о самих себе, думать с последующим применением. Подумайте о том, кто вы и па что вы способны. Подумайте о Том, Кто сотворил вас и для чего. Задумайтесь, для какой цели вы были наделены силами разума и вам служат нижестоящие творения. Подумайте о том, что вы делали с тех нор, как пришли в этот мир. Подумайте о великих делах, для которых вы были посланы в этот мир, о суете детства и юности. Как рассказанная сказка, неминуемо пролетели эти годы. И поэтому, не пора ли, не время ли для самых молодых из вас стать верующими и войти в жизнь прямым путем?

Что касается ваших конкретных действий: не ищите себе приключений, как делают те, которые презирают собственные пути. Подумайте о том, что вы делаете, еще до того, как вы это сделали, чтобы после не раскаиваться в этом. Не делайте ничего поспешно, но всегда говорите и поступайте, руководствуясь великим законом обдумывания. Обдумывайте путь ваш, чтобы это был прямой путь.

Некоторые люди гордятся своей беспечностью, а вы напомните им то самое, о чем их предупреждали. Они отвергают это с отговоркой, что не заботятся о своих обязанностях, и им нет дела до того, что было сказано, и что они об этом даже ни разу не вспоминали. Они упиваются своим позором. Но вы не будьте беспечны по отношению к ним, потому что появляется надежда обратить внимание их сердец на истины, им засвидетельствованные, на размышление над ними с разумным подходом и беспокойством.

 

Благоразумный (мудрый).

Вы должны быть осторожными и предусмотрительными, а не своевольными и безрассудными. Благоразумие — это важная часть целомудрия. Вы должны не только рационально думать, но, помыслив таким образом, должны мудро поступать, потому что это будет в ваших же интересах. Поступайте продуманно, смотрите перед собой, смотрите по сторонам, смотрите под ноги и выбирайте свой путь не как глупцы, но как мудрые.

Когда Давид вышел из отчего дома, цель его была: «Буду размышлять о пути непорочном», молитва же: «Когда Ты придешь ко мне?» (Пс. 100:2). И, соответственно, мы видим, что цель его была достигнута и молитва отвечена: «Давид во всех делах своих поступал благоразумно, и Господь был с ним» (1 Цар. 18:14). Господь будет Сам вести тех, которые управляют собой, но Он справедливо оставит тех, которые любят блуждать, блуждать бесконечно.

Отложите в сторону детские глупости вместе с другими детскими вещами, не думайте и не говорите, как дети, всю свою жизнь. Поддерживайте принципы мудрости, применяйте к себе правила мудрости и будьте водимы этими правилами. Мудрость благоразумного человека — это понимать собственный путь и собственное дело, а не судить других людей. Такая мудрость будет полезнойво всех случаях, чтобы указать, какие меры и шаги предпринять.

Молодежь склонна к самоуверенности и раскованности и поэтому решительна и категорична в ущерб самой себе. Но вы не будьте такими, а позвольте разуму и совести, согласно обязанности занимаемого ими места, обуздывать неистовство аппетита и страсти. Позвольте им исправлять ошибки, брать верх над необдуманными повелениями юмора и прихотей и уменьшить властную и чрезмерную силу этих тиранов.

Как часто Соломон выделяет это для молодого человека, которого он взял на обучение: «Сын мой, будь мудр; мудрость — это главное, поэтому приобретай мудрость, приобретай разум» (Прит. 4:7).

Вы, которые бросаетесь в мир, должны взять своим проводником мудрость, иначе вам грозит опасность разбиться о ту или иную скалу. Она должна быть вашим столпом облачным и огненным, за которым вы должны следовать, проходя через эту пустыню.

Будьте требовательны к своим суждениям, не утверждайте вещи легкомысленно, полно и безоговорочно. Следите, чтобы ваши решения, являющиеся результатом ваших размышлений, не оказались неправильными. Всегда оставляйте возможность для пересмотра своих мыслей. Не говорите: «Я сделаю то и другое; я решил, что сделаю это, что бы ни было сказано вопреки. Я буду идти по пути сердца моего и делать то, что правильно в моих глазах, чего бы мне это ни стоило». Никогда не делайте ничего, что не направлено мудростью.

Поэтому в любом решающем или трудном случае будьте готовы выслушать совет ваших друзей и полагаться больше на суждение тех, кто имеет больший жизненный опыт, чем на свое собственное мнение. Советуйтесь с теми, кто мудр и добр. Спрашивайте, что бы они сделали, если бы были на вашем месте, и вы увидите, что «при многих советниках благоденствие» (Прит. 11:14). Вы увидите, что часто то действие оказывается наилучшим, которое менее всего происходило от вас самих. А если это действие не окажется таковым, то для вас удовлетворение будет в том, что вы не сделали его без совета и тщательного обдумывания и что вы сделали все наилучшим образом исходя из того, как представлялось дело вам тогда.

Какая лучшая похвала может быть дана молодому человеку, чем сказать, что он мудр? Или какая худшая оценка, чем сказать, что он упрям? Вы можете увидеть образец первого типа в Соломоне, который называет себя отроком: «Не знаю ни моего выхода, ни входа» (3 Цар. 3:7). И все же его отец называет его мудрым человеком, который знает, что должен делать. Образец второго типа можно разглядеть в характере непослушного сына, которого должны были побить камнями, против которого выдвигается следующее обвинение: «...непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей» (Втор. 21:18,20). Это глупцы, на которых мало надежды. Они «презирают мудрость и наставление» (Прит. 1:7). Невозможно помочь тому, кто не слушает совета. Будьте мудрыми не только в глазах людей, но на самом деле. Изучайте Писание, потому что через него вы получите больше разума, чем имеют старцы, чем имеют все ваши учителя (Пс. 118:99-100). Делайте ваши выводы на основании удач и неудач других, чтобы вы могли брать пример с тех, кто преуспевает, и учиться предостережению у тех, кто поступает худо. Смотрите на тех и других и извлекайте для себя урок. Но особенно будьте искренни перед Богом в молитве о мудрости, как был Соломон. Его молитва была приятна и принята на небе. «Если же у кого из вас», — в том числе и у молодого человека, — «недостает мудрости», — и он осознает, что у него ее недостает, — «да просит у Бога» (Иак. 1:5). После таких указаний ему дается ободрение так делать, «ибо Господь дает мудрость» (Прит. 2:6). У Него есть от чего давать. Он дает с наслаждением и щедростью. Он особенно держит на примете в раздаче этого дара молодых людей, ибо написано: «Дать... юноше знание и рассудительность» (Прит. 1:4).

Поскольку некоторые готовы выслушать совет, но не желают быть укоряемы, нам сказано, что Он дает без упрека. Однако этого ободрения как будто недостаточно для нищих у ворот мудрости. Для каждого, кто истинно ищет, есть еще и ясно выраженное обещание, что он будет искать не напрасно. Это обещание не типа «может быть», но твердой уверенности: «И дастся ему» (Иак. 1:5). Для всех истинно верующих Христос есть и сделается «премудростью от Бога» (1 Кор. 1:30).

 

Смиренный (скромный).

Вы должны быть смиренными и скромными, а не гордыми и самодовольными. Молодым рекомендуется облечься в смиренномудрие (1 Пет. 5:5), что значит быть целомудренными.

Наблюдение, сделанное мною по короткому знакомству с этим миром, состоит в том, что я видел молодых людей, погубленных гордостью, больше, чем, наверное, любой другой похотью. Поэтому позвольте мне настоять на том предостережении со всей серьезностью, так как оно высказано более чем с обычной важностью (Рим. 12:3). «По данной мне благодати, всякому из вас говорю...» Что же это за слово, что имеет божественное происхождение и вызывает всеобщее беспокойство? Вот оно: «Не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно».

Будьте сдержанны и скромны во мнениях о себе: о своих внешних и внутренних дарованиях, о своих знаниях и достижениях, обо всех своих поступках и обо всех тех вещах, которые вы называете заслугами и достижениями. Не хвастайтесь ложным даром, которого вы не имеете, и не кичитесь тем даром, который вы имеете. Закрывайте глаза на то, что в вас достойно похвалы, так как большинство людей закрывает глаза на собственные недостатки. Преуменьшайте это в себе, и больше смотрите на то в других людях, что еще больше достойно похвалы. Пусть красивый не гордится своей красотой, ни остроумный — своим разумом, потому что нет большего унижения для славы, чем когда говорят: «Такой-то миловидный, а такой-то разумный, и они знают об этом». Сияет ли ваше лицо в каком-либо отношении? Будьте, как Моисей, который не знал, что лицо его сияет; и сделайте то же, что сделал Моисей: как только он осознал это, он закрыл лицо покрывалом. Находите больше удовольствия в том, чтобы сказать или сделать достойное похвалы, чем в том, чтобы получать за это похвалу. Ибо «что ты имеешь, чего бы не получил» и из того, что получил, чем ты не злоупотребил? Почему же ты тогда хвалишься? (1 Кор. 4:7).

Постоянно помните о ваших многообразных недостатках. Сколько в вас есть такого, и сколько вами каждый день сказано и сделано того, за что вам должно быть стыдно и за что можно быть униженным. В скольких вещах вы не достигаете уровня других людей, а в намного большем количестве вещей вы не достигаете уровня нормы. Когда вы увидите, сколько еще не знаете, тогда у вас не найдется причины гордиться тем, что вы знаете. Не будет причины гордиться и тем хорошим, что вы делаете, если вы увидите, как часто поступаете плохо.

Уделяйте много внимания кротким размышлениям, которые в состоянии уменьшить ваше высокое самомнение. Имейте смиренное чувство вашей постоянной и необходимой зависимости от Христа и Его благодати, без которой вы ничто и скоро можете стать хуже, чем ничто.

Не думайте о себе, что вы слишком мудрые, или слишком хорошие, или слишком взрослые, чтобы быть укоряемыми в том, что плохо, или слишком хорошие, или слишком взрослые, чтобы быть укоряемыми в том, что плохое или научаемыми поступать лучше. Когда вы будете в два или три раза старше, вы все равно не будете слишком старым, чтобы учиться и возрастать в знании. «Кто думает, что он знает что-нибудь», что он знает все и не имеет нужды в наставлении, «тот ничего еще не знает так, как должно знать» (1 Кор. 8:2). И поэтому тот, кто кажется мудрым — кажется таковым себе или другим — «тот будь безумным, чтоб быть мудрым» (1 Кор. 3:18). Пусть он осознаёт свою собственную глупость, чтобы это могло стимулировать его в использовании средств мудрости, и чтобы он был способен принять дар мудрости.

Не будьте уверены в собственном мнении, не будьте самоуверенными и не смотрите с презрением на тех, кто думает не так, как думаете вы. Елиуй является хорошим примером скромности и смирения для людей вашего возраста. Он был скорым на слышание и жаждущим учиться, потому что это — возраст учения: «Я молод летами, а вы старцы... я ожидал слов ваших, — вслушивался в суждения ваши... я пристально смотрел на вас», готовый придать тому, что вы сказали, должное значение, ожидая услышать то, чего раньше не знал. Но Елиуй был медлен на слова: «Я робел, и боялся объявлять вам мое мнение», поэтому «я говорил сам себе: пусть говорят дни» (Иов. 32:6,7,11,12). «Не спешите говорить: «Я считаю так и так». Лучше всего тебе помолчать», — сказал однажды авторитетный богослов новичку, который утверждающе говорил с очень большой уверенностью.

Остерегайтесь думать о себе выше своих дел. Вы, подмастерья, не думайте о себе выше своей работы: смирение сделает ваше ярмо легким для вас, а гордым и жестоковыйным ярмо натрет шею. Вы, которые возвышаетесь, не считайте унижением ограничивать себя своим делом и делать его должным образом — следить за ним своими глазами и прикладывать к нему собственные руки. Не стыдитесь ничего, кроме греха.

Но будет еще хуже, если вы будете ставить себя выше своей церкви, выше ее вероисповедания и ограничений. Как будто это унизительно для вас — бояться греха и быть осторожным в словах и делах. Помните, не может быть большего бесчестия для вас, чем безнравственная жизнь. Некоторые люди считают себя выше духовной практики своей церкви: им унизительно молиться, слушать слово и присоединяться к другим в актах поклонения. На самом же деле самая большая честь, которую вы можете себе оказать, — это воздать честь Богу.

Эта же ветвь целомудрия пусть также проявится через вашу внешность и ваше поведение. Пусть выражение вашего лица свидетельствует, что вы не самоуверенны и самодовольны, но что вы проявляете скромность в себе и должное уважение ко всем окружающим, а особенно к тем, кто над вами.Не будьте дерзкими в своем поведении, ни вызывающими в одежде.

Если и есть что-либо такое в одеянии или поведении, чем молодые люди могут невинно гордиться, — и окружающие их люди справедливо будут довольны этим, — так это степенность. Когда это является показателем смирения и скромности, которые правят сердцем, вы убедитесь, что «лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми» (Прит. 16:19). Смирение и скромность — наилучшие украшения в глазах Божьих, а также и у всех мудрых людей они имеют большую ценность. «Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь» (Прит. 29:23) — смиренные будут поддержаны, подбодрены и подкреплены в этой чести.

 

Воздержанный.

Вы должны сдерживать себя и отказывать себе во многом, не потворствуя своим желаниям. В греческом языке для обозначения воздержания используется то же слово, которое переведено в стихе 2 как «целомудренный». Воздержание, в первую очередь, означает умеренное употребление нищи и питья, в чем нужно иметь скромность и, употребляя которые, надо сохранять свой разум от затемнения и свою мудрость от испорченности. Мы должны хранить сердца от обременения их объедением и пьянством. Мы обычно противопоставляем трезвого человека пьяному или пристрастившемуся к выпивке (алкоголику).

И поэтому позвольте мне предупредить молодых людей, чтобы они опасались греха пьянства. Держитесь на расстоянии от него. Избегайте всякого проявления его и приближения к нему. Оно погубило тысячи и десятки тысяч молодых людей. Оно разрушило их здоровье, принесло им болезни и сразило их в расцвете сил. Как много жалких жертв падает перед этой низменной похотью! Пьянство разорило их имущество и ремесло в самом их начале. Когда время, которое они должны были провести в мастерской или в амбаре, проводится в таверне или пивной, и когда деньги, на которые они должны были купить товар или которыми они должны были выплатить свои долги, выброшены для удовлетворения чрезмерной любви к вину и крепким напиткам, — то не удивительно, что вскоре они разоряются и бегут со своей родины.

Остерегайтесь начала этого греха, потому что путь его — но наклонной вниз. И многие, под видом невинного развлечения, проводя вечер за приятной беседой, увлекаются выпивкой и ведут себя безобразно. Вы должны дрожать при мысли о том, насколько губительны последствия: насколько это делает вас непригодным для служения Богу и для своих дел. Как много есть людей, которые были таким образом одурманены и погрязли в эту дремоту, которая одевает человека в лохмотья. И это еще не самое страшное: ибо алкоголь затмевает осознание греховности и гасит искры ревностного служения, что побуждает Духа Благодати покинуть вас. Это будет вечная гибель грешника, если он не покается и не оставит этот грех вовремя. Ведь невозможно отменить или опровергнуть, что «пьяницы Царствия Божия не наследуют».

«Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше» очаровательно и соблазнительно. Не будьте побеждены его обманчивой прелестью, потому что «впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Прит. 23:31-32). Если бы вы видели дьявола, влагающего вам в руки чашу пьянства, то, я осмелюсь сказать, вы не взяли бы ее из его руки. Вы можете быть уверенны, что искушение это исходит от него, и поэтому вы должны опасаться его точно так же, как если бы вы видели все это своими глазами. Если бы вы видели, как кладут яд в стакан, то вы бы не пили из него. Но если это неугодно Богу и губительно для вашей души, то это еще хуже яда. Есть в чаше с вином что-то хуже смерти, и это — ад. Так разве вы не откажетесь в таком случае от нее? Мало ли есть разных лучших способов провести свой вечер после тягот дня, чем выпивать, и выпивать без меры?

Мне жаль, что мы не можем убедить вас полностью — как бы того нам хотелось — в непристойности этого: увы, пьянство стало просто модным. Но послушаетесь ли вы или закроете ухо свое, мы все равно будем настаивать на том, что это грех и что это вред для души, как в этой жизни, так и в вечности. И мы, учитывая все это, будем умолять вас страхом удерживать себя от этого греха. Ведь это настоящее бесчестье для разумного существа, которое таким образом лишается своего венца и приравнивается к животным. Мы умоляем вас, принимая все это во внимание, не позорить себя перед Богом и своей собственной совестью. Это такой грех, который особым образом позорен и пагубен для тех, кто исповедует веру. Возможно, вы были хорошо образованы, воспитаны в трезвых семьях, видели примеры трезвости и испытали честь и удовольствие трезвых разговоров, да и сами причислили себя к трезвым людям. Если же вы считаете, что вам будет весело, когда вы избавитесь от всех ограничений трезвого образа жизни и позволите себе вольности пьяницы, — какой это будет для вас позор, какой упадок, какое отпадение от первой любви! И чем все это закончится? Возможно, вы предали свою верность Господу Иисусу за столом — как же осмеливаетесь вы пить чашу Господню и чашу бесовскую?

Пусть христиане, которые стали для нашего Бога царями и священниками, применят к себе тот урок, который дала Соломону его мать: «Не царям, Лемуил, не царям» — значит и не христианам — «пить вино... чтобы, напившись, они не забыли закона» — не забыли Евангелие (Прит. 31:4-5).

Но это еще не все, о чем я хотел бы предупредить вас в этой главе. Молодые люди не должны быть щепетильными и изысканными в своем питании, ни жаждать, чтобы все ощущения были доведены до вершины наслаждения: «Не прельщайся лакомыми яствами его; это — обманчивая пища» (Прит. 23:3). Это правда, что употребление их законно, но также правда и то, что любовь к яствам опасна: потворствовать аппетитам тела зачастую пагубно для души и ее истинных интересов.

Своевременно научитесь наслаждаться тем, что разумно и духовно, и тогда ваши уста не будут склонны к тем удовольствиям, которые грубы и присущи только животным. Бойтесь того, чтобы через потворство телу и его похоти вы не скатились постепенно до мрачной репутации тех, которые «более сластолюбивы, нежели боголюбивы» (2 Тим. 3:4).

Тело создано для того, чтобы быть слугою душе, и обращаться с ним нужно соответствующим образом. Мы должны давать ему так же, как мы должны давать, например, и нашим слугам — давать то, что справедливо и беспристрастно. Пусть у тела будет то, что ему надлежит. Но не позвольте ему доминировать, потому что нет ничего более недопустимого, чем раб, «когда оп делается царем» (Прит. 30:22). И не изнеживайте его, потому что «если с детства воспитывать раба в неге, то впоследствии он захочет быть сыном» (Прит. 29:21).

Поэтому будьте мертвыми для чувственных наслаждений, умертвите любовь к легкой жизни и удовольствиям, своевременно научитесь переносить трудности. Приучите себя отказывать себе. Поступая так, вы облегчите себе жизнь и будете лучше переносить как обычные бедствия человеческой жизни, так и страдания ради праведности. Те, которые проявят себя добрыми воинами Иисуса Христа, должны переносить трудности и лишения, должны приучить себя к суровости жизни (2 Тим. 2:3).

 

Кроткий (мирный).

Вы должны быть мягкими и кроткими и не потворствовать своим страстям. Целомудрие включает в себя сдержанность и здравомыслие, которые противопоставлены безумию и насилию. Мы нуждаемся в рассудительности, чтобы ограничивать и сдерживать не только наши чрезмерные страсти к тем вещам, которые приносят приятные ощущения, но и наши незаконные негодования на те вещи, которые неприятны нам. Такое досадное познание добра и зла человечество получило вследствие того, что вкусило запретный плод.

Молодые люди особенно склонны к тому, чтобы быть вспыльчивыми и неистовыми, чтобы негодовать на обиды и стремиться к мести, как Симеон и Левий, чьи гнев и ярость были прокляты (см. Быт. 49:5-7). Их гнев был свиреп, а ярость жестока. Обычно страсть необузданна, потому что гордость не умерщвлена. Молодые люди любят свободу и поэтому не терпят контроля. Они упрямо держатся своего мнения и не могут сносить опровержения, поэтому мгновенно могут вспылить, если им кто-то противоречит. Они считают честью то, что на самом деле является их позором: дать вожжи в руки своим похотям, не беспокоясь о том, в какие непристойности они затянут их, и не обдумывая, насколько опасны могут быть последствия.

Научитесь вовремя обуздывать свой гнев и стараться угасить искры раздражения, чтобы они не попали на сухое дерево. Но если костер загорелся, то затушите его сразу же, вселив мир в свои собственные души и поставив стражу у двери ваших уст.

И когда вас оскорбляют — или вы так думаете, — не стремитесь украсить остроумием колкий ответ, который возбуждает ярость, но украсьте мудростью и благодатью ответ кроткий, который «отвращает гнев» (Прит. 1.5:1).

Вы начинаете свой путь в мире и хотели бы, чтобы этот путь был удобен. Ничто не поможет вам в этом больше, чем спокойный дух: «Кроткие наследуют землю». Это было Божье обещание, данное вначале через Давида (Пс. 36:11), а потом и через Сына Давидова (Мф. 5:5). И если у кротких нет изобилия богатств, тем не менее, они будут наслаждаться изобилием мира и покоя. Хорошо управляя своими страстями, вы сделаете себя терпеливыми и снисходительными к окружающим вас. Таким образом будет предотвращено очень много зла как по отношению к другим, так и к вам самим.

Философы этики оценивали себя в основном по тому, какое воздействие оказывали на молодых людей их наставления смягчить свой нрав, научиться управлять своими страстями и держать их под строгим контролем. В придачу ко всем тем доводам, предлагаемым разумом в пользу кротости, христианство добавляет авторитет Бога, сотворившего нас и запрещающего поспешный гнев, приравняв его к убийству. Оно предлагает пример Господа Иисуса Христа, Который искупил нас и призывает нас научиться у Него быть кроткими и смиренными духом. Христианство предлагает утешение Духа, которое направлено на то, чтобы сделать нас приятными для самих себя и других. Оно предлагает нам познание Божьей милости и благодати в Его терпении к нам и прощении нас. Будет ли это божественное небесное установление принято, чтобы искоренить корень горечи, который питает досаду и обиду? Соделает ли наставление нас м



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: